Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема: Современная западная философия.
№20. Основные традиции и тенденции развития 1. О понятии «современная западная философия». Классический и неклассический тип философствования: сравнительный анализ. 2. Проблема типологизации современной философии в свете постмодернистского культурно-исторического типа рациональности. 3. Общая характеристика современной философской ситуации. Антитеза сциентизма и антисциентизма как основополагающая антитеза современного типа философствования. 4. Крушение культа научного разума и новая парадигма рациональности. Новая «переоценка ценностей» в условиях постмодерна. Вопросы для самостоятельной работы: 1. В чем заключается основное различие между классическим и современным способом философствования, классической и современной философией? 2. Чем обусловлен крах научного разума в современной культуре? 3. Почему критицистская методология является наиболее адекватной в современной культуре? 4. В чем суть современного культурно-исторического типа рациональности? 5. Можно ли согласиться с поставленным Ницше диагнозом современной культуре: «Бог умер»?
Ключевые понятия: сциентизм, антисциентизм, тип философствования, модерн, постмодерн, фундаментализм, критицизм, рациональное, арациональное, классика, неклассика.
№ 21. Сциентистская традиция.
1. Сциентизм - аналитическая философия. Позитивизм как стиль мышления и образ жизни. Основные принципы и положения позитивизма. 2. Философия позитивизма: от О. Конта до Л. Витгенштейна. - Философия классического позитивизма. О.Конт: Закон трех стадий развития человеческого духа. Дж. Ст. Милль: Философия как логика и методология науки. Г. Спенсер: Синтетическая философия. - Философия махизма: Программа «очищения опыта» Р. Авенариуса. Теория нейтральных элементов мира Э. Маха. Принцип «экономии мышления». - Философия неопозитивизма как аналитическая философия. Логический эмпиризм Венского кружка. «Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна - Библия логического позитивизма. Лингвистическая философия «позднего» Витгенштейна. Философия семантического анализа Львовско-Варшавской школы. 3. Философия критического рационализма. - Антипозитивистский характер философии критического рационализма. Коперниканский переворот К. Поппера в философии и методологии науки. Основные заповеди критицизма. - Философия науки англо-американской исторической школы: Т.Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд. - Философия немецкого критического рационализма: «Негативная» и «позитивная» программы Х. Альберта, или Критицизм против фундаментализма. «Неортодоксальный» критический рационализма Х. Шпиннера. Рациональный критицизм Х. Ленка. 4. Философия классического прагматизма. - Прагматицистская доктрина Ч. Пирса: теория сомнения-веры, теория истины. Фаллибилизм и критицизм Ч. Пирса. - Прагматизм и радикальный эмпиризм У. Джеймса как универсальная методология. Инструментализм Дж. Дьюи. 5. Философия структурализма. - Методологические принципы структурной лингвистики Ф. де Соссюра. - Структурная антропология К. Леви-Строса. - Культурологический структурализм М. Фуко. 6. Современная философская герменевтика. -Герменевтическая традиция от Ф. Шлейермахера до. М. Хайдеггера. - Философская герменевтика Х.-Г. Гадамера: «герменевтический треугольник», герменевтический круг, предпонимание. Вопросы для самостоятельной работы: 1. Чем можно объяснить «живучесть» позитивистского стиля мышления в современной культуре? 2. Как Вы понимаете следующее высказывание Маха: «Всё метафизическое, как нечто праздное и нарушающее экономию науки, должно быть из неё «изгнано»»? 3. Как Вы понимаете высказывание Витгенштейна: «Границы моего языка означают границы моего мира»? 4. Обоснуйте антипозитивисткий характер философии критического рационализма? 5. В чем сходство и различие между «третьим миром» К. Поппера и миром идей Платона? 6. Что означает понятие парадигма в контексте концепции развития науки Т. Куна? 7. Что такое «герменевтический треугольник» и «герменевтический круг»? 8. Что такое истина с точки зрения прагматизма? 9. Как Вы понимаете принцип Фейерабенда: «все дозволено»?
Ключевые понятия: демаркация, фальсификация, верификация, языковая игра, семейное сходство, корреспондентская истина, парадигма, трилемма Мюнхгаузена, фаллибилизм, сомнение-вера, верование, синхрония, диахрония, элемент, структура, эпистема, герменевтический треугольник, герменевтический круг, понимание, предпонимание, интерпретация. №22. Антисциентистская традиция.
1. Метафизика воли А. Шопенгауэра: -От теории познания к метафизике воли. Мир как воля и представление. - От воли к жизни к нравственной воле. 2. Философия неприятных истин Ф. Ницше: - Проклятие христианству. - Опыт переоценки ценностей: воля к власти, имморализм, сверхчеловек, вечное возвращение. Судьба ницшеанства. 3. Философия экзистенциализма: - Предтечи экзистенциализма: Б. Паскаль и С. Кьеркегор. а) Паскаль: «философия разума» и «философия сердца» б) С. Кьеркегор: философ отчаяния и абсурда.. Три стадии человеческого бытия. - М. Хайдеггер: экзистенциальная аналитика бытия. - Трансцендентный экзистенциализм К. Ясперса. Философская вера и экзистенция. Пограничные ситуации. - Человек как «проект самого себя» (Ж.-П. Сартр) и «бунтующий человек» А. Камю. 4. Философия психоанализа. - Бессознательное и психоанализ З.Фрейда. Структура личности в теории З.Фрейда: трехуровневый психический аппарат. Комплексы и защитные механизмы. Сублимация. «Эрос» и «Танатос». Понимание культуры в классическом фрейдизме. Фрейдовский анализ религии и искусства. Медицина и философия. - Эволюция неофрейдизма. Аналитическая психология К.Г. Юнга. Понятие коллективного бессознательного. Архетипы и символы. Экстравертный и интровертный типы личности. Концепция культуры К.Г.Юнга. Э. Фромм: психика и социальность, типы социальных характеров по Э. Фромму 5. Феноменологическая философия Э. Гуссерля. - Феноменология как фундаментальная онтология. - Феноменологическая редукция. Интенциональность и интерсубъективность. «Жизненный мир».
Вопросы для самостоятельной работы: 1. Почему А. Шопенгауэра можно считать последним классическим философом и первым современным философом? 2. В чем сходство и различие между философией Шопенгауэра и Ницше? 3. Почему Ницше был философом «неприятных истин»? 4. В чем суть имморализма Ницше? 5. Прокомментируйте высказывание Кьеркегора: «Чем меньше я мыслю, тем больше существую». 6. Как Вы понимаете высказывание М. Хайдеггера: Язык есть дом бытия»? 7. Как связаны архетип и символ в аналитической психологии К. Г. Юнга? 8. В чем, по Фрейду, суть конфликта между культурой и «животной» природой человека? 9. В чем, по мнению Паскаля, величие и ничтожество человека? Ключевые понятия: пессимизм, декаденство, нигилизм, переоценка ценностей, имморализм, сверхчеловек, идея вечного возвращения, воля к власти, воля к жизни, «вот-бытие»(Dasein), время, философская вера, экзистенция, ничто, бытие к смерти, пограничная ситуация, Эдипов комплекс, комплекс Электры, бессознательное, предсознательное, «Я», «Оно», «Сверх-Я», толкование сновидений, сублимация, коллективное бессознательное, архетип, символ, интенциональность, феноменологическая редукция, жизненный мир, интерсубъективность. № 23. Религиозно-философская традиция. 1. Неотомистская философия Ж. Маритена. Томистский критицизм и программа возрождения томизма. Проблема существования и томистский «экзистенциализм». 2. Теория познания Ж. Маритена. Иерархия видов знания. Интегральный гуманизм Ж. Маритена. 3. Французский персонализм Э. Мунье. Личность и её бытие. Структура личностного универсума. Персоналистская концепция коммуникации. Персоналистская этика. Персонализм и христиантсво. 4. Христианский эволюционизм Тейяра де Шардена. «Преджизнь», «жизнь», «мысль» и «сверхжизнь» как основные этапы эволюции. «Точка Омеги». Феномен человека как культурно-социальное бытие.
Вопросы для самостоятельной работы: 1. Какая связь существует между философией персонализма Э. Мунье, с одной стороны, и философией Н. Бердяева и К. Маркса – с другой? 2. Что общего между философией Т. де Шардена и теософией школы Блаватской? 3. Каковы место и роль неотомистской философии в структуре и духовной жизни католицизма? 4. Чем объясняется модернистский характер современного католицизма? Ключевые понятия: сущность, существование, личность, коммуникация, вера, жизнь, преджизнь, точка Омеги. Тема 6: Русская философия. № 24. Своеобразие древнерусской философской мысли и Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-15; Просмотров: 1416; Нарушение авторского права страницы