Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 1.1. Черты философского знания. Мировоззрение



Тема 2.2. Античная философия.

I. К ДРУГУ, ВЕРНУВШЕМУСЯ К РАЗВРАТНОЙ ЖИЗНИ

Ты говоришь, что ты перестал стараться о своем улучшении, что ты зажил опять по-прежнему и не видишь, чтобы тебе стало хуже от этого? Неправда, тебе стало гораздо хуже, и ты потерял очень много. Прежде желания твои были чистые, понятия честные и поступки добрые. Ты читал мудрые книги и радовался на таких людей, как Сократ и Диоген. Теперь же ты радуешься на своих приятелей, которые сводят тебя с распутными женщинами; ты читаешь развратные книжки, и разговоры и дела твои постыдны. Ты потерял самое главное: ты перестал любить добро и правду. Неужели ты думаешь, что потери бывают только вещественные? Нет, есть потери худшие – потери духовные. Теряются и чистые помыслы, и хорошие желания, и доброе поведение; и людям, потерявшим все это, всегда бывает скверно. Ты не видишь этого теперь, потому что ты заблудился; но было время, когда ты боялся одного только – как бы не перестать правильно мыслить, говорить и поступать. Ты сам себя обокрал. Опомнись, несчастный друг мой, и спаси себя от самого себя. Ведь ты помог бы мне, если бы со мной случилось какое-нибудь несчастие? Почему же ты не поможешь самому себе? Ведь для этого тебе не нужно никого ни вязать, ни бить, ни убивать, – тебе надо только одуматься, поговорить с самим собою. Себя ты будешь слушать охотнее, чем других; прислушайся же к голосу своей совести и своего разума. Разбери хорошенько самого себя: всмотрись в свою жизнь и без всякой потачки смело осуди в ней то, что кажется скверным. Не говори, что в тебе сил нет, не поступай, как малодушные пловцы, которые не борются против течения реки и дозволяют унести себя в море. Помни, что управлять рассудком очень легко: стоит только пожелать жить лучше – и рассудок исправится. Если же ты будешь, продолжать жить так, как теперь зажил, то вовсе потеряешь рассудок и станешь хуже животного. Какая тебе будет выгода от добродетельной жизни? – спрашиваешь ты. Да разве не большая выгода: порядок вместо беспорядка, честность вместо бесчестия, воздержание вместо распутства, почитание своей души вместо презрения ее! Опомнись же и спаси свою душу!

II. ОБРАЩЕНИЕ К МАЛОДУШНОМУ ДРУГУ

Напрасно, друг мой, ты падаешь духом и сомневаешься в Боге. Когда мы видим какое-нибудь творение людское, то мы понимаем, что работу эту делал человек. Точно так же и весь мир, очевидно, имеет своего Создателя. Начало всех начал, причину всех причин. Отца мира вещественного и духовного мы называем Богом. Человек, который понимает то, что делается вокруг него в Божьем мире, если только он способен к благодарности, будет постоянно благодарить Бога за все благодеяния видимого мира, которыми люди окружены. Только неразумный человек не понимает блага всего того, что находится вокруг него, и не благодарит Бога, столь благо и премудро устроившего мир. И в самом деле, куда мы ни посмотрим, все, что видим вокруг себя и в нас самих, все заставляет нас преклониться пред всемогущим Богом. Как премудро, например, устроено человеческое тело мужчины и женщины, от взаимного влечения которых происходит потомство! Воистину никогда не перестанешь удивляться на устройство жизни всех тварей – и людей, и животных, и растений. Но человеку, кроме той жизни, которая дана растениям и животным, дано еще другое, чего нет ни у растений, ни у животных. Люди и животные устроены разно, потому что у них и назначение разное. Домашние животные служат человеку: одни помогают ему обрабатывать землю, другие доставляют ему молоко, остальные служат ему каждый как может и как назначено Богом. Но животные исполняют свое назначение, справляют свои нужды и при этом вовсе не понимают того, что делается на свете, Человеку же дана способность вникать в окружающее, понимать, что для чего делается, и видеть Бога в Его творениях. Человек, как и животные, должен заботиться и о нуждах своего тела, но главнее всего он должен делать и все то, что назначено одному только человеку и что отличает его от животного. И потому человеку постыдно довольствоваться одного своею животною жизнью и забывать о человеческой разумной и духовной жизни. Человек должен поступать так, как указывают ему совесть и разум его. Старайся же, друг, чтобы ты не умер прежде, чем исполнишь твое назначение. Мне, как человеку, дано знать, кто я такой, для чего я родился и на что нужен мне разум мой. Оказывается, что я получил самые лучшие духовные способности: разумение, мужество, смирение. А с ними – какое мне дело до того, что может со мною случиться? Кто сможет рассердить или смутить меня? Ничего не может быть в тягость мне, и я ни о чем внешнем не стану ни сожалеть, ни сокрушаться. Напротив того, что бы со мною ни случилось, я приложу к делу то, что дано душе моей. Пойми это и ты, всмотрись хорошенько в свои силы и способности и скажи в душе своей: " Пошли мне. Господи, все, что Ты хочешь! Ты дал мне такие пособия, с которыми я могу справиться со всякими случайностями". А ты вместо этого постоянно боишься, как бы не случилось с тобою того или другого, жалуешься и плачешь, когда с тобою случается то, чего тебе не хочется, и укоряешь судьбу. Судьба же так, устроила тебя, что ты можешь уразуметь смысл жизни и если захочешь терпеть и любить, то никто не в силах помешать тебе в этом. И что же оказывается? Ты получил такие высокие и могущественные душевные способности, и, несмотря на это, ты не прикладываешь их в жизни своей. Ты теряешь время, плачешь, стонешь и либо вовсе не думаешь о Боге, либо упрекаешь Его. Знай же, что у тебя есть все нужное для того, чтобы жить разумно и добродетельно и быть выше животных.

IV. НЕЛЬЗЯ ОДНОВРЕМЕННО ЖИТЬ И ДОБРОДЕТЕЛЬНО И РАСПУТНО

Если ты захотел бросить прежнюю твою распутную жизнь, чтобы освобождаться от своих пороков и жить добродетельно, то не водись с прежними своими товарищами, которые продолжают жить развратно: они будут только мешать тебе в твоем добром желании. Если же они будут сердиться на тебя за то, что ты их покинул, то помни, что никакое воздержание не дается даром и что потому и тебе придется кое-чем поплатиться, если хочешь достигнуть своей цели. Ты не можешь оставаться прежним человеком и вместе с тем поступать по-новому. Реши, чего ты больше хочешь, – того ли, чтобы люди тебя любили и хвалили за то, что ты безобразничаешь вместе с ними, или того, чтобы жить по-новому, несмотря на всякие упреки, нарекания и насмешки, которые посыпятся на тебя за это? Если хочешь начать новую жизнь, то не откладывай дела, не оглядывайся назад и не старайся сохранить доброе расположение прежних твоих развратных товарищей. Если станешь вилять в разные стороны, угождать и нашим, и вашим, то и вперед недалеко уйдешь, и прежним друзьям не угодишь. Нельзя делать двух дел зараз: насколько успеешь в одном деле, настолько потеряешь в другом. Если ты перестал пьянствовать, играть в карты и распутничать, то, конечно, тебя перестанут любить те люди, которые занимаются такими делами. Выбирай же одно из двух: либо стать человеком разумным и добродетельным, либо слышать, как люди говорят о тебе: " Ах, какой приятный и славный малый". Если ты решил, что для тебя лучше стать свободным от своих пороков, то и занимайся только этим освобождением себя, работай только для этого, отвернись от прошлого и не дотрагивайся до него. Если же это тебе не нравится, а нравится одобрение людей, то передайся весь на другую сторону: пьянствуй, блуди и всячески развратничай, будь тряпкой в чужих руках, делай все, что людям нравится, – и ты получишь их одобрение – то, чего искал. Да не забывай при этом корчить из себя шута: этим ты особенно угодишь своим друзьям. Невозможно в одно и то же время быть господином и рабом. Если хочешь быть рабом, то и угождай людям всякими подлостями; если же хочешь стать господином, то надобно освобождать себя от пороков.

V. ДОБРОДЕТЕЛЬ НЕ УБЫТОЧНА

Не говори, что ты в убытке, когда ты променял осла на коня, овцу на быка, деньги на доброе дело, пустые споры на разумное молчание, разгильдяйство на порядочность. В этих случаях ты получил больше, чем потерял. Если ты этого не понимаешь, то не понимаешь и своего счастья и спокойствия. Кормчему легче погубить корабль, чем уберечь его в опасном месте. Чуть он повернул корабль не в ту сторону, чуть задумался о постороннем – и пропал корабль. Так и в твоей жизни: гляди в оба! Тебе приходится уберегать то, что важнее всего на свете. Наблюдай же с неотступным вниманием за своею умеренностью, честностью, мужеством, спокойствием, довольством, – одним словом, за своею свободою. Если потеряешь ее, то взамен не получишь ничего столь же ценного. Рассуждай сам с собою так: " Пусть другому достанется богатство, а мне – мудрость; другому – власть, а мне – умеренность. Не стану я хвалить то, что постыдно. Я хочу быть свободным, то есть другом Богу, хочу добровольно повиноваться Ему. А Бог не хочет, чтобы я прельщался ни плотью своею, ни богатством, ни могуществом, ни славой. Если бы Бог желал, чтобы люди этим были довольны, то Он устроил бы так, чтобы все это доставляло довольство и блаженство. Но от всего этого люди не блаженствуют, а страдают. Значит, Бог не в этом назначил нам благо. А потому я и не стану ослушиваться Его велений. Беречь я буду свою добродетель; всем же остальным, что дано мне, я буду дорожить настолько, насколько требует разум".

X. РОПТАТЬ НЕРАЗУМНО

Когда ты заметишь, что ты начинаешь в душе своей упрекать Бога, то разбери внимательно то, чем ты недоволен, и ты увидишь, что оно так и должно было быть и не могло быть иначе. – Да неужели, например, справедливо, чтобы вот этот бесчестный человек имел больше денег, чем я? – Вполне справедливо, потому что он и хлопотал из-за денег больше, чем ты. Он подделывался к людям, обманывал их, обирал несчастных, по целым ночам напролет неустанно трудился для того, чтобы нажиться. Чему же ты удивляешься? А ты посмотри, больше ли у него разума и совести, чем у тебя. И ты увидишь, что у тебя больше всего того, из-за чего ты хлопотал и старался. То, что ты бережно хранил, – свою честь и совесть, – он продавал и получил за это ту награду, которую искал. Но ведь человека, который бесчестно приобрел богатство, мы не можем назвать счастливым, – мы, которые знаем, в чем истинное счастье. Мы знаем, что Бог справедлив и отдает то, что лучше тому, кто лучше. Чистая совесть – не гораздо ли лучше богатства? Всегда помни неизменный закон природы: кто к чему способнее, тот и имеет больше успеха как раз в том самом, в чем он способнее другого. Помни это, и тогда ты ни на что не будешь роптать. – Ну а как же не роптать, когда моя жена скверно со мной поступает? – И тут роптать нечего. Если кто спросит тебя об этом, ты скажи только, что жена твоя скверно с тобою поступает, и больше ничего. – И отец мой ничего мне не дает. – И в этом ничего нет особенного, как только то, что отец твой ничего тебе не дает. Говоря о таких вещах, никогда не говори, что в них есть зло, потому что это была бы ложь. Разумный человек никогда ни на что не станет роптать, потому что он хорошо понимает, что настоящее горе наше происходит не от того, что случается с нами, а от того, что мы неразумно думаем о случившемся. Отстраним же эти неразумные мысли, и прекратится то, что мы считали несчастием.

Тема 1.1. Черты философского знания. Мировоззрение

Термин «философия» возник из соединения двух греческих слов: «фило» (φ ι λ ο ) – «любовь» и «софия» (σ ο φ ί α ) – «мудрость», что дословно означает – «любовь к мудрости». Зарождение философии как специфической формы духовной деятельности в ряде наиболее развитых стран того времени (Индия, Китай, Вавилон, Египет, Греция) относится примерно к началу 1-го тысячелетия до нашей эры, т.е. произошло примерно три тысячи лет назад. Сам термин «философия» ввел в оборот древнегреческий математик и мыслитель Пифагор (середина VI века до н.э.). Первое же разъяснение содержания и смысла этого понятия, в отличие от близких ему понятий «знание» и «мудрость», принадлежит Платону (V век до н.э.). Существенную роль в осмыслении содержания понятия «философия» сыграл Аристотель (IV век до н.э.). Общим пониманием для первых философов становится процессуальность философского знания: философия не констатирует истину, а направлена к ней, это – постоянный, динамичный, никогда не останавливающийся поиск мудрости. До Платона и Аристотеля философское знание в основном совпадало с систематизацией так называемой житейской мудрости, т.е. повседневного жизненного опыта людей, выраженного в символической, художественно-образной форме. Начиная с Платона и Аристотеля, философия стремится стать развернутым, системным учением, опирающимся на надежный фундамент представлений не только о человеке, но и об объективном мире, в котором осуществляется жизнедеятельность человека. Именно поэтому с V века до н.э. философское знание начинает позиционировать себя как строго логичное и рациональное.

Специфика философии состоит в том, что она стремится построить не поэтическую, воображаемую, выдуманную, а рациональную (от латинского слова ratio «разум»), достоверную картину мира. В этом плане философия была вынуждена преодолевать ограниченность предшествовавших философии типов мировоззрения: мифологии и религии (в её первоначальных формах). В отличие от них философия ориентируется не на традицию и авторитет, не на стереотипы сознания, а на свободное, критическое осмысление мира и человеческой жизни. Именно философия впервые представила мир в качестве действия безличных объективных сил. Вместо сверхъестественного объяснения, формируется взгляд на мир как целостность, развивающуюся по естественным законам, где основанием служит либо бесконечная делимость, либо делимость до определенных пределов (атомы). Таким образом, философское знание изначально целостно, критично, проблемно и свободно. Последнее выражалось в том, что любой человек аргументировано, на основе методов логики и теоретического анализа, мог участвовать в сознательном поиске, обсуждении и свободном выборе философских проблем и представлений. Эти характеристики во многом определили то, что уже с момента своего возникновения философия стала претендовать на статус наиболее зрелого и совершенного знания. Наличное знание 1-го тысячелетия до нашей эры (кроме зарождающихся математики и логики, которые возникли в недрах философии) носило лишь описательно-констатирующий характер. Поэтому именно философия стала претендовать на рациональное выявление и объяснение движущих сил, причин наблюдаемых явлений и процессов, которые существуют в мире. Вплоть до XVII века она выступала в качестве своеобразной «науки наук», или «царицы наук», единственно способной дать системное теоретическое объяснение всего происходящего в окружающем мире и в самом человеке.

Начиная с XVII века рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике, стимулировали увеличение их объёма и многообразия. Это вызвало дифференциацию знаний, что привело к появлению разных отдельных частных наук (механики, физики, биологии, астрономии, социологии и других). Но, разложение единого знания на отдельные науки, не привело к исчезновению философии. Наоборот, появилась потребность в особом разделе знания, способном выступить в качестве средства интеграции (объединения) отдельных знаний, получаемых частными науками и способа выработки наиболее общих принципов и норм познавательной и преобразовательной деятельности людей. От частных наук философию отличает то, что в ней нет эмпирического уровня (сбор и анализ фактов), нет предмета. Философия – это чисто теоретическая форма познания мира. И в этом её сила, так как она не «привязана» к конкретным фактам материального мира, что позволяет ей вырабатывать наиболее общие закономерности развития универсума (мира как взаимосвязанной системы).

Постепенно философия сконцентрировала свое внимание на наиболее общих мировоззренческих проблемах природы, общества и мышления, стремясь дать ответы на вопросы о целях и смысле существования мира, общества и человека. Основными (базовыми) вопросами философии стали следующие: Как возник мир? Кто его создал или он был вечно? Существуют ли закономерности развития мира или он развивается хаотично? Каково место человека в мире? Может ли человек полностью познать мир? Может ли человек управлять миром и различными его сторонами? Существуют ли устойчивые закономерности развития общества? Чем человек отличается от животных? В чём смысл жизни человека? На эти вопросы невозможно дать однозначные ответы, пригодные для всех времен и народов. Люди, ставящие вышеназванные вопросы, стремились получить такие ответы на них, которые соответствовали их потребностям и уровню интеллектуального развития. Причём в разные исторические эпохи меняется не только набор философских вопросов, но и преобразуется сама их иерархия, а также характер желаемых ответов на них. Поэтому философское знание всегда гуманно и открыто.

Выступая как критик, философ полностью не порывает с культурной традицией, с нравами и обычаями той социальной общности, к которой сам принадлежит. Весь драматизм истории философии (а историческая судьба философов нередко драматична, подчас даже глубоко трагична) коренится в отношении философа к традиции – религиозной и нравственной, культурной и художественной, политически-правовой, наконец, к традиционным формам быта и образа жизни своей эпохи. Философ ставит всё это под сомнение, но делает это для того, чтобы «докопаться» до подлинных корней, из которых растёт сама данная традиция. В этом и состоит смысл его вопросов: «Что значит – быть? », «Что такое " бытие"? ». А «ухватившись» за эти корни, ответив на поставленный фундаментальный вопрос и начиная развертывать положительное решение других вопросов, философ (в той или иной форме, в той или иной мере) опирается опять-таки на те представления, которые он сам впитал с молоком матери, с обычаями и нравами своего народа и времени. Какие-то из традиционных жизненных ориентиров он поддерживает, углубляет и обосновывает, другие изменяет, корректирует, третьи отбрасывает, как вредные заблуждения и предрассудки. Но всё это, тем не менее, разные формы зависимости мышления философа от родной ему культуры. Философия, таким образом, с самого начала глубоко укоренена в жизненном мире человека. И какими бы отвлеченными ни представлялись рассуждения философов, они не случайно всегда завершаются учением о том, как следует человеку жить, в чем смысл и оправдание его деятельности. И это не случайно, потому что с этих жизненно непреложных вопросов, в сущности, и начинается философское размышление.

Философия – это система знаний о наиболее общих принципах, фиксирующих отношение человека к миру, которая возникла из потребности людей в выработке рациональных оснований, придающих мировоззрению целостность, а познавательным и практическим усилиям – направленность. Целью философии, в современном понимании, является стремление научить человека мыслить и на этой основе определенным образом относиться к миру. Реализация философией этой цели превращает её в основу для понимания человеком смысла и целей своей индивидуальной жизни, уяснения причастности к тому, что происходит в мире. Но такое понимание цели философии и её назначения сложилось далеко не сразу. С развитием философии оно изменялось в зависимости от представлений о том, что собой представляет сама философия. Согласно Платону (V век до н.э.) философия – это любовь к мудрости и средство достижения совокупного знания о мире, а также условие правильной организации личной и общественной жизни. Для Аристотеля (IV век до н.э.) философия – это исследование причин и принципов существования вещей, то есть её целью выступает выявление и фиксация таких причин и принципов. Стоики (III век до н.э.) рассматривали философию как средство организации должного отношения человека к миру, обществу и самому себе. Целью философии становится следование долгу. Эпикурейцы (III век до н.э.) видели в философии руководство к достижению счастья. Для Фомы Аквинского (XIII век) философия – это знание истины, относящейся к первому началу бытия. В понимании Рене Декарта и Томаса Гоббса (XVII век) философия – не только условие благоразумия в делах, но и источник знания обо всем, что познает человек, а целью философии является руководство познанием мира.

В современной российской философии существует множество определений философского мировоззрения. Одни мыслители определяют его как высший вид миросозерцания. Другими оно отождествляется с мировоззренческой рефлексией (осмыслением) или деятельностью направленной на составление представлений о ценностях жизни. Для третьих философия обозначает учение о наиболее общих законах движения и развития в природе, обществе и мышлении. Во всех этих определениях обращается внимание на такие существенные свойства философии, как:

Ø возможность быть основой мировоззрения;

Ø выступать средством выявления наиболее общих законов и принципов движения и развития в природе, обществе и мышлении;

Ø быть основанием выработки и воплощения принципов организации оптимальной жизнедеятельности людей.

Многогранность философии выражается в многообразии её функций:

1. Мировоззренческая функция – философия формирует и систематизирует взгляды человека на мир.

2. Критическая функция – философия постоянно ставит под сомнение все, казалось бы, навечно установленные истины. Тем самым она вскрывает самые насущные проблемы мира и человека.

3. Гносеологическая функция – философия разрабатывает принципы и законы познания человека, мира и общества.

4. Социальная функция – философия в каждую историческую эпоху осмысливает главные проблемы общества и перспективы его дальнейшего развития.

5. Методологическая функция – философия формирует методы для других наук. Такие научные методы, как синтез, анализ, обобщение были когда-то разработаны именно философией.

6. Аксиологическая функция – философия вырабатывает духовные нормы и ценности как для отдельного человека, так и для общества в целом.

7. Эвристическая функция – философия содействует приросту научных знаний и создаёт предпосылки для новых научных открытий.

8. Интегративная функция – философия объединяет и обобщает результаты всех частных наук.

9. Культурно-воспитательная функция – философия активно способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту.

Специфика философского знания и основные функции философии позволяют заключить, что философия является высшей формой мировоззрения. Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также – жизненные позиции, программы поведения, действия людей. Оно придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Мировоззрение это сложное явление духовного мира человека, вбирающее в себя все грани взаимодействия объективного мира и отдельного индивида. Компонентами мировоззрения являются: знания, навыки, ценности, идеалы и принципы. Механизмами выработки мировоззрения выступают: разум и рассудок, вера, воля. Мировоззрение неотделимо от человека вследствие его разумности и активного отношения к окружающей среде. Но человек – существо общественное, социальное. Поэтому наряду с индивидуальным (личностным, присущим только конкретному человеку мировоззрением), выделяют мировоззрение объективированное. Объективированное мировоззрение – это система взглядов, содержание которой независимо от сознания отдельного конкретного человека, но существуют исключительно через это сознание. К объективированному мировоззрению относятся: мифология, религия и философия.

 

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Что означает термин «философия»? Почему новую форму знания древние мыслители назвали именно «любовью к мудрости»?

2. В каких странах и когда возникла философия? Какой древний мыслитель ввёл термин «философия»?

3. Как определяли содержание философии Платон и Аристотель? Чем их определение отличается от предшествующего понимания философского знания?

4. В чём состоит специфика философии? Почему, по сравнению с мифологией и религией, философия является более зрелым и совершенным знанием?

5. Почему вплоть до XVII века философия выступала как «царица наук»? По каким причинам с XVII века начинается формирование отдельных частных наук?

6. Почему с появлением отдельных частных наук философия не исчезла, а стала особым разделом знания? В чём стала заключаться её роль?

7. Что отличает философию от отдельных частных наук? Почему отсутствие эмпирического уровня является не слабостью, а именно силой философии?

8. Назовите основные философские вопросы. Почему на них невозможно дать однозначные ответы, пригодные для всех времён и народов?

9. По каким причинам трудно быть философом? Как это связано с необходимой критичностью мышления, присущей философам?

10. Почему философия глубоко укоренена в жизненном мире человека? Можно ли тогда сказать, что любой человек рано или поздно задумывается над философскими вопросами?

11. Что является целью философии в современном понимании? Что считали целью философии мыслители предшествующих эпох?

12. Как определяют философию современные российские мыслители? Какие общие свойства понимания философии можно выделить в этих различных трактовках?

13. Охарактеризуйте основные функции философии. Подумайте и определите – какими функциями философия схожа, а какими явно отличается: 1) от мифологии; 2) от религии; 3) от науки?

14. Что такое «мировоззрение»? Какие компоненты влияют на формирование индивидуального (личностного) мировоззрения отдельного человека?

15. Чем объективированное мировоззрение отличается от индивидуального? Почему мифология, религия и философия относятся именно к объективированному мировоззрению?

 

Подготовка по фрагменту из произведения К. Ясперса

«Введение в философию»

 

Биографическая справка.

Карл Ясперс (1883-1969) – крупнейший философ, представитель немецкого экзистенциализма, психолог. Основную задачу философии усматривал в раскрытии «шифров бытия». Главные работы: «Всеобщая психопатология», «Духовная ситуация эпохи», «Экзистенциальная философия», «О происхождении и цели истории», «Философская вера», «Философия и мир». Ясперс начал свою деятельность как врач-психиатр и сразу же столкнулся с трудностью общения с душевнобольными пациентами. Проблема общения, или коммуникации, проходит красной нитью через всё его философское творчество. А впервые эта тема была затронута им во «Всеобщей психопатологии», где Ясперс пишет, что коммуникация – универсальное условие человеческого бытия: «Мы являемся тем, что мы являемся, только благодаря общности взаимного сознательного понимания. Не может существовать человек сам по себе, просто как отдельный индивид. Все то, что есть человек и что есть для человека достигается в коммуникации». Также Ясперс считает, что философия не может быть чисто предметным знанием, она не может быть оторвана от внутреннего мира самого философствующего человека. В ниже приведенном отрывке Ясперс рассматривает вопрос о роли философии в современной ему мировой ситуации. В философии, полагает Ясперс, происходит то, чего не замечают все её противники: с философствованием человек обретает свои истоки. Философии не может не быть, пока живут люди. Она претендует на то, чтобы помочь человеку обрести смысл его личной жизни – явить этот смысл, помочь определить цели достижения этого смысла, осуществить этот смысл в настоящем, служить посредством настоящего будущему. Постоянная задача философствования для каждого человека такова: стать настоящей личностью посредством глубинного понимания мира и всех его взаимосвязей. Цель философствования – или обрести независимость единичного человека в стороне от мира, в отказе от него и в одиночестве; или – в самом мире, через мир, действуя в нем, не подчиняясь ему. Философия, подчеркивает Ясперс, обращается к отдельному человеку. Каждое положение философии возвращает человека к самому себе.

Фрагмент из произведения.

Что такое философия и чем она ценна? Это является предметом многочисленных споров. От философии ждут каких-то необыкновенных разъяснений или же равнодушно игнорируют ее как беспредметное мышление. Перед ней робеют, как перед выдающимся достижением каких-то совершенно уникальных людей, или презирают, как бесполезные раздумья мечтателей. Ее считают чем-то таким, что касается каждого и поэтому в основе своей должно быть простым и понятным, или чем-то столь трудным, что заниматься ею представляется совершенно безнадежным делом. Таким образом, то, что выступает под именем философии, становится поводом для самых противоположных суждений. Для человека, который верит в науку, наихудшим является то, что у философии нет общепринятых результатов, нет того, что можно было бы знать со всей определенностью и чем можно было бы владеть. В то время как науки, бесспорно, достигли в своих областях достоверного и общепризнанного знания, философия не добилась этого, несмотря на тысячелетние усилия. Нельзя отрицать: в философии не бывает того единодушия, которое устанавливается по поводу всего окончательно познанного. То, что признает каждый, опираясь на не терпящие возражений основания, и что становится научным знанием, не является более философией, но относится к отдельной области познаваемого.

В отличие от наук для философского мышления не характерен прогресс. Мы, определенно, существенно продвинулись по сравнению с древнегреческим врачом Гиппократом. Но едва ли мы можем сказать, что продвинулись дальше Платона. Только в материале научного познания, которым он пользовался, мы находимся дальше. В самом же философствовании мы, возможно, еще вряд ли достигли его. То, что ни одна форма философии в отличие от наук не находит всеобщего, единодушного признания, должно корениться в природе самого предмета философии. Род достоверности, который в ней привлекает, не будучи научным, то есть одинаковым для каждого ума, является некоторым убеждением, или удостоверенностью, в достижении которой участвует все существо человека. В то время как научные исследования ведутся по отдельным предметам, знать о которых каждому совершенно не обязательно, философия имеет дело с бытием в целом, которое имеет отношение к человеку как человеку, а также с истиной, которая там, где она вспыхивает, захватывает глубже, чем любое научное познание. Хотя разработанная философия и связана с науками – она предполагает науки в том состоянии развития, которого они достигли в определенную эпоху, – однако свой смысл получает из другого источника. До всякой науки она появляется там, где пробуждается человек. Такая философия без науки предстает перед нами в нескольких примечательных проявлениях.

Первое: почти каждый считает себя способным обсуждать философские вопросы. В то время как в сфере наук признают, что условием их понимания являются обучение, подготовка, метод, по отношению к философии претендуют на то, чтобы приобщаться к ней безо всяких условий, полагая, что каждый в состоянии принять участие в обсуждении философских проблем. Собственное бытие человека, собственная судьба и собственный опыт считаются для этого достаточным основанием. Следует признать, что философия должна быть доступна для каждого человека. Самые обстоятельные пути философий, которыми идут философы-профессионалы, обретают свой смысл все-таки только тогда, когда они выходят к человеческому бытию, которое находит свое определение в процессе обретения уверенности относительно бытия и своего места в нем.

Второе: философское мышление каждый раз должно начинаться с самого начала. Каждый человек должен осуществлять его самостоятельно. Удивительным знаком того, что человек как таковой изначально философствует, являются вопросы детей. Часто из детских уст можно услышать то, что по своему смыслу уходит непосредственно вглубь философствования. Приведу некоторые примеры. Ребенок удивляется: «Я всегда пытаюсь подумать, что я – кто-то другой, однако же, всегда снова оказывается, что я есть я». Этот мальчик затрагивает исток всякой уверенности, сознание бытия в самосознании. Он поражается загадке бытия Я, тому, что не может быть постигнуто ни из чего другого. Он вопрошающе стоит перед этой границей. Другой ребенок слушает историю сотворения мира: «Вначале сотворил Бог небо и землю...» и тотчас спрашивает: «Что же было до начала? » Этот мальчик постиг, что можно спрашивать до бесконечности, что разум не может остановиться, в том смысле, что для него не может быть никакого окончательного ответа. Девочке, увидевшей во время прогулки дикий луг, рассказывают сказку об эльфах, которые по ночам водят свои хороводы... «Но их же ведь не бывает...». Ей рассказывают о реальных вещах, наблюдая движение солнца, проясняют вопрос о том, солнце ли движется или же земля вращается, приводят основания, которые говорят в пользу шарообразности земли и ее вращения вокруг самой себя... «Но это же неправда, – говорит девочка и топает ногой о землю, – земля ведь крепко стоит. Я верю только тому, что вижу». В ответ на это: «Тогда ты не веришь и в Бога, ведь его ты тоже не можешь видеть», – девочка настораживается и говорит решительно: «Если бы его не было, тогда бы ведь и нас здесь не было». Этот ребенок охвачен удивлением перед существованием: оно есть благодаря чему-то другому, не само по себе. И он постигает различие в самих вопросах: нацелены ли они на какой-то предмет в мире или же на бытие и наше существование в целом. Другая девочка, направляясь в гости, поднимается по ступенькам лестницы. Для нее становится очевидным, как все непрестанно меняется, протекает, проходит, как будто бы ничего и не бывало. «Однако должно же ведь быть нечто незыблемое... то, что я здесь и теперь поднимаюсь по лестнице к тете, я хочу, чтобы это осталось». В изумлении и испуге перед преходящим характером и мимолетностью всего она беспомощно ищет выход. Если бы кто-то собирал подобные примеры, то смог бы составить богатую энциклопедию детской философии. Возражение, что дети слышали это прежде от родителей или кого-то другого, не должно, по всей видимости, приниматься всерьез. Возражение, что эти дети все-таки не философствуют дальше и что, следовательно, подобные высказывания могли быть случайными, упускает из виду следующий факт: дети зачастую обладают гениальностью, которая с возрастом утрачивается. С годами, теряя детскую непосредственность, мы как бы входим в тюрьму соглашений и мнений, скрываемся под различного рода прикрытиями, оказываемся в плену у того, о чем не решаемся спросить. Состояние ребенка – это состояние порождающей себя жизни: он еще открыт, он чувствует и видит и спрашивает о том, что вскоре исчезнет перед ним. Он не удерживает то, что открывается ему в то или иное мгновение, и удивляется, когда позднее все замечающие взрослые докладывают ему о том, что он сказал или спросил.


Поделиться:



Популярное:

  1. D. СОЦИОИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВЕЩЕЙ И ПОТРЕБЛЕНИЯ
  2. I. Методические принципы физического воспитания (сознательность, активность, наглядность, доступность, систематичность)
  3. I. Определите значение терминов, сгруппируйте их по темам.
  4. III. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
  5. III.3. Система классификационных единиц
  6. MRPII–система как черный ящик
  7. V. Характерные черты философии русского «религиозно-философского» ренессанса.
  8. V.3. Характерные черты культурного ландшафта
  9. VI. Система оценки результатов освоения Рабочей учебной программы
  10. А. Бытовая рознь и признаки личной или племенной системы в истории нашего права. - Черты прошлого в современном праве. - Сходство и общность права
  11. А. Лупа. Б. Проекционный аппарат. В. Перископ. Г. Оптическая система глаза. Д. Любой из перечисленных в ответах А — Г систем.
  12. Аварии на коммунально-энергетических системах.


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1239; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.05 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь