Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Социально-философская проблематика повести Герцена «Доктор Крупов» и рассказа «Сорока-воровка».
Вслед за романом «Кто виноват» Герценом были написаны повести «Сорока-воровка» (1848) и «доктор Крупов» (1847).
В повести «Сорока-воровка» Герцен обличает несовершенство российского социума, усматривая одно из главных его зол в крепостном праве. Но проблематика повести, как всегда у Герцена, шире прямолинейного обличения. Жертвой крепостного закабаления в произведении оказывается талантливая русская актриса - человек с ярко выраженным чувством собственного достоинства, невероятным самообладанием, и высочайшей, не характерной для обычной крестьянки внутренней культурой европейского образца. Образ героини Анеты напоминает героинь Жорж Санд. Женский вопрос в России. Обсуждают западник, славянофил и беспартийный.
Взволнованные слушатели молчат; автор сравнивает их с «прекрасной надгробной группой» героине. «Все так, — сказал, вставая, славянин, — но зачем она не обвенчалась тайно?..»
Повесть написана от лица и под авторством доктора Крупова, как вступление к его научному, психологическому трактату. Крупов — один из персонажей романа «Кто виноват? ». В повести «Доктор Крупов», написанной в форме дневника доктора, где тот излагает свои соображения о странных психических отклонениях в сознании людей, искренне убежденных в своем здравомыслии, – Герцен продолжает тему «безумия», пронизывающего все общество, живущее традиционными представлениями, и дает ей широкую философскую трактовку. При этом широта взгляда Герценафилософа вновь, как и в финале «Кто виноват? », имеет скрыто пессимистическую окраску. Доктор Крупов, медик и социолог в одном лице, ставит откровенно неудовлетворительный диагноз обществу, которое, по его мнению, охвачено множеством различных недугов.
К наиболее страшным из них он относит романтизм – «духовную золотуху», неестественным образом раздражающую человеческий организм и истощающую его «страстями вымышленными», и аристократизм – «застарелую подагру нравственного мира». Если, по определению доктора, «всякий человек… с малых лет, при содействии родителей и семьи, приобщается малопомалу к эпидемическому сумасшествию окружающей среды», то где гарантия, что когданибудь будет положен конец этому процессу? Правда, наряду с пессимистически звучащим утверждением, что вся человеческая история есть «не что иное, как связный рассказ родового хронического безумия», герой высказывает суждение, что одновременно происходит «медленное излечение» человеческого рода, позволяющее надеяться на то, что «через тысячу лет двумятремя безумиями будет меньше». За этим суждением, конечно, стоит надежда самого автора, его вера в науку и прогресс человеческого знания, однако предлагаемые героем в конце повести конкретные рекомендации к излечению людей, страдающих от «эпидемического сумасшествия», а именно – воздействовать на них «шампанским» или «бургонским» – слишком наивны, чтобы принимать их всерьез и за простодушным научным оптимизмом Крупова не увидеть тайных герценовских сомнений в отношении обнаружения, будь то в настоящем или в будущем, подлинных способов излечения, которые могли бы радикально изменить в лучшую сторону несовершенную человеческую природу.
Доктор Крупов, который является как бы автором повести, перед публикацией своего основного труда публикует вступление к нему, где раскрывает причины, по которым он решился написать свой трактат. Заодно Крупов достаточно подробно рассказывает свою биографию. Первое побуждение написать подобный труд возникло у Крупова ещё в ранней юности, когда он наблюдал за другом своего детства Лёвкой. Лёвка жил в полном единении с природой, был искренен, любил друзей и не любил врагов, хоть одним из его врагов был отец. Он был мало приспособлен к жизни в человеческом обществе, у него не было талантов ни к письму, ни к чтению. И за это односельчане смеялись над ним, считая его дурачком. Крупов делает вывод, что деревенские были сумасшедшими, не меньше, чем Лёвка. Только Лёвка был безумцем на свой лад, за то и был не любим[1]. Поступив в Московскую медико-хирургическую академию, Крупов продолжает наблюдения на профессиональной основе. Объектами его наблюдений становятся пациенты дома для умалишенных. И здесь он утверждается в тех выводах, к которым пришёл, наблюдая за Лёвкой[2]. Рассмотрев «официальных» сумасшедших, признанных таковыми обществом, доктор переключается на простых обывателей. И в них он находит несомненные признаки безумия. Поведение своей кухарки Матрены Бучкиной, Крупов не может объяснить ничем кроме поражения головного мозга. Она спаивает своего мужа, после чего сама же получает от него взбучку, но при этом возмущается, когда ей предлагают не покупать ему вина и с другой стороны возмущается, когда ей советуют терпеть побои. Она любит свою дочь, но нещадно лупит её и отказывает ей в каком-либо лечении. Только тяжелая болезнь мозга, по мнению Крупова причина такого поведения. Целый рассадник умалишенных Крупов обнаруживает в канцелярии врачебной управы. Крупов приводит ещё два примера психических заболеваний. Богатых супругов, которые ненавидят и изводят друг друга, ходят на сторону и нет ни единого препятствия для развода, но они упорно остаются вместе. И второй пример — богатый помещик, испытывая большие унижения, зазывает всякого проезжающего крупного чиновника на обильный обед или ужин без всякой для себя пользы. Углубившись в изучения истории и географии доктор приходит к выводу, что всеобщее умопомешательство не знает ни временных, ни географических границ[3]. 7. Оппозиция романтизма и действительности в романе Герцена «Кто виноват? » Бельтов как тип «лишнего человека». Подобный «материалистический» взгляд на вещи защищает в доктор Крупов, убежденный в том, что все идейные мотивы, которыми руководствуются люди, включая веру в судьбу и Провидение, в конечном счете могут быть сведены к простейшим столкновениям физических, природных элементов, познаваемых самой трезвой из существующих наук – медициной. Позиция Крупова во многом напоминает последовательно «материалистическую» позицию брата Герцена А. А. Яковлева. |
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 1020; Нарушение авторского права страницы