Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Театроведческий и литературоведческий подходы к драме



Драматическое произведение, как правило, предназначено для театральной постановки. С такой точки зрения подлинной драме противопоставляют в качестве отклонения от нормы «пьесы для чтения». Возникают два противоположных пути изучения драмы — «чисто» театроведческий и «чисто» литературоведческий, предполагающий возможность исследования драматического ли­тературного произведения как такового, вне зависимости от того или иного варианта его театрального воплощения.

Три варианта теорий драмы

В истории поэтики и философской эстетики мы находим, во-первых, теорию драмы как произведения, создающего осо­бого рода переживание события и судьбы героя читателем-зрителем. Это переживание обозначается понятиями катастрофы и катарсиса (Аристотель, Шиллер, Ницше, Выготский). Во-вторых, от немецкой философской эстетики рубежа XVIII— XIX вв. (Гегель, Гёте) до XX в. развивалась теория драмати­ческого действия, использующая понятия конфликта и сю­жета. В-третьих, в XX в. возникла теория драматического слова.

Основу драмы составляет действие. В отличие от эпоса, где действие описывается как совершившееся, происходившее в прошлом, действие в драме развертывается в настоящем времени, непосредственно происходит на глазах у зрителя, отличаясь активностью, непрерывностью, целеустремленностью, уплотненностью. Иначе говоря, в драме воспроизводится само действие, совершаемое героями, а не рассказывается об этом действии.
Действие показывается через конфликт, лежащий в центре драматического произведения, определяющий все структурные элементы драматического действия (в частности, композиция пьесы подчиняется раскрытию конфликта). Неразрывно связанные друг с другом, драматическое действие и конфликт выступают основными признаками драмы как литературного рода. Развитие действия и конфликта проявляется в сюжетной организации произведения. В классической драме нет широты и многоплановости сюжета, как в эпическом произведении. В драматическом сюжете сконцентрированы лишь узловые, этапные события в развитии действия и конфликта. В произведениях драматического рода сюжет отличается напряженностью и стремительностью развития, большей обнаженностью конфликта.
Драматический конфликт, отображающий конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, раскрывающий сущность времени, социальные отношения, воплощается в поведении и поступках героев, и, прежде всего в диалогах, монологах, репликах.
Диалог в драме — основное средство развития действия и конфликта и основной способ изображения характеров (важнейшие функции драматического диалога). (В прозе диалог сочетается с авторской речью.) В нем раскрывается внешняя и внутренняя жизнь персонажей: их взгляды, интересы, жизненная позиция и чувства, переживания, настроения. Иначе говоря, слово в драме, будучи емким, точным, выразительным, эмоционально насыщенным, словом-действием, способно передать всю полноту характеристики действующих лиц.
Формой речевой характеристики персонажей в драме является и монолог — речь действующего лица, обращенная к самому себе или к другим, но, в отличие от диалога, не зависящая от ответных реплик. В драме в монологе раскрываются идеалы, убеждения персонажей, их духовная жизнь, сложность характера.

Жанр:

Принято считать, что драма в своем историческом разви­тии проходит два этапа, поэтому противопоставляют драму классическую и неклассическую, или новую. Переход от од­ной формы к другой совершается начиная с середины XVIII в. (появление в эпоху Просвещения «слезной комедии» во Франции, «мещанской трагедии» в Германии и понятия «серьез­ный жанр» у теоретиков театра). Окончательное же утверж­дение новых драматических форм относят к концу XIX — пер­вой четверти XX в., связывая этот поворот с драматургией Ибсена, Метерлинка, Чехова, Шоу и несколько позднее Брех­та; со статьей Шоу «Квинтэссенция ибсенизма», брехтовской теорией «эпического театра» и т.п.

Таким образом, если важнейшие жанры драмы «класси­ческого» периода — трагедия и комедия (наряду с ними су­ществовали мистерия, моралите, фарс и т.п.), то господству­ющий жанр «неклассического» периода — «драма» (рядом с которой существуют мелодрама, водевиль и т. п.). Отсюда вид­но, что вопрос о канонических и неканонических жанрах в области драматургии — это вопрос о соотношении нового, созвучного «антитрадиционалистской» эпохе жанра драмы с возникшими в глубокой древности жанрами трагедии и ко­медии.

Природа двух последних достаточно ясна, а сущность нового жанра поддается опреде­лению с большим трудом.

И в этом случае в ряде справочных изданий мы сталкива­емся с идеей промежуточности: «промежу­точная форма между трагедией и комедией, которая при со­хранении серьезного основного настроения ведет к мирному преодолению конфликта благодаря своевременному размыш­лению героя и к победе добра (драма решения), к форме, близ­кой трагедии, однако не достигающей высоты трагического, и отличается от него через нетрагическое развитие в серьез­ном, но счастливом — и все же никогда не выраженном коми­чески — исходе и приближается к трагикомедии». «Драма. В общем смысле — любое произведение, рассчитанное на представление актерами на сцене. В более узком понимании означает серьезную пьесу; не обязательно трагедию» Также «драмой» называют пьесы, которые не явля­ются ни комедиями, ни трагедиями в классическом смысле этого слова».

Один из новейших отечественных справочни­ков вообще ограничивается указанием на то, что такой жанр существует, не давая ему никакого определения и не выделяя для него специальной статьи.

Вопрос о структурных соотношениях трагедии, комедии и драмы как жанров рассматривается и весьма убедительно решается в работе М.С.Кургинян «Драма». Ис­следователь в первую очередь выявляет характерное для это­го литературного рода закономерное соотношение между це­ленаправленным развитием действия и обрамляющими сю­жет ситуациями — начальной и конечной. Отсюда и возмож­ность разграничить три жанровых варианта этого соотноше­ния: трагедию, в которой исходная ситуация в итоге разру­шается (меняется на противоположную), комедию, где ход событий приводит к «исправлению» начальной ситуации и в этом смысле происходит возврат к норме, и драму, действие которой направлено к полному прояснению (для героя и чи­тателя) неизменной исходной ситуации.

Комедии как жанру свой­ственна категория веселого (т.е., по сути дела, благодетель­ного) обмана. Такой обман, конечно, отклонение от нормы, но временное и являющееся необходимым условием сохране­ния и утверждения этой нормы.

Трагедии как жанру присуща категория трагической вины. В мире, в котором действуют герои, и в них самих существует раскол: равно весомы и актуальны две взаимоисключающие правды; совершая неизбежный выбор, персонаж становится одновременно героем (субъектом героического по­ступка) по отношению к одной из них и преступником по отношению к другой. Эта двойственная ситуация разрешает­ся осознанием противоречия и его исчерпанностью, посколь­ку преимущество правды, избранной героем, засвидетельство­вано его гибелью: сюжет трагедии строится на «зиждитель­ной» (созидающей) жертве.

Что же означает исторически новый — по отношению к жанрам трагедии и комедии — и специфический для жанра драмы структурный принцип прояснения (для героя и чита­теля-зрителя) исходной ситуации произведения? Речь идет об изменении героя как субъекта дей­ствия, о смене его точки зрения и если не о смене его пози­ции, то о перемене в его отношении к своей позиции — как об основном содержании сюжета произведения. Это действитель­но исторически новый принцип изображения, так как вся литература, а не только драматическая, до середины или второй половины XVIII в. показывала героя неизменным. Внутренние изменения в герое она впервые начала изобра­жать, по-видимому, в романе, в частности в «романе воспита­ния». И возможно, в связи с этим находятся и структурные изменения в драматических жанрах: появление «внутренне­го» действия.


Поделиться:



Популярное:

  1. Введение. Подходы к проблеме стресса
  2. Возможные подходы к решению проблем теневой экономики
  3. Глава 1 Теоретические подходы оценки финансовой устойчивости предприятия
  4. Глава 2 XIX Век: новые подходы к проблеме природы человека
  5. Глава 2 ЯЗЫКОВОЙ/РЕЧЕВОЙ МЕХАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА И РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ ЕГО РАБОТЫ
  6. Глава 9. Интерпретационные методы (подходы)
  7. Государственно-административные подходы к общественному и частному призрению
  8. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДХОДЫ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ
  9. К середине 80-х годов несостоятельность внешней политики СССР стала очевидной, требовались новые подходы.
  10. Классификация антропогенных ландшафтов: понятие и подходы
  11. Конверсия, подходы к изучению конверсии, диахронический и синхронический подходы к проблеме конверсии
  12. Методики и подходы построения систем ИИ


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1710; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь