Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Дифференцированный или распознавательный вопрос
Цель – прояснить непонятное высказывание, найти его отличительные черты, выяснить значение. Или же ваша цель – обобщение, управление спецификой или подробное рассмотрение темы.
Примеры. 1. «Вы говорите о “немецком предпринимателе” – а есть ли он, или не будем углубляться? » 2. «Когда вы говорите, что волки съели мальчика, это исключение из правил, так сложилась ситуация, или нет? » 3. «Какие существуют формы субкультуры, господин профессор? »
Пожалуйста, составьте свои примеры. 1. 2. 3.
Исследовательский или познавательный вопрос
Цель – воспроизвести полученный ответ и попросить собеседника подтвердить сказанное им еще раз. То есть вы выигрываете время, чтобы оценить полученную информацию. Подобное открытое сопоставление провоцирует углубленное рассмотрение темы.
Примеры. 1. «Ваш отзыв обнаруживает правоэкстремистские наклонности, или я не прав? » 2. «Почему вы не соглашаетесь, что за такое задание нужно платить? » 3. «Текст закона обнаруживает некоторые пути его обхождения?! »
Пожалуйста, составьте свои примеры. 1. 2. 3.
Объединяющие вопросы
Цель – закрыть обсуждаемую тему или плавно перейти к другой. Чаще уже высказанную мысль представляют в новом свете, то есть переводят в иную плоскость.
Примеры. 1. «Очевидно, вы хорошо понимаете, что значит статус автомобилиста, приходилось ли вам сталкиваться с подобными симптомами в отношениях? » 2. «Вы только что говорили о вашем супруге, кстати, на работе вы с мужчинами так же обращаетесь? » 3. «Можно ли провести параллель между тем, что вы сейчас изобразили и вашим новым фильмом? »
Пожалуйста, составьте свои примеры. 1. 2. 3.
Постановка вопроса – это целое искусство, требующее определенных навыков. Желаю удачи!
Какой вопрос – такой и ответ… или теневая сторона постановки вопросов
«Кто спрашивает – тот и ведет», – одно из золотых правил коммуникации. Давайте перефразируем: «Вопрос – король диалектики». Сколько мы бьемся за него на семинарах… Результатов предостаточно. Например, недавно наблюдал ситуацию: управляющий собрался подписать лежащий перед ним контракт, ручка уже замерла в воздухе… как вдруг консультант по продажам произнес: «Я надеюсь, что все вопросы исчерпаны, или кто‑ то не согласен? » Договор так и не подписали, сделка сорвалась. Вопрос не вовремя привел… к раздражению. Как можно было так сглупить? Но мы сталкиваемся с подобными ситуациями. Кто посещал диалектические семинары, быстро осознал силу вопроса, речь не о том, чтобы использовать беспомощность собеседника. Следующее ложное мнение заключается в том, что встречный вопрос спасет в сложной ситуации. И каков результат? В качестве примера вспомню эксперта по маркетингу, которого в конце выступления обвинили в неубедительных доводах. На это эксперт отреагировал встречным вопросом (почему нет? ) и получил целый арсенал объяснений (и даже по пунктам: 1… 2… 3…). Оратор буквально сам «выудил» негативные объяснения, с которыми не смог справиться. Ситуация вышла из‑ под контроля. Психиатр Арон Р. Боденхаймер определил эту теневую сторону вопроса, как «неприличность… потому, что тридцатилетний опыт говорения и молчания показал: лучше перестать спрашивать и начать говорить». Но и это высказывание можно поставить под вопрос. Все зависит от ситуации. Не отвечайте вопросом на вопрос, не задавайте слишком много вопросов, это не способствует развитию разговора. Вопросы не устраняют, а обостряют критический момент беседы. В приведенных примерах ораторы делают попытку обобщить, сделать вывод, но провоцируют собеседника к переходу в наступление, и разговор не завершается. «И когда же спрашивать? » – поинтересуетесь вы. Когда можете просчитать ситуацию, когда уверены в дальнейшем направлении разговора. Позицию нужно улучшить, а не ухудшить. Знак вопроса – признак коммуникативной интеллигентности, а не наоборот. Кто знает, что встречный вопрос лишь обостряет высказанную критику, не задаст его и займет правильную позицию. Он примет критику, хотя и этому нужно научиться. Правильный ответ – обратная сторона медали «Правильный вопрос». Оцените первый вариант: «Хорошо, когда все вопросы исчерпаны, самое время поставить подпись! », второй вариант: «Нет, это лишь на первый взгляд так кажется, а на самом деле…» Вывод: в общении вопросы есть и будут главным инструментом, хотя способствуют развитию разговора только тогда, когда возникает необходимость восполнения знаний; иногда вопросом удается отвлечь собеседника, перевести разговор на другую тему. Вопрос является главной составляющей опросов. Что касается вопроса‑ платформы, то речь идет об утверждении, сопровождаемом вопросом. К нему и прибегают журналисты в провоцирующих интервью, так сказать не по‑ джентльменски: «После того, как вы отказались от дела, вам ничего другого не оставалось, как стать министром; кстати, сколько зарабатывает министр? » Схема вопрос‑ ответ предсказуема, тот, кто задает вопрос, предугадывает ответ в 90 % случаев.
Повод для размышления. Обдумайте все вопросы, заданные вам или вами в течение дня. Какие из них привели к дальнейшему развитию разговора?
Что касается техники постановки вопросов, советую следующее издание: Арон Р. Бодехаймер: Почему? О непристойности вопроса, издание 4, 1995.
Часть четвертая Некоторые тонкости для тех, кто выступает перед общественностью
Успешный контакт с прессой
Влияние общественного мнения возрастает с каждым годом. Утверждения, интервью, наверно и ток‑ шоу, получают свое отражение в прессе, на радио и телевидении. Основная цель – ориентирование на публику или представление своего дела.
Некоторые факты. · В Германии существует около 1400 газет, то есть примерно 27 миллионов экземпляров; · 7 800 журналов с тиражом 300 миллионов экземпляров; · около 6 900 теле– радиопередач; · еженедельно на ТВ транслируется до 40 ток‑ шоу; · в 1994 году на радио и телевидении освещено свыше 15 000 тем различной направленности; · около 90 % рекламы транслируется на частном ТВ; · смета расходов на рекламу к 2000 году составила около 350 миллиардов DM.
Несмотря на такие масштабы, довольно часто перед журналистом предстает собеседник‑ профессионал, специалист в своем деле, который, оказывается, не знает элементарных правил поведения перед камерой. Так не должно быть. Кто выйдет к профессиональному боксеру, не зная правил? В данной главе предложены основные правила выступления перед зрителем и телекамерой, также эффективные для интервью по телефону!
Основные правила радио– и теледискуссий Вас пригласили на открытую дискуссию или обсуждение вопроса на радио или ТВ. Прежде чем согласиться, ответьте на следующие вопросы. Контрольный перечень вопросов актуальности открытого выступления · «Зачем я должен участвовать в этом, компетентен ли я в данном вопросе? » · «Почему меня пригласили на обсуждение именно такой техники? » · «Какие цели преследует человек, пригласивший меня? » · «Что я могу сообщить публике по данной теме? » · «Существует ли конкретная причина выхода такой передачи? » · «Речь идет о реальной ситуации или тема надумана? » · «Кого еще пригласили? » · «Будут ли рассматриваться другие темы, имеющие отношение к данной? » · «Какой сценарий предлагает редакция? » · «Кто ведущий? » · «Существуют ли в этом вопросе аспекты, еще не известные общественности до настоящего времени и могущие возникнуть в беседе? »
И еще раз: «Действительно ли я нужный собеседник – речь не о моей компетенции, а о сути, которую я могу передать зрителю? » Настоящей причиной вашего приглашения может оказаться так называемая телексметика (показуха). Возможно, просто нужен человек, которого – грубо сказать – хотят поставить к позорному столбу. Подумайте над этим. Оказаться на экране телевизора, конечно, здорово, только если ты не жертва и тебе дают возможность высказать свою точку зрения. Как для специалиста вам важны детали темы, но зрителя часто не интересует «интеллектуальное исследование конкретных предложений и аргументов, важна скорее интуитивная, эмоциональная реакция на общую картину» (Б. Энгхольм). Или вот что однажды сформулировал американский кинорежиссер: «Телевидение – это театр, СМИ живет благодаря эмоциям, нам нужны герои и негодяи. Серые тона и бесконечный анализ заставляют публику скучать» (Д. Шорр). Вы можете оказаться в ситуации более худшей, чем плохой. Ведь речь идет о вашем имидже, и, наконец, о вашем деле. Вы – в центре внимания, если оказались на экране. Кстати, 95 % сказанного забывается через час, в памяти остается только основная мысль высказывания, сохраняющаяся благодаря ассоциативной памяти. Слышат то, что хотят услышать. Достоверность вашего выступления зависит от вашего умения вести себя!
Так воспитывают влияние на публику Запомните: каждое выступление начинается с основательной подготовки. · Подберите актуальный материал по данной теме, информацию о собеседниках. Проверьте ваши способности аргументировать в разговоре с друзьями. · Будьте интересны публике! Подберите примеры, производящие хорошее впечатление на слушателя или зрителя, ведущие к размышлению. Лучший пример – направленный на аудиторию, а не на собеседника или ведущего. · Оптимальный вариант – приводить образные сравнения. Тогда публика лучше воспринимает информацию. · Документы, приложения, шпаргалки – только в случае крайней необходимости. Выглядит смешно, когда кто‑ то начинает копошиться в бумагах, в то время как собеседник вынужден сосредоточенно ждать ответ. · Обдумайте заранее возможные аргументы оппонента и подготовьте интересные публике возражения. Могут выручить и стандартные фразы, вроде: «… зритель точно знает, что…»!
… во время выступления: · Отмечайте свою позицию во вступлении. Полуминутного высказывания, указывающего общее направление доклада, вполне достаточно. Речь не идет о чрезмерном распространении. · Лучше меньше, да лучше; краткость – сестра таланта. Многословие в таких случаях не приветствуется. Блесните способностью четко формулировать точку зрения. · Комментируйте собеседников сдержанно, кивком или покачиванием головы. Мимика и жесты действуют на уровне подсознания. · Следите за ведущим и собеседниками – камера сама найдет вас, если возникнет необходимость, а за силу звука не вы несете ответственность. · Будьте убедительны как для публики, так и для ведущего и собеседников. · Управляйте беседой осознано, но не стоит слишком часто повторять: «… в интересах зрителя…» – хотя такие стандартные фразы придают речи уверенность. · Попытайтесь сформулировать заключительное слово от лица всех диспутантов. Так можно сэкономить время.
Профессиональное интервью Как правило, различают несколько видов интервью: · Интервью‑ опрос. Проводится, когда важен результат, например, депутат раскрывает тему «Единая денежная система» пятью короткими информативными предложениями. · Индивидуальное интервью. Например, программа на ТВ, когда представителя банка вовлекают в игру вопрос‑ ответ: ответ + сюжет + вопрос = личное впечатление зрителя. · Интервью для выяснения общественного мнения. Проводится, когда возникает необходимость узнать субъективный взгляд на актуальную ситуацию. Например, опрашивается руководитель предприятия для выяснения его отношения к тарифному конфликту. · Групповое интервью. Одни и те же общие вопросы, подразумевающие короткие ответы, задают различным людям и часто провоцируют противоречивую информацию. По сути дела, подобный набор фраз не является настоящим интервью. · Неофициальное или парадоксальное интервью. Это когда представитель правящих структур дает интервью проверенному журналисту (факт доверительных отношений не афишируется). · Закрытое интервью. Человек, дающий интервью, остается не известным. В телевизионном варианте голос искажен, изображение отсутствует, в печатном варианте – типичное интервью с информатором. · Интервью‑ нападение. Возникает тогда, когда журналисты различных издательств ожидают перед залом заседания и по возможности окружают интересующую их персону, пытаясь задать несколько вопросов. · Холодное интервью. Вы, например, играете в гольф и вдруг видите, как к вам бежит съемочная группа и пытается взять интервью на месте действия, выяснить, почему задержан ваш бухгалтер. • Идеальное, подготовленное интервью. Вас приглашают на интервью официально, вопросы оговариваются заранее по телефону. · Перекрестный огонь вопросов. Напротив вас садятся два собеседника, и начинается журналистский допрос. При этом функция ваших собеседников – придать разговору динамику, энергию, что на практике не всегда удается.
Кстати, время, отведенное на ответ, колеблется от 20 до 22 секунд, потом вас обязательно прервут. В США на высказывание дается еще меньше 10–15 секунд. Итак, работайте на аудиторию!
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1032; Нарушение авторского права страницы