Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Природа и человек в поэзии Тютчева.



 

1. Мифопоэтическое творчество Тютчева – миф о создании Вселенной: поэтическая космогония. Пейзажная лирика – больше, чем конкретно-чувственные переживания – это субстанциональные стихии: вода, гроза, ночь, солнце, ветер и т.д. – герои индивидуально-авторского мифа. Богоподобность природы – близость с йенскими романтиками.

2. Системность мифа: оппозиция «Бытие – Небытие» и его вариации (Хаос – Космос, Ночь – День, Смерть – Жизнь, Север – Юг) – концепция Лотмана. Члены меняются местами.

3. Мотив дня и ночи («День и ночь», 1839): день – духовная смерть, ночь – положительное начало, причастность человека ко всей полноте бытия («Святая ночь взошла на небосклон…», 1850). Ночь – Хаос – созидательная сила («О чем ты воешь ветер ночной»). Приобщение к небытию – высший духовные подъем.

4. Стихия воды: от океана до человеческих слез. Выделилась во время космогонии из Хаоса. «Певучесть есть в морских волнах…»

5. Человек. Трагическая вина ч-ка в худ. мире Тютчева в том, что он посмел поставить выше того, что его породило (Природа), осмыслить свою индивидуальность и с самоценность. Двойное бытие. Промежуточность человека между природным и человеческим, дневное – знакомое бытие, ночное инобытие или Хаос – бесконченое и захватывающее дух бытие («О, вещая душа моя…» 1855).

 

 

 

Любовная лирика Тютчева // Любовная лирика Некрасова.

 

Некрасов Николай Алексеевич (1821 – 1877\78)

 

1. 50-е годы – любовная лирика, сочетающая социальность и психологизм, «прозу» и «поэзию чувства». Тема женской судьбы – угнетенная женщина – образ, созданный до Сони Мармеладовой и Насти Крюковой («Еду ли ночью по улице темной…»). Дитя несчастья выше богинь любви.

2. Панаевский цикл: Авдотья Яковлена Панаева – гражданская жена Некрасова (ок. 20 лет, с 1846 г.). Цикл – речь обычного, однако мыслящего человека, страстно влюбленного, боящегося нарушить свое счастье.

3. «Проза в любви»: прозаизация лирики – отнологическая категория лирики Некрасова – расширение поэтической области стиха. 

4. Стихотворения цикла – непрекращающийся диалог с любимой, за каждым из которого стоит реальная жизнь. Стихотворения имеют вид не начатой и не законченной, а словно продолженной речи: «Ты всегда хороша несравненно…», «Так это шутка? милая моя…», «Мы с тобой бестолковые люди…».

 

 

Поэтика Тютчева: структура художественного образа, система оппозиций, язык.

 

1. Структура художественного образа. Мифопоэтическое творчество Тютчева – миф о создании Вселенной: поэтическая космогония. Пейзажная лирика – больше, чем конкретно-чувственные переживания – это субстанциональные стихии: вода, гроза, ночь, солнце, ветер и т.д. – герои индивидуально-авторского мифа. Богоподобность природы – близость с йенскими романтиками.

2. Система оппозиций. Системность мифа: оппозиция «Бытие – Небытие» и его вариации (Хаос – Космос, Ночь – День, Смерть – Жизнь, Север – Юг) – концепция Лотмана. Члены меняются местами. В одних стихотворениях день – ложное бытие = «небытие» («День и ночь», 1839). Мотив дня и ночи, мотив моря, двойное бытие человека.

3. Язык. Тынянов: язык Тютчева продукт переразложения жанровой высокой ораторской поэзии 18 века – «микроскопическая ода» - и ее сращение с романтическим фрагментом. Ораторские зачины («Не то, что мните вы, природа»), учительские интонации и вопросы-обращения («Но видите ль? Собравшися в дорогу»), «державинские» многосложные эпитеты и вопросы-обращения, составные эпитеты («пасмурно-багровый»). 

 

Поэзия «чистого искусства»: представители, темы, образный мир.

«Чистое искусство» (или «искусство для искусства», или «эстетическая критика»), направление в русской литературе и критике 50—60-х ХIХ в., которое характеризуется углубленным вниманием к духовно-эстетическим особенностям литературы как вида искусства, имеющим Божественный источник Добра, Любви и Красоты.

Традиционно это направление связывают с именами А. В. Дружинина, В. П. Боткина, П. В. Анненкова, С. С. Дудышкина. Из поэтов позиции «чистого искусства» разделяли А. А. Фет, А. Н. Майков, Н. Ф. Щербина. Главой школы был А. В. Дружинин.

В своих литературных оценках критики разрабатывали не только понятия прекрасного, собственно эстетического, но и категории нравственно-философского, а подчас и социального порядка. У словосочетания «чистое искусство» был еще один смысл — «чистое» в значении совершенного, идеального, абсолютно художественного. Чистое — это, прежде всего, духовно наполненное, сильное по способам самовыражения искусство. Позиция сторонников «чистого искусства» заключалась не в том, чтобы оторвать искусство от жизни, а в том, чтобы защитить его подлинно творческие принципы, поэтическое своеобразие и чистоту его идеалов. Они стремились не к изоляции от общественной жизни (это невозможно осуществить никому), а к творческой свободе во имя утверждения принципов совершенного идеала искусства, «чистого», значит, независимого от мелочных нужд и политических пристрастий.

Основные темы поэзии «чистого искусства»

Любовь

Природа

Искусство

Лирику отличает богатство оттенков: нежность и душевная теплота.

Образность, нетрадиционность сравнений, эпитетов; очеловечивание природы, нахождение отзвука своим настроениям и чувствам.

Певучесть и музыкальность.

Русская литература 50-х—60-х годов насчитывает несколько известных и ныне поэтов, составляющих плеяду жрецов чистого искусства. К ним относятся Алексей Толстой, Полонский, Майков и Фет. Все эти поэты в прошлом русской литературы восходят к Пушкину, который в большинстве своих юношеских стихотворений являлся теоретиком чистого искусства и указал впервые в русской литературе на значение поэта.

Поэзия — самоцель для поэта, необходимо спокойное созерцание, замкнувшись от суетного мира, и углубиться в исключительный мир индивидуальных переживаний. Поэт свободен, независим от внешних условий. Назначение его идти туда, куда влечет свободный ум.

Одновременно для всех этих поэтов типично полное равнодушие к господствовавшим в тогдашней общественной жизни революционным и либеральным тенденциям. Глубоко закономерен тот факт, что в их произведениях мы не найдем ни одной из популярных в 40—50-х гг. тем — обличение феодально-полицейского режима в различных его сторонах, борьба с крепостным правом, защита эмансипации женщин, проблема лишних людей и т. п. не интересуют этих поэтов, занятых так наз. «вечными» темами — любованием природой, изображением любви, подражанием древним и т. д.

У этих поэтов были в мировой поэзии свои учителя; в современной поэзии ими по преимуществу являлись немецкие романтики, близкие им по своему политическому и эстетическому пассеизму. В не меньшей мере поэтам «чистого искусства» была близка и античная литература, творчество Анакреона, Горация, Тибулла, Овидия.

 

Романтический образ и реалистическая деталь в поэзии Фета.

 

Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) (1820 - 1892)

 

1) Традиция романтизма, поэзия намеков. Эстетическое растворение в Красоте как принцип романтического двоемирия.

2) Мотив невыразимого: невыразимое – не стиль, а тема. Рациональнально-конкретный стиль. Разговор о важном – только намеком.

3) Импрессионистические стихотворения с намеками. Расплывчатость реалистическая. Переживания конкретны. Возвышенно-романтический образ и реалистичная деталь.

 

Тема любви и природы в лирике Фета.

 

1. Основа философии – незримая связь ч-ка и природы. «Природные» циклы стихотворений.

2. Индивидуально-авторский миф Фета: Красота, созидающаяя мир, подчиняющая себе Бога, человека, философию, природу и любовь и являющаяся их проявлением.

3. Трудности классификации лирики Фета. Основное содержание поэзии 40 - 50-х годов – природа и любовь. Разговор о важном – намек.

4. Субъект его лирики – это человек, страшно любящий природу и искусство, умеющий ее находить в обыденных вещах. Доминирующее состоянием лир. героя является восторг перед неисчепаемостью мира и человека. Эмоциональное состояние лирического «я» шире повода, его вызвавшего (в лирике, тематически относящейся к теме любви). Прототип любовной героини – Мария Лазич (погибла).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь