Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные личностно-профессиональные проблемы музыкантов: мифы и попытка их преодоления
В литературе по музыкальной психологии значительное внимание уделяется психологическому анализу творчества " великих". Работая со студентами консерватории и предлагая им подготовить сообщения по психологии музыкального творчества, мы сталкивались с интересным феноменом. Более трёх четвертей докладов было посвящено анализу деятельности " звёзд" исполнительства. Сразу же возникал вопрос: а каким образом Вы можете применить опыт исполнителя, о котором говорите? Чем для Вашей профессиональной деятельности может быть полезен собранный материал? Эти вопросы сразу же ставили студента в тупик. Выяснялось, что слишком мало " полезного" материала для обычного человека-музыканта, чей творческий путь не предполагает широкую известность и популярность. По словам одной студентки-заочницы, - Такое ощущение, что ты либо всемирно популярная " звезда" эстрады, либо " неполноценный". Третьего, как будто, не дано. А если я люблю детей и хочу работать в обычной музыкальной школе? И работаю. А меня " жалеют", дескать, жизнь не удалась... Мы вполне можем согласиться с мнением студентки, и предлагаем наш курс практической психологии музыкантам любых специальностей и любой квалификации. Впрочем, желающие обрести широкую известность и популярность, на наш взгляд, также смогут найти полезную информацию для себя. Работая над созданием курса, мы опирались на потребности самого широкого круга музыкантов-педагогов и исполнителей. Их можно разделить на несколько профессиональных групп: Педагогами являются учителя общеобразовательных и музыкальных школ, музыкальные работники детских садов и школ-интернатов, преподаватели музыкальных ВУЗов и средних специальных учебных заведений. Музыкантами-исполнителями в числе наших слушателей были, в основном, инструменталисты " академической" квалификации - пианисты, скрипачи, виолончелисты, исполнители на ударных, духовых и народных инструментах. Вокалисты (оперные, камерные, эстрадные исполнители) и дирижёры хора также участвовали в психокоррекционных занятиях. В целом ряде случаев работа проводилась с лицами, совмещающими в своей профессиональной деятельности обе специализации. Концертирующий музыкант-исполнитель одновременно мог являться и преподавателем. Специфическую группу составляют музыковеды: преподаватели музыкальных теоретических или исторических дисциплин, которые также могут работать лекторами и ведущими концертов, являясь тоже, в своём роде, " сценическими исполнителями". Несмотря на существенные различия в конкретном содержании, формах и условиях труда, названные профессии имеют много общего со стороны требований, предъявляемых к личностиспециалиста. Самое общее, что их объединяет - это оказание воздействия на других людей посредством личностного и творческого самовыражения. Эта общность связана, в частности, со следующими особенностями выполняемой работы: 1. Необходимость поддержания постоянного контакта с людьми, что нередко провоцирует как проблемы непосредственного общения (педагоги), так и проблемы " сценического общения" (музыканты-исполнители, музыковеды-лекторы). 2. Необходимость личностного и творческого самовыражения, включающая роль профессионального имиджа и артистизма. Личность является важнейшим " инструментом" воздействия в профессии музыканта. Способность передавать " эмоциональный заряд" в процессе выступления, " привлечь внимание" к своим действиям и словам, способность " оказывать влияние" или " вести за собой" (держать внимание ученика, слушателя, или даже быть примером для подражания, " моделью" для воспитанника) - всё это является существенным компонентом профессионализма. Первое, на чем невольно заостряется внимание, - роль личностного начала в становлении и развитии музыканта. Каждый педагог и музыкант-исполнитель активизируют свои личностные качества в профессиональной деятельности, воздействуя на конкретного ученика или слушателя. Поэтому необходимость личностного совершенствования и " психологического роста" нередко подчёркивается в научно-методических публикациях, посвященных развитию музыканта-профессионала, однако на деле личностное развитие музыканта чаще всего пускается " на самотёк". Педагогическая подготовка музыканта во многом опирается на достижения психологии (в том числе практической). Однако системы обучения музыканта-педагога в консерваториях и музыкально-педагогических вузах существенно отличаются друг от друга. При этом в значительном проигрыше оказываются студенты консерватории, не получающие педагогические знания и навыки в достаточном объёме, необходимом для будущей преподавательской деятельности. В результате многим из них приходится " методом проб и ошибок" накапливать и совершенствовать своё профессиональное педагогическое мастерство. В музыкально-педагогических институтах и академиях внимание к психолого-педагогической подготовке музыканта более пристальное. Там же используются и основные достижения современной практической психологии, направленные на профессиональное развитие преподавателей. В структуру профессиональной подготовки педагога в последнее время входят разнообразные методы личностного роста. Это вполне объяснимо с современных позиций. Во многих исследованиях, начиная со второй половины ХХ века, специально подчеркивается, что личность учителя является важнейшим компонентом педагогического воздействия. О влиянии личности учителя на самосознание, самооценку и мотивацию учащихся пишут Бодалев А.А., Добрович А.Б., Кан-Калик В.А., Колмогорцева Е.Б. и многие другие исследователи. В многочисленных публикациях выделены значимые личностные качества человека, сопутствующие успеху в педагогическом труде. Это, к примеру, - демократическая ориентация характера и поведения, " креативность" как творческое отношение к жизни, глубокое самоосознание и внутренняя независимость, эмпатические способности и доброжелательное " принятие" самого себя, смелость и уверенность. Все эти качества могут быть сформированы в результате целенаправленной личностно-ориентированной работы. При подготовке педагогов-музыкантов большим подспорьем могли бы стать системы обучения преподавателей интенсивных курсов иностранных языков, в которых роль личностно ориентированных методов первостепенна. В частности, в системе Г.А.Китайгородской " двух, трех или четырехмесячная коллективная стажировка преподавателей организуется таким образом, что в результате наблюдаются серьезные изменения в личности преподавателя, в его профессиональном мировоззрении. Стажеры как бы заново осознают исключительно важную роль педагога в формировании личности обучаемого, многогранность педагогической деятельности и личности преподавателя, пересматривают отношение к себе как к более творческой личности". Сущность процесса переподготовки преподавателя (как и всей системы интенсивного обучения) - в применении " метода активизации резервных возможностей личности человека". Личностно-ориентированное диалогическое общение, активное групповое взаимодействие, ролевая игра, элементы социально-психологического и актёрского тренинга, а также музыкальное воздействие и элементы нейро-лингвистического программирования - всё это способствует формированию личности преподавателя, соответствующей задачам интенсивного обучения. " По окончании стажировки преподаватели, как правило, становятся более свободными в общении. Потребность создавать в аудитории атмосферу раскованности и естественности делает и самих преподавателей более раскованными. Вместо " зажимов" приходит чувство легкости и непринужденности общения. Одновременно с этим и в преподавателях, и в обучаемых как бы высвобождается энергия, творческая и интеллектуальная, пробуждается фантазия, желание (...) творить в подлинном смысле этого слова". Подготовка преподавателей курсов " интенсивного обучения", пожалуй, является сферой наиболее активного применения личностно ориентированных методов практической психологии и психотерапии. Однако в последние годы многие педагоги обычных дошкольных, средних и высших учебных заведений получили доступ к " личностным" методам, включенным в работу психологических служб школ, педагогических институтов или методических учреждений. Создаются методические разработки, специальные рекомендации, цель которых - помочь педагогу в решении многих насущных проблем: общения, повышения интереса к профессии и др.. К сожалению, психологические службы в музыкальных школах ещё не созданы, хотя потребность в них очевидна и осознаётся самими педагогами. На курсах повышения квалификации педагоги музыкальных школ делились с нами своим опытом использования психолого-педагогической информации. Ряд учителей-музыкантов с успехом применяет методические разработки для общеобразовательных школ. Однако специфика индивидуального обучения требует собственных методов, не актуальных для обычной школы. Педагог по специальности нередко вынужден становиться чуть ли " психотерапевтом" для ученика, работая со страхами и тревогой, телесными зажимами. Над этим необходимо работать, но как? Подавляющее большинство педагогов признавались, что этого не знают и действуют чисто по наитию. Человек, выбравший карьеру музыканта-исполнителя, также сталкивается с множеством психологических задач, требующих своевременного решения. Личностно-профессиональные проблемы музыкантов-исполнителей не менее актуальны и значимы, однако психологическая подготовка в классе по специальности носит весьма специфический характер, ведется от случая к случаю и без необходимой направленности на личностное развитие человека. В ходе аудиторных (лекционных и семинарских) учебных занятий нами был проведён письменный опрос (анкетирование), посвящённый роли практической психологии в деятельности музыканта-профессионала. Всего в опросе приняло участие 179 человек от 18 до 65 лет, среди которых были студенты консерватории и педагоги музыкальных школ. Результаты опроса позволили выявить насущную потребность музыкантов в специализированных обучающих психологических программах:
Более половины участников опроса (60%) обнаружили неосведомлённость о взаимосвязи психологических трудностей и профессиональных неудач. В той или иной степени они оказались подвержены стойким обыденным представлениям относительно природы творческого становления музыканта, таким как: 1) Представление о " харизматической" природе таланта музыканта. Согласно этому представлению, уровень творческой самореализации музыканта-исполнителя заложен исключительно " в генах". Путь развития музыканта - лишь постепенное развёртывание генетической программы. Следовательно, задачей обучения является лишь овладение исполнительскими навыками, и задачей педагога является лишь " не мешать" талантливому ученику становиться творческой личностью. Данное положение характерно и для многих методических пособий по обучению музыкантов. Разумеется, в контексте данных представлений не было места прицельной психологической работе по формированию личности музыканта-профессионала. 2) Представление об исключительности личностных особенностей музыканта. Миф о том, что музыкант - человек изначально " другой", " не от мира сего", прочно бытует как в музыкантской, так и в " не - музыкантской" среде. Причина этого мифа, отчасти, состоит в том, что музыкант редко сам выбирает свою профессию. Профессиональное обучение музыканта обычно начинается в 5 - 6 -7 лет, и часто у самого музыканта остаётся ощущение, что не он выбрал профессию, а " музыка выбрала его". Практически никто из студентов консерватории не испытывал характерные для периода оптации размышления, колебания. С другой стороны, процесс художественного творчества исторически окутан ореолом таинственности, и причастность к творческой профессии нередко налагает на человека этот ореол. Разумеется, в рамках этих представлений также нет места процессу формированияличности: личность музыканта якобы " не принадлежит сама себе" и формируется иррациональным способом, в связи с чем любое " человеческое" вмешательство в данном контексте исключено. 3) Третий " миф" - четкое разделение на " высших" и " низших" представителей профессии, " рядовых" и " гениев". С первых лет обучения ребенок сравнивается с известным или гипотетическим " вундеркиндом", и уже годам к 8 - 10 ему ставится предполагаемый " предел" развития его таланта (подчас вне учета общей ситуации развития человека, особенностей и трудностей его роста, формирования его личности). В результате складывается у человека некий " предел веры" в свои силы и способности, который является существенным тормозом в самореализации музыканта. Согласно результатам проведенного опроса, все (100%! ) наших испытуемых относились к себе как к рядовым музыкантам, которым " не стоит и пытаться" войти в " большое" музыкальное искусство. Такое представление о себе присутствовало не только у зрелых профессионалов старшего возраста, но даже у студентов-первокурсников консерватории, только лишь начинающих своё профессиональное становление! У 92% опрошенных обнаружена неадекватно заниженная самооценка своих способностей, потенций или профессиональных достижений. Эти мифы, окружающие профессию музыканта-исполнителя, до сих пор являются причиной известного " фатализма" в отношении его творческого пути. Либо " дано" - либо " не дано". Разумеется, подобная позиция не позволяла поднять вопрос о широком внедрении системы психологической помощи музыкантам в целях профессионального совершенствования. Лишь в последние годы, в связи с бурным развитием практической психологии и повсеместным внедрением ее в работу многих предприятий и организаций, стал подниматься вопрос о применении ее методов при работе с музыкантами. Например, на международной научно-практической конференции " Музыкальное творчество на рубеже III тысячелетия" (г. Астрахань, 2001), от участников (педагогов и исполнителей-музыкантов) прозвучал четкий " запрос" к психологам о создании системы психологической поддержки музыкантов (например, по модели психологической поддержки спортсменов). Как заявил один из участников конференции, - " обидно, что мы лишены и десятой части из того, чем свободно распоряжаются спортсмены. Нам также необходима поддержка в наших соревнованиях. Музыкальное исполнительство в каком-то роде - тоже спорт...". В ходе аудиторной работы нам удалось поколебать у слушателей убеждённость в непререкаемости исповедуемых мифов, в частности, заниженных представлений о себе и своих возможностях и направить их сознание на формирование более продуктивной и эффективной позиции, используя знания, накопленные в рамках практической психологии. Прежде всего, мы выделили основные группы личностных проблем, мешающих музыкантам полноценно раскрывать свой профессиональный и творческий потенциал. Нам удалось обозначить 5 групп проблем, с которыми люди обычно сталкиваются на самых разных этапах своей профессиональной карьеры: 1. Проблемы самочувствия и формирования навыков саморегуляции, субъективно переживающиеся как " усталость", " быстрая утомляемость", " плохое самочувствие", " трудно расслабиться и отдохнуть", " отсутствие выносливости", " подверженность стрессам"; 2. Проблемы уверенности в себе, субъективно переживающиеся как страх " не получится", " не смогу", трудности в принятии решений, слабая опора на себя, низкая самооценка, неуверенность в собственном будущем и профессиональных перспективах; 3. Проблемы общения - сложности в личностных и социальных контактах, субъективно переживающиеся как отсутствие понимания в общении, недоверие к людям, боязнь конфликтов или " застревание" в них, страх быть " не понятым" или " не принятым" другими людьми; 4. Проблемы личностного и профессионального самовыражения, переживающиеся как проблемы " подходящего имиджа": " не умею себя показать", " не могу быть заметным", " не способен(на) производить должное впечатление"; 5. Проблемы мотивации к деятельности - ощущение " бессмысленности" или " ненужности" своей деятельности, а отсюда - отсутствие интереса к учебе или к труду (данная проблема особенно распространена среди " рядовых" российских музыкантов, находящихся в ряду низкооплачиваемых трудящихся). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1131; Нарушение авторского права страницы