Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Типология государства и права



 

Типология государства – это классификация государств по различным критериям, которая отражает характер и особенности государств на различных этапах развития. Она обусловлена выявлением природы, сущности государства, его социального предназначения, условий его возникновения и функционирования. Она позволяет выявить общие закономерности развития государств. С помощью неё можно осуществлять прогнозы дальнейшего развития государств. Она позволяет перенять положительный опыт государств на различных этапах исторического развития.

Формационный подход.

Это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре. Одним из критериев деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы служит общественно-экономическая формация, т.е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства. Формация – это определённая ступень в развитии государства и общества, а также структура общества, присущая данной ступени развития, определяемая способом производства. Под историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису.

Любое общество находится в рамках определённой общественно-экономической формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента: экономический базис (система производственных отношений и прежде всего отношений собственности) и надстройка (общественное сознание, мораль, право, религия, наука, государство). Определяющим является первый компонент. Тип государства определяется тем, какому экономическому классу оно служит. Т.е. тип государства – это тесно взаимосвязанные черты государства, соответствующие определённой классовой структуре общества, которая обусловлена экономическим базисом.

Для определения типа государства и права в данном значении необходимо ответить на следующие три вопроса:

1. Какой общественно-экономической формации, какому типу производственных отношений соответствует данное государство;

2. Орудием какого класса оно является;

3. Каково социальное назначение данного государства.

Четырем типам общественно-экономической формации (рабовладельческой, фео­дальной, буржуазной, социалистической), четырем типам экономического базиса, соответст­вуют четыре типа государства, каждое со своим набором признаков. Смена одного исторического типа другим – процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате ре­волюций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий. В рамках одного и того же исторического типа государства, как правило, существуют его разновидности. Их возникновение при одинаковой экономической и классовой базе и классовой природе обусловлено наличием специфических условий – это соотношение классовых сил в стране, климатические условия, внешние условия и т.д. Такие разновидности государств в рамках одного и того же исторического типа носят обычно промежуточный характер. В переходных государствах власть принадлежит не одному, а коалиции двух или нескольких классов. Предлагается добавить понятие «разновидность государства».

Марксистская типология государства, основанная на формационном подходе, далеко не безу­пречна, страдает схематизмом, однолинейностью. В соответствии с ней все государства про­ходили жестко заданный путь от одного исторического типа к другому. В действительности эволюция государств была куда более многовариантной. Например, далеко не обязательным для всех государств был рабовладельческий тип, в развитии некоторых из них наблюдались движения назад, длительные переходные состояния (например, «протофеодальное»).

К уже известным формациям сторонники совершенствования формационного подхода пред­лагают добавить «восточное государство», «азиатский способ производства» и «протофеодализм».

Цивилизационный подход.

Другим заслуживающим внимание современным подходом к типологии государства является цивилизационный. В настоящее время в нем преобладает так называемое технологическое направление. Оно связывает тип государства со стадией научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которым соответствует данное государство.

Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающегося общностью религиозных, национальных, культурных, географических и др. признаков. Это социокультурная система, обеспечивающая высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающего его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей.

Согласно цивилизационному подходу социальная природа государства определяется духовными и культурными факторами. Цивилизационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах. Цивилизационный подход выделяет три принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества:

1. Природа государства определяется не только реальным соотношением сил, но и накопленными в ходе исторического процесса представлениями о мире, ценностями, образцами поведения. Нужно учитывать весь исторический опыт прошлого.

2. Государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры. Это позволяет избежать схематизации государства и особенно проводимой им политики как результата отвлечённой игры политических сил и раскрыть связь государственной власти и морали, культуры.

3. Разнородность культур – во времени и в пространстве – позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в развитии в других условиях. Особое значение придаётся различиям, вытекающим из своеобразия национальных культур и черт национального характера.

Английский историк А. Тойнби предложил цивилизационный подход классификации об­ществ и государств, который учитывает не только социально-экономические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни и общества. Вся мировая история, по его мнению, насчитывает 26 цивилизаций. Цивилизационный подход обосновывается иде­ей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизации обусловливается взаимодействием техники, социальной организации, религии и философии, причем первая определяет все остальные компоненты.

Исторический процесс привёл к складыванию свыше двух десятков цивилизаций.

Существуют различные основания для типологизации цивилизаций и их государственности. Такие как, хронологические, генетические, пространственные, религиозные, по уровню организации и др. Можно выделить три группы отношений, которые определяют цивилизационные характеристики государства и лежат в основе его цивилизационной типологии. В понятии цивилизационного типа государства выражаются обусловленные уровнем развития товарного производства и обмена культурные особенности государств, которые проявляются в 1). отношениях между обществом (государством) и природой; 2). межгосударственных отношениях; 3). в их взаимосвязях с обществом.

Для типологии государств с точки зрения цивилизационного подхода интерес представляет классификация цивилизаций по уровню их организации. Они делятся на первичные и вторичные. Первичные цивилизации принимают государственно-страновой, хотя нередко и имперский характер. Обычно к ним причисляют древнеегипетскую, шумерскую, иранскую, бирманскую, сиамскую, японскую и др. Их анализ показывает огромную роль государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой, а определяющей социальные и экономические структуры. Отличительной особенностью этих обществ было соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе. Вторичные цивилизации – это западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская и др. В них проявилось отчётливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Государство во многом было элементом, подчинённым культурно-религиозной системе.

Такой подход игнорирует важные положения исторического мате­риализма о ведущей роли базиса по отношению к надстройке, о выделении способов произ­водства и общественно-экономических формаций как ступеней общественного развития. Несомненно, особенности той или иной цивилизации оказывают влияние на политический строй, государство и право, но до сих пор пока не удалось на этой основе построить более или менее приемлемую типологию государства.

Выделялись, например, мировые цивилизации (неолитическая, раннеклассовая, античная, средневековая, раннеиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная) и локальные цивилизации (Древнеегипетская, шумерская, ассирийская, вавилонская, эллинская, минойская, индийская, китайская, греко-римская, персидская, финикийская, индийская, китайская, японская, древнеамериканская, западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская, океаническая, русская, китайская, индийская, японская, мусульманская, буддийская, африканская, относящиеся к разным историческим циклам). А также глобальные цивилизации.

Также выделяют такие цивилизации как:

· космогенная – охватывает Древний мир и эпоху Средневековья. Он основывался на орудийной технике и ручной технологии, характеризовался большой зависимостью общества от природных сил, условий среды – мирового космоса (отсюда и название цивилизации);

· техногенная или индустриальная – основой техногенной цивилизации являются машинная техника и машинные технологии. Это связано с развитием науки и техники, постепенным превращением науки в непосредственную производительную силу общества. Социальное устройство данной цивилизации связано с наемным трудом, рыночными отношениями, высоким уровнем производительности труда. В техногенной цивилизации не удается избежать противоречий, которые порой разрешаются через социальные революции;

· постиндустриальная или информационная цивилизации – Ее появление связывается с качественными изменениями информационного поля общества, с формированием единого информационного пространства, прообразом которого является глобальная сеть Интернет. Именно информационные технологии составляют основу цивилизации нового типа - постиндустриальной. Информационная насыщенность технологических процессов требует повышения уровня культуры и образования членов общества.

 

Формы государства

 

Обычно под формой государства подразумевают устройство, или организацию государственной власти.

В русском языке слово «форма» имеет достаточно много зна­чений. Так, под формой понимают внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета; внешнее выражение, оформление какого-либо содержания; структуру чего-либо; вид или тип чего-либо; установленный образец, порядок представления чего-либо и т. д. Форму государства, исходя из этих значений, можно интерпрети­ровать и как внешнее выражение, оформление содержания госу­дарства, и как его структуру, и как вид или тип государства. Одна­ко понятие формы государства основывается, прежде всего, на философском учении о форме, согласно которому форма – это ор­ганизация, строение, структура содержания и его внешнее выра­жение.

В отечественной теории государства и права понятие формы госу­дарства принято раскрывать через ее элементы. К ним чаще всего относят форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Характеристика формы государства через элементы по­зволяет раскрыть ее с различных точек зрения и получить о ней более глубокие представления. Они раскрывают лишь основные, главные ее сто­роны, но не всю форму государства в целом. Поэтому наряду с элементной характеристикой целесообразен и более широкий под­ход, позволяющий рассматривать форму государства как органи­зационно-функциональную структуру государства, выражающую способ организации и осуществления государственной власти во всех ее проявлениях.

Форма государства это организация государственной власти, выраженная, главным образом, в форме правления, форме го­сударственного устройства и политическом режиме.

Под формой государственного устройства (ее именуют также формой национально-государственного устройства, формой территориального устройства и т. д.) понимается уже территори­альная организация государственной власти. Форма государст­венного устройства, как принято считать, характеризует террито­риальное (точнее политико-территориальное) устройство государ­ства, взаимоотношения между центральными, региональными и местными органами государственной власти.

Вопрос о фор­мах государственного устройства не имеет такого единообразного решения, как вопрос о формах правления. В учебниках по теории государства и права можно встретить самые различные мнения относительно форм государственного устройства, однако наиболее обоснованной представляется точка зрения, согласно которой сле­дует различать две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную.

Унитарная форма (от лат. «unitas» - единство) является наи­более простой и характеризуется следующими признаками.

Во-первых, унитарное государство - это государство, в составе которого нет каких-либо государственных образований, что всегда присуще федеративным государствам. Территория унитарных госу­дарств обычно делится на административно-территориальные еди­ницы (края, области, губернии, районы, города и т. д.), которые не обладают суверенитетом и другими признаками государственно­сти, а территория наиболее мелких государств (Мальта в Среди­земном море, Бахрейн в Азии, Аруба в Карибском бассейне, Науру в Океании и др.) не имеет и административно-территориального деления.

Во-вторых, унитарное государство - это государство, в кото­ром существует только одна, единая для всей страны система высших органов государственной власти, непосредственно осуще­ствляющих руководство местными органами. Какой-либо другой системы высших органов государственной власти, что опять-таки имеет место в федеративных государствах, здесь не существует.

В-третьих, в унитарном государстве действует только одна конституция, а также единая для всей страны система законода­тельства.

В-четвертых, все внешние межгосударственные сношения в унитарном государстве осуществляют центральные органы, кото­рые и представляют страну на международной арене.

В-пятых, в унитарном государстве существует единое граж­данство.

Другой основной формой государственного устройства явля­ется федеративная форма, или федерация. Федерация (от лат. «foederatio» - союз, объединение) - это сложная форма государст­венного устройства, поскольку федеративное государство состоит не только из административно-территориальных единиц, но и го­сударственных образований, т. е. частей, обладающих определен­ным суверенитетом. Данная форма государственного устройства имеет значительно меньшее распространение, чем унитарная. Тем не менее, девятая часть государств мира - это федерации, и в них проживает около трети населения земного шара. К современным федерациям относятся: Россия, США, Индия, ФРГ, Австралия, Ка­нада, Мексика и другие государства.

Федерация как форма государственного устройства характе­ризуется следующими признаками.

Во-первых, федерация представляет собой единое союзное государство, состоящее из двух или более государственных обра­зований (республик, штатов, земель, кантонов и др.), за которыми иногда признается статус относительно самостоятельных госу­дарств. Эти государственные образования именуются субъектами федерации. Они могут обладать определенными признаками госу­дарственного суверенитета, имеют свое административно-территориальное деление и могут содержать в своем составе тер­риториальные и экстерриториальные автономии.

Во-вторых, в федеративном государстве в отличие от унитар­ного существуют две системы высших органов государственной власти: высшие органы самой федерации (федеральные органы) и высшие органы ее субъектов (региональные органы). Федеральные органы осуществляют власть на всей территории страны, регио­нальные - только на территории соответствующих субъектов фе­дерации. Разграничение предметов ведения и полномочий (компе­тенции) федеральных и региональных органов закрепляется в кон­ституции страны или в федеративном договоре. При этом в одних государствах (Бразилия, Мексика, Канада) закрепляется исключи­тельная компетенция федерального центра и исключительная ком­петенция субъектов федерации, в других (Германия, Индия, Рос­сия) наряду с исключительной компетенцией закрепляется совме­стная компетенция центра и субъектов.

В-третьих, территория федеративного государства складыва­ется из территорий его субъектов. Исключение составляют феде­рации, в состав которых наряду с субъектами входят и другие тер­риториальные образования: федеральные округа, федеральные территории, федеральные владения и т. д.

В-четвертых, в федеративном государстве кроме конституции и законодательства федерации существуют конституции или кон­ституционные акты и законодательство субъектов федерации. Правда, при этом должно соблюдаться одно условие: конституции (конституционные акты) и законодательство субъектов не могут противоречить конституции и законодательству федерации.

В-пятых, в федеративных государствах существует, как пра­вило, двухпалатный парламент, верхняя палата которого формиру­ется из представителей субъектов федерации и призвана выражать интересы субъектов федерации.

В-шестых, в федеративных государствах наряду с федераль­ным гражданством может существовать гражданство субъектов федерации.

В литературе по теории государства и права можно встретить указание и на некоторые другие признаки федерации.

Политический режим (его именуют нередко госу­дарственным или государственно-правовым режимом), который многими авторами тоже рассматривается в качестве элемента формы государства, определяется чаще всего как совокупность методов, способов и средств осуществления государственной власти. То есть в данной интерпретации политический режим ха­рактеризуют методы, способы и средства, которые используются при осуществлении государственной власти, а значит, в процессе государственного управления обществом. В этом плане политиче­ский режим является показателем уровня демократии в стране, прав и свобод личности, реальности участия населения в управле­нии государством и обществом.

Политические режимы, как и другие элементы формы государства, тоже достаточно разнооб­разны. Они даже более разнообразны, поскольку в большей степе­ни подвержены влиянию со стороны различных факторов и отли­чаются гибкостью и динамизмом. Однако, несмотря на это разно­образие, все государственно-правовые режимы обычно подразделяют на де­мократические и антидемократические.

Среди современных государственно-правовых режимов чаще всего выде­ляют демократический, тоталитарный и авторитарный режи­мы. Вместе с тем заслуживают внимания и такие режимы, как ли­беральный, или полудемократический, и полуфеодально-теократический, которые тоже имеют место в современных госу­дарствах и причисляются отдельными авторами к числу основных. Рассмотрим кратко каждый из них.

Демократический режим. В современном мире демократи­ческий режим присущ, как принято считать, в основном индустри­ально развитым странам с социально ориентированной рыночной экономикой (США, Великобритания, Германия, Франция, Япония и др.). В этих странах существует достаточно сильный «средний класс», который через выборы, прессу, другие формы обществен­ного мнения способен оказывать значительное влияние на госу­дарственную власть. Наиболее характерными признаками совре­менного демократического режима, полагаю, можно считать сле­дующие.

Во-первых, в современных государствах с демократическим режимом существует выборность и сменяемость высших и мест­ных органов государственной власти. Выборными и сменяемыми являются, прежде всего, представительные органы государствен­ной власти (в частности, парламенты). Они формируются непо­средственно народом и в своей деятельности ему подотчетны. Вы­борными и сменяемыми являются также и некоторые другие орга­ны государственной власти (президент, правительство и т. д.).

Во-вторых, для современного демократического режима ха­рактерно участие населения страны в формировании и осуществ­лении государственной власти посредством прямой и представи­тельной демократии. Прямая демократия, т. е. непосредственное проявление власти народа, имеет место при проведении референ­думов (всенародного голосования) по важнейшим вопросам госу­дарственной и общественной жизни и свободных выборов, на ос­нове которых формируются представительные органы государст­венной власти. Представительная демократия, которая в совре­менных демократических государствах имеет более широкое рас­пространение, чем прямая демократия, выражена преимуществен­но в том, что народ осуществляет государственную власть через выбранные им представительные органы.

В-третьих, современный демократический режим характери­зуется действием принципа разделения властей, в соответствии с которым единая государственная власть подразделяется на не­сколько относительно самостоятельных ветвей (обычно на законо­дательную, исполнительную и судебную), взаимодействующих на основе системы сдержек и противовесов.

В-четвертых, в современных демократических государствах государственная власть опирается преимущественно на методы убеждения, поиск компромиссов, достижение консенсуса. Напри­мер, государственные решения принимаются большинством, но при этом, как правило, учитываются интересы меньшинства. Что же касается методов принуждения, то сфера их применения суще­ственно сужена. Им по большей части отводится второстепенная роль, в связи с чем силовые структуры используются только по прямому назначению и их деятельность строго регламентирована законом.

В-пятых, для современных демократических режимов харак­терны господство права и закона во всех сферах общественной жизни, провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод че­ловека и гражданина, защищенность личности от произвола и без­закония.

В-шестых, современный демократический режим характери­зуется политическим и идеологическим плюрализмом. Политиче­ский плюрализм (политическое многообразие) означает, главным образом, многопартийность, т. е. существование в обществе двух и более политических партий, обладающих равными правами в борьбе за власть, а также наличие политической оппозиции, как в парламенте, так и за его пределами. Идеологический плюрализм выражается в признании идеологического многообразия. При этом никакая идеология не может устанавливаться в качестве государ­ственной или обязательной для всего общества.

В-седьмых, для современного демократического режима ха­рактерны гласность, свободный доступ к информации, не при­знанной в законном порядке секретной, свобода средств массовой информации от цензуры.

В-восьмых, характерной чертой современного демократиче­ского режима является также невмешательство государства в ча­стную жизнь своих граждан.

Тоталитарный режим. Тоталитарный политический режим расценивается обычно как крайняя форма антидемократического режима. Возник он в первой половине XX в. в виде фашистского режима, который относят к правому тоталитаризму, и режима то­талитарного социализма, который считается левым тоталитариз­мом. Позднее появились и некоторые другие разновидности тота­литарного режима (например, военный тоталитарный режим, ко­торый устанавливался после военных переворотов в ряде госу­дарств Азии, Африки, Латинской Америки и Океании). В настоя­щее время тоталитарный режим в том или ином виде сохраняется в социалистических (например, КНДР, Куба) и некоторых других государствах. Тенденция к тоталитаризму проявляется и в тех странах, где господствуют авторитарные режимы.

Для тоталитарного режима, в каком бы виде он не проявлялся, характерны, как представляется, следующие основные признаки.

Во-первых, любой тоталитарный режим - это отрицание де­мократии. Демократия и тоталитаризм - понятия несовместимые, хотя в отдельных случаях тоталитаризм маскируется под демокра­тию. Особенно это характерно для режима тоталитарного социа­лизма, который практически всегда выдает себя за демократию, таковой на деле не являясь.

Во-вторых, при тоталитарных режимах государственная власть формируется бюрократическим способом. Народ или от­страняется от формирования государственной власти, что имеет место при фашистских и военных тоталитарных режимах, или принимает в этом лишь формальное участие, голосуя за заранее подобранные безальтернативные кандидатуры. Так, в бывшем СССР органы государственной власти формально формировались населением, однако в бюллетенях для тайного голосования всегда значилась только одна кандидатура, выдвинутая либо по инициа­тиве, либо с одобрения партийных органов.

В-третьих, при тоталитарных режимах отсутствует разделе­ние властей. Причем эта идея не только не получает законодатель­ного закрепления, а вообще отбрасывается как неприемлемая в принципе.

В-четвертых, характерной чертой тоталитарного режима яв­ляется полный (тотальный) контроль государства над всеми сфе­рами общественной жизни. Государство монопольно контролирует экономику, политику, культуру, религию, средства массовой ин­формации, вмешивается в частную жизнь граждан и тоже ее кон­тролирует. По сути дела имеет место полное огосударствление всей общественной жизни, превращение человека в послушный придаток государственного механизма.

В-пятых, не менее характерной чертой тоталитарного режима является фактическое отсутствие политического плюрализма. В тоталитарных государствах всегда господствует одна политиче­ская партия, которая, как правило, возглавляется харизматическим лидером и практически сращивается с государством. Другие поли­тические партии или запрещаются, или находятся в тесном союзе с правящей партией, не составляя ей какой-либо конкуренции. По­литическая оппозиция не допускается.

В-шестых, для тоталитарного режима характерно также от­сутствие идеологического плюрализма. В обществе насаждается единая для всех идеология, носящая официальный, государствен­ный характер. Инакомыслие запрещается и преследуется.

В-седьмых, тоталитарный режим опирается преимущественно на методы принуждения, нередко прибегая к насилию, террору, прямой внесудебной расправе с явными или предполагаемыми противниками режима. Для этих целей обычно создается специ­альный репрессивный аппарат, который и выполняет карательные функции.

В-восьмых, в тоталитарных государствах отрицаются естест­венные права человека и признаются только те права, которые ус­танавливаются, «даруются» государством. При этом и они, как правило, носят декларативный характер. Государство их провоз­глашает, но реального осуществления не гарантирует.

Авторитарный режим. В научной и учебной литературе не существует однозначного определения авторитарного режима. Одни авторитарным называют любой антидемократический ре­жим, другие отождествляют его с тоталитарным режимом. Правы, как представляется, те, кто рассматривает авторитарный режим в качестве самостоятельного вида (или типа) политического режима, занимающего промежуточное положение между демократическим и тоталитарным режимами.

Авторитарный режим имел довольно широкое распространение в XX в. в различных государствах Азии, Африки и Латинской Аме­рики. Существует он и в настоящее время (Ливия, Марокко, Сирия и др.). Известны различные формы авторитарного режима: полуфаши­стский, военно-диктаторский, конституционно-авторитарный, консти­туционно-патриархальный, клерикальный, расистский и другие.

Как промежуточный между демократическим и тоталитарным режимами авторитарный режим имеет тенденцию либо перерас­тать в тоталитарный режим, либо преобразовываться в полудемо­кратический и затем в демократический. Однако, будучи само­стоятельным видом политического режима, авторитарный режим характеризуется собственными, только ему присущими признака­ми. К наиболее важным из них можно отнести следующие.

Во-первых, авторитарный режим, так же как и тоталитарный, является антидемократическим режимом. Однако он считается бо­лее мягким, более либеральным режимом, поскольку несет в себе некоторые черты демократического режима.

Во-вторых, авторитарный режим характеризуется тем, что го­сударственная власть концентрируется в руках диктатора или пра­вящей элитарной группы (хунты, партийной верхушки, военной, бюрократической или религиозной элиты). Принцип выборности государственных органов, подотчетности и подконтрольности их населению сужается или сводится на нет. Представительные орга­ны власти могут существовать, но они при этом не играют сущест­венной роли в управлении обществом и превращаются в декора­цию, прикрывающую авторитарную власть.

В-третьих, в авторитарных государствах игнорируется разде­ление властей, хотя законодательные, исполнительные и судебные органы существуют. Характерным для авторитарных режимов яв­ляется усиление исполнительных органов, которые нередко под­чиняют себе все остальные государственные органы. Суды зачас­тую выступают в качестве вспомогательных органов, поскольку наряду с ними могут использоваться и внесудебные органы.

В-четвертых, при авторитарных режимах преобладают сило­вые, командные, бюрократические методы государственного управления. К компромиссам и консенсусу государственная власть не прибегает. В то же время при осуществлении власти практиче­ски не применяются террор и массовые репрессии.

В-пятых, в отличие от тоталитарных режимов отсутствует то­тальный контроль государства над теми или иными сферами об­щественной жизни. Относительно независимыми от государствен­ной власти могут быть (хотя и не всегда) экономика, культура, ча­стная жизнь. Вместе с тем при авторитарных режимах всегда су­ществует монополия на политическую власть, сохраняется частич­ная цензура над средствами массовой информации.

В-шестых, при авторитарных режимах допускается ограни­ченный политический плюрализм. Конституции провозглашают свободу образования политических партий, однако государствен­ная власть специальными законами разрешает деятельность только некоторых из них (тех, которые ориентируются на линию, вырабо­танную правящей партией). Оппозиция либо не допускается, либо разрешается только в определенных пределах.

В-седьмых, при авторитарном режиме в отличие от тотали­тарного не существует единой государственной идеологии, обяза­тельной для всего общества. Следовательно, данный политический режим допускает определенный плюрализм в области идеологии.

В-восьмых, демократические права и свободы граждан в ав­торитарных государствах, главным образом, провозглашаются, но реально не обеспечиваются. Особенно это касается политических прав и свобод. Часто вводится чрезвычайное или иное особое по­ложение, которое на практике направлено против «врагов» режи­ма. В этой связи личность лишена гарантий безопасности во взаи­моотношениях с властью.

В-девятых, при авторитарных режимах весьма высока роль главы государства (лидера). Не случайно авторитаризм нередко определяется как режим государственной власти, сочетающийся сэлементами личной диктатуры. Вместе с тем в отличие от тотали­тарных государств лидер в авторитарных государствах не является харизматическим.

Под формой правления обычно понимают организацию верховной (высшей) власти в государстве. То есть форма правления гово­рит о том, как устроена высшая власть в государстве, в каких кон­кретно государственных органах она выражена, каков порядок об­разования этих органов и как они взаимодействуют друг с другом и с населением.

В научной и учебной литературе традиционно выделяют две основные формы правления - монар­хическую (или монархию) и республиканскую (или республи­ку).

Монархия (от греч. «monarchia» - единовластие, единодер­жавие) - это такая форма правления, при которой высшая государ­ственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (фараона, царя, коро­ля, императора, шаха и т. д.), является пожизненной и передается по наследству. Монархия - наиболее древняя форма правления. Подавляющее большинство рабовладельческих и феодальных го­сударств были монархиями. В современном мире более сорока го­сударств имеют монархическую форму правления.

Как форма правления монархия характеризуется следующими признаками:

во-первых, высшая государственная власть в монархии пол­ностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха;

во-вторых, монарх является несменяемым главой государства и осуществляет государственную власть пожизненно;

в-третьих, власть монарха передается по наследству;

в-четвертых, монарх осуществляет государственную власть по своему усмотрению, независимо от воли населения страны;

в-пятых, монархическая форма правления характеризуется юридической безответственностью монарха, т. е. монарх не несет за результаты своего правления юридической, а также политиче­ской ответственности.

Все монархии принято подразделять на абсолютные (или не­ограниченные) и ограниченные. В абсолютной монархии госу­дарственная власть полностью и безраздельно принадлежит мо­нарху и не ограничена каким-либо представительным (законосо­вещательным или законодательным) органом. Зародившись в глу­бокой древности (древневосточные деспотии), абсолютные монар­хии просуществовали почти до конца XX в. По мнению ряда госу-дарствоведов, в современном мире абсолютных монархий в чис­том виде уже нет, но полуабсолютные монархии еще встречаются (например, Саудовская Аравия).

В ограниченной монархии в отличие от абсолютной власть монарха всегда ограничена властью какого-либо представительно­го органа, обладающего определенными законосовещательными или законодательными полномочиями. К ограниченным относятся сословно-представительная и конституционная монархии.

Сословно-представительная монархия, существовавшая при феодализме, характеризуется тем, что власть монарха в какой-то мере ограничена обладающим законосовещательными полномо­чиями сословно-представительным органом - собранием предста­вителей различных сословий (духовенства, дворянства, верхушки третьего сословия), созыв и объем полномочий которого полно­стью зависели от воли монарха.


Поделиться:



Популярное:

  1. D. ПРАВА НА ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОБРАЗЦЫ
  2. D. ПРАВА, ОХВАТЫВАЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ
  3. D. ПРОЕКТ ДОГОВОРА ВОИС ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ СПОРОВ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ В ОБЛАСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
  4. E. Лица, участвующие в договоре, для регулирования своих взаимоотношений могут установить правила, отличающиеся от правил предусмотренных диспозитивными нормами права.
  5. H. Обособление права публичного и частного в эпоху Великих реформ. - Судебные уставы императора Александра II. - Закон и суд
  6. I. ПРАВА, ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ РЕГИСТРАЦИИ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ
  7. I. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ТИПОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
  8. IV. Ликвидация крепостного права.
  9. IV.1. Общая дифференциация и типология детско-подростковой дезадаптации.
  10. J. НАРУШЕНИЕ ПРАВА НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК, КОНТРАФАКЦИЯ И ПОДДЕЛКА ЭТИКЕТОК И УПАКОВКИ
  11. А. Бытовая рознь и признаки личной или племенной системы в истории нашего права. - Черты прошлого в современном праве. - Сходство и общность права
  12. А. Расходы домашних хозяйств, фирм, государства, заграницы


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 2940; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.05 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь