Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


V. Характерные черты философии русского «религиозно-философского» ренессанса.



Философские идеи Соловьева нашли поддержку у многих русских философов, например, у братьев Трубецких (Сергея и Евгения), отца П. Флоренского, С.Л. Франка, отца С. Булгакова и др. Концепция Соловьева стала отправной точкой для бурного развития философии в России; это стало началом процесса русского религиозно-философского ренессанса. Его характерные черты:

1. Осмысление кризиса мировой культуры и философии. Поиски новых образцов философствования.

2. Борьба против абстрактности философской мысли, против отвлеченных начал.

3. Критика рационализма и позитивизма в западной философии.

4. Создание религиозно-космологической онтологии, предполагающей изначальное объективное единство космоса, природы, Бога и человека.

5. Стремление к объединению онтологии и гносеологии со смысложизненными этическими и эстетическими проблемами. Выдвижение в центр философских рассуждений экзистенциально-личностных моментов, объединенных с религиозными вопросами.

6. Поиски синтеза индивидуального и общественного вне западного индивидуализма и коммунистического коллективизма.


Бердяев Николай Александрович (1874-1948) начинал как «легальный марксист», затем (после духовного кризиса, пережитого в ссылке) стал религиозным философом нетрадиционного толка.

В работе "Философия свободы" Бердяев говорит, что философия находится в кризисе, причиной которого стал уход философии от проблем бытия, онтологии, прежде всего, в утрате философией своих религиозных корней. Следовательно, выход из кризиса предполагает возвращение к религиозным истокам.

В работе "Смысл творчества" Бердяев формулирует концепцию антроподицеиоправдания человека»), аналогичную средневековой теодицее (оправдания Бога). Исходное положение: творение мира – это незавершенный процесс. Человек творит культуру, - таким образом, участвуя в творчестве, он становится сотворцом Бога. Поэтому человек получает оправдание в творчестве и через творчество. Творчество Бердяев понимает как процесс обнаружения смыслов, но эти смыслы не даны явно – их следует усиленно создавать. Создавая что-то новое, человек становится творцом, и через творчество обретает свою свободу, преодолевая зло.

Отец П. Флоренский (1882-1937/43?). В его философии выделяются следующие принципы:

1) Аритмологии. Аритмологию как исследование дискретных, случайных процессов Флоренский противопоставляет аналитическому исследованию как исследованию непрерывных процессов. Он утверждает, что аналитические исследования не могут объяснить феномена свободы творчества, веры, надежды, случайных процессов. Аритмология является базовым методом исследования подобных процессов. Подобные выводы Флоренского основаны наобращении к математическим методам исследования случайных процессов. Таким образом, аритмология основана на теории множеств.

2) Антиномичности. Как антиномичен, противоречив сам мир, так и противоречив, антиномичен процесс его познания – антиномичны. Поэтому их можно познать лишь при помощи веры в единстве с разумом («цельное знание»).

3) Противопоставления логоса и хаоса. На основании 2-го закона термодинамики Флоренский делает вывод об увеличении энтропии, хаоса, которому противостоят законы логоса. Логос же является результатом человеческой активности в культуре (культуру Флоренский производит от слова «культ» – обращение к Богу, т.е. к высшим, вечным религиозным ценностям). Культура помогает человеку гармонизировать окружающий мир.

VI. Философия русского космизма.

 

Космисты одними из первых обратили внимание на кризис цивилизации и его мировоззренческих оснований. Причина кризиса они видели в «отпадении» человека от своих космических корней: человек потерял связь с Космосом, с природой. Мировоззренческие основания выхода из кризиса космисты видели в осознании своего единства со Вселенной и единства вселенной («живого и неживого вещества», по В.И. Вернадскому). Только тогда может быть восстановлена гармония между природой и человеком (например, в ноосфере – сфере разума, как считал Вернадский).

Основные течения русского космизма:

1. Естественнонаучное. Его представители: В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, Н. Холодный, Л. Чижевский. Все они были естествоиспытателями.

2. Религиозно-философское течение космизма представлено философией Н.Федорова.

3. Поэтически-художественное течение космизма характерно в основном для XIX века. Его идеи представлены в творчестве В. Одоевского, Ф. Тютчева, Сухово-Кобылина.

Общий принцип, объединяющий все течения русского космизма – антропокосмизм. Этот принцип строится на основе попытки синтезировать космологизм античного мышления и антропоцентризм ренессансного, придав им современный смысл, и рассмотреть человека как неотъемлемую часть космоса.


Понятие бытия, его основные формы.

Проблема субстанции.

 

Учение о бытии вообщеонтология,которая пытается дать ответы на вопросы: Что есть бытие или небытие? Что есть мир, как он возник и возник ли? Что лежит в основе его возникновения? Существуют ли в нем законы? и т.д.

Онтологию интересуют вопросы предельных основания бытия. Можно сказать, что ответы на вышеприведенные вопросы являются основой для ответа на многие философские проблемы (например, о корнях морали, смысле жизни и т.п.). Ответ дается либо явно, или подразумевается.

Философия как наука и начинается с проблем онтологии. Каждая эпоха пытается дать ответ на вопрос – «что есть бытие»? Понятие «бытие» было введено в философию античным мыслителем Парменидом (V век до н.э.). Парменид видел в бытии абсолютную единую первооснову всего сущего, отрицая многообразие мира как видимое. Далее философия пошла по пути признания многообразия форм бытия.

Бытие – это философская категория для обозначения реальности в целом. Категория «бытие» указывает на единство мира: все - существует реально. Категория «бытие» является исходным понятием для построения целостной философской системы. Например, по Гегелю, «бытие» - это самая первая исходные категория, остальные категории являются ее конкретизацией.

Виды бытия и формы бытия.

В начале XX века немецкий философ Н. Гартман предложил выделить следующие виды бытия: неорганическое, органическое, душевное, духовное. Каждый из этих уровней характеризовался своими свойствами, которые были не обязательны для других уровней. Например, душевный и духовный уровни не характеризуются пространственными отношениями. Временная же характеристика здесь присутствует.

Выделяются следующие виды (типы) бытия:

I.Объективная реальность или материальное бытие, т.е. то, что существует вне и не зависимо от нас. Здесь выделяются такие формы бытия, как:

- Бытие вещей и процессов, не созданных человеком, объективная реальность в своем первозданном виде (природа).

- Бытие вещей и процессов, созданных человеком (цивилизация).

II.Субъективная реальность или бытие идеального (духовного), т.е. то, что существует в зависимости от человека, от его сознания. Здесь выделяются такие формы бытия, как:

- Идеальное, духовное как содержание сознания человека (т.е. не объективированное, не опредмеченное): мысли, чувства, настроения и т.п.;

- Объективированное идеальное, т.е. духовное, воплощенное в книгах, картинах, музыке и т.п., также примером этой формы бытия является виртуальная реальность;

III. Социальная (общественная) реальность. Она представляет собой совокупность тех связей и отношений, которые возникают в жизни отдельного человека и общества в целом (политические, экономические, правовые).

IV. Бытие человека. Оно объединяет в себе одновременно три вышеперечисленные виды бытия. Человек является и природным и духовным существом, и субъектом и объектом общественных отношений.

III. Проблема субстанции.

 

Субстанция в переводе с латинского языка - сущность. Классическое определение субстанции дал Спиноза. Он определил ее как причину самой себя и всего остального, не имеющую причин вне себя.







Читайте также:

  1. III. Предмет, метод и функции философии.
  2. V.3. Характерные черты культурного ландшафта
  3. А. Бытовая рознь и признаки личной или племенной системы в истории нашего права. - Черты прошлого в современном праве. - Сходство и общность права
  4. Активные морфонологические процессы в структуре русского производного слова.
  5. Антонимические отношения между словарными единицами. Некоторые общие и различительные черты синонимов и антонимов
  6. В чем различие (с точки зрения продуктивности) между суффиксами -ист и -ок в словах: активист, очеркист, связист; едок, стрелок, ходок? Воспользуйтесь обратным словарём русского языка (Грехова 2003).
  7. В. И. Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка»
  8. Введение в курс лексикологии русского языка
  9. Воззрения тайной философии на природу
  10. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ, СКОТОВОДСТВА И РЕМЕСЛА. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ПЕРВОГО ПЕРИОДА ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА И ПРОБЛЕМА ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ
  11. Возникновение схоластической философии в Западной Европе


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! (0.005 с.) Главная | Обратная связь