Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Правила записи констант различных типов



Константы - это объекты данных, которые не меняют своих значений в процессе выполнения программы. Имя константы однозначно определяет и ее тип, и ее значение.

В простейшем случае в Си определены три типа констант: целые, вещественные, символьные. Рассмотрим правила их записи.

 

целая_константа =

( десятичная | восьмеричная |

шестнадцатеричная ) [" l" |" L" ]

 

десятичная = цифра {цифра}

восьмеричная = " 0" цифра8 {цифра8}

шестнадцатеричная = " 0" ( " x" | " X" ) цифра16 {цифра16}

цифра8 = " 0" |" 1" |...|" 7"

цифра16 = " 0" |" 1" |...|" 9" |" A" |" B" |" C" |" D" |" E" |" F"

 

Обычно целые константы имеют тип int, добавление сзади константы буквы l или L обозначает константу типа long.

Пример правильных целых констант: 17, 012L, 0x35, 1235L

Отрицательные целые константы получаются путем добавления знака " -" перед константой без знака. Значением целой константы является число, которое она обозначает.

 

 

вещ_константа = цифра {цифра} "." {цифра}

[ " e" [ " +" | " -" ] цифра {цифра} ]

 

Пример правильных вещественных констант: 12e-33, 12.5, 128.05e-56, 54e23.

 

Отрицательные вещественные константы получаются путем добавления знака " -" перед константой без знака. Значением вещественной константы является число, которое она обозначает.

Символьной константой является любой символ, заключенный в апострофы: 'A', 'c', 'd'. Значение символьной константы - величина целого типа, равная коду символа из таблицы кодов.

Для обозначения некоторых невидимых управляющих символов используется специальная кодировка:

'\n' - символ перевода строки,

'\r' - символ возврата каретки,

'\t' - символ табуляции,

'\b' - символ возврата на шаг,

'\\' - обратная косая черта,

'\" ' - кавычки,

'\0' - символ с кодом 0.

Несмотря на то, что специальные символы записываются с помощью двух символов, фактически определяется однобайтовая символьная константа.

Символ может быть представлен и его шестнадцатеричным кодом, перед которым необходимо поставить \x. Например: '\x4C'эквивалентно 'L' и т.д.

Беззнаковый тип для целых данных

Обычно целый тип охватывает и отрицательные и положительные значения. Например, тип int имеет диапазон значений от -32768 до 32767. Иногда отрицательные значения не нужны. Тогда имеется возможность вдвое увеличить диапазон положительных значений, т. е. от 0 до 65535. Это можно сделать если описать тип как беззнаковый.

 

имя_беззнакового_типа =

" unsigned " (" int" |" long" |" short" |" char" )

 

Пример:

unsigned int ab, c, d;

Символьные строки

Последовательность символов, заключенная в двойные кавычки, представляет собой символьную строку. Двойные кавычки в строку не входят. Например, " Это строка символов". Первая кавычка указывает на начало строки, последняя на ее окончание.

Строка символов хранится в памяти ЭВМ как массив символов.

Массив символов представляет собой последовательность символов, расположенных в непрерывной области памяти и объединенных общим именем:

 

Э т о   С т р о к а   с и м в о л о в \0

 

В конце строки символов компилятор ставит ноль-символ, т.е. символ, код которого равен 0. Он служит признаком конца строки.

Значение символьной строки - это адрес ее первого символа.

При трансляции программы компилятор разместит все символьные строки в памяти, а в программу вместо них подставит соответствующие адреса (т.е. значения символьных строк! ).

Символьная строка является константой, т.е. ее невозможно изменить в процессе выполнения программы. На практике часто необходимо выполнять различные действия над символьными строками: например запросить ввод имени пользователя, которое затем используется в выводной информации. Подобные операции возможны, если описать переменную как массив символов.

 

описание_массива_символов =

" char " имя " [" размер" ]" { ", " имя " [" размер" ]" } "; "

где размер - максимально возможное количество символов плюс 1 для размещения нуль символа.

Пример:

char name[50], fio[81];

 

Переменная name способна хранить строку из 49 символов, fio из 80. Значениями переменной name и fio являются адреса областей памяти, выделенных для хранения соответствующих строк.

 

Понятие функции

Под функцией понимают часть программы, которая реализует вполне законченный алгоритм, и может быть вызвана (то есть, запущена) из любого места программы. После окончания работы функции программы продолжается с места вызова функции.

Язык Си имеет мощные средства создания собственных функций пользователя. Однако на первых порах мы будем использовать стандартные готовые функции, предоставляемые нам библиотекой языка Си. Для вызова функции необходимо записать следующую конструкцию языка:

 

вызов_функции =

имя_ функции " (" [ аргумент { ", " аргумент } ] " )"

 

Пример:

printf( " Это простое число %d", num );

 

Здесь имя функции " printf", функция имеет два аргумента, первый - строка символов, второй - переменная num.

Аргументы функции - это данные, которые передаются функции для обработки. Функция может не только получать аргументы, но и возвращать вычисленные значения:

A = sin( x );

Если функция возвращает значение, то ее вызов можно использовать в различных операциях:

A = sin(x) * cos(y);

n = printf( " %d", k ) + 5;

Функции sin и cos возвращают вычисленные значения синуса и косинуса, а функция printf возвращает количество выведенных на экран байт.

Основная функция, описанная как void main ( void ), не принимает аргументов и не возвращает значения (void - пусто).

Стандартная функция printf

Функция предназначена для вывода информации на стандартное устройство вывода (stdout), которым обычно является экран дисплея.

" printf" " (" формат { ", " аргумент } " )"

Формат - это адрес строки символов, которая выводится в стандартное устройство вывода.

В строке символов могут присутствовать спецификации преобразования данных, каждой из которой должен соответствовать аргумент. Если имеются спецификации преобразования, то вместо них выводятся значения соответствующих аргументов. Для аргументов различных типов необходимо использовать соответствующие спецификации преобразования:

 

%d - для вывода целых чисел;

%c - для вывода образа символа, соответствующий аргумент должен содержать код символа;

%f - для вывода вещественного числа в виде целой и дробной части;

%e - для вывода вещественного числа в виде мантиссы и порядка;

%g - для вывода вещественного числа в виде %f или %e в зависимости от значения числа;

%u - для вывода беззнакового целого числа в десятичной системе счисления;

%o - для вывода беззнакового целого числа в восмеричной системе счисления;

%x - для вывода беззнакового целого числа в шестнадцатеричной системе счисления;

%s - для вывода на экран символьной строки, соответствующий аргумент должен быть адресом строки (т.е. именем символьного массива или строковой константой).

Для дополнительного управления преобразованием данных используются модификаторы преобразования. Они записываются между символом % и спецификацией преобразования.

 

модификатор = [" -" ] {цифра1} [ "." {цифра2} ][l]

 

Примеры спецификаций преобразований с модификаторами:

 

%-20.6lf, %6d, %8.4f

 

Если присутствует " минус", то данные выравниваются по левой колонке поля, отведенного для вывода числа. Ширина этого поля определяется числом, составленным из цифр поля < цифра1>. Для вещественных чисел можно дополнительно задавать число знаков после запятой с помощью числа, составленного из цифр < цифра2>. Буква l в конце модификатора обозначает преобразование для длинных типов данных, т.е. long, unsigned long и double.

Функция printf возвращает число успешно выведенных байт информации.

Пример:

double a=-78.98;

int c=24;

printf(" a=%8.4lf, c=%6d", a, c);

 

На экране:

a=-78.9800, с= 24

Стандартная функция scanf

Функция предназначена для ввода информации со стандартного устройства ввода (stdin), которым обычно является клавиатура.

 

" scanf" " (" формат { ", " аргумент } " )"

Пример:

scanf( " %d", & n );

 

Перед именем аргумента функции подставляется знак &, который делает переменную n доступной для изменения. Строго говоря, операция & означает получение адреса объекта данных, т.е. мы сообщаем функции scanf информацию о том, где находится ячейка, в которую необходимо занести данные. При использовании функции scanf совместно с данными типа int, long, float, double, перед именем переменной всегда должен стоять знак &. При использовании функции для ввода символьной строки знак & не нужен, т.к. имя массива символов и так означает адрес.

Например:

 

char name[41];

scanf( " %s", name );

 

Функцию scanf рекомендуется использовать без лишних символов в формате, иначе может возникнуть непредсказуемая ситуация.

В формате должны быть только спецификации преобразования без всяких пробелов и других символов. Это связано с тем, что возможности функции scanf на самом деле значительно шире, чем описано в этом параграфе.

Функция scanf возвращает число успешно прочитанных элементов данных. Это свойство можно использовать для проверки правильности ввода.

Функцию scanf нужно использовать совместно с printf для вывода подсказки.

Например:

printf( " Введите ваше имя " );

scanf(" %s", name );

Операции и выражения

Под операцией понимают некоторое действие, которое может быть выполнено над одним или несколькими операндами для получения результата. Операции и операнды могут объединяться в выражение. Каждое выражение вычисляется с учетом особенностей составляющих его операций и их приоритетов. В результате вычисляется значение выражения.

Существует большое количество операций различных видов: арифметические, логические, битовые и т.д. Наиболее просты для понимания арифметические операции. Каждая операция характеризуется выполняемыми действиями и результатом операции.


Поделиться:



Популярное:

  1. E. Лица, участвующие в договоре, для регулирования своих взаимоотношений могут установить правила, отличающиеся от правил предусмотренных диспозитивными нормами права.
  2. I. Герундий в различных функциях
  3. I. Инфинитив в различных функциях
  4. V. Анализ типов значений слова
  5. V.4. Принципы и правила создания культурных ландшафтов
  6. VI. Особенности технического обслуживания и ремонта жилых зданий на различных территориях
  7. VIII. Правила подключения питания от соседнего вагона в аварийном режиме
  8. Алгоритмы записи произвольной функции, заданной в таблице в виде с помощью элементарных функций.
  9. Антропогенная динамика ландшафта. Пороговые нагрузки. Обратные связи. Цепная реакция различных ландшафтов.
  10. Аппроксимация сложных объектов совокупностью нескольких типовых звеньев
  11. Арифметические операции. Целые и рациональные числа, константы в Maple
  12. Асфальтобетонов различных составов (при расчете конструкции по допускаемому упругому прогибу и по условию сдвигоустойчивости)


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1150; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.042 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь