Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Натурфилософия эпохи Возрождения



Не менее сокрушительный удар по схоластическому мировоз­зрению и церкви, чем гуманистическая мысль, реформационные процессы и еретические рассуждения Макиавелли, был нанесен развитием естествознания, которое в XVI в. добилось значитель­ных успехов.

Стремление к углубленному и достоверному познанию природы нашло отражение в творчестве Лео­нардо да Винчи; Николая Коперника, Иоганна Кеп­лера, Галилео Галилея.

Их теоретические разработки и экспериментальные исследова­ния способствовали не только изменению образа мира, но и пред­ставлений о науке, об отношений между теорией и практикой.

Леонардо да Винчи (1452—1519), гениальный художник, великий ученый, талантливый изобретатель (в числе его проектов — идеи танка, парашюта, шлюза), утверждал, что любое знание порождает­ся опытом и завершается в опыте. Но подлинную достоверность ре­зультатам экспериментирования способна придать лишь теория. Влюбленный в практику без науки — словно кормчий, ступаю­щий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хо­рошей теории... Наука — полководец, и практика — солдаты. Одним из наиболее значительных достижений естествознания этого времени было создание польским астрономом Николаем Ко­перником (1473—1543) гелиоцентрической системы мира. Основные идеи, положенные в основу этой системы, состоят в следующем: Земля не является неподвижным центром мира, а вращается во­круг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира.

Это открытие произвело поистине революционный переворот, так как опровергло существовавшую более тысячи лет картину мира; основанную на геоцентрической системе Аристотеля — Птолемея. Вот почему и сегодня при упоминании о любом значи­тельном изменении употребляют выражение «коперниканская ре­волюция».

Успехи в развитии естествознания в немалой степени определи­ли и характер философских размышлений. Ведущим направлением философской мысли XVI в. становится натурфилософия, а цен­тральное место в кругу рассматриваемых проблем отводится про­блеме бесконечного. Переход от представлений о замкнутом мире к концепции бесконечной Вселенной означал радикальный пере­смотр всей системы онтологических воззрений. Учение о безграничности космоса ставило под сомне­ние богословско-схоластические представления о Вселенной и явилось прямым следствием решения вопроса соотношении Бога и мира в творчестве крупнейшего европейского мыслителя Николая Кузанского (1401—1464)..

Бог в философии Кузанского получает наименование абсолют­ного максимума, или абсолюта, который не является чем-то нахо­дящимся вне мира, а пребывает в единстве с ним. Бог, охваты­вающий все сущее, содержит мир в себе. Такая трактовка соотно­шения Бога и мира характеризует философское учение Кузанского как пантеизм (от греч. pan— все, theos — бог), важнейший при­знак которого составляет безличность единого божественного на­чала и его максимальная приближенность к природе.

Согласно пантеистическому учению Кузанского, мир, погло­щенный Богом, не может иметь самостоятельного существования. Следствием этой зависимости мира от Бога и является его безгра­ничность: мир имеет «повсюду центр и нигде окружность. Ибо его окружность и центр, есть Бог, который всюду и нигде». Мир не бесконечен, иначе он был бы равен Богу, но «его нельзя помыс­лить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут».

В космологии Кузанского отвергалось учение о Земле как цен­тре Вселенной, а отсутствие неподвижного центра привело его к признанию движения Земли. В трактате «Об ученом незнании» он прямо говорит:

«... Наша Земля в действительности движется, хоть мы этого и не замечаем».

Было бы неверно видеть в космологических построениях Кузан­ского прямое предвосхищение гелиоцентризма Коперника. Отвер­гая центральное положение и неподвижность Земли, он не отдавал предпочтения какой-либо определенной схеме движения небесных тел. Но, расшатывая традиционные представления о мире, он от­крывал путь к десакрализации космологии, т.е. к ее освобождению от религиозного толкования.

Новые воззрения развивали в своих сочинениях Бернардино
Телезио
(1509—1588), Франческо Патрици (1529—1597), Томмазо Кампанелла. Но наиболее глубокие результаты натурфилософия получила в творчест­ве Джордано Бруно (1548—1600), с чьим именем связан решающий поворот в утверждении новой космологии. Центральная идея кос­мологической доктрины Бруно «тезис о бесконечности Вселен­ной». Эта Вселенная не сотворена она существует вечно и не мо­жет исчезнуть. Она неподвижна.

В самой же Вселенной происходит непрерывное изменение и движение. Обращаясь к характеристике этого движения, Бруно ука­зывает на его естественный характер. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т.е. Бога, а опирается на принцип само­движения материи.

Бесконечные миры... все движутся вследствие внутреннего на­чала, которое есть их собственная душа... и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель Положение о бесконечности Вселенной позволило Дж. Бруно по-новому, поставить вопрос о центре мира, отрицая при этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую системы. Цен­тром Вселенной не может быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров. И у каждого мира-системы есть свой центр — его звезда.

Разорвав границы мира и утвердив бесконечность Вселенной, Бруно оказывается перед необходимостью выработать новое пред­ставление о Боге и его отношении к миру. Решение этой проблемы свидетельствует о пантеистической позиции мыслителя. Бруно ут­верждает, что природа есть Бог в вещах, он не противостоит миру как его творец, а находится в самой природе как внутреннее дея­тельное начало.

Если в рассуждениях Николая Кузанского природа как бы по­гружается в Бога, который сохраняет свою обособленность от ми­ра, то у Бруно Бог отождествляется с природой, и он немыслим вне материального мира. В этом состоит кардинальное отличие натуралистического пантеизма Бруно от мистического пантеизма Кузанского.

Видя в природе не только совершенное божественное творе­ние, но прежде всего совокупность присущих ей закономерно­стей, свободных от непосредственного вмешательства, натурфи­лософия эпохи Возрождения открывала путь дальнейшему разви­тию экспериментального естествознания, возникновению клас­сической механики Ньютона, созданию философских концепций XVII-XVIII вв.

Завершая рассмотрение философских исканий эпохи Возрожде­ния, необходимо отметить неоднозначность оценок ее наследия. Несмотря на общее признание уникальности ренессансной культу­ры в целом, этот период долгое время не считался оригинальным в развитии философии и, следовательно, достойным выделения в ка­честве самодеятельного этапа философской мысли. Однако двойст­венность и противоречивость философского мышления этого вре­мени не должна умалять его значения для последующего развития философии, ставить под сомнение заслуги мыслителей Ренессанса в преодолении средневековой схоластики и создании основ фило­софии Нового времени.


 

План семинарского занятия

1.Характерные черты эпохи Возрождения и их отражение в философии

2.Философский пантеизм: Н. Кузанский, Дж. Бруно, Н. Коперник

3.Социально-политическая философия: Н. Макиавелли, Дж.Пико делла Мирандола, Т. Мор, Т. Кампанелла

Литература:

1.Немировская Л.З. Философия М, 1985

2.Смирнов И.Н. Философия М., 1998

3.Краткая философская энциклопедия М., 1994

4.Антология мировой философии в 4 томах. Т.2 М.. 19

5.106 философов: жизнь, судьба, учение в 2 томах. М., 1994

6.Философия в 2 частях. Ч. 1 История философии М., 2002

7.Хрестоматия по философии РнД., 1997

8.Спиркин А.П. Философия М., 2002

Вопросы для самопроверки:

1.Назовите характерные черты философии эпохи Возрождения

2.Каковы основные темы и проблемы философии эпохи Возрождения?

3.Каких философов этой эпохи Вы знаете?

4.Каковы основные идеи гуманистической мысли эпохи Возрождения?

5.Охарактеризуйте отношения гуманистов к религии и церкви

6.В чем состоит основное содержание Реформации и каковы ее итоги?

7.Назовите основные положения политической теории Н. Макиавелли

8.В чем состоит открытие Н. Коперника и какова его роль в развитии философской мысли?

9.Охарактеризуйте философию Н. Кузанского

10.В чем состоит новизна основных идей философии эпохи Возрождения.

11.Каковы основные итоги развития философии эпохи Возрождения?

12.Как Вы думаете, почему известный культуролог И. Хейзинга называет эпоху Возрождения " осенью средневековья"

13.В чем особенность учения Ж. Кальвина?

14. Каковы основные идеи М. Лютера?

15.0бъясните смысл терминов " гуманизм" и " антропоцентризм". В чем их различие?

16.0бъясните смысл тезиса " Цель оправдывает средства". Почему этот тезис пьпались приписать Н. Макиавелли?

17.Объясните смысл терминов " антиклерикализм" и " секуляризация". В чем их различие?

18.Действительно ли главным принципом философии эпохи Возрождения является антропоцентризм?

19.Назовите предпосылки возникновения философии эпохи Возрождения.
20.Объясните идею Н. Кузанского " ученое незнание".


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1968; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь