Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Внутренний мир» литературного произведения: пространство, время, событие.
Любое литер. Произведение событийно. Изображенное пространство-время – это условия, определяющие характер событий и логику следования. Исследования на эти темя появляются с нач. ХХ века. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения. “...внутренний мир художественного произведения <...> не автономен. Он зависит от реальности, «отражает» мир действительности, но то преобразование этого мира, которое допускает художественное произведение, имеет целостный и целенаправленный характер” Время. Конструктивная категория в литературном произведении, которая может быть обсуждена с разных точек зрения и выступать с неодинаковой степенью важности. Категория времени связана с литературным родом. Лирика, которая представляет, якобы, актуальное переживание, и драма, разыгрывающаяся на глазах зрителей, показывающая происшествие в момент его свершения, используют обычно настоящее время, тогда как эпика в основном — рассказ о том, что прошло, а следовательно, в прошедшем времени. Время, изображенное в произведении, имеет границы протяжения, которые могут быть более или менее определенными (напр., охватывать день, год, несколько лет, века) и обозначенными или не обозначенными по отношению к историческому времени (напр., в фантастических произведениях хронологический аспект изображения может быть целиком безразличен либо действие разыгрывается в будущем). В эпических произведениях различаются время повествования, связанное с ситуацией рамки и личностью повествователя, а также время фабулы, т. е. период, замкнутый между самым ранним и наипозднейшим происшествием, в общем родственное времени реальной действительности, показанной в литературном отражении. Пространство. Конструктивная категория в литературном отражении действительности, служит изображению фона событий. Может выступать (проявляться) разными способами, быть обозначенным или не обозначенным, подробно охарактеризованным или подразумеваемым, ограниченным до единственного места или «представленным» в широком диапазоне охвата и взаимоотношений между выделенными частями, что связано так же с литературным родом или разновидностью, как и с постулатами поэтики. Пространтсво-время образуют единое понятие хронотопа, кот. Констатируется в произведении «путем называния физических объектов и промежутков-интервалов м/у упоминаемыми объектами и состояниями» (Фарино). Время, существ. структурный элемент словесного искусства. Вследствие связи литературы с языком как некот. врем. континуумом, В., его переживание и его воплощение приобретает основополагающее значение для литературы особенно в прагматич. жанрах драмы и прежде всего в повествовательном искусстве. Осмысление понятия В. как несущего каркаса эпики, внесенное уже начиная с лессинговского «Лаокоона», Филдинга и Стерна, достигает в ХХ в. повышенного значения и становится отчасти даже основным элементом образности. В то время как драма в идеальном случае сценического осуществления покоится на одновременности события, слова и переживания и может быть структурирована только через врем. скачки вперед или назад во В., для повествовательного искусства, события которого возникают только в языке, создаются разнообр. возможности. Следует различать прежде всего —повествовательное время как длительность рассказа (соотв. чтения) и рассказанное время как длительность процесса, о котором идет рассказ. Оба могут в чем-то совпадать как при технике — < потока сознания> («Улисс» Дж. Джойса), так что чтение книги занимает то же самое время, что и протекание действия, или они могут расходиться как в традиционном романе, который благодаря концентрации на «ядерных» сценах, сосредоточению времени и временным скачкам чаще захватывает большее рассказанное время в меньшем времени рассказывания, напр., в «романе развития», или наоборот, при — симультанной технике, которая из-за необходимой языковой последовательности многих одновременных событий часто растягивает время повествования по отношению к рассказанному времени («Манхеттен» Дос Пассоса). Дальнейшие выразительные возможности проистекают из расслоения времени на разл. временные плоскости, преимущественно «наплыв» вспоминаемого из прошедшего В. в некоторое настоящее, который появляется эпизодически или может стать центральным принципом воплощения («В поисках утраченного времени» М. Пруста), но также через — предварительное объяснение всезнающим повествователем некот. В., лежащего вне данной ситуации. Врем. дистанция некот. фиктивного рассказчика по отношению к рассказываемому событию может стать структурным элементом благодаря промежуточным изменяющим сознание событиям («Доктор Фаустус» Т. Манна). Также при однослойном протекании В. оно может быть динамизировано через сосредоточение и растягивание изображения в зависимости от плотности переживания, будучи воплощено не как механическое, но как переживаемое В. Метаязыки моделирования сюжета: хронологический и топологический подходы. Модель «сюжет-фабула» и ее трансформация в теор. Поэтике ХХ века. Сюжет и фабула - термины, по-разному использующиеся для обозначения событийного ряда литературных произведений. К настоящему времени под фабулой понимают воссозданные в произведении события, которые соединены временной последовательностью и логической, причинно-следственной связью. Сюжет – это «художественно построенное распределение событий» (Б. В. Томашевский), совокупность сюжетных мотивов, данных в той последовательности и с той степенью полноты, которая необходима для реализации авторского замысла. (Веселовский предложил различать «мотивы» как «простейшие повествовательные единицы» и «сюжеты» как сочетания «мотивов»; причем «мотив» может вырастать в «сюжет» как более «сложную» повествовательную «схему») Иначе говоря, фабула представляет собой событийный костяк произведения, некий конспект, в котором одно событие закономерно вытекает из другого и не может быть пропущено без нарушения общей логики. Сюжет же является формой воплощения фабулы; он организует фабульный материал, порой прихотливо варьируя и видоизменяя его: рассказ о событиях может сопровождаться нарушением хронологической последовательности, убыстрением или замедлением темпа повествования, умолчаниями или, наоборот. С. относится к самому глубокому, предметному уровню формы лит. произв., а фабула — к более внешнему, композиционному ее уровню. ХХ век. - 2 способа анализа сюжетов (метаязыка)– хронологический и топологический. Для начальной стадии развития литературы различие сюжета и фабулы не очень характерно; сюжет предстаёт как средство реализации фабулы, поскольку в основном акцент делался на внешнем действии и занимательности рассказа, а герои были интересны, в сущности, только своими поступками и испытаниями, тем, что с ними случилось (т.е. хронология.) Кризис теории сюжета в ХХ в- сюжет не м/б сведен к фабуле. Новая теория сюжета – топологическая (Лотман). Бессюжестный текст задает норму и правила, каталогизирует систему мира, он призван назвать мир. Сюжестный текст - нарушение запрета, это «революц. картина мира», связанная с пересечением границы семантического поля, сменой пространства (т.е. событием.) Событие – переход персонажа ч/з границу, разделяющую «семантические поля» в тексте (с т.зр. автора и читателя) или части (сферы) пространства-времени в мире (с т. Зр. Героя.) Важно: категория пространства семантическая, а не физическая. Бессюж. Текст номенативен (календарь, тел. книга), тогда как сюжетный – предикативен, он определяет движение в картине мира. При этом различаются герои: - неподвижные - бессюжетн. Уровень текста, переход в другой уровень текста, нарушение запрета для них невозможны. - подвижные - формируют сюжет, преодолевая границы. При анализе сюжета с преобладанием кумулятивности (см. след. билет) принято обращаться к хронологическому языку, при анализе цикличности - к топологическому метаязыку (однако четкого правила нет).
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1848; Нарушение авторского права страницы