Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПЕРЕХОД ИЗ РАСКОЛА В НОВОЕ ПРАВОСЛАВИЕ



 

Наряду с дарованием свободы старообрядцам правительство проводило активную политику по обращению их в новое православие, всячески поощряя строительство единоверческих и православных церквей. В то время и были построены единоверческие церкви и часовни в ряде селений района, в частности, Преображенская церковь в Б. Елховке.

Единоверие было учреждено в конце 1790 годов — разрешено по снисхождению властей служение по древним православным чинам в Русской церкви, создание приходов для древлеправославных, стали рукополагать священников для единоверцев (старообрядцев, соединившихся с новообрядцами), при этом сами древнейшие православные чины официально продолжали считать в Русской церкви еретическими, берущими свое начало от армян и евреев.

Переход старообрядцев в «чисто» православную веру всячески поощрялся, не гнушались ради этого на подтасовки и запугивание. К примеру, причиной стремительного увеличения населения, исповедовавшего новое православие, является тот факт, что в приходе села Урень, начиная с 1839 года, всех заключающих браки в православной «Греко-российской восточной» церкви, стали записывать православными. От метим значительное увеличение старообрядцев Спасова согласия с 1839 по 1842 годы. В это же время количество беглопоповцев в приходе резко сокращалось. Это обусловлено переходом части беглопоповцев в Спасово согласие, что и отразили церковные документы.

При этом динамика роста православного населения вызывает большие сомнения. Безусловно, существовала возможность сознательного перехода в православие, однако вероятнее всего, вместе с заключающими браки в число православных записывались и все родившиеся у старообрядцев дети. Нельзя исключить и возможной подтасовки документов церковнослужителями. Так, согласно отчету причта Трех-Святительской церкви за 1858 год с приложением именных списков, старообрядцев Спасова согласия в приходе насчитывалось 992 человека, а по ведомостям о числе старообрядцев в приходе села Уреня показано 1243 спасовца. Мотивом этих действий духовенства могло быть стрем

ление показать перед епархиальным начальством усердие в деле борьбы с расколом, а также желание получить от старообрядцев плату за не совершение у них треб.

В 80-е годы XIX века активную политику по переманиванию раскольников в новое православие проводили священники Уренской Трехсвятской церкви Иоанн Софийский и Василий Спасский. У Иоанна Софийского, кстати, сын Леонид (1877-1933) станет известным историком-краеведом и архивистом. Его имя занесено в «Энциклопедию Урень-края». Особенно же усердствовал по искоренению раскола Василий Спасский.

Владимир Полуэктович Бородкин, уроженец деревни Пискуны Уренского района, проживающий сейчас в Тамбове, любезно предоставил мне выписки из метрической книги Трёхсвятительской церкви села Уреня за 1880-84 годы о присоединении " раскольников" к православной Восточной Греко-российской церкви, а также со сведениями о браках, родившихся и умерших в это время, коих несколько сотен.

Познакомлю читателей с рядом выписок из данного реестра.

При восприемнике (свидетеле) села Уреня Михаиле Ананьеве в 1880 году:

«Иоанн, деревни Собакина (ныне – д. Пруды Обходского сельсовета) крестьянина Федора Аксентьева сын, живущий от роду двадцать два года, вследствие решительного желания присоединен к православной Восточной церкви через таинства миропомазания и покаяния из раскола беспоповщинской секты Поморского толка с оставлением имени

Священник Иоанн Софийский».

«Федосия, деревни Титкова крестьянина Фокея Петрова дочь, девица шестнадцати лет, из поповщинской секты присоединена к православной церкви».

«Роман, деревни Непряхина крестьянский сын по отчеству Симонов, 24 лет, из раскола поповщинской секты присоединен к православной церкви» (см. копию выписки выше).

«Агафья, деревни Б. Горева крестьянская девица по отчеству Григорьева, 40 лет, из раскола Спасова согласия присоединена к православной церкви».

«Мокий, 65 лет, из М. Малиновки из беспоповщинской секты Спасова согласия, присоединен к православной церкви».

«Из Серова Петр Прохоров, 64 лет, из беспоповщинской секты присоединен к православной церкви». И так далее.

(С 7 декабря выписки будут публиковаться в группе «Урень-край». Можете по ним поискать своих родственников).

В начале ХХ века переходу старообрядцев в православную никонианскую веру всячески способствовал протоиерей Уренской Трехсвятской церкви Н.В. Успенский, и в Урень-крае он был главным проводником этого перехода, обратив в официальное православие более тысячи человек. В Уренском районном архиве хранится церковная книга с метриками «переходников», чаще всего вынужденных это сделать при создании семьи, один из супругов которой был православным, а другой – древлеправославным, необходимым условием для освящения брака между которыми было единоверие.

Как наступление Антихриста было воспринято на Уренщине начало сооружения в мае 1914 года железной дороги Н.Новгород-Котельнич. Крестьяне-старообрядцы Уренской волости устроили бойкот набору рабочей силы с лошадьми из окрестных деревень на отсыпку земляного полотна. Поскольку, де, с железом они не желают знаться и железных коней в свои земли пускать не станут. Инженерное управление вынуждено было обратиться к более сговорчивым православным последователям христианства из деревень Карпунихинско-Козлянского куста. Дорожные работы скоро стали для северян одним из самых доходных промыслов. Но сооружение дороги приостановила начавшаяся в 1914 году Первая мировая война, а затем смутные революции 1917 года.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 2078; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь