Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Методические указания по написанию рефератов и контрольных работ



Внимание: Содержание контрольной работы (реферата) должно строго соответствовать теме.

Формальные требования:

Контрольная работа (реферат) должна быть оформлена в соответствии с определенными правилами, принятыми в нашей стране (структура и правила оформления по ГОСТ 7.32):

1. На титульном листе (или обложке тетради) должны быть: название учебного заведения; наименование кафедры, ведущей учебную дисциплину; название самой дисциплины; номер темы и название темы контрольной работы (реферата), и номер контрольной работы: №1 или №2; номер группы (в которой учится студент) и шифр/номер зачетки; ФИО студента; ФИО преподавателя; город и год.

2. Контрольная работа (реферат) должна быть структурирована и состоять из:

- оглавления работы, в соответствие с которым она написана;

- введения;

- основной части с названием (с разделением на параграфы (пункты) с названием);

- заключения;

- списка использованной литературы по ГОСТ (не менее трёх источников для контрольной работы, а для реферата не менее десяти). Список использованной литературы включает только те источники, которые, так или иначе, задействованы при написании контрольной работы, что подтверждается соответствующими ссылками. На источники, которые указаны в списке литературы, обязательно должны быть ссылки в тексте работы. Пронумерованный список оформляется в соответствии с общепринятыми требованиями: источники располагаются в алфавитном порядке под номерами с указанием фамилии авторов, названием книг или статей (в этом случае указываются названия журналов, год и номер выпуска), с указанием места издания и года издания.

Например:

3. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М., 2010.

Или если журнал:

5. Лосев А.Ф. Человек // Философские науки. 1209, № 10.

Если электронные русурсы:

10. Лэтчфорд Е. У. С Белой армией в Сибири [Электронный ресурс] // Восточный фронт армии адмирала А. В. Колчака: [сайт]. [2004]. URL: http://east-front.narod.ru/memo/latchford.htm (дата обращения: 23.08.2007).

15. Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия. М.: Кирилл и Мефодий: New media generation, 2006.1 электрон, опт. диск (DVD-ROM).

- приложения - предметный словарь.

3. Оформление ссылок по ГОСТ.

Если сделана ссылка, то необходимо указать страницу, с которой взята цитата. Например:

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М., 2010. С. 212.

Если тот же источник встречается в следующей по порядку ссылке, то ссылка выглядит так:

Там же, с. 215.

Ссылки на литературу указываются в низу страницы, на которой приведена цитата, чтобы было удобнее читать работу, под номерами 1, 2 и т.д. На другой странице нумерация ссылок начинается сначала.

В список литературы включаются только те источники, которые читал автор контрольной работы, что предполагает возможность беседы с преподавателем по прочитанной студентом литературе.

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому документу, то в начале ссылки приводят слова: «Цит. по:» (цитируется по), «Приводится по:», с указанием источника заимствования. Например, вы цитируете Канта из учебника, то ссылка:

Цит. по: П.В. Алексеев, A.B. Панин. Философия. Учебник. М., 1999. С.108.

При ссылке на электронный источник (типа http://) необходимо указывать имя автора, название работы, ее статус (реферат, эссе, диссертация, статья, блог и т.п.), электронный адрес, а потом дату обращения к ресурсу.

Для обозначения электронного адреса используют аббревиатуру «URL» (Uniform Resource Locator — унифицированный указатель ресурса).

Например:

Никитин И. К. "Жизнь" в игровом смысле этого слова. Эссе. 2009г. URL: http:// www. referat.ru/pub/item/23775 (дата обращения: 17.09.2011).

 

Например:

Википедия. Философия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 21.10.2010).

Необходимым элементом написания научной работы является цитирование. Цитаты дополняют текст, автор подкрепляет и иллюстрирует свои мысли высказываниями авторитетных ученых, выдержками из документов и т. д. Умение правильно, с соблюдением чувства меры, к месту цитировать источники - один из необходимых навыков в научной работе. И здесь самое главное - грамотно оформить ссылку на цитируемый источник. Отсутствие ссылки представляет собой нарушение авторских прав, а неправильно оформленная ссылка рассматривается как серьезная ошибка. Библиографическая ссылка подтверждает фактическую достоверность работы.

УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ, ТЕКСТ, КОТОРЫЙ НЕ ВЫ ПИСАЛИ, ДОЛЖЕН БЫТЬ ВЗЯТ В КАВЫЧКИ И ПРОСТАВЛЕНА ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ЗАИМСТВОВАНИЯ.

При написании научной работы автор обязан оформлять библиографические ссылки на источник информации согласно требованиям ГОСТ Р 7.0.5-2008. Объектами составления библиографической ссылки являются все виды опубликованных и неопубликованных документов на любых носителях (в том числе электронные ресурсы локального или удаленного доступа), а также составные части документов.

4. Страницы отчета следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту отчета. Номер страницы проставляют в правом верхнем углу без точки в конце. Титульный лист - включают в общую нумерацию страниц отчета. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

5. Объем контрольной работы или реферата (формат А4):

в печатном варианте – 20-24 страниц (одинарный интервал, шрифт 14, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм; размер ссылок шрифт 10.

Текст только на одной странице листа. Для реферата объем составляет порядка 26-32 страниц (рукописный вариант реферата не принимается к рассмотрению).

в рукописном варианте для контрольной работы – 20-24 страниц (формат А4).

Контрольная работа должна быть отредактирована, написанная от руки должна быть удобочитаема! Рукописный вариант можно представлять в обычной школьной тетради (объем 30-36 страниц).

 

Содержательные требования:

Оглавление должно включать в себя не только названия стандартных разделов (например, Введение; Основная часть; Заключение, Приложение), но и разбивку основной части на параграфы (вопросы), посвященные конкретным проблемам анализируемой темы задания, с обязательным указанием номеров страниц, с которых начинаются разделы и параграфы. Оглавление должно иметь2-х и 3-х уровневую структуру. Содержание работы должно строго соответствовать плану.

Введение. Во введении дается объяснение выбранного плана работы, перечисляются основные идеи, рассматриваемые в контрольной работе (рефератае), формулируется точка зрения автора, его мировоззренческая позиция в соответствии с которой рассматривается тема.

Основная часть. Параграфы (пункты) основной части также должны иметь названия и понятийно детализировать смысл названия основной части. Если план составлен непоследовательно, с нарушением логики, с пропуском существенных моментов, то это автоматически ведет к снижению качества работы. Содержание контрольной работы (реферата) должно строго соответствовать плану.

Содержание каждого параграфа должно соответствовать своему названию. Все цитаты соответствующим образом оформляются: «закавычиваются» с указанием автора, названия, года издания и страниц конкретного источника. Все используемые цитаты должны иметь ссылку.

Выводы должны формулироваться в конце каждого параграфа (пунктов) основной части. По этим ключевым выводам возможна беседа с преподавателем, где студент должен дать устно объяснение, комментарии, продемонстрировать умение защищать свою позицию и держать ответ за написанное в своей работе.

Заключение. В данной части контрольной работы формулируются выводы, к которым пришел автор. В заключительной части контрольной работы (реферата) студент должен уметь связать проблематику контрольной работы (реферата) с современностью.

Приложение представляет собой выписанные по алфавиту и разъясненные философские понятия (не менее десяти), которые встретились автору контрольной работы при прочтении литературы по теме работы - предметный словарь.

 

Темы для зачета.

  1. Предмет и сущность философии. Основные разделы философского знания.
  2. Древняя философия.
  3. Буддизм.
  4. Древнекитайская философия.
  5. Античная философия (общая характеристика, основные периоды).
  6. Милетская школа.
  7. Пифагор и его школа.
  8. Диалектика Гераклита.
  9. Элейская школа.
  10. Философия Эмпедокла.
  11. Атомистическое учение Демокрита.
  12. Софисты и Сократ.
  13. Объективный идеализм Платона.
  14. Теория государства Платона.
  15. Философия Аристотеля.
  16. Логика Аристотеля.
  17. Философские школы эпохи поздней античности.
  18. Стоицизм.
  19. Основные проблемы средневековой философии.
  20. Философия Августина.
  21. Арабская средневековая философская мысль.
  22. Христианская картина бытия.
  23. Мифологическое мышление как особый тип мировосприятия.
  24. Обоснование эмпиризма в философии Ф.Бэкона и Д.Локка.
  25. Взгляды на общество и государство в философии Нового времени.
  26. Теория познания Ф.Бэкона.
  27. Диалектика Г.Гегеля.
  28. Этика И.Канта.
  29. Политическая философия К.Маркса.
  30. Философия жизни: А.Шопенгауэр, Ф.Ницше.
  31. Психоаналитические философские концепции З.Фрейда и

К.Юнга.

  1. Проблемы человека в современной западной философии.
  2. Основные направления в современной философской мысли.
  3. Глобальные проблемы современности.
  4. Социальная философия.
  5. Своеобразие русской философской мысли.
  6. Русский радикализм XIX века.
  7. Представления о мире древних славян.
  8. Материализм.
  9. Идеализм.
  10. Этика.
  11. Философия искусства (основные теории).
  12. Культура и цивилизация.
  13. Философия и религия (на примере трех мировых религий).
  14. Запад и Восток. Россия как особый тип цивилизации и культуры.
  15. Русская философская традиция в послеоктябрьский период.

Тема 1: Предмет философии.

№ 1. Как возможна философия?

1. Любомудрие – ключ к тайне природы и сущности философии.

2. Философия как метафизика знания. Трансцендентальная и рациональная природа

философии.

3. Философия как самосознание культуры и история философии. История философии в зеркале двух стилей философствования – фундаментализма и критицизма.

4. Философия и наука: проблема их соотношения (основные концепции).

5. Философия и медицина. Философия как методологическая основа медицины

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Какова связь философии и культуры?

2. Как можно истолковать мысль Сократа о том, что условием философствования является человеческое незнание?

3. В чем принципиальное отличие философии от науки?

4. Основные темы философских размышлений: мир и человек, бытие и сознание, познание и его виды, ценностное отношение человека к миру, свобода и смысл жизни, человеческая жизнь как «бытие к смерти», что такое зло, почему человек должен быть добрым, что такое прекрасное, трагическое и др.

5. Как истолковать суждение Гиппократа о том, что «врач-философ подобен богу»? Медицина является наукой или искусством?

6. Как можно понять высказывание Платона о том, что «философия – это искусство умирать»?

 

Ключевые понятия: любомудрие, мировоззрение, философия, метафизика, знание, незнание, культура, онтология, гносеология, методология, наука, методология науки, фундаментализм, критицизм, стиль мышления, стиль философствования, рациональность, рефлексия, история философии, медицина.

Как возможен человек?

1.Что такое человек? Отличие его способа жизнедеятельности от способов жизнедеятельности всех иных видов живого.

2. Культура как способ существования человека, как способ отношения человека к миру, к себе, к обществу, к истории. Культура и цивилизация.

3. Различные концепции антропогенеза: биологический эволюционизм, креационизм,

деятельностный (трудовой) подход.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин о становлении человека, отличие их подхода от концепций сторонников современной синтетической теории эволюции.

2. Антропоцентристский подход к человеку как попытка раскрыть «тайну» человека через обращение к его психике, сознанию, головному мозгу. Можно ли создать мыслящую машину?

3. Основные стадии антропогенеза. Какие критерии предлагаются для различения прачеловека, древнего человека и человека современного типа?

4. В чем заключается уязвимость позиции биологического эволюционизма?

5. Отличие философского решения проблемы антропогенеза от естественнонаучного.

Ключевые понятия: человек, личность, дух, душа, анима, разум, способ жизнедеятельности, цивилизация, антропогенез, эволюционизм, креационизм, история, общество, форма человеческой общности.

№3. Миф и мифология.

 

1. Формирование ранних форм человеческой рефлексии: от натуралистической формы самосознания к мифологической.

2. Миф – это вымысел или реальность? Два подхода в исследовании мифа – научный (профанный) и трансцендантальный. Различные интерпретации мифа.

3. Миф как форма коллективных представлений первобытного человека. Структура мифа

(принципы отвлеченных представлений, категории «время», «история» в мифе).

4. Миф как бытие культуры, образ жизни и история. Миф и ритуал. Ритуал как основа родовой памяти.

5. Философия мифологии. Особенности мифологического мышления.

6. Миф и мифология в современном мире: от мифа к логосу и от логоса к мифу.

7. Миф и древняя культура врачевания. Медицинская практика и «магическое» объяснение причины заболеваний.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Отличается ли мышление древнего человека от современного? В чем заключаются особенности первобытного мышления?

2. Чем отличается ритуальное поведение от этикета?

3. В каком соотношении находятся коллективное бессознательное (К.Г. Юнг) и мифы?

4. В чем проявляется символизм мифологического и религиозного сознания?

5. Почему С. Московичи, известный французский социолог, назвал общество «машиной, творящей богов»?

6. Каким образом миф и мифология проявляются сегодня? Справедливо ли утверждение Ролана Барта о мифологической сущности любой идеологии?

Ключевые понятия: миф, мифология, синкретизм, религия, ритуал, этнос, сверхъестественное, сакральное, тотемизм, магия, анимизм, первобытная община, символ, фетишизм.

 

Тема 2. Античная философия.

№ 4. Возникновение философии.

1. «Осевое время» К. Ясперса. Феномен возникновения философии в VII-VI вв. до н.э. в странах классического Востока (Древняя Индия и Древний Китай) и в античном мире (Древняя Греция).

2.Разложение родового общества и формирование древнегреческого полиса, города-государства. Афины и Спарта как основные типы древнегреческого полиса. Социально-экономические предпосылки появления в конце VII- начале VI века до н.э. нового типа мудрости – философии.

3.Возникновение философии в Древней Греции как теории, раскрывающей

отношение человека к природе, к обществу, к познанию и к себе самому. Переход от мифа к логосу и рождение философии и науки как рациональной формы мышления.

4.Ионийская философия. Первая философская школа в Древней Греции – милетская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Постановка проблемы архэ.

5. Сходство и различие в подходах к решению проблемы единства мира в мифологии (например, Гесиода) и философии (например, Анаксимандра).

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Проблема генезиса философии в Древней Индии, в Древнем Китае и в Древней Греции. В чем заключается сходство и различие возникших в конце VII- нач. VI в. до н. э. философских традиций Востока и Запада.

2. Значение мифов о Прометее и Дионисе в античной культуре.

3. Дионисизм и аполлонизм как два начала в античной культуре, синтез которых, согласно Ф. Ницше, привел к появлению античного театра и античной философии.

4. Философские школы Древней Индии (веданта, йога, санкхья, ньяя, вайшешика, буддизм и др.).

5. Философия и религия Древнего Китая (даосизм, конфуцианство, легизм, буддизм и др.).

 

Ключевые понятия: архэ, первоначало, полис, эллинизм, классика, философская школа, единство и многообразие мира, космос, буддизм, даосизм, конфуцианство.

 

 

№ 5. Космологизм античной философии.

1. Пифагор и пифагорейцы. Идея порядка (числа) и античный космос.

2. Элейская школа. Ксенофан. Парменид (Проблема бытия и небытия). Рациональность как характеристика бытия. Зенон Элейский: апории (парадоксы) против движения, против множества и против чувственного восприятия «бытия», и их методологический смысл.

3. Гераклит и античная диалектика. Логос.

4. Атомизм Левкиппа-Демокрита. Бытие и небытие как первоначала. Сущность и свойства атомов. Учение о движении атомов.

5. Античная натурфилософия и медицина. Кротонская, сицилийская, кносская и косская школы медицины. Учение Гиппократа.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Правда ли, что Ахиллес никогда не догонит черепаху, как утверждает Зенон Элейский? В чем заключается сложность и логическая неразрешимость парадоксов Зенона Элейского?

2. Каким образом пифагорейские представления о космосе влияли на древнегреческую медицину, культуру, религию и искусство? В чем пифагореизм и для нас сохраняет свое значение?

3. Решение проблемы единого и многого в философии Эмпедокла и Анаксагора.

4. Что такое «судьба» в представлениях древних греков? Существует ли определенное сходство «судьбы» с «логосом» Гераклита?

5. «Добро и зло – одно и то же. В самом деле, врачи всячески режущие и жгущие, требуют еще сверх этого платы, хотя ее не заслужили, ибо они делают то же самое: благо и болезни». Как можно истолковать этот фрагмент Гераклита в связи с основными принципами его философии?

6. Демокрит о человеке, его жизни и человеческих ценностях.

 

Ключевые понятия: бытие, декада, гармония, небытие, апория, парадокс, движение, судьба, логос, архэ, закон, число, космос, количество, качество, атом, детерминизм, причина, противоположности, диалектика.

 

№ 6. Афинская школа.

1. Софисты. Протагор: человек есть мера всех вещей. Антропологизм, субъективизм и

релятивизм философии софистов.

2. Жизнь и учение Сократа. Сократический идеал мудреца и философствования. Проблемы человека: «познай самого себя». Этический рационализм: «добро есть знание». Постановка проблемы единичного и общего. Сократический метод: «ирония» и «майевтика».

3. Философия Платона. Космос Платона. Учение о Мировой душе. Учение об идеях, о бессмертии души, о познании как припоминании. Учение о государстве. Искусство как «мимезис» (подражание).

4. Философия Аристотеля. Критика учения об идеях Платона. Учение о первичных и вторичных сущностях и четырех причинах вещей. Категории. Космология. Учение о душе. Этика. Политика.

 

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Каким образом жизнь Сократа связана с его философией? В чем сходство и различие между философией Сократа и философией софистов?

2. Что такое софизмы (например, «Лжец», «Лысый» и др.) и как они могут быть разрешимы?

3. В чем сходство и различие между «атомом» Демокрита и «идеей» Платона?

4. В чем смысл известной метафоры о «пещере» Платона?

5. При помощи каких аргументов Платон доказывает бессмертие души («метампсихоз»)? (Диалог «Федон»).

6. Имеет ли отношение «платоническая любовь» к Платону? Любовь как путь к истине, благу и красоте (диалог «Пир»).

7. Какое место в космологии Платона занимает «мировая душа»? (диалог «Тимей»).

8. Является ли социалистическим государство Платона? (диалог «Государство»).

9. Почему Аристотель не удовлетворяется одной сущностью у вещей и допускает вторую сущность вещей? В чем она заключается?

10. В чем сходство и различие между «идеей» Платона и «формой» Аристотеля?

11. Какое место в космологической картине мира у Аристотеля занимает Ум- Перводвигатель?

12. В чем заключается природа движения по Аристотелю?

13. Что означает понятие «энтелехии» у Аристотеля?

14. Аристотель и античная наука. (Логика, биология, психология, физика и др.).

15. Природа искусства, трагедии и трагического «катарсиса» (очищения) у Аристотеля. Медицинский и философский аспекты катарсиса.

 

Ключевые понятия: софистика, софизм, антропологизм, релятивизм, единичное и общее, философский метод, майевтика, ирония, рационализм, идея, бессмертие души, метемпсихоз, философский диалог, мимезис, государство, сущность, форма, катарсис, энтелехия, благо, истина, красота, платонизм, перипатетики.

№ 7. Философия эпохи эллинизма.

1. Развитие античной культуры и философии в эпоху эллинизма (вторая половина IV в. до н.э.- V в. н.э.). Философия Древнего Рима. Этическая направленность эллинистической философии. Понятие атараксии.

2. Скептицизм: кризис античной рациональности. Скептический идеал мудреца.

3. Этика стоиков: позднеантичный идеал мудреца. Римский стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий).

4. Эпикуреизм: проблема свободы и счастье человека. Единства этики и физики Эпикура.

5. Неоплатонизм: учение о Едином, принцип эманации и иерархия бытия. Плотин и конец античной философии.

6. Развитие медицины и ее связь с философией в эпоху эллинизма. Школа Галена.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. В чем сходство и различие (в этике, в мировоззрении) между христианством и стоицизмом?

2. Античная философия и русская культура.

3. Что нового внес Эпикур и эпикуреизм в античный атомизм?

4.Чем отличается этика классического периода (Сократа, Платона, Аристотеля) от этики эллинистического периода античности?

5. Понятия красоты и блага в неоплатонизме.

6. Платонизм и неоплатонизм.

7. Понимание искусства и теория образа у Плотина.

8. В чем заключался кризис античной культуры в начале новой эры?

9. Особенности медицины Древнего Рима. Гален.

 

Ключевые понятия: стоицизм, эллинизм, эпикуреизм, скептицизм, неоплатонизм, Единое, Ум, Душа, сомнение, индивидуализм, гедонизм, ригоризм, христианство, свобода, счастье, наслаждение, долг, смерть, иерархия бытия, эманация, апатия, атараксия, эвдемонизм.







Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-15; Просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! (0.029 с.) Главная | Обратная связь