Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ВОЗРОЖДЕНИЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВА В УРЕНЬ-КРАЕ
В 1971 году Поместный собор РПЦ отменил все запреты и порицания старых обрядов " яко не бывшие" и в 1988 году снял клятвы на старые обряды, а в 1999 году Священный Синод Русской Православной Церкви осудил имевшие место в истории насильственные методы преодоления раскола, явившиеся результатом вмешательства светских властей в дела Церкви. В годы Перестройки (1985-90) происходит мощный всплеск самосознания и самоопределения внутри основных старообрядческих толков и согласий. Важной вехой национальной духовной культуры стало празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. Именно эта рубежная дата способствовала новому этапу самоопределения основных толков и согласий старообрядчества, вновь остро поставила вопрос об исторической сути раскола, о значении семивекового пути Русской церкви до церковной реформы XVII века и трехвекового пути после нее. Оживает исследовательская деятельность. Нижегородские археографы в 90-е годы ХХ века во главе с директором Института рукописной и старопечатной книги Российского Поволжья (г. Нижний Новгород) Татьяной Владимировной Черторицкой (р. 1948) продолжили исследования в северных районах области - Уренском, Тонкинском, Шахунском, значительная часть населения которых принадлежит к старообрядцам-беспоповцам филипповского и федосеевского согласий. Как следует из рукописных источников, в частности, из " Родословия филипповского согласия", филипповцы и федосеевцы населяли северо-восточный регион Нижегородского края уже в 20-30-х годах XVIII века и напрямую были связаны с Выговским Даниловым монастырем. Согласно “Родословию”, еще в 20-е гг. XVIIIвека в Поморье жили “уренские поместные жители”, многие из них находились в Даниловом монастыре к моменту ухода оттуда Филиппа. Покинув монастырь вместе с Филиппом, уренцы вернулись в родные места (в 1739). Споры филипповцев с федосеевцами о первенстве в заселении Уренского края отражены в Грамоте (ХVIII века) Петра Игнатьевича и других поморских отцов против федосеевцев: " А инии от Данилова монастыря на Урень бежали от того же тропаря, который от Филиппа, а которые от монастыря на Урене были до федосеевых, а когда федосеевы пришли, тогда учинился раздор". Филипповцы и федосеевцы все ближе сближаются с атрибутикой религиозных отправлений. Одинаково почитается деревянный резной Голгофский крест выговского типа, используется особый способ ношения платка " на роспуск" - когда завязываются под подбородком все четыре угла. Пристального внимания исследователей стал заслуживать Тонкинский район, ставший колыбелью для большинства беспоповских общин. Федосеевское согласие представлено здесь всеми тремя ветвями: московской, казанской (" крепкий соглас" ) и ветвью филимоновцев. При сильном численном различии федосеевских общин структура их везде одна и та же. Во главе общины стоит " отец духовный", в обязанности которого входит исполнение всех таинств - крещение, исповедь, погребение. Ставить " отца" положено собором в присутствии трех " духовных отцов" из других общин, старший из которых и благословляет его. Если община большая, то ставят двух отцов - по одному на 20 прихожан. Федосеевцы, как и филипповцы, считают, что большую паству " отцу" не упасти. " Отец духовный" кадит прихожан во время службы, освящает жилище и предметы. Ведение службы не входит в его обязанности - этим занимается " уставщик" или " грамотейка". Их, как и поющих " головщиц", благословляет на труды " отец духовный". Есть в общинах и должность пономаря, который следит за " свещами" и кадилом. Есть обмывальщицы покойных. " Лет 10-15 назад своим собранием разрешили ставить в отцы женщин" - главным критерием для федосеевцев является не пол, а грамотность. Поскольку название сохраняется, возможны курьезные фразы типа " моя сестра у них отцом". Федосеевцы московского и казанского направлений Тонкинского района активно взаимодействуют сейчас с Преображенским центром в Москве, исторически же активно действующие общины этого района были укреплены «выучениками» астраханской и козмодемьянской школ, куда они были направлены на обучение письму и крюковому пению в начале XX века. Причем обучение группы молодых людей, объясняемое утратой грамотных начетчиков, было инициировано общинами и велось на средства благотворителей. Исследователям, за годы экспедиций привыкшим наблюдать необратимое вымирание изолированных беспоповских общин (поморских, спасовских), ситуация в Тонкинских общинах московских федосеевцев представляется уникальной и обнадеживающей. На престольный праздник, на похороны обычно приезжает в село не менее 10-15 федосеевцев из соседних деревень. За правило здесь считается, что в престольный праздник службу ведет именно гость. Общины активно пополняются вышедшими на пенсию представителями сельской интеллигенции – учителями. Восстанавливается и развивается институт учительства - славянскую грамоту осваивают как дети, так и взрослые члены общины. Разнородная конфессиональная структура - наличие общин одного согласия, но разных толков - отличает Урень-край от других регионов Нижегородчины.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 2399; Нарушение авторского права страницы