Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема: Философия Нового времени
№ 11. Формирование философии Нового времени Социокультурный генезис новоевропейской философии. 1.Формирование новоевропейского стиля философствования. Ренессансное мышление и его особенности. Переход от ренессансного к новоевропейскому стилю философствования. 2.Протестантизм и духовно-культурные образы Реформации. Роль и место протестантизма в становлении философского сознания Нового времени. Протестантизм и философский рационализм (М.Лютер, Т.Мюнцер). 3.Особенности новоевропейского культурно-исторического типа рациональности.
Вопросы для самостоятельной работы: 1. Парадоксы протестантского человека. Почему процесс универсализации личности в эпоху Реформации осознается как собственная «ничтожность» человека («рабство воли»), как исполнение воли Бога? 2. «Спасение только верой» - что означает этот тезис М. Лютера? 3. В чем заключается учение о божественном предопределении Ж. Кальвина? Как оно связано с учением о промысле Божием Августина Блаженного? 4. Почему стержень первых философских исканий Нового времени проходит не в области «натуральной философии», а в сфере нравственной? 5. Как понимать фразу Б. Паскаля: «Будем же стараться хорошо мыслить: вот начало нравственности»? 6. Как понимать мысль Б. Спинозы, что «истинная вера пробудила разум в человеке»? 7. Научная программа Исаака Ньютона. Эксперимент. Абсолютное пространство и время. 8. Теория движения Г. Галилея. Создание теоретической механики. 9. Медицина XVII века. В. Гарвей и основание новой физиологии. 10. В чем различие методов Ф. Бэкона и Р. Декарта? 11. Как Спиноза преодолевает дуализм Р. Декарта?
Ключевые понятия: протестантизм, индульгенция, Реформация, божественное предопределение, свободная воля, научная революция, наука, научный метод, механика, индукция, дедукция, номинализм, эмпиризм, рационализм, истина, методическое сомнение, cogito ergo sum, метафизика, субстанция, атрибут, дуализм, гносеология, онтология, «врожденные идеи», источники заблуждений, эксперимент, абсолютное пространство и время, картезианство. №12. Основные научные и философские программы Нового времени. 1. Возникновение и развитие новоевропейской науки как особой формы культурно-исторической традиции. Истоки и рождение «новой» науки. Возникновение новых форм организации научной деятельности. Формирование науки как социального института. 2. Научная революция XVII века. Её социальные и культурные предпосылки. 3. Основные философские традиции Нового времени – рационализм и эмпиризм. Философский фундаментализм картезианства. 4. Основные научные программы: исследовательская программа Г. Галилея, методологическая программа Р. Декарта, программа И. Ньютона. Механицизм как картина мира и стиль мышления. 5. Становление эмпирической научной медицины. Вопросы для самостоятельной работы: 1.Как Вы понимаете выражение Ньютона «Гипотез я не измышляю»? 2. Прокомментируйте мысль Галилея: задача науки прочитать «Книгу Природы», написанную Богом на языке математики. 3. Сформулируйте основные «правила для руководства ума» Р. Декарта. 4. В чем сходство и различие образа ученого Галилея и образ ученого Ньютона? 5. В чем сущность метода идеализации Галилея? 6. Что является критерием выделения двух основных философских традиций в культуре Нового времени? 7. Прокомментируйте название главного труда Ньютона «Математические начала натуральной философии». 8. Каковы роль и место герметической традиции в становлении новоевропейской науки? 9. Каковы, согласно А. Койре, основные особенности научной революции XVII века? 10. Чем объясняется господство механицизма в современном научном мышлении? Ключевые понятия: научная традиция, научная революция, научное сообщество, механицизм, деизм, картезианство, фундаментализм, научная картина мира, стиль научного мышления, рационализм, эмпиризм. №13. Рационалистическая традиция Нового времени. 1. Правила для руководства ума Р. Декарта как методологическое основание картезианского фундаментализма. Методическое сомнение Р. Декарта. 2. Принцип философии Декарта «я мыслю - я существую» как начало философии и рационализма. Учение о врожденных идеях. 3. Метафизика Декарта. Учение о человеке. Декартовский дуализм и его место в современных антропологических науках. 4. Философия Б. Спинозы. Учение о единой субстанции. Проблема свободы человека. 5. Диалектический метод Г. Лейбница. Учение о монадах и принцип предустановленной гармонии. Вопросы для самостоятельной работы: 1. В чем сходство и различие в проектах построения нового здания науки и философии Декарта и Фр. Бэкона? 2. Каково место Бога в теоретической конструкции Декарта? 3. Прокомментируйте следующие два высказывания: 1. «Я мыслю – я существую» (Декарт). 2. «Чем меньше я мыслю, тем больше существую» (Кьеркегор). 4. Какова связь между декартовским дуализмом и психосоматикой в современной медицине? 5. В чем сходство и различие между декартовскими субстанциями и модусами Спинозы? 6. На каком основании Лейбниц считал, что сущность природы – не протяжение, а сила? 7. В чем заключался спор Кларка и Лейбница по вопросу о сущности пространства, времени движения?
Ключевые понятия: субъективный идеализм, субстанция, атрибут, солипсизм, сенсуализм, врожденные идеи, дуализм, модус, предустановленная гармония, causa sui, монада, сила, восприятие, ощущение, феноменализм, агностицизм, скептицизм.
№ 14. Эмпирическая традиция Нового времени. 1. Программа построения новой науки и философии Фр. Бэкона. Учение об идолах. Элиминативная индукция Бэкона и её роль в становлении эмпиристской философии и индуктивной методологии. 2. Эмпиризм Дж. Локка. Учение об опыте. Теория вторичных и первичных качеств. 3. Принцип философии Дж. Беркли «существовать - значит быть воспринимаемым» и его и различные интерпретации: от солипсизма к объективному идеализму. Субъективный эмпиризм Беркли. 4. Учение Д. Юма о причинности. «Юмова проблема» (проблема индукции).
Вопросы для самостоятельной работы: 1. Как Вы понимаете фразу Локка: «Человек есть tabula rasa»? 2. Каким образом Дж. Беркли опровергал материализм и понятие материи? 3. Что такое солипсизм? Как его преодолевает Дж. Беркли? 4. Почему Д. Юм отрицает объективную причинную связь явлений? 5. Каким образом Юм обосновывает неправомерность индукции? 6. Как Вы понимаете фразу И. Канта: «Именно Юм пробудил меня от догматического сна»?
Ключевые понятия: внутренний опыт, внешний опыт, опыт, идолы, предрассудки, первичные качества, вторичные качества, tabula rasa, субъективный эмпиризм, солипсизм, сенсуализм, сила, восприятие, ощущение, причинность, причина, следствие, индукция, элиминативная индукция, феноменализм, агностицизм.
№ 15. Философия эпохи Просвещения (XVIII вв.). 1. Эпоха Просвещения как необходимый этап развития общества. Сущность просветительской идеологии и её предпосылки. Кант о сущности Просвещения 2. Понимание Бога - деизм и атеизм (Руссо, Вольтер, Дидро). Понимание природы. Механистическая картина мира. Фатализм. 3. Просветительская трактовка человека. «Человек – машина» (Ламетри). 4. Концепция отчуждения и натурализации культуры Ж.Ж. Руссо. 5. Общество как сумма индивидов. Учение о государстве, «естественном праве» и «общественном договоре» (Т. Гоббс). 6. Учение Дж. Локка о «гражданском обществе» и «разделении властей». 7. Роль общественного воспитания и образования в просветительской идеологии. Романы воспитания. Идея «Энциклопедии». Этика: теория «разумного эгоизма».
Вопросы для самостоятельной работы: 1. Почему философия французского Просвещения стала идеологией Великой Французской революции? 2. Какие существуют различия между философскими позициями деизма, атеизма и материализма? 3. Как изменялась идея «общественного договора» в философских концепциях Гоббса, Локка, Руссо? В чем сходство и различие? 4. Какое влияние имели воззрения Вольтера, Руссо и Дидро в России?
Ключевые понятия: Просвещение, идеология, деизм, материализм, атеизм, атомизм, механистическая картина мира, теория «общественного договора».
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-15; Просмотров: 1969; Нарушение авторского права страницы