Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Разработка методологии научного познания в позитивизме и неопозитивизме



 

Видное место в разработке методологии научного познания принад­лежит позитивизму. Понятие «позитивизм» (производное от лат. positiv — положительный) обозначает призыв к философам отка­заться от метафизических абстракций и обратиться к исследова­нию позитивного знания. Позитивисты считают, что философия ув­леклась никому не нужными, оторванными от реальной жизни ме­тафизическими изысканиями и спорами. Сейчас, в век расцвета позитивной науки, возрастающей роли во всех сферах жизнедея­тельности человека точных и конкретных знаний, необходимо со­средоточить свое внимание на «позитивном» в человеческом знании и познании.

Позитивизм исходит из признания существования некой ре­альности, которая со всей очевидностью непосредственно дана че­ловеку. Понятия позитивное и данное тождественны. Данное — это то, что поддается проверке эмпирическими или логико-математи­ческими средствами. Эта проверка должна носить общезначимый характер.

Позитивизм возникает в 30-40 годах XIX в. во Франции. Родо­начальником этого философского течения является Огюст Конт (1798—1857). Идеи Конта заимствовали и развили в Англии Герберт Спенсер и Джон Стюарт Милль, в России — П. Л. Лавров, Н. К. Ми­хайловский и др. О. Конт, в определенной мере, является продолжа­телем идей французского Просвещения. Вслед за Сен-Симоном и Даламбером, он сформулировал закон о трех последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека, которые свойст­венны ему как в филогенетическом, так и в онтогенетическом раз­витии: теологической, метафизической и позитивной (научной). Первая, теологическая, стадия все явления объясняет на основе ре­лигиозных представлений, вторая — метафизическая, заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами. Задача этой стадии критическая: разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию — позитивную, научную. Позитивизм понимает свое предназначение как критику ненаучного знания, основное острие этой критики направлено про­тив метафизического подхода. В данном случае под словом метафи­зика понимается традиционный, философский подход («Метафизи­ка» Аристотеля). История «тяжбы» философии с наукой, считает Конт, показала, что всякие попытки приспособить метафизическую проблематику к духу научности заведомо обречены на провал. По­этому следует отказаться от метафизики. Наука больше не нужда­ется в стоящей над ней философии, а должна опираться сама на себя.

Позитивистский подход предполагает два коренных преобразования. В сфере науки он означает ее отказ от метафизических наслоений. К таким наслоениям Конт относил претензии науки на рас­крытие причин явлений и проникновения в их сущность. Он утверж­дал, что наука не объясняет действительность, а лишь описывает

явления. Она не отвечает на вопрос «почему? », а отвечает на вопрос «как? ». Последовательное проведение данного тезиса Конта означа­ло бы отказ науки от принципа причинности, отрицание возможнос­ти раскрытия объективных, закономерных связей. Конт не делает таких крайних выводов, он пытается сохранить эти бесспорные со­ставные элементы научного подхода, что создает внутренние проти­воречия в позитивистском подходе к науке и философии.

Отрицая прежнюю «метафизическую» философию, Конт не отказывается от философии как таковой. Он полагает, что для адек­ватного познания действительности отдельных частных наук недостаточно. Существует объективная потребность разработки обще­научных методов познания, а так же раскрытия связи между от­дельными науками, создания системы научного знания. Решение этих задач и является прерогативой «новой философии». А для это­го «старая философия» должна быть коренным образом переосмыс­лена, «очищена от всех метафизических пережитков». Таким обра­зом, позитивизм претендует на роль «философии науки». По за­мыслам Конта, конкретные науки должны выявлять частные закономерности различных предметных областей знания, филосо­фия же должна направить свои усилия на познание наиболее общих закономерностей, на систематизацию научного знания. При этом в своей систематизаторской деятельности философия должна ориентироваться на строгие образцы естественнонаучного знания. Философские системы О, Конта, Г. Спенсера, Дж. Ст. Милля носили характер энциклопедических классификаций имеющегося научного знания. Большое количество томов говорило о богатой эрудиции их авторов, но не давало ничего нового для науки, не носило характера творческих изысканий.

Позитивистские системы Конта, Спенсера, Милля создавал» определенную научную картину мира, опирающуюся на принцип механистического истолкования действительности. Процессестественнонаучного знания на рубеже XIX - XX вв. связанный с развития ем квантовой физики, поставил под вопрос механистическую методологию, основанную на принципах ньютоновской физики и разру­шил прежнюю картину мира. Вместе с этим, под вопросом оказалась и эмпирическая методология научного познания, поскольку в ходе исследований выявилась зависимость результатов научных опытов от приборов и органов чувств человека. Интенсивное развитие пси­хологических исследований поставило на повестку дня вопрос о свя­зи этой науки с другими науками, изучающими человека и окружа­ющий его мир. В этих условиях философия, опирающаяся на прин­ципы позитивизма, переживает серьезный кризис. Она вынуждена поставить в центр своего внимания такие вопросы, которые привер­женцы контовского учения считали сугубо метафизическими: о при­роде познания, об отношении субъекта и объекта, о взаимоотноше­нии психического и физического, о характере и истоках «опыта» и т. д. Возникает вторая стадия в развитии позитивизма — эмпириокри­тицизм (критика опыта) Э. Махом (1838 — 1916), Р. Авенариусом (1843—1896) и др.

Эмпириокритицизм сохраняет основную установку позити­визма на описание позитивного, опытного знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засильем метафизи­ческих подходов, на изъятие из науки таких «метафизических» по­нятий как «субстанция», «причинность», «материальное», «идеаль­ное» и т. п. Принципиальное отличие данной стадии развития пози­тивизма от предшествующей состоит в том, что основную задачу философии ее представители видели не в построении всеобъемлю­щей системы научного знания, а в создании теории научного зна­ния. На практике же разработка этой теории научного знания озна­чала возврат философии к традиционной гносеологической пробле­матике, решаемой с позиций субъективного идеализма Д. Беркли и Д. Юма.

Третий этап в развитии позитивизма — неопозитивизм — на­чинается в 20-х гг. XX в. Его родоначальниками являются австрий­ский физик-теоретик М. Шлик (1882-1936), австрийский философ, логик и математик Л. Витгенштейн (1880-1951). немецкий философ и логик Р. Карнап (1891-1970), английский философ, логик и матема­тик Б. Рассел (1872 - 1970) и др. Как и две предшествующие стадии позитивизма, неопозитивизм начинает свою борьбу за «подлинную философию» с критики метафизики. Неопозитивисты упрекают традиционную философию в неясности рассуждений, в излишней усложненности языка, в оперировании полумистическими понятия­ми типа «чистый разум», «абсолютная идея» и т. д. Философия, по мнению неопозитивистов, должна быть коренным образом преобра­зована. К ней необходимо предъявить строгие требования, которые сложились в современном естествознании и математике.

Следует отметить, что неопозитивизм неоднороден: как фи­лософское течение он состоит из ряда философских школ и про­шел в своем развитии ряд последовательных этапов. Исторически первый и основной вариант неопозитивизм — логический позитивизм. Представитель логического позитивизма исходили из предпосылки, что предметом философии не может быть и теория познания, поскольку ее решения вынуждены выходить на мировоззренческую проблематику, а это неизбежно выталкивает фи­лософское мышления в сферу «метафизических» проблем. По их мнению, философия вообще не имеет предмета исследования, по­тому, что она не является содержательной наукой о какой-то ре­альности, а представляет собой род деятельности, особый способ теоретизирования.

В чем же состоит этот способ теоретизирования, с точки зре­ния неопозитивистов? Представители логического позитивизма считают, что задача философии сводится к логическому анализу на­учных высказываний и обобщений. При этом неопозитивисты исхо­дят из предпосылок, что все знания выражаются с помощью языка, в виде каких-то высказываний. Центральная задача философии — разработать принципы проверки этих высказываний на соответст­вие их опыту человека, позитивному данному. Б. Рассел выдвинул положение о том, что все высказывания делятся на три основных ка­тегории: 1) логико-математические (аналитические); 2) эмпиричес­кие (синтетические); 3) метафизические (научно-неосмысленные). Философия, по мысли неопозитивистов, должна проанализировать высказывания, имеющие хождение в науке, на основе анализа изъ­ять из науки все научно-неосмысленные высказывания, обеспечить построение идеальных логических моделей осмысленного научного рассуждения.

Естественно встает вопрос: как можно определить, являются, те или иные высказывания научными или ненаучными? Каков кри­терий научности? Для этого логическим позитивизмом была выдвинута «верификационная концепция знания» или принцип верификации высказываний (от лат. истина). Согласно этому принципу, любое высказывания в науке, практике, философии подлежит опытной проверке на истинность. Только те высказывания имеют научный смысл, которые допускают, в конечном счете, сведе­ние их к высказываниям, фиксирующим непосредственный чувст­венный опыт индивида, к «атомарным высказываниям».

Неопозитивизм, как мы видим, истолковывал истину как сов­ладение высказываний с непосредственным опытом человека. Но он не мог не учитывать специфику научного и философского знания, которое соприкасается с опытом не непосредственно, а опосредован­но, через целую цепь рассуждений. Эти, непосредственно не связан­ные с опытом, высказывания, неопозитивисты предложили назвать «молекулярными высказываниями». И подобно тому, как молекулы состоят из атомов, так и молекулярные высказывания могут быть со­ставлены из «атомарных высказываний», то есть тех, которые могут напрямую сопоставлены с подтверждающим или опровергающимих опытом. При проверке на истинность необходимо пройти весь путь построения молекулярных предложений и свестиих до «атомар­ных» или «протокольных высказываний».

Однако, в ходе исследований довольно скоро выявилось, что многие высказывания науки невозможно свести с «эмпирическому данному», к непосредственному опыту. Особенно наглядно это про­являлось в отношении научных высказываний о фактах прошлого и высказываний, носящих широкий, обобщающий характер, форму­лирующих законы природы. Логический позитивизм встал перед дилеммой: либо исключить эти высказывания из науки, либо дать новое истолкование принципа верификации. Они заявили, что тре­бование необходимости осуществления эмпирической проверки ка­сается только частных высказываний. В большинстве же случаев эмпирическая проверяемость должна подразумеваться только принципиально. Ученые должны исходить из установки о том, что верификация всегда логически возможна, мыслима по отношению ко всем высказываниям.

Это отступление от принципа верификации существенно по­колебало устои неопозитивизма. Но не только внутренние трудности процесса верификации ставили под сомнение учение неопозитивиз­ма. Его критики вскоре весьма аргументирование показали, что сам принцип верификации не может быть верифицируем и, следова­тельно, его провозглашение является высказыванием, не имеющим смысла, то есть относящимся к разряду метафизических высказы­ваний. Так обнаружилась глубокая внутрення противоречивость ис­ходных установок неопозитивизма. Вместе с тем, была выявлена и противоречивость принципа верификаций самой научной теории. Действительно, наука, как утверждают неопозитивисты, опирается на опыт. Но она не может развиваться только на основе опыта. Боль­шое значение для развития науки имеет творческое, конструктив­ное мышление. Это мышление поднимается над опытом и создает но­вый результат, который напрямую не содержится в эмпирических данных, чисто экспериментальных действиях. Внутренняя противо­речивость неопозитивистских установок, критика этих установок представителями других философских направлений привели к ут­рате неопозитивизмом своего влияния в философии науки и разра­ботке проблем методологии научного познания с позиций постпози­тивизма.

Однако, прежде, чем приступить к рассмотрению постпозити­визма следует отметить, что усилия неопозитивистов не были бес­плодны для науки и философии. Они дали определенные положи­тельные результаты. Следует согласиться с неопозитивизмом в том, что процесс мышления, процесс познания становится доступным ло­гическому исследованию лишь в языковой форме. Отождествление форм языка и форм логики открывало новые возможности для ком­плексного анализа знания, в частности, для логико-лингвистического анализа. Движение от языковой формы к формально-логической, а также от математико-логической формы к более общему логическому формообразованию открывает возможность, с одной стороны, движение «восхождение», ко все более широкой формализации, с другой стороны, нисхождение от более общих логических форм к более конкретным языковым высказываниям. На пути «восхождения» возможно построение множества относительно обособленных или взаимосвязанных языковых, формально-логических, математико-логических систем: достаточно взять в качестве отправной точки какие-либо языковые образования (имена, предложения, ихкомплексы), договориться (заключить конвенцию) и родятся новые системы исчисления высказываний.

Таким образом, неопозитивисты создали новые легко форма­лизующиеся типы анализа языка. На этой основе были созданы предпосылки формализации огромной области гуманитарного зна­ния, проникновение в это знание математических методов и аппара­та. Эти предпосылки были реализованы в структурализме. Структу­рализм — это течение на стыке современной науки и философии, выражающее стремление придать гуманитарным наукам статус точных наук. Авангардную роль в этом процессе сыграла лингвисти­ка. Введение лингвистических моделей в этнографию привело к превращению этой описательной науки в этнологию.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I.1. Выбор темы и научного руководителя
  2. I.1. Развитие научного знания о причинах и путях борьбы с преступностью.
  3. IV. Разработка самоотменяющегося прогноза
  4. XIII. РАЗРАБОТКА ПЛАСТОВ, ОПАСНЫХ ПО ВНЕЗАПНЫМ ВЫБРОСАМ УГЛЯ (ПОРОДЫ) И ГАЗА, И ПЛАСТОВ, СКЛОННЫХ К ГОРНЫМ УДАРАМ
  5. ІІ. Этапы научного исследования
  6. Адаптация или разработка системы непрерывного контроля и улучшения процесса. Реинжиниринг процессов
  7. Анализ рентабельности и разработка мероприятий по максимизации прибыли торгового предприятия ООО «АниС»
  8. Б.2. Разработка на неправительственном уровне факультативного характера правил, типовых контрактов, общих условий и т.п. для использования в международном частном торговом обороте
  9. ВВЕДЕНИЕ. СИСТЕМА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  10. Вопрос 2. Особенности естественнонаучного и гуманитарного знания.
  11. Вселенная как понятие и объект познания
  12. Глава 1. МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1773; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь