Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Периодизация и хронология каменного века.



Периодизация и хронология каменного века.

КВ – самый древ.и длин.период в истории человечества, хар-щийся испол.камня как основ.тверд.матер. для изготовления орудий труда. Также испол.вулкан.стекло, кость, дерево, керамика и мяг. орган. материалы. Но они не сохр.
Нач. – 3 млн.лет назад, до появления металла (9-8 тыс.лет назад – на Востоке, 6 тыс. – в Европе). Все наиважн.достижения – в КВ.
Палеолит: 3 млн.-12-10 тыс.до н.э. Мезолит: 10-9 – не позд.5 тыс.до н.э. Неолит: 8-5 – не позд.4 тыс.
Геологич.периоды кайноз.эры антропоген.периода: эоплейстоцен (2 млн. – 800 тыс.), плейстоцен (800-700 тыс. - 10 тыс.лет до н.э.) и голоцен.
Периодизация п-та: олдувай (3 млн.-800 тыс.)+ашель (800-120 тыс.)=ниж., ран.п-т; мустье (120-40 тыс.) – ср.п-т, верх.п-т (на терр-ии Европы нач.40 тыс.лет назад – 10 тыс.до н.э.).
Оледенения: Дунай (2 млн.лет), Гюнц (1 млн.-700 тыс.), Миндель или Окское (500-350), Рисс или Днепр. (200-120), Вюрн или Валдай. (100 тыс.-11 тыс. до н.э.; 18 тыс.до н.э.-пик).

 

Основные типы орудий каменного века.

Олдувай. Многогр. (дискоиды, сфероиды, кубоиды; для обработки пищи), чопперы и чоппинги (галька, с стесан. лезвием; для разделки туш жив.и раст.матер.), орудия на отщепах (заготовках, получ.при расщеплении обломков гор.пород или галек – нуклеусов или ядрищ; первич.обработка – расщепление, втор., ретушь- формир. лезвий, рабоч.кромок – клектонская техника; сребла, скребки).
Ашель. Ручное рубило (заостр.конец и два продол.лезвия; ударное, также для выкапывания их земли, разделки дерева и пр.), колун или кливер (необработ.попереч.лезвие, но симметрично обработ.края).
Техника «леваллуа» (предварит.подготовка и оформл. «черепаховид.» нуклеуса).

 

Антропогенез. Важнейшие находки древних гоминид.

Направление антропологии. Семейство Hominidae и род Homo. Стадиал.теория (19-1 пол.20 в.): архантропы→ палеан.→ неоан.или кроманьонец. Сетевидная теория: многолин.сапиентизация.
Род австралоп. (Вост.и Юж.Африка 5-6 – 1 млн.), ходив.на 2 ногах (бипедия), последствия. Сходства с Homo у Africanus, Anamensis (аманский), Afarensis (афарский).
→ habilis (более 2, 5 млн.; Олдув.ущелье, стоянка Кооби-Фора; творец первых орудий, хотя морфол.отлич. слабо) → архант. (ergaster-деятел., erectus-прямоход. 1, 9-1, 7 – 0, 5 млн.; сначала в Африке, затем в Аравию, Ближ.Восток и Кавказ, а ок.0, 5 млн. – массовое расселение в ЮВ и В Азии, Ю Европы) → появление палеан. (ран.вид – гейдельбер. 800-600 тыс.; antecessor – ок.800 тыс. – возм., предок гейд., общий у неан.и совр.или только у неан.; helmei-в Африке 150 тыс., возм., звено гейд.и совр.; неандер., 130 тыс.-в гор.районах – до 30 тыс.) → sapiens (полицен., моноцентричес. – Ю и В Африка, согласно находкам череп Омо 1 – 130 тыс., остатки неоан.в пещ.Класиес и Бордер – 100 тыс.; наиб.вероятно из-за максим.кол-ва находок) появился 160-90 тыс.лет, 50-60 тыс.-за пределы Африки и Бл.Востока в Азию и Австралию, 40-35 тыс. – в Европу.

Олдувайская эпоха, общая характеристика.

Ущелье Олдувай в Кении, ран. - африкан.памят., только грот Валлоне во Фр.и ст.Дманиси в Гр., позд.- Ю и ЮВ Азия, ст.Вертешселлеш в Венгрии, с.Королево в Укр.
Теплый климат, саванны и леса. Охота (нарезки на костях, хотя, возм, падаль тоже) и собирательство. 1) Стоянки были кратковр., но неоднократно посещались, возм, были ветровые заслоны и шалашы. 2) Места забоя и первич.отделки туш с отщепами, орудиями и костями жив. В основном раст.пища, в сухой сезон – часто мясо. Знаково-слуховое общение.
Кооби-Фора (В Африка, 2, 8-2, 6 млн.), DK в Олд.ущ. (цоколь из кусков базальта), Чесованья (1, 4 млн., комки обожж.глин.породы).

Ашельская эпоха, общая характеристика.

Африка, Пер., Ю и ЮВ Азия, Ю и З Европа, меньше в Ср.и В Европе, юж.зоне России. Расселение зависело от лед.периодов. Шир.распространение памятников (стоянки и местонахож.): Королево в Зап.Укр., Азых в Наг.Карабахе, Кударо 1-3, Цона в Центр.Кавказе, Треугольная в Сев.Кавказе, мест. Улалинка, Кизик-Озек и ст.Усть-Каракол, Кара-Бом на Алтае.
Мощ.кул.слой, стойбища ох.и собир., знание огня. 3 типа стоянок (баз.лагеря, охот.лагеря, мастерские).
Чжоукоутянь (толщи золы и угля), Терра-Амата в гр.Лазаре во Фр. (неск.кул.слоев, скопления кул.остатков, в к-ых были очаги, жилая площадка вдоль стены отгорожд.кам.кладкой, с 2 очагами), Амброне в Исп., Кударо 1 (баз.стоянка с мощ.кул.слоем, обилием кам.орудий, костями, очагами), Кударо 3 и Цона (охот.лагеря, в т.ч. рыбы).

 

Эпоха мустье. Общая характеристика.

Рисс-Вюрн и Вюрн. Почти совр.рельеф, затопление сух.областей, облесевание, нет тундр.зоны в России; → суровый климат, на С – лесотундра, на Ю – степи, животные: мамонт, шерстис.носорог, пещ.медведь, пещ.гиена, тигролев. Связан с деят-ю неандертальца.
Весь Старый свет, даже за Поляр.кругом. В России - 150 памятников (гр.Киик-Коба, Староселье в Крыму, ст.Молодова 1-7 на Днестре, Рожок в Приазовье, Кударо 1-3 и Цона, пещ.Мезмайская, Треугол., Матузка, Монашеская на Сев.Кавказе, Сух.Мечетка на Волге, пещ.Денисова, Страшная, Кара-Бом на Алтае; на С – Хотылево на Десне, Бызовая и Крутая Гора на Печоре).
Большее разнообр. Нуклеусы: дисков.(черепахов.), аморфные, протопризматич. Виды заготовок – отщепы и пластины. Втор.обработ.-оббивка или ретушь. Рубила редко встречаются. 100 типов орудий. Использование кости как сырья (ретушеры, шилья, острия). Скребла (с одним или неск.раб.краями, часто асимметр., для обработ.шкур, дерева), остроконечники (миндалиев.или труег.форма, часто – как сост.часть копий), листовид.острия (наконеч.копий и дротиков), скребки, ножи, проколки, сверла, рубильца и пр. Операции, к-ые они выполняли: резание, строгание, сверление, обработка дерева и шкур.
Жилища. Как в пещ.и гр., так и на открыт.пространствах. Баз.стоянки (Молодово 1-5), охот. (Кударо 1, 3), мастерские у выходов сырья на поверхность.
Круп.и мел. (сайга, дикий осел, баран) живот. Рыболовство (на Ю, Кавказ), иногда – некая специал-ция, Возм., облавные охоты на пересеченной местности с ямами и др.ловушками. Дополн.собирательство.
Погребения: пещ.Мейзмайская на Сев.Кавказе. Создание погр.сооруж., придание позы, наличие инвентаря, ямы в скал.дне (пещ.Киик-Коба в Крыму, гр.Ле-Мустье во Фр.) и в грунте (гр.Тешик-Таш в Ср.Азии и Шанидар в Ираке). Разные позы, разнообраз., но небогат.инвентарь (напр., яйцо страуса в пещ.Схул в Ираке). Разные возраста (10-70 лет), погр.-внутри поселений, и их мало → возм, погребали и вне ст. Факты о заботе окружающих (неанд.-калека из Шанидар), каннибализме. Зачатки изобразит.ис-ва (пластинки с орнаментом – ритм.нарезками, остатки охры, антропом.и зоомор.пластинки, бусы и подвески). Зарождение зоолатрии – культа животных («мед.пещеры» от Испании до Кавказа – пещ. Драхенлох и Петерсгеле в Швейцарии, Верх.пещера в Грузии), ран.анинмис.и тотемис.представл.
Возм., становление родового общества.

Неолит Средней Азии.

7-4 тыс. до н.э. Зона произв.хоз-ва. 3 основ.области:
1.Джейтунская к-ра (ЮЗ Туркмения, 2пол.7 – 6 тыс.). Поливное земледелие (→ оросит.сист.), ячмень и пшеница, сочетание с охотой на козла, джейрана и кабана, прочная оседлость (дома из глин.блоков, прямоуг.формы, узкие двер.проемы, обмазыв.глиной, очаг, хоз.постройки и дворики), Джейтун (29 домов, 180 чел.), Чагыллы-депе, Чопан-депе (70 чел.). Погребен.под полами домов и во двориках, скор.и вытян.положения. Сосуды ручной работы техники ленточ.налепа, сильный обжиг, иногда – посуда с росписью.
2.Кельтеминар.кул-ист.общ. (7-4 тыс.до н.э., междур.Амуд.и Сырд., З Казахстан и В Прикаспие). В то время – обводнены, с бог.флорой и фауной. Огром.роль – охота и рыболов. (находки костей, раковин моллюсков и яич.скорл.), но есть и скот-во. Стоянки: кратков.стойбища с округ.шалашеобр.постройками (до 200 кв.м) без глинобит.стр-ва (ст.Канват и Джанбас-Кала). Появление керамики (также, полусфер.чаши, редко плоскодон.формы, нарез.и штампов.орнамент). Не только крем.орудия, также осваив.залежи бирюзы.
3. Гиссарская к-ра в Таджикистане.

Палеолитическое искусство.

Начало – в ашеле и мустье, расцвет – в вер.пал. → Завершение формирования сапиентного сознания Долгая дискуссия. Направления (жанры): 1)монумент.; 2)мобильное – мелкая пластика; 3)прикладное.
Мотивы: человек и зверь (мамонт, бизон, лошадь, хищники), достаточно реалистич.
1.Наиб.ран.памятник – пещ.Шове во Фр.с лошадьми, львами и пр. (28 тыс.назад). Наиб.полно представлена в Франко-Кантабр.провин. Зап.Европы (120 объектов): Альтамира, Ляско, Пеш-Мерль, Нио, Три Брата. Изобр.человек.редко, как правило, схематично или сочет.с жив. (фигура «шамана» из пещ.3Братьев). В России – Каповая и Игнат.пещеры с мамонтами, носорогами, лошадьми и геом.фигурами (14 тыс.назад). Настен. (полихром.)живопись писалась мин.красками (мелом, углем, крас., жел.или вишн.охрой) при свете костра, факела или лампы (обнар.в Капов.пещ.). Также испол.техника гравировки и пикетажа (рельеф женщины с рогом в пещ.Лоссель).
2.Из бивней мамонта, костей, янтаря, мергеля, но на ст.павлов.к-ры есть из обож.глины (28-26 тыс.лет) – первая керамика (+сиб.ст.Майна). Широко распр. В Центр., В Европе и Ср.Азии> в Зап.Евр. Возм, для магич.обряда, найдены в ямках-хранилищах под полом жилищ, иногда в погреб. Серия скульп.птиц и извив.змеи на бивне мамонта на ст.Мальта. «Палеолит.Венеры» (200 штук, у или в жилищах, рядом с очагами или в ямках): европ. (обнаж.с подчер.жен.формами, украшен.поясами, лентами, браслетами), сибир. (стройные, ст.Мальта и Буреть – схематичны, но с чертами лица; сплошной орнамент в виде мех.одежды) → культ женщины-матери, хранит.очага, статуэтки – как талисманы, обереги или для обрядов.
Орнамент. Мотивы разнобр.: от геом.фигур до слож.меандрового орн.из Мезина, двойной спирали из Мальты. Группы элементов, повтор.через интервал в 2, 5, 7→ появление счета и лун.календаря.
Наиб.кол-во в России: Ср.Дон, Поднепровье, Десна, Вост.Сибирь.

“ЭНЕОЛИТ И БРОНЗОВЫЙ ВЕК”

Рисунок Курганное погребение ямной культуры

Рисунок. Кромлех

ПОГРЕБЕНИЯ С ДЕРЕВЯННЫМИ ПОВОЗКАМИ ( Аккермень, Сторожевая Могила в Украине, Калмыкия ). Повозки:

  • с кузовом в виде ящика на 2 или 4 колёсах
  • с фургонным перекрытием (как подвижное жилище)

Распространение повозок и всадничества è подвижные формы скотоводства. Кочевничество – сезонное перемещение населения вместе со стадами (овцы, козы, крупный рогатый скот, лошади) к речным долинам.

Поселения: На востоке – временные сезонные стоянки. На западе - Михайловка (Нижний Днепр) - скотоводчеко-земледельческая форма хозяйства (из-за контактов с раннеземледельческим население), но земледелие играло второстепенную роль.

Находки:

  • останки домашнего скота (коровы, овцы, лошади)
  • мотыги
  • вкладыши серпов

Керамика: круглодонная (è плоскодонная), сосуды яйцевидного очертания. Украшены горизонтальной зонами насечек, отпечатками гребенчатого штампа и перевитого шнура.

Очаги:

ПРИДНЕПРОВСКИЙ ОЧАГ   ВОЛГО-УРАЛЬСКИЙ ОЧАГ
металлообрабатывающий Характер металлургический
Правобережная Украина, Молдова Территория Южный Урал, Среднее и Нижнее Поволжье
Балканы, Сев. Кавказ (решающая) Влияние Сев. Кавказ
Мышьяковая бронза (близкое к майкопскому и Эзеро) Металл Месторождение Каргалы (ок. Оренбурга) – чистая медь
  • Двулезвенные кинжалы
  • Ножи-бритвы
  • Тёсла
  • Втульчатые топоры
  • Шилья
Продукция Влияние Кавказа на типы
  • Ножей
  • Топоров
Могильники южного Приуралья11:
  • Втульчатые долота
  • Топорик-клевец
  • Тёсло-рубанок
Михайловское поселение – орудия из металла + приспособления для их производства (каменные наковальни, глиняные сопла) Погребения литейщиков (о. Самарский – близ Днепропетровска; у с. Верхняя Маевка - междуречье Орели и Самары) – кузнечные инструменты и глиняные двустворчатые литейные формы для отливки заготовок втульчатых топоров. Дополнительно  

Синташтинская культура.

Названа в честь поселения Синташта, Челябинская область.

Ареал: компактная территория (400*200 км) вдоль восточного склона Уральского хребта. Известно 20 укреплённых центров (т.н. «протогорода», что неправомерно), самые известные: Синташта, Аркаим, Устье (Челябинская область), Алданское (Оренбургская область).

Поселения: скорее всего поселения синташтинцев были многофункциональными центрами (сакральными, металлургическими, военными). Жилища построены из глины и бревенчатых каркасов, иногда сырцового кирпича. В глубине жилища располагались очаг, колодец, хозяйственные ямы.

Захоронения: курганы и грунтовые могильники (Синташта, Кривое озеро, Большекараганский) расположены на краю терассы или на водоразделе у слияния небольших рек. Захоронения в курганах расположены линейно или по кругу. В ряде случаев они образуют ярусные комплексы. Захоронения – индивидуальные или коллективные – совершены в грунтовых ямах, подбоях, катакомбах, иногда в деревянных камерах, перекрытых брёвнами. Положение: слабо скорченное на левом боку, иногда – вытянутое на спине с согнутыми в коленях ногами.

Известны экстраординарные захоронения: колесничные комплексы, сопровождаются захоронениями 1-3 пар коней в могиле или специальном отсеке. В мужских захоронениях много предметов вооружения, а также орудий.

Керамика: горшки с широкой горловиной и острорёберные банки, орнамент в виде желобков, треугольников, ромбов, меандров. По размерам сосуды делятся на два типа: небольшие (до 7 л), и крупные (от 8 до 50 л).

Изделия: Медные и бронзовые боевые топоры, наконечники копий, кинжалы, плоские и желобчатые тёсла и долота, и др. Основные категории изготавливались по стереотипам ЦМП.

Хозяйство: высокий уровень придомного и отгонного скотоводства, металлургии и металлообработки.

Показателем наступления ЖВ в истории каждого конкретного региона является использование железа рудной природы для изготовления орудий труда и оружия и широкое распространения железной металлургии и кузнечного дела.

 

Еще в энеолите и БВ люди иногда использовали железо для производства украшений и простейших орудий труда. Первые опыты работы с железом, как и с медью, самородным. Первое самородное железо — метеоритное (метеорит Гоба (Намибия) 60 тонн — самый большой метеорит) (к выработке железа из руд человечество пришло гораздо позднее). Характерная черта метеоритного железа — большое содержание никеля, что обеспечивало его большую хрупкость. Метеорит Вилламет (США). Именно по количеству содержания никеля могли определить, какой вид железа это был. Кроме того, изделия из метеоритного железа не содержат каких либо шлаковых включений.

Но возможно использовали и земельное железо — т. н. теллурическое (его появление, преимущественно в базальтовых скалах, объясняется взаимодействием оксидов железа с органическими минералами).

 

Долгое время исследователи считали, что метеоритное железо не подвергается горячей ковке. Но это не так.

Сначала метаоритное сырье обрабатывалось преимущественно ххолодной ковкой — по аналогии с камнем. Но некоторые изделия были получены в результате применения горячей ковки.

То, что рудное железо и метеоритное — это один и тот же материал осознали довольно поздно.

*Наиболее ранние железные изделия датируются еще VI тыс. до н.э. (погребения энеолитической культуры Самарра в Северном Ираке). Значительно более количество изделий метеоритной природы относится к БВ.

Наиболее знамениты:

– древнеегипетские бусы (конец IV — начало III тыс. до н.э. из Герца и Медумы)

– кинжал с рукоятью, обложенной золотом, из царского могильника Ура в Шумере (середина III тыс. до н.э.)

 
 

булава из Трои I (2600-2400 гг. до н.э.)

 

Этникон «скифы».

В понимании античных и раннесредневековых авторов имеет три принципиально различных смысла.

 

1) Узкий, конкретно-этнополитический: группа близкородственных народов, живущих в рамках политического единства на юге Восточной Европы (этнографическая карта Скифии по данным Геродота).

2) Широкий, в двух версиях:

* обобщенно-этнический: ряд народов, удаленных друг от друга, но объединенных общим происхождением (скифы от Фракии до Индии у Диодора Сицилийского (I век до н.э.), также сам Геродот, который иногда отождествяет термины «скифы» и «саки»).

* обобщенно-культурный: ряд народов, близких по хозяйству, культуре, территории и т. д., независимо от происхождения. У истоков этой традиции стоял Гекатей Милетский (конец VI – начало V в. до н.э.) (у него, например, меланхлены Европы, и исседоны Азии равно считаются «народом скифским», наряду с некими миркетами, исепами, эдами в Европе и намами в Азии).

3) Предельно обобщенный, обозначающий не только кочевников евразийских степей, но иногда также полуоседлые о оседлые народы.

 

! Археология рассматривает узкий смысл и 2-ю версию широкого смысла!

2 гипотезы происхождения скиф.культуры:

- скифская культура появилась в Сев. Причерноморье в результате миграции скифов из Центральной Азии

- скиф.культура- косвенное последствие второй волны экспансии носителей срубной культуры из Нижнего Поволжья в Северное Причерноморье(в конце II - начале I тыс до н.э)

События скифской истории:

- миграция скифов в Сев. Причерноморье и вытеснение ими киммерийцев

- грабительные походы скифов через Кавказ в Перед. Азию в VII в до н.э и столкновение их с Урарту, Мидией, Ассирией

- временное господство скифов в этом регионе, закончившееся гибелью скифской верхушки и прекращении постоянного скифского присутствия в Передней Азии

- неудачный завоевательный поход персидского царя Дария 1 в Северном Причерноморье против скифов в конце VI в до н.э

- частичная или полная консолидация всех скифских племен во второй трети IV в до н.э под главенством царя Атея в рамках единого гос-ва

- столкновение скифов с македонцами, приведшие, в частности, к поражению и гибели Атея в битве с Филиппом Македонским в 339 году до н.э и, напротив, к поражению и гибели Зопириона, полководца А. Македонского в 331/330 г до н.э

- вытеснение и частичное истребление скифов сарматами в. III в. до н.э

· Основные памятники скифской культуры — погребения и погребально-поминальные комплексы.

- большинство курганов - земляные, высота кургана зависит от социального положения подгребенного.

- прямоугольные или квадратные ямы с деревянными перекрытием; иногда хоронили в катакомбах, реже в деревянных гробницах или каменных склепах

- могильные ямы иногда перекрываются древесно-камышовыми конструкциями шатрового типа

- курганная насыпь могла окружаться каменной стено, рвом

- развивается ритуал жертвоприношения

- господствует трупоположение ( поза: на спине, вытянутое положение; реже с подогнутыми ногами. Головой на запад).

- местами- кремация (северопричерноморская лесостепная зона)

- царские курганы 4 в до н.э

- известны 1000 захоронений

- захоронения встречаются и в курганах предыдущих культур

- наличие погребального инвентаря

- древнейшие захоронения- VII в до н.э

 

Примеры курганов:

- Большой Краснознаменский курган, Ставрополье (рядом - храм огня с жертвенником посередине, квадрат в квадрате)

- Новопавловск(Ставрополье): земляной курган, под дерном- каменный панцирь( т.е после
сооружения курган был перекрыт камнем)

- Новозаведенное: сложное камышовое сооружение

- Чертомлык: катакомба с 4-мя камерами; царская могила(вместе с царем хоронились еще 6 человек => жертвоприношения)

! В могилы часто укладывались лошади, повозки, колесницы.!

- Куль-Оба(Крым): отличается от скифских курганов — располагается в рамках Пантикопейского некрополя; склеп 4 на 4 метра, греческая арх-ра+скифская погребальная культура.

 

· Поселения.

- в связи с постепенным оседанием племен появляются городища

- типы жилищ: кибитки, юрты, полуземлянки(каркасные жилища, обмазанные глиной)

Каменское городище(степь): протостолица скифов - овальные и четырехугольные землянки и наземные домам глинобитным очагом, стены домов из вертикально врытых бревен

Бельское городище(лесостепь): 4.400 Га, на р.Воркскле, мощное фортификационное сооружение+ров

 

· Ведущие элементы материальной культуры.

- конское снаряжение (псалии, оголовные ремни, удила, украшения)

 

- наступательное вооружение: широкое распространение лука и стрел; сигмавидный лук, колчаны(дариды), втульчатые наконечники из бронзы или кости; мечи(акинаки), копье, топорики, клевцы.

- античные и чешуйчатые шлемы

- защитное вооружение: панцири

- искусство: мелкая пластика - гипертрофированные элементы, мотив свернувшегося в кольцо хищника; магическое назначение искусства; элементы солярного культа, анимизма. Самое популярное изображение — олень и хищник, свернувшийся в кольцо.

 

· Одежда.

- штаны и куртки; длинные платья-накидки, расшитые золотом (у богатых); головные убора — конусы (усеченные)

- украшения: височные подвески, гребни, зеркала из бронзы, пикторали

· Керамика

- нет гончарного круга

- формы керамики: кубышки, чаши т т.д

- грубое оформление ( орнамент: вдавление или налепы; геометрические грубые узоры)

· Изделия из бронзы.

- бронзовые котлы

- зеркала

- оружие

       
   
 

 

* Хозяйство и орудия труда.

 

Основа скифской экономики в степях Северного Причерноморья — скотоводство — изначально исключительно — кочевое, со временем местами сменившееся полукочевым.

У скифов Нижнего Поднепровья зарождается земледелие, игравшее здесь исключительно подсобную, в основном фуражную роль. Разводили ячмень и просо, землю обрабатывали костяными лопаточками и мотыгами с железными наконечниками, урожай собирали железными серпами, использовали каменные зернотерки.

Начало эпохи железа в Восточной Европе связано именно с развитием киммерийской и скифской культур.

В черной металлургии использовался в основном бурый железняк, добытая руда обогащалась, обжигалась в ямных и шахтных горнах. Обнаружены остатки кузнечного дела.

Сырье для цветной металлургии приходило с Северного Кавказа, Южного Урала, Казахстана, с балкано-карпатских рудников.

На высоком уровне была обработка кости и рога, служивший преимущественно для изготовления орудий труд и элементов конского снаряжения. Широко распространено кожевенное дело. Сырье для прядения и ткачества — овечья шерсть, лен, конопля.

· Изобразительное искусство.

Особенно знаменито своими зооморфными и антропоморфными образами.

Прикладное зооморфное искусство — локальный вариант скифо-сибирского звериного стиля — одного из элементов «скифской триады». Это художественное направление на всей территории культурно-исторической области (от Дуная до Южной Сибири) характеризуется едиными чертами:

- унифицированный набор образов (копытные звери, хищные звери, птицы и фантастические (синкретические) животные) в строго определенных позах и композициях.

- Этому направлению свойственны специфические приемы стилизации — акцентирование определенных деталей изображения в ущерб другим элементам (вероятно, в магических целях).

 
 

В данном искусстве отразились культ солнца и огня, а также трехчастная концепция мироздания, традиционно разработанная у иранцев (как и вообще у индоевропейцев). В основе звериного стиля, вероятно, присутствовали и более древние тотемические и магические представления, специфические для каждого этноса в рамках скифо-сибирского мира. Отсюда разнообразие предпочтений в выборе животных. В то же время в подавляющем большинстве культур скифо-сибирского мира наиболее популярным был образ оленя.

Отличительная черта скифской культуры — наличие монументальной антропоморфной скульптуры. Это высеченные из камня изображения мужчины-воина (возможно, первопредка), первоначально предназначенного для установки на вершине кургана (известно более 160 таких изваяний).

· Религиозно-мифологические представления.

Реконструируются по древнегреческим письменным данным — в первую очередь по свидетельствам Геродота, который воспроизвел некоторые мифологические предания скифов и описал скифский пантеон, практику жертвоприношений и ритуал гадания. Также используются параллели в древнеиранских и древнеиндийских священных текстах. Археологические материалы позволяют говорить о культе предков и героев, солнца и огня, змееногой хтонической богини, возможно, о пережитках тотемизма.

 

Гибель «Великой Скифии» и исчезновение скифской археологической культуры в начале III в. до н.э. вызваны, очевидно, были истребительской экспансией сарматов с востока в Северное Причерноморье.

Остатки скифского населения сконцентрировались на Нижнем Днепре и в Крыму, где сформировалась т. н. позднескифская археологическая культура конца III в. до н.э. - рубежа III-IV вв. н.э., которая отличалась от предшествующей в первую очередь полным отсутствием «скифской триады».


 

  1. Скифо-сибирская культурно-историческая область (основные признаки). " Савроматская" культура и культуры сако-массагетского круга.

" Савроматская" культура.

Термин " савроматская культура" ирадиционо применяют к кочевническим памятникам скифского облика.

Хронология: 7-6 – 4. вв до н.э. После уступила место сарматской культуре, возникшей в ее недрах.

Ареал: междуречье Нижнего Дона и Нижней Волги, Заволжье, Северный Прикаспий, степи Приуралья. Восточная Европа.

Хозяйство: кочевое скотоводство со стабильными маршрутами, " зимниками" и " летниками".Соответственно культура известна в основном по погребениям, сходство которых и стало основным критерием выделения " савроматской" культуры.

Этноним античные источники применяли для всех групп ираноязычных европеоидных кочевников данного ареала, объединенных сходной материальной культурой. Савроматы – кочевники скифского облика. Сами савроматы – западная часть «савроматской» культуры.

Памятники: погребения в курганах с земляной насыпью. Трупоположение на спине (руки на поясе, на животе) в ямах (с «заплечниками» - выступами-упорами для перекрытия), ориентация чаще на запад, реже на восток или а юг. Известны катакомбные погребения (Южное Приуралье) и подбойные могилы. Ямы могли перекрывать настилом, содержать деревянные клетки.

Инвентарь погребений: мужской – мечи, стелы, уздечный набор, копья. Женские – мечи, украшения, зеркала, ритуальные ложечки, каменные блюда. Орудия труда: пряслица, железные ножи, костные проколки и т.д. Напутственная пища (обезглавленный баран). Сожжение надмогильных сооружений, разведение надмогильных кострищ, засыпание горящими углями, подсыпка охра, мела, кристаллов.

Пазырыкская культура

 

Датировка: VI-III вв. до н.э.

Ареал: Алтай и прилегающая часть Восточного Казахстана.

Пазырыкская культура является продолжением и развитием местных памятников переходной от бронзового века к железному (т.н. майэмирского типа), датируемых VIII-началом VI в. до н.э.

Для майэмирской эпохи характерно возникновение произведений искусства скифо-сибирского звериного стиля, а также постепенное перерастание вооружения и конского снаряжения предскифских типов в вооружение и конского снаряжение соответствующие «скифской триаде».

 

Погребения пазырыкской культуры:

- малые и большие курганы с трупоположениями, обычно стоящие в ряд, образуя меридиальные и широтные цепочки родовых могильников

- курганы имеют каменную (реже – каменно-земляную) насыпь, перекрывающую могильную яму с установленным в нее срубом или каменным ящиком

- простейший мужской инвентарь – оружие, женский – нож и зеркало; у тех и других встречаются сосуды и кости барана; треть погребений сопровождались захоронениями лошадей (чаще всего лошадь укладывали в могилу к мужчине)

- встречаются богатейшие родовые кладбища царского масштаба – Пазырыкские, Башадарские, Туэктинские и др. курганные группы. Это курганы высотой 2-4 м, диаметром 50 м и более. Благодаря уникальному явлению – образованию под насыпями линзы вечной мерзлоты вследствие природных условий и антропогенных факторов все органические материалы в этих могилах остались в сохранности. Основа погребения – квадратная яма со стороной 7 м, глубиной – от 4 до 7 м. В южной части сооружался деревянный сруб, чаще имевший двойные стены, которые увешивались коврами, деревянный пол и бревенчатый потолок, перекрытый слоями проваренной бересты.

В сруб ставили саркофаг-колоду, содержавшую мумифицированное тело одного человека или двух (мужчины и женщины), рядом с саркофагом помещались ритуальные столики, орудия труда и другие вещи. В северной части ямы за пределами сруба укладывались погребальные повозки и принесенные в жертву кони. Столбы, стоявшие вдоль северной и южной стен сруба подпирали балки, на которые опирался верхний бревенчатый настил, сооружавшийся поверх потолка сруба и поверх отсека с конями и удерживавший на себе курганную насыпь.

К памятникам пазырыкской культуры относится погребение знатной женщины в кургане №1 могильника Ак-Алаха (раскопки 1993 г.) и мужчины в кургане №3 могильника Верх-Кальджин (раскопки 1995г.). Эти мумии покрыты татуировками, как и мумии Пазырыкских курганов №2 и 5.

 

Поселения не выявлены. Предположительно, жилищами на зимниках служили деревянные дома, по подобию которых сделаны срубы в могилах, а летом люди жили в берестяных юртах, повозках и в войлочных жилищах.

 

Курганы пазырыкской культуры содержали изделия из дерева, кости, войлока, кожи, шелка, бронзы, железа, золота и других материалов. Часть из них была произведена на месте, часть – импортирована из Китая, Ирана.

В комплекс пазырыкской одежды входили:

у женщин – длинный войлочный кафтан с длинными рукавами, хлопчатобумажная или шелковая рубаха, цилиндрическая тканевая юбка, войлочные чулки; головной убор – парики с войлочными «султанами», с аппликациями либо полушаровидные шапочки из лошадиной шкуры и др.

у мужчин – сходный, но не столь длинный, кафтан либо короткая куртка или шуба из шкур овцы или соболя, тканая рубаха; и мужчины, и женщины носили кожаные и тканые штаны; головной убор – войлочные башлыки шлемовидных и полушаровидных форм с навершиями в форме башенок или птичьих голов

Обувью тем и другим служили кожаные декорированные сапоги.

 

Специфичность скифской триады в пазырыкской культуре – особо широкое распространение здесь бронзовых и позднее железных однокольчатых удил, а также У-образных бронзовых трехдырчатых псалиев с окончаниями в виде голов грифонов, фантастических птиц, волчьих и кошачьих хищников. Кроме того, местному звериному стилю присуще разнообразие симметричных многофигурных композиций, вариативность по, в которых представлены животные. Своеобразны типы керамических сосудов: это лепные кувшины с высоким горлом, которые могли украшаться спиралевидными налепами или кожаными зооморфными аппликациями.

 

 

Уюкская культура в Туве

 

Тува – центральноазиатская территория, состоящая из чередующихся степных котловин и горных хребтов и ограниченная с севера и востока Саянами, а с юга – монгольскими степями. Продолжаются споры о том, существовала ли в Туве единая археологическая культура предскифскоскифского времени или в рамки тех же эпох укладываются две последовательные культуры. Сторонники первой гипотезы именуют эту единую культуру уюкской.

Датировка: VIII (VII? ) – III вв. до н.э.

Ареал: Тува, Восточный Алтай, Северо-Западная Монголия.

 

Погребения: погребенные лежат на боку под курганами в деревянных срубах, либо в каменных ящиках, либо в простых грунтовых ямах.

 

Ярчайшие памятники – массовые захоронения людей и лошадей в курганах Аржан-1 и Аржан-2 в долине реки Уюк отрогах Западного Саяна.

1. Аржан-1 – более раннее погребение. Дата с учетом разноречивых типологических и радиоуглеродных показателей колеблется в рамках IX – VII вв. до н.э. Под каменной насыпью находилось наземное деревянное сооружение из 70 камер-клетей. Некоторые камеры дополнительно разделены на секции. Центр конструкции образован двумя вставленными друг в друга квадратными камерами, внутренняя из которых представляла собой настоящий сруб и содержала мужское и женское захоронения «царя» и «царицы» в долбленых гробах-колодах, тогда как внешняя – захоронения 8 знатных человек и 6 лошадей с уздечным набором для верховой езды. За пределами центральной конструкции 12 камер и несколько межкамерных помещений также содержали погребения людей и верховых лошадей. В остальных камерах захоронения не производились. Так под насыпью кургана Аржан-1 были погребены 17 человек и более 160 лошадей. Большинство лошадей, видимо, были приношением «царю» от зависимых племен. Вся конструкция перекрыта сплошным бревенчатым потолком, по периметру построена наклонная бревенчатая стена-откос. Первоначально вся деревянная конструкция представляла собой плоский усеченный конус. Насыпь была укреплена стеной-крепидой. На расстоянии 15-30 м насыпь была частично окружена каменными кругами.

Курган разграблен в древности. Сохранились остатки меховой (собольей) и шерстяной одежды, украшения из золота и камня, бронзовые навершия, кинжалы и боевой чекан из бронзы, бронзовые и костяные наконечники стрел, элементы конского снаряжения (удила, псалии, уздечные ремни и их украшения) из бронзы, золота серебра, кости, рога, дерева, кожи, в т.ч. орнаментированные в скифо-сибирском зверином стиле. В том же стили выполнены изображения на обломке «оленного камня», обнаруженного в насыпи. Ряд уздечных принадлежностей и наконечники стрел находят аналогии в предскифских и раннескифских памятниках Восточной Европы, другие предметы вооружения и узды, а также мотивы звериного стиля характерны для культур Саяно-Алтая начала скифской эпохи.


Поделиться:



Популярное:

  1. А. Пол. - Влияние на правоспособность. - Латинский мир. - Народные правовоззрения нового времени. - Средние века. - Современные кодексы. - Русское право
  2. Американская журналистика 19 века.
  3. Архитектура XX века. Основные проблемы
  4. Бессознательное в психике человека. Установки и их исследования в школе Д. Н. Узнадзе
  5. Биосфера – арена жизни живых существ, а также жизни и хозяйственной деятельности человека.
  6. Виды электротравм. Механизм смерти от электрического тока. Электрическое сопротивление тела человека. Живая ткань как проводник электрического тока.
  7. Влияние трав на организм человека.
  8. Внешняя политика России во второй четверти XIX века.
  9. Вопрос 11: Психоанализ как учение о глубинной психике и личности человека.
  10. Вопрос 24. Идейная борьба и общественные движения 30 – 40 гг. 19 века.
  11. Вопрос 4. Разнообразие видов познавательной деятельности человека.
  12. Вопрос 9: Гуманистическая психология и ее ориентация на уникальную личность человека.


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1401; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.114 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь