Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Институт культуры и искусств



Институт культуры и искусств

Кафедра музыки

 

Допустить к защите

1 июня 2016 г.

Зав. кафедрой музыки,

д. пс. н., профессор

___________ Румянцева З. В.

 

 

Содержание и организация обучения игре на саксофоне на начальном этапе музыкального образования школьников

 

Квалификационная работа студента

4 курса направления подготовки

«Педагогическое образование»

профиль «Музыка»

Аккуратова Никиты……..

 

Научный руководитель:

кандидат культурологии,

доцент кафедры музыки,

Клейн Эдуард Григорьевич

 

Кострома


Содержание

  Стр.
Введение………………………………………………………………….
Глава 1. Теория и практика детского исполнительства на саксофоне…………  
1.1. Из истории создания саксофона…………………..
1.2. Особенности применения саксофона в детском духовом оркестре………………………………………………………..  
1.3 Основные методики обучения игре на саксофоне младших школьников…………………………………………………….  
Глава 2. Исследование опыта обучения игре на саксофоне младших школьников…………………………………………………………….  
2.1. Основные требования к содержанию и организации обучения на саксофоне………………………..  
2.2. Опыт обучения игре на саксофоне в МОУ СОШ № 22 г. Костромы………………………………………………
     
   
Заключение……………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………
Приложение………………………………………………………………

 


Введение.

Актуальность исследования. Необходимость исследования проблемы содержания и организации обучения игре на саксофоне на начальном этапе музыкального образования школьников осознается сегодня как одна из актуальных проблем современной музыкальной педагогики. Стремительное развитие в XXI веке науки, культуры и техники диктует задачи непрерывного улучшения и совершенствования методов и форм передачи новых научных знаний подрастающему поколению, вследствие чего проблема совершенствования методов обучения остается важной в современной дидактике. Она также постоянно находится в центре внимания педагогов-практиков и исследователей.

Одной из основных задач системы музыкального образования детей в XXI веке является создание такой системы обучения и воспитания, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Сейчас остро стоит задача совершенствования учебно-воспитательного процесса в области музыкального воспитания, ранней профессионализации молодого поколения, обеспечение соответствующих условий обучения, стимулирования их внутренних сил в саморазвитии и самовоспитании.

Одним из важнейших элементов в воспитании и развитии ученика является отечественное музыкально-педагогическое наследие в области исполнительства на духовых инструментах.

В нашей стране к музыкальной педагогике всегда наблюдался живой интерес. В настоящее время проблемы эстетического воспитания детей в различных формах (в том числе и в процессе обучения игре на саксофоне) актуализируются общим возрастанием интереса общества к проблемам воспитания молодежи, развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Как известно, игра на саксофоне является одним из популярных видов музыкального исполнительства. В процессе обучения на саксофоне ребенок развивается физически, расширяет свой кругозор, происходит развитие его музыкальных данных. Игра в ансамбле и оркестре развивает музыкальный слух, способствует развитию навыков коллективного музицирования.

Чтобы добиться необходимого высокого качественного уровня исполнения на духовых инструментах, необходима большая музыкальная педагогическая работа с детьми, инстументалистов необходимо воспитывать с самого раннего возраста, развивая у них необходимые музыкальные навыки. Если ребенок физически недостаточно крепкий, на первых этапах обучения можно использовать один из наиболее легких деревянных духовых инструментов, например – блок-флейту

Проблема организации обучения на духовых инструментах исследовалась в трудах ведущих отечественных музыкальных педагогов, таких как Е.Т. Андреев, В. Апатский, Л. Богданов, В. Гурфинкель, В.Д. Иванов, Л. Михайлов, И. Мозговенко, В.В. Мясоедов, О. Нежинский, В. Плахоцкий, И. Пушечников, А.Б. Ривчун, Д. Свечков, С. Розанов, А.А. Федотов, А.В. Черных, Ю. Ягудин и др. Для нашего исследования большое значение имели положения теории и методики исполнительства на саксофоне таких исследователей как Д.А. Браславский, Б.А. Диков, В.Д. Иванов, М.К. Шапошникова.

Исполнительство на духовых музыкальных инструментах занимает достаточно ограниченное место в повседневной жизни детей и подростков. Несмотря на то, что современная духовая музыка достаточно популярна и востребована, а без духовых оркестров не обходится не одно значимое общественно-политическое или культурное мероприятие, популярность духовых инструментов среди детей в Костромской области не очень велика. Одной из причин этого являются физические сложности при игре на этих инструментах, необходимая усидчивость при организации занятий, дороговизна самих инструментов. Также ощущается достаточно острая проблема нехватки опытных педагогических кадров, способных увлечь и заинтересовать учеников. Вместе с тем, как показывают исследования, направленные на изучение музыкальных вкусов современных школьников, из всего многообразия духовых инструментов они в большинстве случаев отдают предпочтение саксофону. Именно этот инструмент наиболее популярен и в среде взрослых исполнителей, а также слушателей.

До недавнего времени считалось, что основным видом музыкального исполнительства в условиях общеобразовательных школ является хоровое музицирование. Вместе с тем, в ряде такого рода учебных заведений существуют музыкально-эстетические отделения, где учащиеся осваивают игру на различных инструментах. Достаточно интересный опыт обучения детей игре на саксофоне существует на музыкально-эстетическом отделении средней общеобразовательной школы № 22 города Костромы. Именно в стенах этого учебного заведения учащиеся получают практику сольного, а также оркестрово-ансамблевого исполнительства.

Цель исследования: выявить и обосновать содержание и организацию обучения игре на саксофоне на начальном этапе музыкального образования школьников.

Объект исследования: обучение игре на саксофоне младших школьников в общеобразовательных учебных заведениях.

Предмет исследования: содержание и организация обучения игре на саксофоне на начальном этапе.

Задачи исследования:

1) рассмотреть историю создания саксофона;

2) определить особенности применения саксофона в детском духовом оркестре;

3) выявить основные методики обучения игре на саксофоне младших школьников;

4) дать характеристику основных требований к содержанию и организации игре на саксофоне

5) раскрыть опыт обучения игре на саксофоне на музыкально-эстетическом отделении в МОУ СОШ № 22 города Костромы.

Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что процесс обучения младших школьников игре на саксофоне будет успешнее, если в работе педагога реализуются следующие педагогические условия:

– в процессе обучения игре на саксофоне используется личностно-ориентированный и дифференцированный подходы, выстраивается личностная траектория творческого развития каждого ученика;

– внедряется комплекс методических средств и приемов работы с начинающими учениками, способствующих достижению необходимого результата.

– ведется активная исполнительская деятельность учащихся в качестве солистов, а также в составе различных ансамблей и оркестров.

Методы исследования:

теоретические: анализ, синтез и обобщение методической и специальной литературы по теме исследования;

эмпирические: наблюдение, анализ педагогических ситуаций, изучение опыта работы преподавателей музыкально-эстетического отделения МОУ СОШ № 22 города Костромы, анализ собственного педагогического опыта и опрос;

статистические: математическая обработка полученных данных.

Методологическую базу исследования составили:

· труды педагогов и психологов, посвященные проблемам подготовки учителя (О.А. Абдуллина, Ю.К. Бабанский, А. С. Белкин, О.В. Лебедева, И.Я. Лернер, Р. С. Немов, Л. Ф. Обухова, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, Б. М. Теплов, Г. М. Цыпин и др.);

· труды ученых в области содержания музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Е.В. Буслова, Е.Б. Витель, Д.Б. Кабалевский, Т.В. Луданова, З.В. Румянцева и др.);

· труды музыковедов, позволившие раскрыть жанр духовой музыки и определить его границы (Е.С. Аксенов, К. Апостолов, Б.А. Диев, Г.М. Калинкович, Э.Г. Клейн, Т.К. Маякин, Е.В. Назайкинский, Н.К. Сурин, В.И. Тутунов, А. Усов, Х. Хаханян, В. Цуккерман, М.Д. Черток и др.);

· работы педагогов, работающих в области духового музыкального исполнительского искусства (С. Болотин, Г.А. Гаранян, Р. Лаптев, А.Л. Штарк и др.).

Опытно-экспериментальной базой исследования стало музыкально-эстетическое отделение МОУ СОШ № 22 г. Костромы.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации данных из области общей педагогики и психологии, педагогики и методики подготовки музыканта-духовика, изучении опыта работы педагогов, работающих в области духового исполнительского искусства в общеобразовательных школах.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и практическом внедрении методики обучения игре на саксофоне у младших школьников в учебно-воспитательный процесс музыкально-эстетического отделения МОУ СОШ № 22 г. Костромы. Материалы, изложенные в работе, могут быть в дальнейшем использованы педагогами дополнительного образования, занимающимися вопросами обучения детей игре на саксофоне, а также студентами ссузов и вузов.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (? наименований) и приложения, в котором представлены фото-материалы из архива МОУ СОШ № 22 г. Костромы.

 


Холерик.

1. Сильно волнуется на концерте, однако на сцене может сыграть

даже лучше, чем в классе.

2. Удачное выступление переживает бурно. Если случилась

неудача, причину ищет не в себе, а в инструменте или в публике.

3. На замечания реагирует грубо и практически их не учитывает.

Это значит, что с холериком нужно серьёзно поработать в нравственно-этическом плане, получше обосновать и объяснить смысл своих требований. Надо дать ему понять, что учитель своей критикой не имел целью его обидеть, он просто хочет научить его играть лучше, а замечания педагогов нужно учитывать, вот и всё. Кроме того, нужно приучить холерика к самокритике, дать понять, что даже самую строгую публику можно очаровать своей игрой, если, разумеется, на это есть желание. Вообще при желании можно всё, в том числе и сыграть пьесу блестяще вне зависимости от инструмента. Ведь на хорошем инструменте сыграть правильно и красиво ни для кого не составит труда, а вот сыграть на посредственном инструменте – это уже признак искусства и мастерства.

Ругать ученика за промахи всегда нужно с осторожностью. Никогда нельзя говорить ученику, что он плохой, иначе это будет для него психологическая травма с самыми печальными последствиями. Слово плохой можно относить либо к исполнению, либо к конкретному поступку, но ни в коем случае не к самому ученику.

Ругать ученика непосредственно перед самым концертом – непедагогично, потому что это обязательно отразится на исполнении, и отразится негативно. Даже если ученик безалаберно относился к специальности в течение длительного времени, его нужно обязательно поддержать морально. Тогда есть хоть какой-то шанс на более-менее нормальный результат.

 

Сангвиник.

Данный тип темперамента на первый взгляд может показаться лучшим, но и у данного типа всё равно есть недостатки. Но сначала вспомним признаки этого темперамента вообще:

 

1. Уверенно держится на сцене, волнуется исключительно по существу и

по ситуации.

2. Легко относится к неудачам на сцене.

3. В случае удачного выступления может хвастаться.

4. Склонен принижать выступления других музыкантов.

5. Назамечания не обижается, однако не всегда их учитывает.

6. Возможны технические погрешности и срывы.

 

Таким образом, мы видим, что у сангвиника избыточное самолюбие. И преподаватель должен, как говорится, спустить его с небес на землю, заставить его трезво оценивать ситуацию. Ученик не должен «почивать на лаврах» и останавливаться на достигнутом. Он должен идти вперёд. Надо внушить сангвинику, что избыточное хвастовство ни к чему хорошему не приводит, и поэтому надо уметь себя ограничивать. Кроме того, преподаватель должен обратить внимание сангвиника на значимость нотного текста и его стабильного, правильного, точного и прочного запоминания.

Флегматик.

1. На сцене держится уверенно, может быть активным, но с

трудом раскачивается.

2. На замечания не обижается.

3. Играет стабильно и без срывов.

4. Вялый.

Здесь преподаватель должен обяснить ученику всю серьёзность его темперамента. Если он и дальше будет таким вялым, то его сценический образ будет неубедительным даже при всех его достоинствах. Ноты, аппликатура и динамика – все эти понятия не столь важны, сколько душа, вложенная в исполнение произведения.

 

 

Третий класс. Принципиально важным моментом в третьем классе является то, что здесь идёт продолжение работы, начатой во втором классе. Но здесь добавляется ещё и подбор по слуху и транспонирование. Ведь слух ученика надо развивать, это ему пригодится в дальнейшем обучении. Ведь игра на саксофоне предполагает и исполнение джазовых произведений. А джаз – это прежде всего импровизация. А в импровизации работает принцип «научить нельзя – научиться можно». Молодые музыканты учатся импровизировать путём слушания музыки, а также они «снимают» услышанныена записи импровизации. А для этого как раз и нужен музыкальный слух. Кроме того, приснятии испровизаций пригодится и транспонирование на сам саксофон, посколькусаксофональт имеет строй ми-бемоль.

Четвёртый и пятый классы – это более глубокое закрепление знаний, умений и навыков, освоенных учеником за предыдущие годы обучения. Пятый класс - подготовка к заключительному экзамену.

 

 

Список литературы

 

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. Заведений –– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990.

 

2. Абдуллин, Эдуард Борисович.Методология педагогики музыкального образования: учеб. для студ. вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гном, 2010. - 413, [2] с. - (Учебник). - ISBN 978-5-296-01156-5: 426.58.

 

3. Аксёнов Евгений Сергеевич // Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866—2003 / под ред. Н. А. Мироновой. — М.: «Прогресс-Традиция», 2005. — С. 12—13. — 744 с. — 1500 экз. — ISBN 5-89826-232-6.

 

4. Алимов А.Г. К вопросу советского исполнительства на духовых инструментах // В помощь военному дирижеру. – М.: ВДФ при МГК, 1984. Вып. 23. С. 3 – 20.

5. Анисимов Б. Руководствопо инструментовке для духовых оркестров. – Л.: Музыка, 1959.

6. Анисимов Б. практическое пособие по инструментовке для духовых оркестров. – Л.: Музыка, 1979.

7. Апатский В. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика // Методика обучения игре на духовых инструментах. – М.: Музыка, 1976. Вып. 4. С. 11 – 31.

8. Баташев А. «Советский джаз» - М.:, Музыка, 1972.

9. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики [Текст] учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Белкин // – М.: Академия, 2000. – 192 с.

10. Болотин, Сергей Васильевич.Биографический словарь музыкантов - исполнителей на духовых инструментах. - Л.: Музыка, 1969. - 200 с.: портр. - Указ. имен: с.192-200. - 1.24.

11. Браславский, Д.А. Аранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров. – М.: Музыка, 1974.

12. Браславский, Д.А. Аранжировка дляэстрадных ансамблей и оркестров. [Учеб. пособие для муз.вузов]. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Музыка», 1974 ©

13. Браславский, Д.А. Аранжировка музыки для танцев /Д.Браславский. – М.: «Сов. Россия», 1977 С. – 96 с.: нот.ил.; 21см. – (Б-чка «В помощь художественной самодеятельности», №24).

14. Браславский, Даниил Абрамович.Аранжировка сопровождения вокала для инструментальных ансамблей. – М.: Сов. Россия, 1983. – 77 с., нот. ил.; 20 см – (Б-чка «В помощь худ.самодеятельности»; №9).

 

15. Браславский Д.А. Саксофон // Инструменты духового оркестра: Учебное пособие для учащихся муз. училищ, студентов муз. вузов и вузов культуры / Сост. Б. Кожевников. – М., 1984. – С. 112–126.

16. Браславский, Д.А. Основы инструментовки для эстрадного оркестра. [Учебное пособие для музыкальных вузов].М., «Музыка», 1967.

17. Буслова, Елена Викторовна. История русской музыки: метод.

рекомендации для студ. заочной формы обучения по спец. 030700 (050601.65) - музыкальное образование. Вып. 1. - Кострома: Авантитул, 2008. - 68 с. - Библиогр. в конце тем. - 60.00.

 

18. Витель, Елена Борисовна. Выпускная квалификационная работа:

метод. рекомендации по спец. 030700( 050601.65) " Музыкальное

образование" / Федеральное агентство по образованию, Костром. гос. ун-т им. Н. А. Некрасова. - Кострома: КГУ, 2007. - 82 с. - Библиогр.: с. 75-78. - 50.00.

 

19. Волков Н. Экспериментальное исследование некоторых факторов

процесса звукообразования на язычковых духовых инструментах // Актуальныевопросы теории и практики исполнительства на духовых инструментах: Труды ГМПИ им.Гнесиных. – М., 1985, Вып.80. С 50-70.

20. Волков В., Диев Б., Лысенко И. Оркестрово-ансамблевая подготовка военного оркестра: Учеб. пособие. — М., 1969.

 

21. Гаранян Г. - Аранжировка для эстрадных инструментальных и

вокально-инструментальных ансамблей Издательство: " Музыка", 1986, 224 с.

22. Горбачёв В. Двойное стаккато на язычковых духовых инструментах // методика обучения игре на духовых инструментах. – М., 1966 Вып.2.

23. Горчаков С. Введение // Инструменты духового оркестра: Учебное пособие для учащихся муз. Училищ, студентов муз. ВУЗов и ВУЗов культуры /сост.Б. Кожевников. – М.: Музыка, 1984 с.3-19.

24. Губарев И. Духовой оркестр. – М.: Сов.композитор, 1963.

25. Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. – М.: Музгиз, 1956.

26. Диков Б. методика обучения игре на духовых инструментах. – М.: Гос.муз.изд-во, 1962, М., 1973.

27. Диков Б. Настройка духовых инструментов // Методика обучения игре на духовых инструментах. – М.: Музыка, 1976. Вып. 4. – С. 71–85.

28. Диков Б., Седракян А. О штрихах духовых инструментов //Методика обучения игре на духовых инструментах. – М.: Музыка, 1966 Вып.2. С 44-81.

29. Иванов В.Д. Основы индивидуальной техники саксофониста М. – Музыка, 1993 год

30. Иванов В.Д. Саксофон. – М.: Музыка, 1990.

31. Иванов В.Д. Школа академической игры на саксофоне. Выпуск 1. М – Издательство «Брасс-коллегиум», 2003. Издатель – Михаил Диков.

32. Кабалевский, Дмитрий Борисович. Воспитание ума и сердца: книга для учителя / [сост. В. И. Викторов]. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1984. - 206 с.: портр. - 0.55.

33. Калинкович Г.М. Курс инструментовки для духового оркестра (ч. II, гл. «Валторна». М., 1951; ч. 2, гл. V. М., 1967).

 

34. Карауловский Н. Звуковысотная интонация на духовых инструментах и проблема исполнительского строя // исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики: Труды ГМПИ

 

35. Клейн, Э. Г.Военные оркестры как феномен провинциальной культуры России (на материалах Костромской губернии до 1917 года): автореф. дис.... канд. культурологии: спец. 24 00 01 - теория и история культуры. - Ярославль, 2005. - 21 с. - Библиогр.: с. 21. - 10.00.

36. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980.

37. Луданова, Татьяна Владимировна. История музыкального образования в Костроме [Электронный ресурс]: учеб. пособие по учеб. дисциплине " История музыкального образования" для студентов спец. 050100.62 - " Педагогическое образование (музыка)", квалификация " Бакалавр". Вып. 1. - Электрон. текст. данные. - Кострома: [б. и.], 2015. - 58 с. - Библиогр.: с. 57. - Б. ц.

38. Маякин Т.К. Военные оркестры Красной Армии и Флота // Военная музыка России. История и современность. М.: Воениздат, 2007.

 

39. Михайлов Л. Школа игры на саксофоне. – М.: Музыка, 1975.

40. Назайкинский, Евгений Владимирович. Логика музыкальной композиции. - М.: Музыка, 1982. - 319 с. - Библиогр.: с. 304-306. - Имен. указ.: с. 307-308. - Сист. предм. указ.: с. 309-319. - 1.70.

 

41. Назайкинский, Евгений Владимирович. О музыкальном темпе. - М.: Музыка, 1965. - 95 с. - (В помощь педагогу-музыканту). - 0.27.

42. Нежинский О.Детский духовой оркестр. – М., 1981.

43. Немов Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 496 с.

44. Ньютон Ф. Джазовая сцена; пер. с англ. Ю.Т. Верменича; Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2007.

 

45. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство. 1996. – 374 с.

46. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. - Издательство «Советская энциклопедия».

47. Пан Чой Хой. Формирование детского музыкального коллектива // Оркестр. – 2007. – № 4 (9). – С. 44–45.

48. Плахоцкий В. Занятия с начинающим духовым оркестром. – М., 1962.

49. Пушечников И. Ф. Школа игры на гобое (+ Клавир). — М.: Музыка, 2001.

50. Ривчун А. Школа игры на саксофоне. – М.: Музыка, 1964; М., 1967.

51. Ривчун А. Школа игры на саксофоне: для учащихся муз.учебных заведений и для участников худ.самодеятельности. – М.: Сов. композитор, 1968. 4. 1-2.1969.

52. Ривчун А. Школа игры на саксофоне редактор В.Д.Иванов.М. Издательство Музыка, 2001

53. Розанов С. В. «Школа игры на кларнете». Издательство: М.: Музыка, 2010.

54. Румянцева, Зоя Васильевна. Развитие музыкального мышления будущего педагога-музыканта в художественно-творческой деятельности: учеб. пособие по дисциплине " Класс основного музыкального инструмента", спец. 030700 (050601.65) " Музыкальное образование" / Минобрнауки РФ, Костром. гос. ун-т им. Н. А. Некрасова. - Кострома: КГУ, 2010. - 127, [1] c. - Библиогр.: с. 116-126. - ISBN 978-5-7591-1061-3: 30.64.

55. Свечков Д. Духовой оркестр. – М.: Музыка, 1971; М., 1977

56. Скаткин, Михаил Николаевич. Проблемы современной дидактики. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1984. - 95, [1] с. - (Воспитание и обучение. Библиотека учителя). - 0.15.

 

57. Сластенин, В. А. Общая педагогика: в 2 ч.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Ч. 2 / под ред. В. А. Сластенина. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 256 с. - (Учебное пособие для вузов). - ISBN 5-691-00952-4: 36.88.

58. Сурин Н. К истории русских воинских ритуалов и их музыкального оформления в период с IX по начало XVIII века. // Хрестоматия по истории отечественной военной музыки. М., 1981.

 

59. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст]: избр. труды / Б.М. Теплов. – М., 1985. Т. 1. – 330 с.

60. Тутунов, В. И.История военной музыки России: учеб. для студ. учеб. заведений / под общ. ред. Е. С. Аксенова. - М.: Музыка, 2005. - 496 с. - ISBN 5-7140-1207-0: 228.00.

 

61. Усов Ю. Вопросы теории и практики игры на валторне. Издательство: Музыка, 1965

 

62. Федотов А. методика обучения на духовых инструментах. – М.: Музыка, 1975.

63. Халабузарь П.В. Методика музыкального воспитания [Текст]: Учебное пособие для муз.училищ / П.В. Халабузарь. –М.: Музыка, 1990. – 173 с.

64. Хаханян Х. Духовой оркестр //Музыкальная энциклопедия. – М.: Сов.энциклопедия, 1974. Т.2.

65. Цуккерман, В. А.Анализ музыкальных произведений: Вариационная форма: учеб. для студ. муз. отделений муз. вузов. - 2-е изд. - М.: Музыка, 1987. - 239 с. - Библиогр.: с. 238. - 20.00.библиогр.: с. 238

 

66. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. Пособие для учащихся. – М., 1994. – 384 с.

67. Черных А. Советское духовое инструментальное искусство: Справочник. – М.: Сов. композитор, 1989. – 320 с.

68. Черток М.Д. Русский военный марш: К 100-летию марша «Прощание славянки» / Черток М.Д. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. – 280 с.: ил.

 

69. Шапошникова М.К. Гаммы, этюды и упражнения для саксофона. – М., 1988.

 

70. Шапошникова М. К проблеме становленияотечественной школы игры на саксофоне/актуальные вопросы теории и практики исполнительства на духовых инструментах: Труды ГМПИ им. Гнесиных. – М., 1985. Вып 80. С 22-37.

71. Энциклопедия юного музыканта [Текст]. - Санкт-Петербург: Золотой век, 1996. – 576 с.

72. http: //allalls.ru/istoriya-saksofona.

 

73. http: //eomi.ru/brass/saxhorn/).

 

74. http: //www.knigapodviga.ru/

http: //obook.ru/%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F? n=152475_%D1%80%D0%B8%D0%B2%D1%87%D1%83%D0%BD-%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80-%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87.

75. http: //www.partita.ru/articles/shaposhnikova.shtml

 

76. http: //sonata-etc.ru/instruments/list/0/eng/19.html

 

77. (http: //svetlanasaxtenor.narod.ru/Saxophone1.html).

 

Приложение.

Выпускники школы № 22 на сцене Музыкального колледжа на отчётном концерте, апрель 2009 года. На фотографии: А. Торшин, Н.Аккуратов, М.Тевелев.

Институт культуры и искусств

Кафедра музыки

 

Допустить к защите

1 июня 2016 г.

Зав. кафедрой музыки,

д. пс. н., профессор

___________ Румянцева З. В.

 

 

Содержание и организация обучения игре на саксофоне на начальном этапе музыкального образования школьников

 

Квалификационная работа студента

4 курса направления подготовки

«Педагогическое образование»

профиль «Музыка»

Аккуратова Никиты……..

 

Научный руководитель:

кандидат культурологии,

доцент кафедры музыки,

Клейн Эдуард Григорьевич

 

Кострома


Содержание

  Стр.
Введение………………………………………………………………….
Глава 1. Теория и практика детского исполнительства на саксофоне…………  
1.1. Из истории создания саксофона…………………..
1.2. Особенности применения саксофона в детском духовом оркестре………………………………………………………..  
1.3 Основные методики обучения игре на саксофоне младших школьников…………………………………………………….  
Глава 2. Исследование опыта обучения игре на саксофоне младших школьников…………………………………………………………….  
2.1. Основные требования к содержанию и организации обучения на саксофоне………………………..  
2.2. Опыт обучения игре на саксофоне в МОУ СОШ № 22 г. Костромы………………………………………………
     
   
Заключение……………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………
Приложение………………………………………………………………

 


Введение.

Актуальность исследования. Необходимость исследования проблемы содержания и организации обучения игре на саксофоне на начальном этапе музыкального образования школьников осознается сегодня как одна из актуальных проблем современной музыкальной педагогики. Стремительное развитие в XXI веке науки, культуры и техники диктует задачи непрерывного улучшения и совершенствования методов и форм передачи новых научных знаний подрастающему поколению, вследствие чего проблема совершенствования методов обучения остается важной в современной дидактике. Она также постоянно находится в центре внимания педагогов-практиков и исследователей.

Одной из основных задач системы музыкального образования детей в XXI веке является создание такой системы обучения и воспитания, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Сейчас остро стоит задача совершенствования учебно-воспитательного процесса в области музыкального воспитания, ранней профессионализации молодого поколения, обеспечение соответствующих условий обучения, стимулирования их внутренних сил в саморазвитии и самовоспитании.

Одним из важнейших элементов в воспитании и развитии ученика является отечественное музыкально-педагогическое наследие в области исполнительства на духовых инструментах.

В нашей стране к музыкальной педагогике всегда наблюдался живой интерес. В настоящее время проблемы эстетического воспитания детей в различных формах (в том числе и в процессе обучения игре на саксофоне) актуализируются общим возрастанием интереса общества к проблемам воспитания молодежи, развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Как известно, игра на саксофоне является одним из популярных видов музыкального исполнительства. В процессе обучения на саксофоне ребенок развивается физически, расширяет свой кругозор, происходит развитие его музыкальных данных. Игра в ансамбле и оркестре развивает музыкальный слух, способствует развитию навыков коллективного музицирования.

Чтобы добиться необходимого высокого качественного уровня исполнения на духовых инструментах, необходима большая музыкальная педагогическая работа с детьми, инстументалистов необходимо воспитывать с самого раннего возраста, развивая у них необходимые музыкальные навыки. Если ребенок физически недостаточно крепкий, на первых этапах обучения можно использовать один из наиболее легких деревянных духовых инструментов, например – блок-флейту

Проблема организации обучения на духовых инструментах исследовалась в трудах ведущих отечественных музыкальных педагогов, таких как Е.Т. Андреев, В. Апатский, Л. Богданов, В. Гурфинкель, В.Д. Иванов, Л. Михайлов, И. Мозговенко, В.В. Мясоедов, О. Нежинский, В. Плахоцкий, И. Пушечников, А.Б. Ривчун, Д. Свечков, С. Розанов, А.А. Федотов, А.В. Черных, Ю. Ягудин и др. Для нашего исследования большое значение имели положения теории и методики исполнительства на саксофоне таких исследователей как Д.А. Браславский, Б.А. Диков, В.Д. Иванов, М.К. Шапошникова.

Исполнительство на духовых музыкальных инструментах занимает достаточно ограниченное место в повседневной жизни детей и подростков. Несмотря на то, что современная духовая музыка достаточно популярна и востребована, а без духовых оркестров не обходится не одно значимое общественно-политическое или культурное мероприятие, популярность духовых инструментов среди детей в Костромской области не очень велика. Одной из причин этого являются физические сложности при игре на этих инструментах, необходимая усидчивость при организации занятий, дороговизна самих инструментов. Также ощущается достаточно острая проблема нехватки опытных педагогических кадров, способных увлечь и заинтересовать учеников. Вместе с тем, как показывают исследования, направленные на изучение музыкальных вкусов современных школьников, из всего многообразия духовых инструментов они в большинстве случаев отдают предпочтение саксофону. Именно этот инструмент наиболее популярен и в среде взрослых исполнителей, а также слушателей.

До недавнего времени считалось, что основным видом музыкального исполнительства в условиях общеобразовательных школ является хоровое музицирование. Вместе с тем, в ряде такого рода учебных заведений существуют музыкально-эстетические отделения, где учащиеся осваивают игру на различных инструментах. Достаточно интересный опыт обучения детей игре на саксофоне существует на музыкально-эстетическом отделении средней общеобразовательной школы № 22 города Костромы. Именно в стенах этого учебного заведения учащиеся получают практику сольного, а также оркестрово-ансамблевого исполнительства.

Цель исследования: выявить и обосновать содержание и организацию обучения игре на саксофоне на начальном этапе музыкального образования школьников.

Объект исследования: обучение игре на саксофоне младших школьников в общеобразовательных учебных заведениях.

Предмет исследования: содержание и организация обучения игре на саксофоне на начальном этапе.

Задачи исследования:

1) рассмотреть историю создания саксофона;

2) определить особенности применения саксофона в детском духовом оркестре;

3) выявить основные методики обучения игре на саксофоне младших школьников;

4) дать характеристику основных требований к содержанию и организации игре на саксофоне

5) раскрыть опыт обучения игре на саксофоне на музыкально-эстетическом отделении в МОУ СОШ № 22 города Костромы.

Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что процесс обучения младших школьников игре на саксофоне будет успешнее, если в работе педагога реализуются следующие педагогические условия:

– в процессе обучения игре на саксофоне используется личностно-ориентированный и дифференцированный подходы, выстраивается личностная траектория творческого развития каждого ученика;

– внедряется комплекс методических средств и приемов работы с начинающими учениками, способствующих достижению необходимого результата.

– ведется активная исполнительская деятельность учащихся в качестве солистов, а также в составе различных ансамблей и оркестров.

Методы исследования:

теоретические: анализ, синтез и обобщение методической и специальной литературы по теме исследования;

эмпирические: наблюдение, анализ педагогических ситуаций, изучение опыта работы преподавателей музыкально-эстетического отделения МОУ СОШ № 22 города Костромы, анализ собственного педагогического опыта и опрос;

статистические: математическая обработка полученных данных.

Методологическую базу исследования составили:

· труды педагогов и психологов, посвященные проблемам подготовки учителя (О.А. Абдуллина, Ю.К. Бабанский, А. С. Белкин, О.В. Лебедева, И.Я. Лернер, Р. С. Немов, Л. Ф. Обухова, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, Б. М. Теплов, Г. М. Цыпин и др.);

· труды ученых в области содержания музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Е.В. Буслова, Е.Б. Витель, Д.Б. Кабалевский, Т.В. Луданова, З.В. Румянцева и др.);

· труды музыковедов, позволившие раскрыть жанр духовой музыки и определить его границы (Е.С. Аксенов, К. Апостолов, Б.А. Диев, Г.М. Калинкович, Э.Г. Клейн, Т.К. Маякин, Е.В. Назайкинский, Н.К. Сурин, В.И. Тутунов, А. Усов, Х. Хаханян, В. Цуккерман, М.Д. Черток и др.);

· работы педагогов, работающих в области духового музыкального исполнительского искусства (С. Болотин, Г.А. Гаранян, Р. Лаптев, А.Л. Штарк и др.).

Опытно-экспериментальной базой исследования стало музыкально-эстетическое отделение МОУ СОШ № 22 г. Костромы.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации данных из области общей педагогики и психологии, педагогики и методики подготовки музыканта-духовика, изучении опыта работы педагогов, работающих в области духового исполнительского искусства в общеобразовательных школах.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1182; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.184 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь