Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Запись алгоритмов с помощью диаграмм Несси - Шнейдермана (структограмм )
Язык Си является достаточно развитым для того, чтобы вообще обойтись без каких-либо особых способов записи алгоритмов. Однако для тех, кто только начинает программировать, может понадобится более наглядное средство иллюстрации алгоритмов. Раньше для таких целей широко использовались так называемые блок-схемы. Однако их применение очень легко может привести к появлению программ с неоправданно сложной структурой, в которой трудно разобраться. Для описания логики работы программ вместо блок-схем можно использовать диаграммы Несси - Шнейдермана, которые отличаются тем, что пригодны для описания только структуированных программ (состоящих из базовых логических структур). Рассмотрим базовые логические структуры и их представление в виде структограмм. Процесс - один или несколько операторов, выполнение которых происходит последовательно. Изображается в виде прямоугольника, управление в который передается сверху, а выходит из него снизу: Проверка условия - управление передается в один из нижних процессов: Цикл - пока. Процесс повторяется несколько раз пока истинно условие. 9.4. Рассмотрим некоторые типовые приемы программирования и использования рассмотренных выше операторов. Для подсчета различных объектов, получающихся в процессе работы программы используют счетчики, которые представляют собой переменные целого типа, меняющие свои значения в процессе выполнения счета. Использование счетчика покажем на примере программы, которая подсчитывает количество отрицательных значений функции sin( x ) для x меняющегося от xn до xk с шагом h. Вначале запишем алгоритм с помощью диаграммы Несси-Шнейдермана. Теперь можно рассмотреть программу на языке Си:
#include < math.h> #include < stdio.h>
/* использование счетчика */
void main( void ) { double xn, xk, h, x; int Count; /* счетчик */
printf( " Введите xn, xk, h \n" ); scanf( " %lf%lf%lf", & xn, & xk, & h ); x = xn; Count = 0; /* инициализация счетчика */ while( x < = xk ) { if( sin(x) < 0 ) Count++; /* выполнение счета */ x += h; } printf( " Число отрицательных синусов = %d\n", Count); }
Довольно часто в программах приходится вычислять суммы и произведения. При нахождении суммы надо выделить переменную для ее хранения, обнулить ее, затем циклически добавлять к ней очередное значение. Найдем сумму отрицательных значений функции sin(x) для x меняющегося от xn до xk с шагом h. Следующая программа решает эту задачу:
#include < math.h> #include < stdio.h>
/* нахождение суммы отрицательных значений синуса */
void main( void ) { double xn, xk, h, x, sum;
printf( " Введите xn, xk, h \n" ); scanf( " %lf%lf%lf", & xn, & xk, & h ); x = xn; sum = 0; /* обнуление суммы */ while( x < = xk ) { if( sin(x)< 0 ) sum += sin(x); /* вычисление суммы */ x += h; } printf( " Сумма = %lf\n", sum); }
Для повышения эффективности программы можно описать еще одну переменную, например sinus и изменить оператор вычисления суммы:
if( ( sinus = sin(x) ) < 0 ) sum += sinus;
В этом случае экономится время за счет однократного вычисления синуса. Для вычисления произведения необходимо выделить переменную для его хранения, занести в эту переменную единицу и в цикле домножать ее на очередное значение. Во многих сложных алгоритмах требуется запоминать факты наступления различных событий, связанных с процессом выполнения программы. Для этих целей используются флаги, которые представляют собой переменные целого типа, принимающие определенные значения в зависимости от этих событий. Простейший пример использования флагов иллюстрирует фрагмент программы, моделирующий работу оператора if с помощью оператора while. Иными словами, показывается, что при реализации программ можно вообще обойтись без оператора if. Действительно, рассмотрим следующий оператор if:
if( a > b ) k = sin(x); else k = x * x;
Очевидно, такие же действия будет выполнять группа операторов, использующая флаг и приведенная ниже:
fl = 1; /* флаг */ while ( a > b & & fl ) { k = sin(x); fl = 0; } while ( fl ) { k = x * x; fl = 0; }
В данном случае флаг сигнализирует о выборе одной из альтернатив оператора if. Следующая программа устанавливает факт наличия отрицательных значений sin(x) для x меняющегося от xn до xk c шагом h:
#include < math.h> #include < stdio.h>
/* использование флагов */
void main( void ) { double xn, xk, h, x; int minus; /* флаг */
printf( " Введите xn, xk, h \n" ); scanf( " %lf%lf%lf", & xn, & xk, & h ); x = xn; minus = 0; /* предполагается, что нет не одного отрицательного значения */
while( x < = xk ) { if( sin(x) < 0 ) minus = 1; x += h; } if( minus ) printf( " Имеются отрицательные значения\n" ); else printf( " Все синусы положительные\n" ); }
В данной программе флаг устанавливается в 1, как только появляется отрицательный синус. Оператор прерывания цикла Предыдущая программа имеет существенный недостаток: перебираются все значения синуса, хотя цикл можно остановить, когда появится первое отрицательное значение. Этот недостаток можно исправить, как показано в следующем фрагменте:
x = xn; minus = 0; while( x < xk & & ! minus ) { ... }
В языке Си есть специальный оператор для прерывания цикла. Это оператор " break; ". Выполнение его в программе немедленно прерывает цикл, в котором он находится и управление передается на следующий за циклом оператор. Используя оператор break, цикл предыдущей программы можно переписать в виде:
x = xn; minus = 0; while( x < xn ) { if( sin(x) < 0 ) { minus = 1; break; } x += h; }
Оператор продолжения цикла Оператор " continue; " вызывает переход к следующей итерации цикла, т.е. к очередной проверке условия. Естественно, все операторы тела цикла, находящиеся между continue и концом тела цикла пропускаются:
while(... ) { ... if(...) continue; ... /* операторы пропускаются */ }
Операторы break и continue позволяют избавиться от необходимости применения оператора goto, поэтому последний в этом методическом пособии не рассматривается. Пример организации простейшего меню Современный стиль программирования предписывает использовать в программах различного рода меню, которые предоставляют пользователю возможность выбора одного из предложенных действий. Следующая программа вычисляет sin(x), cos(x), tan(x) в зависимости от выбора пользователя:
#include < math.h> #include < stdio.h>
/* Организация простейшего меню */ void main ( void ) { int loop; /* Флаг, который сигнализирует о конце работы */ int choice; /* Текущий выбор пункта меню */ double fun, x; /* Значения функции и аргумента */ printf( " \nВведите аргумент x=" ); scanf( " %lf", & x ); loop=1; while ( loop ) { printf ( " \n Введите номер функции: \n" ); printf ( " 1. sin(x)\n2. cos(x)\n" ); printf ( " 3. tan(x)\n4. Конец работы\n" ); scanf ( " %d", & choice ); if (choice==1) fun=sin(x); else if (choice==2) fun=cos(x); else if (choice==3) fun=tan(x); else if (choice==4) { loop=0; continue; } else { printf( " Неверный выбор\n" ); continue; } printf( " Значение функции %lf\n", fun ); } }
Данная программа выводит на экран дисплея список возможных действий. Пользователь должен выбрать нужное, введя его номер. Для управления выходом из цикла и организации конца работы программы используется флаг loop. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 833; Нарушение авторского права страницы