Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие о музыкотерапии. Проблема терминологии.
Использование музыкальных средств в прикладных целях началось задолго до того, как музыка стала самостоятельным видом искусства. Рассматривая вопрос о происхождении музыки, мы неизменно сталкиваемся с обрядовыми, трудовыми, медицинскими, коммуникативными задачами, в которых участвовали характерные звуки, ритмы, мелодии, вокальные или инструментальные тембры. Таким образом, музыка всегда была и средством общения, и средством воздействия, и способом самовыражения человека. Трудно провести грань между тем, что является звуком как физическим явлением и собственно музыкой. Эта грань достаточно условна и прозрачна, а понимание её весьма многообразно и неоднозначно. Поэтому, рассматривая прикладные функции музыки, мы не будем останавливаться лишь на том, что принято называть " музыкальным произведением" или " музыкальным сочинением". Любое направленное использование слышимого звука на человека уже может учитываться в качестве крайней точки воздействия музыкального. Итак, музыка издавна использовалась при решении широкого круга прикладных задач, в частности, в терапевтической и психотерапевтической практике. Музыкальное воздействие было известно еще в древнейших государствах - Шумеро-Вавилонии, Индии, Египте, Китае, Греции... Известно, что уже Гиппократ и Пифагор специально " прописывали" своим больным курсы лечения музыкой, достигая высоких целительных эффектов. Давно замечено, что человеку свойственно попадать под мощное телесное и духовное влияние музыки, так как он сам по своей природе является глубоко " музыкальным" существом. Еще Б.В. Асафьев отметил интонационную природу нашей речи, которая, как доказала петербургский исследователь О.Д. Волчек, имеет даже тональность! В различных эмоциональных состояниях наша речь приобретает так называемый " основной тон", семантически совпадающий с музыкальной тональностью. Так, частотный анализ звуков нашей речи позволяет выделить её доминирующую частоту, за которую " принята основная частота основного тона звуков, акцентированных за счёт силы, длительности, фронтов и других моментов". Фактически, " музыка речи" не является метафорой, а отражает физическую (акустическую) реальность. На " музыкальную тональность" обычной разговорной речи влияют пол и возраст человека, характер его переживаний, самочувствие, активность, потребности, установки и другие личностные характеристики. Немаловажную роль играют также компоненты окружающего мира и условия физической среды - время суток и года, ландшафт и т.д.. Соответствие ритмов нашего организма и музыкальных ритмов уже стало аксиомой. Биение сердца, ритмы дыхания, жестикуляция - всё находит отражение в ритмах музыки. В состоянии нервного напряжения мы нередко безотчетно напеваем различные мотивы или отстукиваем остинатные ритмические формулы. А внимательное наблюдение за нашей бытовой речью откроет массу лингвистических оборотов, использующих музыкальную и звуковую терминологии: " не из той оперы", " играть первую скрипку", " гудит колено", " сердце стучит как барабан"... Излишне говорить об исконной любви человека к музицированию, а также к слушанию музыки, в ХХ веке достигшему апогея - в современном мире человек в буквальном смысле слова " обречен" воспринимать музыкальные сочинения, звучащие в теле- и радиопередачах, на улицах, из окон соседнего дома. Действительно мы, образно говоря, " живем в мире музыки", что генетически связано с потребностью человека в ее физиологическом и психологическом воздействии. Благодаря интенсивному развитию современных технических средств звукозаписи в ХХ веке в истории музыкотерапии открывается качественно новый этап. Возможность слушать разнообразные произведения в любом месте и столько раз, сколько того желает человек, существенно облегчила " организационную" сторону использования музыки в целях медицинской и психологической практики и тем самым стимулировала ее широкое применение. Это способствовало активному внедрению музыки в работу различных предприятий и организаций, а также клиник, психологических и психотерапевтических центров российских и зарубежных городов. Во всём мире существуют научно-исследовательские центры музыкальной терапии и лаборатории функциональной музыки, в которых сотрудничают специалисты различных профилей - психологи, музыковеды, социологи, философы, врачи, педагоги. В качестве психокоррекционного средства музыке отводится значимое место в условиях производства, в спорте, в педагогическом процессе. Общеизвестно использование музыки в медицине - в стоматологии, кардиологии, хирургии, психиатрии. Музыке также уделяют большое внимание в практической психологии (в условиях психоконсультирования, психотренингов), в ходе индивидуальной или групповой психотерапии, в различных формах социальной работы. Так, комнаты психологической разгрузки немыслимы без использования музыки. Всё чаще и чаще мы слышим о привлечении музыкантов для создания и исполнения специальных " терапевтических" композиций. Однако музыканты-профессионалы и сами нередко нуждаются в психологической помощи и разгрузке. Какую роль в этом случае должна играть музыка? Является ли музыка средством психологической коррекции для музыканта? Беседуя с психологами-практиками, мы получали диаметрально противоположные ответы. Их смысл колебался от полного отрицания положительной роли музыки в процессе психотерапии с музыкантами до признания первостепенного значения её как наиболее органичного средства воздействия для этих людей. Наши исследования позволили разрешить это противоречие и создать такие формы работы, которые были бы полезны музыкантам не только с " человеческой" точки зрения, но и способствовали бы их профессиональному росту и развитию. Для этого мы создали специальную комплексную методику, изучив основные подходы в музыкотерапии и отобрав те приёмы и методы, которые соответствуют нашим задачам. Рассматривая вопросы прикладного использования звукового материала, мы неизбежно соприкасаемся с проблемой терминологии в том разделе, где речь идёт о " терапевтической" функции музыки. Область использования музыки для направленного воздействия на человека очень широка. Терминологическая система, описывающая различные формы направленного применения музыки, также многообразна. " Музыкотерапия", " музыкальная психотерапия", " музыкальная фармакология", " лечебная музыка", " функциональная музыка", " производственная музыка", " терапевтическая музыка" - эти понятия встречаются как в научной, так и в популярной литературе, как в нормативных документах, так и в бытовой речи. Нередко они звучат как синонимы: " такая практика широко известна как " музыкотерапия" или функциональная музыка, и получила признание в качестве вспомогательного средства, наряду с медикаментозным, хирургическим и психотерапевтическим лечением" . В иных случаях прослеживается различие в трактовке терминов: " Музыкотерапия и функциональная музыка имеют много общего, так как используют воздействие музыки на психику человека. Но в то время как в первом случае музыка применяется с лечебными целями для воздействия на психику больного, измененную в результате болезни, то во втором случае применение музыки направлено на устранение негативного влияния монотонных операций, уменьшение прогрессирующей утомляемости и стимулирование трудовых процессов на протяжении всего рабочего времени у здоровых тружеников" . Как ответить на вопрос о различии или взаимозаменяемости указанных выше понятий? Анализируя обширный массив литературных источников, мы обнаружим, что, например, под словом " музыкотерапия" может подразумеваться как фоновое музыкальное сопровождение лечебных или психотерапевтических процедур, так и некая самостоятельная система, основанная на музыкальном воздействии или на музыкальной деятельности пациентов (клиентов). Нередко ставится знак равенства между понятиями " лечебная музыка" и " музыка для релаксации". Например, в одном из астраханских детских домов " сеансами музыкотерапии" было официально(! ) названо использование мягкой, успокаивающей музыки во время сна детей. Такой " разброс" значений слова " музыкотерапия" закономерно приводит к путанице результатов и вплоть до настоящего времени порождает многочисленные дискуссии. Каково место музыкотерапии в ряду иных терапевтических методов? Способна ли музыкотерапия стать самостоятельной системой или она может быть лишь вторичным, вспомогательным средством? На эти вопросы невозможно ответить, рассуждая о музыкотерапии " вообще". В каждом отдельном случае мы имеем дело с конкретным методом: цели, которые в нем заложены, используемая музыка и виды музыкальной деятельности в ходе процесса, - всё это определяет конечные результаты. Таким образом, терминологическая проблема в отношении музыкотерапии не является надуманной. Решение её позволит не только отделить случайные и непроверенные подходы в использовании направленного воздействия музыки, но и определит достойное место профессионально выполненным и научно апробированным методам. Мы предлагаем считать " музыкотерапию" корневым понятием, включающим несколько самостоятельных разделов и направлений. На наш взгляд, в настоящее время уже недостаточно обозначать частные подходы и методы " просто" музыкотерапией: наименование должно отражать их сущность и направленность. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 804; Нарушение авторского права страницы