Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Поиски оригинального пути русской философии.
1. Судьба России как объект философских споров (П.Я. Чаадаев, А.С. Пушкин, славянофилы, западники). 2. Философское осмысление своеобразия культуры и исторического пути России. А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин. Принцип соборности. Православие – самодержавие – народность. 3. Философские взгляды русских революционеров-демократов (В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.И. Писарева и др.). Антропологический принцип и принцип разумного эгоизма в философии Н.Г. Чернышевского. 4. Россия между Западом и Востоком. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского («Россия и Европа»). К.Н. Леонтьев об основах русской цивилизации («Византивизм и славянство»). 5. “Почвенничество” Ф.М. Достоевского. Критика славянофильства и западничества. 6. Этика любви и метафизика своеволия в творчестве Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Л.Н. Толстой о вере, смысле жизни и об искусстве. («Исповедь», «В чем моя вера» и др.). Философский смысл «Легенды о великом инквизиторе» Ф.М. Достоевского. Значение свободы для человека. Философские идеи в образах романов Ф.М. Достоевского («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы» и др.)
Вопросы для самостоятельной работы: 1. В чем А.С. Пушкин не согласен с П.Я. Чаадаевым в вопросе о судьбе России? 2. В чем взгляды славянофилов совпадают с взглядами западников, а в чем кардинально отличаются? В чем в их воззрениях проявляется утопия и в чем реальность? 3. Как оценивали деятельность Петра I славянофилы и западники? И как те и другие относились к русской самодержавной монархии и к русской общине? 4. Каковы были идеалы русских социал-демократов и против каких обстоятельств русской действительности они выступали? Какой смысл они вкладывали в понятие «революция»? 5. Какое влияние на русскую мысль ХIХ века оказала немецкая классическая философия? 6. Как определяет Н.Я. Данилевский славянский культурно-исторический тип и перспективы его развития? Почему К.Н. Леонтьев, во многом разделяя взгляды Н.Я. Данилевского на судьбы мира и России, скептически относился к идее Всеславянского союза (панславизма) Данилевского? 7. В чем К.Н. Леонтьев видел упадок жизни и культуры Европы? С какими основаниями русской жизни, культуры и государственности он связывал возможности России избежать всеобщего упадка европейской цивилизации? Как он оценивал влияние Византии на Россию? 8. Как следует понимать утверждение Ф.М. Достоевского, что «красота спасет мир»? В чем Достоевский видел смысл искусства и его задачи в действительной жизни? 9. В чем заключается проблема человека для Достоевского? Почему он ее связывает с проблемой отношения человека к Богу (Раскольников: «тварь я дрожащая, или право имею», «если Бога нет, значит, все позволено» и т.д.)? 10. Почему Ф. Достоевский не согласен с категорическим императивом И. Канта? 11. В чем Л.Н. Толстой разошелся с христианством? Чем этика Толстого (панморализм) отличается от этики христианской? 12. Каковы были аргументы критики И.А. Ильина (работа «О сопротивлении злу силою») принципа «непротивления злу силою» Л.Н. Толстого? Каким образом принцип «непротивление злу силою» связан с буддистским принципом «недеяния»? 13. Как вы думаете, чем был обусловлен перелом в миросозерцании как Ф. Достоевского, так и Л. Толстого от социал-демократических убеждений материалистической направленности к религиозному мировоззрению?
Ключевые понятия: славянофилы, западники, соборность, самодержавие, народность, революция, демократия, община, антропологический принцип, «разумный эгоизм», русская цивилизация, культурно-исторический тип, панславизм, византивизм, недеяние, «непротивление злу силою», красота, искусство, панморализм, “почвенничество”, евразийство.
№ 26. «Серебряный век» русской философии.
1. Философия всеединства В.С. Соловьева. Соборность и софийность. Оправдание добра. Смысл искусства и любви в философии В.С. Соловьева. Идея теократии и разочарование в ней. «Три разговора. Повесть об Антихристе». 2. Религиозная философия С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, Л.П. Карсавина, С.Л. Франка. 3. Философия русского космизма. «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова: проблема смерти и победа над ней. Теория «ноосферы» В.И. Вернадского. 4. Персонализм и философия свободы Н. Бердяева. Эрос и личность. Метафизика пола В. Розанова. 5. Исторические судьбы русской философии. Социальная философия И.А. Ильина. Философия мифа и философия имени А.Ф. Лосева. Евразийство. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева. Вопросы для самостоятельной работы: 1. В чем заключается учение о Софии (софиология) В.С.Соловьева? Какие смыслы несет в себе понятие Софии у В.С. Соловьева? 2. Почему Абсолют в философии всеединства В.Соловьева содержит два полюса? В чем заключается различие в понимании Бога между христианским православным богословием и религиозной философией В. Соловьева? 3. Чем смысл любви у В. Соловьева отличается от понимания любви у Платона? 4. В чем заключается философское основание «оправдание добра» у В.Соловьева? 5. В чем заключается современный смысл идей В. Соловьева о всеединстве мира и Богочеловечности? 6. За что религиозные философы (С.Булгаков, Л. Карсавин) критиковали философскую систему В.Соловьева? 7. Как русские философы начала ХХ века относились к учениям З.Фрейда и О. Вейнингера? 8. Что такое «религиозный материализм» и как связано учение П.А.Флоренского о пневматосфере с учением В.И.Вернадского о ноосфере? 9. В чем смысл «русской идеи» по И.А.Ильину? Каким видит будущее русского народа И.А.Ильин («Характер русского народа», «Наши задачи» и др.)? 10. В чем отличие русского коммунизма от его иных разновидностей по Н.А.Бердяеву? 11. Почему персонализм Бердяева граничит с анархизмом и даже с демонизмом (по П.Гайденко)? 12. Что такое «пассионарность» в теории этногенеза Л.Н.Гумилева и каковы причины ее появления и функционирования? 13. Какую роль сыграла в революционном процессе начала ХХ века интеллигенция в России и каким образом она сама оценивала и осознавала себя в революции, революцию в целом и ее последствия? 14. В чем видит решение проблемы смерти Н. Федоров и в чем его отличие от христианского понимания смерти и ее смысла? 15. Каковы смысл и история русского анархизма (М. Бакунин, П. Кропоткин)?
Ключевые понятия: Абсолют, всеединство, соборность, София, софийность, софиология, добро, «цельное знание», теократия, логос, любовь, искусство, антихрист, пневматосфера, ноосфера, миф, символ, имя, евразийство, пассионарность, русский космизм, смерть, бессмертие, свобода, персонализм, демонизм, анархизм, революция. № 27. Философская антропология. 1. Проблема определения природы человека в истории философии. Человек как духовно - телесное существо, специфика его деятельного культурного бытия. 2. Сознание и формы психической деятельности. Проблема идеального. 3. Понятие индивидуальности человека. Проблема личности. 4.Человек в условиях технократической цивилизации. Техника и этика. Значение нравственных, научных, политических и религиозных ценностей в человеческой жизни.
Вопросы для самостоятельной работы: 1. Понятие о психосоматическом единстве человеческой жизнедеятельности в норме и патологии. 2. Каково соотношение понятий: “личность”, “индивид”, “человек”? 3. Творческие способности человека – это дар природы, Бога или результат формообразующей деятельности коллективного бытия индивида? 4.Что такое душа человека? 5. Как связаны уровни и формы человеческой деятельности? Каким Вы видите будущее человека? Ключевые понятия: человек, индивид, личность, душа, дух, сознание, самосознание, идеальное, мышление, культура, чувственность, бессознательное, техногенная цивилизация. № 28. Учение о бытии. Философская онтология.
1. Проблема бытия в истории философии. Монистические, дуалистические и плюралистические концепции бытия. 2. Дух и материя. Материализм и идеализм. 3. Движение и развитие. Модели и законы развития. Диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Самоорганизация и системность. Прогресс как проблема. 4. Пространство и время. Проблема пространства и времени в истории философии. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени, их мировоззренческие и методологические основы. Понятие биологического и психологического пространства и времени. 5. Понятие «картина мира». Формирование научной картины мира. Квантово-релятивистская картина мира ХХ-ХХI вв. Современное представление о единстве мира. Единство биосферы, социума и космоса. 6. Проблемы современного мира. Взаимоотношение человека и техники. Философия техники: происхождение и природа техники. Теория «ноосферы» В.И.Вернадского. Компьютерные технологии и «виртуальная реальность». Экология и экологический кризис. Глобализм и системный кризис цивилизации, перспективы ее развития в ХХI веке. Вопросы для самостоятельной работы: 1. В чем заключается специфика человеческого бытия? 2. Каковы основные формы движения материи? Каковы критерии их выделения: 3. Проблема субстанции. В чем сходство и различие содержания категорий: первоначало (Милетская школа), идея (Платон), форма (Аристотель), Бог (Августин Аврелий), субстанция как causa sui (Спиноза), абсолютная идея (Гегель)? 4. Каков философский смысл высказывания М. Хайдеггера: «Язык есть дом бытия»? 5. Как понимать экзистенциалисткую превращенную форму тезиса Декарта «cogito, ergo sum» («мыслю, следовательно, существую»): «существую, следовательно, мыслю»? 6. В чем философский смысл двух способов человеческого бытия у Э. Фромма «иметь» или «быть»? 7. Как Вы относитесь к распространенной идее, что земные процессы идут по «биологическим часам»? Если Вы согласны, обоснуйте свою точку зрения. 8. Как онтологически можно определить место «виртуальности», «виртуальной реальности» в мире?
Ключевые понятия: бытие, онтология, субстанция, первоначало, движение, развитие, материя, дух, диалектика, формы движения материи, пространство, время, картина мира, виртуальная реальность, экология, глобализм, биологическое время.
№ 29 Теория познания (Гносеология). 1. Познание, его возможности и границы. Процесс познания как процесс конструирования реальности. Априористская природа познания. 2. Знание и незнание. Источники знания. Фаллибилистская природа знания. Знание как предположение. Истина и правдоподобность как цели познания. Понятие истины в свете современного культурно-исторического типа рациональности. 3. Классическая и неклассическая теории познания. Методология «наук о природе» и «наук о культуре». Методология фундаментализма и критицизма: сравнительный анализ. 4. Философия науки: Юмова проблема (проблема индукции), кантова проблема (проблема демаркации) и проблема рациональности как фундаментальные проблемы философии науки. Структура научного знания. Кумулятивные и некумулятивные модели развития науки. Вопросы для самостоятельной работы: 1. Как соотносятся знание и незнание? В каком смысле знание всегда начинается с незнания? 2. В чем суть спора между онтологистами и гносеологистами в отечественной философии? 3. Осуществите сопоставительный анализ основных критериев научности классического и неклассического знания. 4. Как Вы понимаете высказывание И. Канта: «Рассудок черпает свои законы априори не из природы, а предписывает их ей»? 5. В чем принципиальное отличие классической рациональности от неклассической? 6. В чем суть методологического переворота К. Поппера в философии науки 7. Какова природа современного научного знания? Как в условиях современной культуры трансформировались смысл и содержание универсальных критериев научности? Ключевые понятия: знание, незнание, процесс познания, теория познания, истина, предположение, правдоподобность, фундаментализм, критицизм, наука, философия науки, индукция, демаркация, кумулятивизм, некумулятивизм, эпистемология, методология, методология науки, рациональность, научная рациональность, эмпирическое знание, теоретическое знание, метатеоретическое знание, научная теория, гипотеза, философские основания науки. № 30. Социальная философия и философия истории. 1. Общество как саморазвивающаяся система. Понятие социальных институтов общества. Политическая культура общества. 2. Государство: его сущность и функции. 3. Социальная справедливость как цель государства, как нравственная и правовая ценность. Национальность и гражданственность как формы социальных отношений. Понятие социального равенства. Национальное самосознание и национализм. Либеральное сознание и глобализм. Глобальные проблемы современности. «Концепция устойчивого развития» - основная доктрина глобализма. 4. Культура как социальное измерение общественного бытия человека. Духовная жизнь общества. Многообразие форм общественной жизни (экономика, право, мораль, искусство, наука, религия и др.) 5. Социальная философия, история и философия истории: сходство и различие в процессе познания социальной действительности. Движущие силы истории: личность, народ, массы. Идея закономерности в истории (прогресс, регресс, стагнация) О смысле истории. Вопросы для самостоятельной работы: 1. Какие факторы имеют преимущественное значение в развитии общества (географические, демографические, экономические, культурные, политические и др.)? 2. Является ли «массовая культура» народной или нет? Каково соотношение «массовой» и «элитарной» культур? 3. В чем заключается особенность исторического познания и его отличие от естественнонаучного познания? 4. В чем заключается смысл исторического развития народов? 5. Существует ли единство всемирной истории, как полагал Гегель, или история – это всегда история отдельных этносов? 6. Какие факторы общественного развития кладут в основу своих типологизаций исторического процесса О.Шпенглер, А.Тойнби, Г.Ф.В. Гегель, К. Маркс? В чем их сходство и различие? 7. С какими глобальными проблемами сталкивается человечество в настоящее время? Какие существуют возможности их решения? 8. Известный социолог и культуролог Хантингтон в своей работе «Столкновение цивилизаций» говорил о том, что ХХI век будет веком войн между цивилизациями. Согласны ли Вы с ним или нет? Обоснуйте свой ответ. 9. Каковы перспективы развития России в ХХI веке? 10. В чем заключается проблема перенаселения и его последствий во всем мире? Существует ли эта проблема в нашей стране?
Ключевые понятия: общество, социальное, цивилизация, культура, государство, духовная жизнь общества, прогресс, философия история, глобальные проблемы, исторический закон, личность, народ, масса, толпа, информационное общество.
№ 31. Философские проблемы медицины. 1.Человек как объект познания в философии и медицине. Их взаимосвязь в истории общественной культуры. 2. Проблема построения базовой психосоматической теории в современной узкоспециализированной медицине. 3.Теоретический и эмпирический и эмпирический уровни медицинского исследования сущности и эвристические возможности методов моделирования эксперимента, системного подхода, клинического опыта. 4.“Норма” и сущность здоровья и болезни. Их связь и различие. Лечить “болезнь” или “больного”? 5. Проблема причинности в медицине (этиологические концепции Г. Селье, И.В. Давыдовского). Монокаузализм и кондиционализм, их проявление в современной медицинской теории и практике. 6. Проблемы медицинской этики и гуманитаризации медицины.
Вопросы для самостоятельной работы: 1. Человек как предмет медицины: философский аспект. 2. Философский смысл понятий “норма”, “здоровье”, “болезнь”. 3. Проблема психосоматической целостности человека в медицине. 4. Какая медицинская дисциплина изучает человека как целостное психосоматическое существо? 5. Биоэтика о новых принципах взаимоотношениях врача и пациента. 6. Этические проблемы медицинской генетики. 7. Клонирование: медицинский и этический аспекты. 8. Идея справедливости в здравоохранении и медицине. 9. Проблема целостности в медицине. 10. Этические проблемы трансплантации. 11.Человек как предмет медицины: философский аспект. 12. «Физика» и «метафизика» смерти. 13. Может ли душа быть генетически обусловлена? 14.Эвтаназия: история проблемы. 15. История и логика евгеники. 16. Милосердие. Проблема границ обязательности милосердия в медицине. Ключевые понятия: психосоматика, здоровье, болезнь, норма, причинность в медицине, монокаузализм, кондиционализм, целостность, милосердие, эвтаназия, биоэтика, медицинское право, теоретический и эмпирический уровни медицинского исследования.
Формы контроля: 1. Контрольные работы: Контрольная работа №1 проводится после изучения темы 1.2. Философия древнего мира и средневековая философия Контрольная работа №2 проводится после изучения темы 1.3. Философия Возрождения и Нового времени Контрольная работа №3 проводится после изучения темы 2.2. Учение о бытии и теория познания Контрольная работа №4 проводится после изучения курса «Основы философии». 2. Практические работы: Практическая работа №1 проводится после изучения раздела 1. Предмет философии и его история Практическая работа №2 проводится после изучения темы 2.2. Учение о бытии и теория познания
3.Тесты: Тест №1 проводится после изучения темы 1.1. Основные понятия и предмет философии Тест №2 проводится после изучения темы 1.2. Философия древнего мира и средневековая философия Тест №3 проводится после изучения темы 1.3. Философия Возрождения и Нового времени Тест №4 проводится рослее изучения темы 2.2. Учение о бытии и теория познания Тест №5 проводится после изучения темы 2.3. Этика и социальная философия
4.Эссе: Эссе №1 пишется после изучения темы 2.4.Место философии в духовной культуре и ее значение 2.4.Рекомендуемая литература для подготовки обучающихся к аттестации. Основная литература: 1) Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учебных заведений. М.; Издательский центр «Академия», 2009. – 256с. (с хрестоматией) 2) Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М., ФОРУМ: ИНФРАМ. – 2009. – 288с. (Профессиональное образование) 3) Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. средн. спец. учеб. заведение. - М.; Университетская книга; Логос. 2009.
Дополнительная литература:
1) Балашов В.Е.Занимательная философия. М. – Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2008. 2) Диоген Лаэртский. О жизни, учении и изречения великих философов. – М.; Мысль. 1986. 3) Древнекитайская философия. – М.; Мысль. 1972. 4) История философии в кратком изложении. - М.; Мысль. 2008. 5) Краткий философский словарь/под редакцией А.П.Алексеева. – М.; РГ-Пресс. 2010. 6) Лосский Н.О. История русской философии. – М.; Советский писатель, 1991.
ВАРИАНТЫ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ Контрольная работа №1. Проводится после изучения темы 1.2. Философия древнего мира и средневековая философия Знать основные категории и понятия философии Вариант 1 Выбрать правильный ответ 1.1. С точки зрения Платона идеям не присуще следующее свойство: а) они неизменны б) они неподвижны в) они подвержены изменениям г) они вечны 1.2.Для атомов Демокрита характерно следующее свойство: а)они состоят из более мелких частиц б) это последний структурный уровень материи в) они могут возникать, изменятся и исчезать г) они познаются при помощи органов чувств 1.3. Киники хотели отказаться от максимально возможного количества потребностей ради: а) мудрости б) свободы в) славы г) единения с Богом 1.4. По мнению Аристотеля человеческое благо состоит в: а) апатии, отсутствии страданий и невозмутимости духа б) деятельности души сообразно добродетели в) любви к высшим неземным ценностям г) удовольствии 1.5. Автором высказывания «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку» был: а) Анаксагор б) Гераклит в) Парменид г) Фалес 1.6. По Платону, прекрасное - это: а) совершенство линий и форм; б) нравственное величие души; в) разумное построение произведения искусства; г) то общее, что прекрасные предметы имеют между собой. 1.7. Злейшим врагом удовольствия Эпикур считал: 1.8. С точки зрения Аристотеля, человеческая добродетель состоит в: а) исполнении долга б) любви к Богу в) обладание серединой г) соблюдение традиций 1.9. Полагал, что есть вечные и идеальные ценности бытия: а) Гераклит б) Протагор в) Фалес г) Платон 1.10. Логику сделал орудием познающего разума: а) Протагор б) Платон в) Зенон г) Аристотель
2. Дать ответы на вопросы
2.11. Кто из философов античности снял несколько зданий вблизи храма Аполлона Ликейского и основал там свою школу?
2.12. Кто из философов античности переориентировал философию с познания природы, на познание человека? 2.13. «Торжественно приветствует дающего и кусает тех, кто отбирает». О каком философском направлении античности идет речь?
2.14.Чем, по мнению Демокрита, можно постичь атомы?
2.15. Платон считал, что задача обучения – не научить человека чему-то заново, а помочь. В чем необходимо было помочь?
3. Определить о каком философе античности идет речь: 3.16. Оставил после себя огромное духовное наследие, пример своей жизни, свой метод и своих учеников, которые продолжили его дело – поиск истины и блага, но не написал не одной книги. 3.17. Первый использовал понятие «бытие», считал его единым, неделимым, не возникающим и не гибнущим, неизменным.
3.18. Философов и ученый-энциклопедист, сын врача ученик «широчайшего» и учитель «великого».
3..19. Считал себя гражданином мира, полагал, что ради свободы нужно отказаться от всего, что ее ограничивает.
4. Кому из философов античности принадлежат данные высказывания:
4.20. «Материальные предметы постоянно изменяются, вечно и неизменно существуют лишь идеи вещей»;
4.21. «Наилучшее государство то, где господствует средний класс» 4.22. «Человек - есть мера всех вещей» 4.23. «Прекраснейшая обезьяна безобразна, если сравнить ее с человеком» Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-15; Просмотров: 1479; Нарушение авторского права страницы