Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Культуры сако-массагетского круга.
Саки – все ираноязычные кочевники Средней Азии (персы), массогеты – античный этноним. Ареал: Средняя Азия и Казахстан (Приаралье, Памир, Семиречье, Центральный и Восточный Казахстан). Погребения: курганные могильники. Уйгарак, Южный Тагискен (Сырдарья, саки Приаралья, 7-5вв). невысокие курганы, трупоположение в ямах, головой на запад, редко кремация на месте. В ямах шатровые деревянные каркасные постройки. Хоронили в одежде и головном уборе. Мужчинам – оружие. Женщинам – зеркала, алтарики. И там, и там конское снаряжение, керамика, ножи. Погребения центральноказахстанской грыппы/тасмолинской культуры (7-3 вв. до н.э.). Тасмолинские курганы небольшие. Покойные в оальной яме-подбое, на спине, головой на север. Ямы перекрыты каменными плитами, подбои золожены камнем. Инвентарь: оружие, узда, иногда конские головы. Вооружение, уздечка, булавки, бляхи часто уверенность украшались в заверениям зверином стиле. Семиречье (юго-восточный Казахстан). Бесшатырские и иссыкские курганные могильники. Иссыкский могильник №16 – «золотой человек», 4-3вв. Боковая камера, в яме, в срубе на дощатом полу, на расшмтой золотом подстилке человек. Одежда богато украшена золотом – реконструируется. Высокий остроконечный головной убор, нижняя рубаха, короткий кафтан, пояс, штаны, сапоги. В инвентаре много золота (стелы с золотыми наконечниками, кинжалы типа акинаков с золотыми обкладками рукояти и клинка и т.д.). Много сосудов различных материалов, в т.ч. серебряная чаша с нерасшифрованной клинописью. Скифская триада: господство бронзового вооружения и конского снаряжения. Наличие псалиев с выступами-шпеньками. Наряду с ременным скреплением удил и псалиев, насаживанием псалиев на удила, их научились отливать в комплекте. Сосуды: лепные миски, грушевидные горшки и кувшины, банко образные горшки (с трубчатым носиком-сливом).
В конце II тыс. до н.э. и в первые века I тыс. до н.э., в переходную эпоху от бронзового века к железному, в степной полосе Евразии от Нижнего Придунавья до Монголии идет процесс постепенного усиления засушливости. В результате господствовавшая здесь ранее скотоводческо-земледельческая система хозяйствования, предполагавшая сочетание оседлости с ограниченной мобильностью населения, эволюционирует в качественно новую систему экстенсивного кочевого скотоводства. Этот ХКТ предполагает разведение лошадей, мелкого, крупного рогатого скота, жизнь в переносных шатрах или кибитках, возможность масштабных перемещений.
Скифская эпоха (называется по названию народа, который на самом деле проживал на западной территории этой общности). Включает в себя ряд культур. VII – III вв. до н.э. – скифская культура (Северное Причерноморье, северный Кавказ) – савроматская культура (степная зона от Уральско-Тобольское междуречье) – культура сако-массагетского круга (Приаралье, Семиречье, Памир, Центральный и Восточный Казахстан) – пазырыкская культура (Горный Алтай) – уюкская культура (Тува и близлежащие территории) – тагарская культура (Обь-Енисейское междуречье)
Факторы, способствовавшие формированию скифо-сибирской культурно-исторической области. – Единая генетическая подоснова культуры, так или иначе восходящие к срубно-андроновской области эпохи поздней бронзы. – Сходная среда обитания (степь) и одинаковый уклад жизни создателей данных культур кочевое скотоводство (исключение - тагарская культура с элементами оседло-земледельческого хозяйства). – Мобильность кочевых народов, обусловившая быстрое установление межкультурных контактов и распространение сходных форм материальной культуры на гигантских пространствах евразийской степи путем последовательных торговых обменов и отдельных дальних степных миграций (в основном направленных с востока на запад).
«Скифская триада» (явления общие для всех культур скифо-сибирской общности) вооружение конское снаряжение зооморфное прикладное искусство (скифский «звериный стиль»)
Сформировалось некое единство между культурами. Почти все культуры практиковали подкурганность и труположение.
Пазырыкская культура
Датировка: VI-III вв. до н.э. Ареал: Алтай и прилегающая часть Восточного Казахстана. Пазырыкская культура является продолжением и развитием местных памятников переходной от бронзового века к железному (т.н. майэмирского типа), датируемых VIII-началом VI в. до н.э. Для майэмирской эпохи характерно возникновение произведений искусства скифо-сибирского звериного стиля, а также постепенное перерастание вооружения и конского снаряжения предскифских типов в вооружение и конского снаряжение соответствующие «скифской триаде».
Погребения пазырыкской культуры: - малые и большие курганы с трупоположениями, обычно стоящие в ряд, образуя меридиальные и широтные цепочки родовых могильников - курганы имеют каменную (реже – каменно-земляную) насыпь, перекрывающую могильную яму с установленным в нее срубом или каменным ящиком - простейший мужской инвентарь – оружие, женский – нож и зеркало; у тех и других встречаются сосуды и кости барана; треть погребений сопровождались захоронениями лошадей (чаще всего лошадь укладывали в могилу к мужчине) - встречаются богатейшие родовые кладбища царского масштаба – Пазырыкские, Башадарские, Туэктинские и др. курганные группы. Это курганы высотой 2-4 м, диаметром 50 м и более. Благодаря уникальному явлению – образованию под насыпями линзы вечной мерзлоты вследствие природных условий и антропогенных факторов все органические материалы в этих могилах остались в сохранности. Основа погребения – квадратная яма со стороной 7 м, глубиной – от 4 до 7 м. В южной части сооружался деревянный сруб, чаще имевший двойные стены, которые увешивались коврами, деревянный пол и бревенчатый потолок, перекрытый слоями проваренной бересты. В сруб ставили саркофаг-колоду, содержавшую мумифицированное тело одного человека или двух (мужчины и женщины), рядом с саркофагом помещались ритуальные столики, орудия труда и другие вещи. В северной части ямы за пределами сруба укладывались погребальные повозки и принесенные в жертву кони. Столбы, стоявшие вдоль северной и южной стен сруба подпирали балки, на которые опирался верхний бревенчатый настил, сооружавшийся поверх потолка сруба и поверх отсека с конями и удерживавший на себе курганную насыпь. К памятникам пазырыкской культуры относится погребение знатной женщины в кургане №1 могильника Ак-Алаха (раскопки 1993 г.) и мужчины в кургане №3 могильника Верх-Кальджин (раскопки 1995г.). Эти мумии покрыты татуировками, как и мумии Пазырыкских курганов №2 и 5.
Поселения не выявлены. Предположительно, жилищами на зимниках служили деревянные дома, по подобию которых сделаны срубы в могилах, а летом люди жили в берестяных юртах, повозках и в войлочных жилищах.
Курганы пазырыкской культуры содержали изделия из дерева, кости, войлока, кожи, шелка, бронзы, железа, золота и других материалов. Часть из них была произведена на месте, часть – импортирована из Китая, Ирана. В комплекс пазырыкской одежды входили: у женщин – длинный войлочный кафтан с длинными рукавами, хлопчатобумажная или шелковая рубаха, цилиндрическая тканевая юбка, войлочные чулки; головной убор – парики с войлочными «султанами», с аппликациями либо полушаровидные шапочки из лошадиной шкуры и др. у мужчин – сходный, но не столь длинный, кафтан либо короткая куртка или шуба из шкур овцы или соболя, тканая рубаха; и мужчины, и женщины носили кожаные и тканые штаны; головной убор – войлочные башлыки шлемовидных и полушаровидных форм с навершиями в форме башенок или птичьих голов Обувью тем и другим служили кожаные декорированные сапоги.
Специфичность скифской триады в пазырыкской культуре – особо широкое распространение здесь бронзовых и позднее железных однокольчатых удил, а также У-образных бронзовых трехдырчатых псалиев с окончаниями в виде голов грифонов, фантастических птиц, волчьих и кошачьих хищников. Кроме того, местному звериному стилю присуще разнообразие симметричных многофигурных композиций, вариативность по, в которых представлены животные. Своеобразны типы керамических сосудов: это лепные кувшины с высоким горлом, которые могли украшаться спиралевидными налепами или кожаными зооморфными аппликациями.
Уюкская культура в Туве
Тува – центральноазиатская территория, состоящая из чередующихся степных котловин и горных хребтов и ограниченная с севера и востока Саянами, а с юга – монгольскими степями. Продолжаются споры о том, существовала ли в Туве единая археологическая культура предскифскоскифского времени или в рамки тех же эпох укладываются две последовательные культуры. Сторонники первой гипотезы именуют эту единую культуру уюкской. Датировка: VIII (VII? ) – III вв. до н.э. Ареал: Тува, Восточный Алтай, Северо-Западная Монголия.
Погребения: погребенные лежат на боку под курганами в деревянных срубах, либо в каменных ящиках, либо в простых грунтовых ямах.
Ярчайшие памятники – массовые захоронения людей и лошадей в курганах Аржан-1 и Аржан-2 в долине реки Уюк отрогах Западного Саяна. 1. Аржан-1 – более раннее погребение. Дата с учетом разноречивых типологических и радиоуглеродных показателей колеблется в рамках IX – VII вв. до н.э. Под каменной насыпью находилось наземное деревянное сооружение из 70 камер-клетей. Некоторые камеры дополнительно разделены на секции. Центр конструкции образован двумя вставленными друг в друга квадратными камерами, внутренняя из которых представляла собой настоящий сруб и содержала мужское и женское захоронения «царя» и «царицы» в долбленых гробах-колодах, тогда как внешняя – захоронения 8 знатных человек и 6 лошадей с уздечным набором для верховой езды. За пределами центральной конструкции 12 камер и несколько межкамерных помещений также содержали погребения людей и верховых лошадей. В остальных камерах захоронения не производились. Так под насыпью кургана Аржан-1 были погребены 17 человек и более 160 лошадей. Большинство лошадей, видимо, были приношением «царю» от зависимых племен. Вся конструкция перекрыта сплошным бревенчатым потолком, по периметру построена наклонная бревенчатая стена-откос. Первоначально вся деревянная конструкция представляла собой плоский усеченный конус. Насыпь была укреплена стеной-крепидой. На расстоянии 15-30 м насыпь была частично окружена каменными кругами. Курган разграблен в древности. Сохранились остатки меховой (собольей) и шерстяной одежды, украшения из золота и камня, бронзовые навершия, кинжалы и боевой чекан из бронзы, бронзовые и костяные наконечники стрел, элементы конского снаряжения (удила, псалии, уздечные ремни и их украшения) из бронзы, золота серебра, кости, рога, дерева, кожи, в т.ч. орнаментированные в скифо-сибирском зверином стиле. В том же стили выполнены изображения на обломке «оленного камня», обнаруженного в насыпи. Ряд уздечных принадлежностей и наконечники стрел находят аналогии в предскифских и раннескифских памятниках Восточной Европы, другие предметы вооружения и узды, а также мотивы звериного стиля характерны для культур Саяно-Алтая начала скифской эпохи. 2. Курган Аржан-2 был сооружен примерно через 150 лет после Аржана-1. Насыпь кургана каменная, местами использовалась глина. Насыпь была окружена мощной стеной из горизонтально уложенных камней и оградой из вертикальных плит. В стене был оставлен проход, в этом месте плиты стены покрыты зооморфными изображениями. Под насыпью обнаружены захоронения 18 человек в 12 могильных ямах. Основным было богатое парное захоронение «царя» и «царицы». Они лежали в прямоугольной яме, в погребальной камере в виде двойного сруба, перекрытого двойным накатом бревен. Одежда и обувь «царя» и «царицы» были обшиты золотыми бляшками и золотым бисером, головные уборы были украшены золотыми пластинами. Украшения: серьги, подвески, бусы из золота, бирюзы, пирита и янтаря, золотая массивная гривна (у мужчины). Предметы вооружения из железа: акинаки (у мужчины), ножи (у женщины), отдельно висел парадный кожаный пояс с золотыми обоймами, к которому крепились боевой чекан-клевец и плеть, а также горит, состоявший из кожаного колчана на деревянной основе со стрелами с железными наконечниками и кожаного футляра для лука. Поверхность горита была украшена злотыми бляшками. Бляшки и золотой орнамент на предметах вооружения выполнен в скифо-сибирском зверином стиле. Перед лицами покойных лежали бронзовые зеркала. В погребении найдены сосуды из камня, бронзы, золота, дерева, кожи. Стены и пол сруба были покрыты войлочными коврами. Кроме того, под насыпью найдено специальное захоронение 14 лошадей, а также обособленные клады, содержащие предметы вооружения и конское снаряжение. Погребальный комплекс Аржан-2 включал помимо самого кургана расположенные поблизости кольцевые каменные оградки, в рамках которых обнаружены пережженные кости животных, и каменные башни (до 1 м), с которыми найдены кости лошадей.
Тагарская культура Датировка: VII(VIII? ) – начало III вв. до н.э. Ареал: Минусинская и Кузнецкая котловины, т.е. степная и лесостепная зона бассейна среднего Енисея и частично Обь-Енисейского междуречья.
Этой культуре полностью присуща скифская триада, но есть ряд две важные особенности по сравнению с другими культурами скифо-сибирской КИО.
Поселения – селища на естественных террасах, а также постоянно заселенные города и города-убежища с валом и рвом. Жилища – глубокие землянки и полуземлянки, реже наземные дома. Их стены строились из глины и камня, но были и деревянные срубные конструкции – бревенчатые рубленые прямоугольные дома с четырехскатными крышами. На наличие последних указывают петрографические изображения таких срубов, относящиеся к концу тагарской эпохи (Боярская писаница).
Погребения специфичны. - земляные курганы, окруженные прямоугольными оградками из врытых на ребро массивных плит, с вертикально установленными камнями по углам - на ранних стадиях курганы одиночны, позднее по 10-20 курганов в могильнике - более ранние могилы представляют собой каменные ящики с одиночными погребениями, более поздние – срубы, ямы с бревенчатыми накатами, часто с коллективными трупоположениями – родовыми усыпальницами (до 100 и более человек в одной могиле) - покойные лежат на спине, вытянуты - в могилах иногда сохраняются остатки одежды – шерстяные ткани и кожа - мужчины погребены с оружием (лук, стрелы, кинжал типа акинака, боевой чекан); женщины – с зеркалами, бусами, шильями; в позднее время в могилы кладут уменьшенные модели вещей; и к мужчиным, и к женщинам помещали характерные бронзовые ножи с отверстием на рукоятк, лепные керамические сосуды баночной формы с жидкой пищей и в качестве той же напутственной пищи – части крупного рогатого скота, реже – части лошади или овцы; также в могилах встречаются разнообразные топоры-кельты * Интересный памятник – группа из 14 курганов в урочище Салбык, среди которых основным был курган Большой Салбыкский IV в. до н.э. – один из крупнейших в мире
Тагарская культура постепенно сменяется таштыкской. Связанной с новой эпохой, пришедшей на смену скифской. Остальные культуры скифо-сибиского мира в степях Евразии также резко или плавно уступают место сообществам с качественно новым материальным комплексом.
III в. до н.э. – IV в н.э. – следующий после скифского период ран.ж.века в степях Евразии. В зап.части степей (Приуралье, Поволжье, затем и Сев.Причерноморье) господствуют сарматы – ираноязычные кочевники-скотоводы, родственные савроматам. В вост. части степей (Прибайкалье, степи Сибири, Казахстана, Ср.Азии) в кон. I тыс. до н.э. – нач. I тыс. н.э.) – изменения, связанные с расширением политического и культурного влияния народов – хунну (сюнну), часть которых позднее вошла в гуннский полиэтнический массив. Переход от скифской к сарматской эпохе ознаменован переменами в материал.культуре и искусстве: 1. Совершенствуются формы вооружения: мечи-акинаки скифского типа вытесняются длинными всадническими мечами с иной рукоятью; вместо бронзовых втульчатых наконечников стрел приходят массивные железные наконечники с черешковым креплением к древку; вместо короткого сигмовидного лука скифского типа – более длинный дуговидный лук («гуннского типа»).
2. Развивается конское снаряжение: взамен стержневидных псалиев чаще начинают употреблять крупные кольца; совершенсвуется седло (становится более жестким).
3. На смену скифо-сибирскому звериному стилю приходит новое прикладное анималистическое искусство, более орнаментальное, главное отличие – украшаемые объекты служили фоном, а не композиционной основой изображений. Сарматская культура. Хронологические пределы с.к – IV в. до н.э. – IV в. н.э. Ареал – обширная территория степи от Зап.Казахстана и Юж. Приуралья до Сев.-Зап. Причерноморья. Историческое ядро – в Южном Приуралье (начальные черты уже в конце V в. до н.э.). С III-II вв. до н.э. постепенно захватывают всю тер. Сев.Причерноморья, откуда вытеснили основную массу скифов. Некоторые сарматские племена (сираки и аорсы) осуществили вторжение на Сев.Кавказ. В I в. н.э. в восточной части усиливаются ираноязычные аланы, которые на руб.I-II вв. н.э. подчиняют все ост. Племена сарматского круга. В III в. н.э. – вследствие готской экспансии положен конец доминированию сарматов в Сев.Причерноморье, а после нашествия гуннов во втор.пол. IV в. н.э. сарматская культура исчезла как единое целое. Стационарные поселения не обнаружены, но на Кубани известны меото-сарматские городища. Погребения многочисленны – это трупоположения под курганами (выс. 1-3 м, диаметр 8-20 м) или изредка в естественных холмах (на Волге). Покойные лежат вытянуто на спине, реже на боку, руки-ноги чаще параллельны, ноги лежат ромбом или одна нога согнута в колене. В основном головой на юг, позднее – на север. Лежали на подстилке из органики, реже – на деревянных носилках или в дерев.решетчатых гробах., иногда на ложе, оставшемся от погребальной колесницы (сама колесница в процессе захор. разламывалась, ее детали клали в погребение). Узкие прямоугольные могилы, перекрытые досками и хворостом, стены могли иметь опоры для перекрытия – «заплечики». Типичны могилы с обширными подбоями, известны и катакомбы – в них вход в погребальную камеру закрывали досками или заваливали камнями. В могилы клали символы огня – угольки (или их заменители). Осн.погреб.инвентарь – оружие. Часто в погребение клали переднюю ногу барана, реже кости лошади. Вооружение сарматов вначале сходно со скифским и савроматским, со времен модифицировалось, отражая совершенствование конского боя. Втульч.наконечники стрел сменяются железными черешковыми, наконечники и древки копий удлиняются. Появились всаднические мечи – длинные, с прямым перекрестьем в виде узкого бруска, затем – мечи с кольцевидным навершием, позже – с рукоятью-штырем без металлич.навершия и металлич.перекрестья. Применяется сварка внахлест, шире – цементация. Использовались железные чешуйчатые панцири. В конском снаряж. – сначала железные удила скифского типа и железные псалии – С-видные или прямые стержни с 2-мя отверстиями. Затем желез.удила с доп.кольцами, которые вращались свободно, а к ним крепились ремни оголовья и повод. С 3 до 1 вв. н.э. популярны богатые сбруи с серебр.круглыми или полушарными бляхами – фаларами, украш. раст, зооморфными, мифологич. сюжетами. Керамич.сосуды – без гонч.круга, плоско- и круглодонные. Распространены шаровидные сосуды, позднее – миски и кувшины (среди них есть изг. и на гонч.круге, импортированные). Ряд сосудов в зооморфными ручками. Осн. металлич.сосуды – бронзовые котлы с яйцевид. или шаровид.туловом, с 2-мя вертик.ручками. Одежда близка к скифской. Сарматская знать исп. фибулы, поясные пряжки; украшение золотыми нашивными бляшками (как и скифы), а также нашивные бусы и бисер. Украшения – браслеты (бронз., серебр., зол., желез), серьги, ожерелья, драгоценные диадемы. Множ-во бронз. зеркал (сначала большие с плоскими ручками, позже – миниатюрные с боковой прямоуг. коротк. ручкой). Искусство разнообразно. Торевтика (искусство производства рельефных художественных изделий из металла), в которой присутствуют как зооморфные образы (тонкие, схематизированные, обычно сильно изогонутые звери), так и антропоморфные (крылатые гении и др.), а также растительные мотивы. В 1 в. до н.э. – 2 в н.э. – полихромный стиль с ярким колоритом: изд. из драгоцен.металла (техника филиграни и зерни), инкрустировались камнями-самоцветами, стеклом и цветной эмалью. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 2410; Нарушение авторского права страницы