Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Эволюция образа главной героини Тургенева.
• Наталья Ласунская – искренне любит и готова на все. Тургеневская девушка и слабый мужчина – Рудин. Лирика. Героиня Тургенева привлекает в первую очередь своей искренностью, чистотой, силой чувств и решимостью. Она любит Рудина всем сердцем. Во имя этой любви девушка была готова на все. Она не скрывает своей любви, смело говорит о ней матери. А, услышав, что матушка ни за что не даст согласия на их брак, Наталья в мыслях уже прощается с родными. Она бы не раздумывая пошла за Рудиным, убежала бы с ним из дома, если бы он позвал. О ее душевной чистоте очень точно говорит сам Рудин: " Всегда, во всем благородна и великодушна! О, сердце девушки - это чистое золото! " Не случайно автор сопровождает описание Натальи, тех чувств, которыми наполнена ее душа, яркими пейзажными зарисовками: "...По ясному небу плавно неслись, не закрывая солнца, низкие, дымчатые тучи... Крупные, сверкающие капли сыпались быстро, с каким-то сухим шумом, точно алмазы; ...трава, еще недавно взволнованная ветром, не шевелилась, жадно поглощая влагу; орошенные деревья томно трепетали всеми своими листочками... Но вот тучка пронеслась, запорхал ветерок, изумрудом и золотом начала переливать трава..." Через волнующие описания природных изменений Тургенев передает всю гамму сменяющихся чувств в душе героини. Тяжело было разочарование Натальи. Она поняла, что Рудин не любит ее, во всяком случае, что его любовь не способна выдержать малейшие трудности, самого первого испытания. Ее избранник, вопреки ее ожиданиям оказался не способен на решительные поступки, он " весь рассыпался" перед первым же препятствием. Наталья видела в Рудине не только избранника, но и передового общественного деятеля, обладающего большой душевной силой, способного на поступок. И тем более горьким было ее разочарование не только в самом Рудине, в его любви, но, в какой-то мере, в собственных высоких идеалах. Именно поэтому сама она вскоре " онемев... опустилась на дно" обычной помещичьей жизни. А ведь при других обстоятельствах ее путь мог бы сложиться иначе и прийти в полное соответствие с ее стремлениями. В образе Натальи Ласунской Тургенев изобразил не только и не столько тип молодой девушки из дворянской семьи, не только свой женский идеал - идеал внешней и внутренней красоты. В ее образе автор представил пробуждение лучшей части молодежи, поднимающейся вверх из болота аристократической жизни к высоким нравственным идеалам, молодежи, которая готова к самопожертвованию, к решительным, смелым поступкам. • Лиза Калитина – древнерусские мотивы. Честная, исполняет долг = подчиняется шопенгауэрской Мировой Воле, подразумевающая аскезу, а не страсть. Образ Лизы задумывался Тургеневым как воплощение и олицетворение того «восточного» начала, которое должно излечить разочаровавшегося в Европе и ее ценностях героя романа. Лиза – дворянка по происхождению и воспитанию, но определяющим для ее духовного становления было влияние, оказанное на нее няней Агафьей, привившей ей утраченную образованным сословием старую религиозную этику отречения от мирских соблазнов, мешающих обретению подлинной гармонии духа. Хотя автор специально, посредством ряда внешних указаний, акцентирует внимание на христианских и древнерусских корнях мироощущения и облика своей героини (есть даже основания полагать, что ее образ создавался под воздействием известного Тургеневу жития русской святой Юлиании Лазаревской), сама ситуация, в которой оказывается Лиза, начинающая после знакомства с Лаврецким, пробудившим в ее душе глубокое чувство, метаться между «счастьем» чувственного наслаждения и отрицающим его «долгом», свидетельствует о том, что и здесь, как и в «любовной» повести, тургеневское понимание религиозного отречения все же ближе Шопенгауэру, чем национально окрашенному христианству славянофилов. • Елена Стахова: а она-то уж решилась, но спаслась ли от Мировой Воли, ведь предалась страстной любви. Духовная сподвижница русская девушка Елена Стахова, потомственная дворянка, ставшая против воли родителей его женой, променяв жизнь «для себя» в довольстве и богатстве на полную лишений и опасностей жизнь «для других», тех, кто страдает от общественной несправедливости. В психологическом плане характеры Инсарова и Елены есть достаточно парадоксальное соединение типа Дон Кихота, энтузиаста и альтруиста, готового принести себя в жертву во имя идеала, и нового типа цельного человека вроде Андрея Колосова, не знающего расхождения между словом и делом, а также чувством и долгом и стоящего выше традиционной этики, настаивающей на подобном расхождении как на необходимом условии нравственности. За выбором Елены, последовавшей за новым Дон Кихотом Инсаровым, стоит, по Тургеневу, исторический выбор самой России, ждущей своего – русского Инсарова, способного повести ее, отсталую страну, давно нуждающуюся в коренных социальных преобразованиях, по пути общечеловеческого прогресса.
• Анна Одинцова: «Вы не так меня поняли». Базаров, презиравший дворянский аристократизм и «барство», женскую красоту и «романтическую» поэтизацию любовного чувства, неожиданно для самого себя, одновременно возвышенно и страстно, влюбляется в Одинцову – богачку, аристократку и к тому же обворожительно красивую женщину. Отказ Одинцовой ответить на его чувства болезненно ударяет по базаровской гордости. Из этого «пушкинского» круговорота в «Отцах и детях» явно выпадают, помимо Базарова, такие психологически родственные ему герои, как Павел Кирсанов и Одинцова. Все они посвоему горды, самолюбивы и в силу этого не мягки и не открыты миру, что проявляется, в частности, в их общей нечувствительности к красоте природы и искусства. Противостоят же им мягкие, кроткие, не мудрствующие лукаво герои, не любящие и не умеющие конфликтовать с жизнью как таковой и, как правило, одаренные эстетическим чувством и живо реагирующие на красоту окружающего мира. • Ирина Ратмирова – страсть (гг). Татьяна - долг. Ирина теряет свои лучшие качества из-за европейской праздной и развращающей среды, в которую попадает. Вывернутый треугольник Тургенева: слабая и нерешительная Ирина, достаточно сильный Литвинов. Однако, в отличие от любви Натальи или Инсарова, любовное чувство Ирины, Литвинова и Татьяны или совершенно лишено общественного пафоса, или отличается относительной бледностью. Общественная окраска не лежит здесь в основе любовной тематики. Отношения Литвинова и гораздо более активной, чем он, Ирины, в основном управляются «страстью». Сильнейшей, наиболее прогрессивной стороной «Дыма» является критика в нем реакционности и растленных нравов русского придворно-аристократического дворянства. Эта критика осуществлена Тургеневым в двух, взаимно дополняющих друг друга планах. Попав в эту насквозь прогнившую среду, Ирина теряет в ней свои лучшие качества. Затхлое болото затягивает человека с незаурядными способностями, одаренную и прекрасную женщину. По выразительному определению Г. Успенского, «унижение человеческого достоинства — вот что... потрясает в этой современной... драме. Попробуйте... посмотреть на жизнь тургеневской Ирины (в «Дыме»), и вы придете в ужас от бесчеловечия людей, среди которых прошла ее жизнь». Ирина писалась Тургеневым с княжны А. С. Долгорукой, впоследствии Альбединской, бывшей фаворитки Александра II. Но, как романист впоследствии указал X. Бойезену, «Ирина в романе и Ирина в действительности не вполне совпадают. Это то же и не то же»*. Тургеневская Ирина похожа на Долгорукую высокомерием, молчаливостью, мрачностью, она далеко не чужда желания и умения нравиться. Однако, в отличие от своей модели, образ Ирины содержит в себе черты не только властной женщины, но и жертвы. В ней нет развращенности. Она хочет иной жизни, но только не в силах ради нее расстаться с привычной для нее роскошью. Рядом с «пороками» в Ирине живут «слабости»; в изображении их всего полнее раскрывается художественное новаторство этого образа. Тургенев показал нам весь жизненный путь Ирины — и прежде всего обедневшую княжескую семью, в которой прошла ее юность. Он блестяще показал, как страдает Ирина от этих тягостных для нее унижений бедности и как скрывающееся в ней «что-то своевольное и страстное,... опасное и для других и для нее» в конце концов берет верх над ее любовью к Литвинову. Подобно Зинаиде Засекиной (из повести «Первая любовь») Ирина любит «роскошь», которой она лишена из-за захудалости своего дворянского рода. Но в отличие от Зинаиды, в конце концов ставшей жертвой любимого человека, Ирина жертвует им ради жизненного успеха, перспективы которого оказываются для нее грандиозными. И все же Ирина этого решающего шага не делает. В Бадене она в нравственном отношении осталась такой же, «какой вышла из рук благодатной природы, показавшей к ней истинноматеринскую щедрость: ни семья, ни общество, ни жизнь — ничего ей не дали сверх того, и сама она ничего не приобрела»*. В отношениях к окружающим Ирина «опирается единственно на свой смелый, честный и откровенный характер, который, однако ж, не может дать ей, несмотря на все благороднейшие порывы ее души, ничего, кроме сознания своего превосходства перед другими, да пустых наслаждений гордости и мести»**. Отсутствие нравственного идеала привело Ирину к тому, что она не использовала единственного случая, который представила ей жизнь.
• Марианна Викентьевна Синецкая — племянница Сипягина, молодая девушка, возлюбленная Нежданова, становится революционеркой. Реакция критиков на «Новь» была преимущественно отрицательной, причем как со стороны консервативного лагеря, возмущенного сатирическим изображением в романе сановника Сипягина, так и со стороны народников, в частности Лопатина, отмечавших незнание автором многих сторон деятельности революционеров. Однако после появления в печати материалов судебного дела «процесса пятидесяти» и особенно после судебного процесса Веры Засулич отношение к «Нови» в демократическом лагере стало меняться. Некоторые критики, сравнивая образ Марианны в романе и Засулич, даже называли Тургенева пророком. В ней — все те же черты, которые так привлекают в героинях «Рудина», «Дворянского гнезда», «Накануне»: самоотречение и сострадание к миру: «...если я несчастна, - признается она Нежданову, — то не своим несчастьем. Мне кажется иногда, что я страдаю за всех притесненных, бедны? жалких на Руси... нет, не страдаю — а негодую за них, возмущаюсь, ...что я за них готова... голову сложить». Но даже Марианны — та же ограниченность, «шоры на глазах», что и остальных героев. «Нови» предпослан эпиграф: «Поднимать следует новь не поверхностно скользящей сохой, но глубоко забирающим плугом». Тургенев объяснил, что «плуг в эпиграфе значит не революцию, а просвещение». Подлинный герой для писателя не Маркелов или Нежданов, но — Соломин. *в конце концов тург. Девушка, обрела своё счастье с Соломиным *идеалом Тургенева, хотя по началу и восхитилась/влюбилась в Нежданова, после его самоубийства он просил воссоединиться Соломина и Марианну и они покорно обвенчались (чему и были рады)
|
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы