Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Трудовая теория антропосоциогенеза.



Сущность: наши предки прагоминиды ~ 5-8 млн. лет назад спустились с деревьев на землю и заселили жаркие саваны Южной Африки, где постепенно от собирания растений перешли к охоте на животных. Периодически приходилось вставать на задние ноги. В результате регулярной практики стали ходить на двух ногах, что позволило быстрее двигаться освободились передние конечности, стали заниматься трудовой деятельностью, возник коллективный труд Þ необходимость общения Þ возникновения речи Þ развитие сознания, таким образом труд создал человека.

В рамках развития эпистимологии(Карл Поппер и др.) подвергли критике трудовую теорию. Человека человеком сделала природа.

Другая теория: естественный отбор–предки жили на деревьях, потом спустились на землю.

Почему представители одного и того же вида агрессивны по отношению к соплеменникам? Когда предки спустились на землю все экологические ниши были уже заняты, предки вынуждены были стать санитарами природы–есть то, что осталось от других животных, даже трупы соплеменников. Пока проходил процесс становления притупление инстинкта было не так заметно, а когда он взял в руки палку, остро встала проблема человека как вида. Возникли внутренние нормы, которые должны были решить следующие проблемы: 1) проблема распределения пищи; 2) проблема, связанная с удовлетворением полового инстинкта.

Постепенно возникли нормы морали, частной собственности.

Человек является человеческим существом благодаря тонкой пленке, которая называется культура, она возникла в процессе воспитания и образования.

Третья теория–концепция " водяной обезьяны". Когда предки спустились на землю, то расселились по берегам водоемов. На отмели приходилось вставать на задние конечности руки освобождались, становились более чувствительными, а развитие рук напрямую с развитием головного мозга. Люди постоянно находились в воде, выходили на землю, лохматые дольше сохли Þ чаще болели Þ выживали " лысые". Так как они ели морепродукты нужна была определенная сноровка Þ развивалось сознание.

Биологический и социальный человек. Существуют две крайности: 1) социологизаторы; 2) биологизаторы.

Биологическое представлено в человеке индивидуальностью, а социальное–обществом. Общество настолько является стабильным, насколько ему удается наладить консенсус между индивидуальным и социальным.

Индивидуальное в человеке–биологическое ( более консервативно). Социальное–постоянно прогрессирует, прогресс человека продолжается на социальном уровне.


№ 38 Проблема сознания в философии.

Проблема идеального. Все учения разделяются на материалистические и идеалистические. Идеалисты выделяют субстанцией бытия–духовное начало. Понятие идеального оперирует и в рамках материалистической философии. Идеальное не имеет четкого определения ввиду множества подходов.

Идеальное в современном представлении определяется через понятия сознания, психики, иногда как космический разум, информационные поля, но идеальное не является синонимом этих понятий. Понятие идеального соотносят с духовными монадами.

Многие определения идут из далекого прошлого, но их обсуждение не утратило своей актуальности и в настоящее время.

Понятие идеального используется для характеристики специфического бытия объекта, в первую очередь- чтобы отличить мысль объект объекте от самого объекта.

С точки зрения материалистической философии: бытие определяет сознание. Сознание–синоним идеального–это неверно. Три точки зрения на природу идеального:

1. Природу идеального ищут на стороне субъекта(Дубровин)–идеальное–внутренний духовный мир человека.

2. Природу идеального ищут на стороне практики(Ильенков)–идеальное–объективированные мыслительные формы- как схема предметно–практической деятельности.

3. Природу идеального ищут на стороне объекта(Лившиц)–идеальное–объективный эталон- образец, каким должен быть предмет либо явление(перепев с философией Платона). Необходимо синтезировать эти три позиции.

В истории философии:

Сознание –особое состояние, свойственное только человеку. Человек, поскольку он обладает сознанием, наделен душевными страданиями.

Античная философия. Указала на особенность сознания: направленность сознания на объект(Платон, Аристотель). Объект запечатлевается в разуме аналогично буквам на бумаге.

Разум–был представлен как вещь, когда не мыслит–все равно разум, следовательно, разум и сознание существуют независимо друг от друга. Когда они встречаются, получается знание.

А.Ф. не рассматривала способность человека рефлексировать(смотреть на самого себя). Эта проблема–в рамках восточной философии.

Средневековье. Проблема сознания как проблема духа. Сознание- не только знание о внешнем мире, но и о собственном духовном опыте. В С.В. мнение: Бог, наделив человека сознанием, обрек его на страдания, т.е. благодаря сознанию человек понимает свою разорванность между материальным бытием и царством божьим. Сущность сознания: противостояние настоящему, прошлому и будущему. Земной мир вечен, неземной–нет, там нет времени. Мы мыслим. Т.к. соотносим время. Мышление Бога можно соотнести с интуицией.

Новое время. Решалась постепенным отрешением от Бога. Не Бог, а человек как начало всего. В мире нет ничего кроме человека, что дало бы возможность ему реализовать самого себя. Человек сам творит свой мир. Точку отсчета нужно искать в человеке. Проблема самосознания. Философия Нового времени признавала сознание только как интеллектуальную деятельность человека. Религиозные и мистические компоненты были утеряны, восторжествовала логика.

XX век. Сознание индивида–функция надындивидуального опыта, знания сознания. Бытие определяет сознание. Сознание определяется реалиями общественной жизни. Сознание индивида определяет уровни социально–культурного развития общества. Индивидуальное сознание детерминировано.

Маркс показал половину правды. Фрейд–определял сознание биологическими особенностями человека, разработал структуру из трех частей: «Я»–эго, суперэго, оно. Различие подходов Маркса и Фрейда: сознание детерминировано у обоих, но Фрейд не связывал сознание человека с общественными изменениями, сознание определялось психологическими и биологическими потребностями человека.

Маркс: «Человек должен осознать себя представителем того или иного класса».

Фрейд: «Необходимо осознать инстинкты, бессознательное, чтобы стать свободным(психоанализ)». Вывод:

1. Философы не изобрели того или иного понимания сознания, они воспроизводили реальную для них историческую ситуацию, в рамках которой пытались определить сознание.

2. Сущность(структура) сознания во все времена философами связывалась со спецификой мировоззрения(неосознанной).

Проблема природы сознания.

Выделим три основные концепции, в русле которых действуют противоборствующие тенденции:

1. Существуют ли качественное отличие сознания от физических процессов и явлений?

2. Является ли сознание атрибутом человека, либо это явление надчеловечное(космическое).

3. Как соотносится сознание и близкие ему реальности.

I. Сознание и физические процессы .

Актуальность обусловлена тем, что многие философы считают, что сознания нет как такового.

Научный материализм(близко к марксистской философии). Его крайняя форма–физикализм(научный смысл имеют те положения, которые можно перевести на язык физики). «Все есть физическое». Аргументы:

- Успехи в моделировании искусственного интеллекта.

- Генетика

- Воздействие фармакологии на мыслительные способности человека

- Связь типа мышления с полушариями мозга.

- Т.е. сознание не существует как качественная реалия, следовательно, как часть физики. Они говорили: «Философские утверждения о реальности аналогичны вере в бога»(например, отказ рисковать–трусость, они сводили к методам дисфункции). Физикалисты сродни с вульгарным материализмом, их свойство–редукционизм. Но сам физикализм имеет и положительные стороны, он заставил обратить внимание на проблемы:

- Внимание к генетической и нейрофизиологической обусловленности психики и С.

- Прикладные разработки по проблеме «духовное–телесное»(помощь людям с дисфункцией).

Тождество телесного и духовного не было доказано.

II. Своеобразие сознания по отношению к физическим материальным объектам.

Иногда при определении С. отрицается его материальный субстрат.

Солипсизм–утверждение, что материальный мир–порождение сознания. Является ли сознание атрибутом человека?

Три подхода к решению этого вопроса:

Ø С.–космическое образование, которое не связано с миром живого.

Ø С.–свойство живых организмов.

Ø С.–атрибут человека.

С.–космическое образование- в религиозных течениях, в центре которых космический разум. Соловьев придерживался этой точки зрения. Соединить божественное и материальное начала может только человек. Даниил Андреев: неделимые монады–носители разума, а это–тончайшая энергия материи.

С.–явление надчеловеческое–не только проявление божественного разума(информационное поле, энергия разума и т.д.)

Рерих «Живая этика»: нельзя ограничит мысль сферою земной.

Талбот: Вселенная–гигантский разум, мышление–результат взаимодействия полей.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь