Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИДЕИ ТОМАСА МЮHЦЕРА И АHАБАПТИСТОВ



ВОПРОС №5

5. Социальные взгляды деятелей реформации. Мартин Лютер и Ж.Кальвина: сочетании божественного закона и закона власти. Гражданское усройство общества. Разделение сфер Церкви и Государства. Томас Мюнцер. Анабаптисты.

Реформации имела своей целью реформу като­лицизма, демократизацию Церкви, установление более справед­ливых отношений между Богом, Церковью и верующими.

Предпосылками возникновения данного направления были:

• кризис феодализма;

• зарождение и укрепление класса торгово-промышленной бур­жуазии;

• ослабление феодальной раздробленности, становление евро­пейских государств;

• незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосу­дарственной, общеевропейской власти Папы Римского и ка­толической Церкви;

• кризис, моральное разложение католической Церкви, ее ото­рванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций;

• распространение в Европе идей гуманизма;

• рост самосознания личности, индивидуализм;

• рост влияния антикатолических религиозно-философских уче­ний, ересей, мистики, гусизма.

В Реформации выделяются два основных течения:

• бюргерско-евангелическое;

• народное.

Лидерами бюргерско-евангелической Реформации являлись М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин.

Народная Реформация была представлена движением Т. Мюн­цера, анабаптистами, диггерами и др.

Основоположником Реформации считается доктор богосло­вия Мартин Лютер (1483 - 1546). 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологиче­ской (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма.

Основные идеи М. Лютера сводились к следующим:

• общение между Богом и верующими должно происходить напрямую;

• между Богом и верующими не должно быть такого посред­ника, как католическая Церковь;

• необходимо упрощение обрядов;

• церковь должна стать демократичной, а обряды — понятны­ми людям;

• необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства;

• должен быть восстановлен авторитет государственных инсти­тутов и светской власти;

• дело служения Богу — не только профессия, которую моно­полизировало духовенство, но и функция всей жизни ве­рующих христиан;

• необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;

• необходимо запретить индульгенции.

Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Ре­формации был Жан Кальвин (1509 — 1564). Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи.

Согласно Кальвину:

• ключевой идеей протестантизма является идея предопределения;

• смысл данной идеи в том, что людям изначально предопре­делено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не со­стояться в жизни;

• все люди должны надеяться, что именно они предопределе­ны к спасению;

• выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия;

• профессия — это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу;

• добросовестное отношение к своему делу — путь к спасению;

• успех в работе — признак богоизбранности;

• вне работы необходимо быть скромным и аскетичным. Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое ре­лигиозно-философское учение и систематизировал идеи Лютера, но и воплотил протестантизм на практике:

• возглавил реформационное движение в Женеве;

• добился признания реформированной (кальвинистской) Церк­ви в качестве официальной, упразднил в Женеве католиче­скую Церковь и власть Римского Папы (сам Кальвин полу­чил прозвище " Женевский Папа" );

• подчинил кальвинистской Церкви светскую власть;

• провел реформы как внутри собственной Церкви, так и в горо­де: были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение украшений, был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью которого было воспитание граждан в духе аскетизма, пурита­низма, добросовестного отношения к работе.

Результатом теоретических изысканий Кальвина и его прак­тической деятельности стала универсализация Реформации, пре­вращение ее из узкогерманского в международное явление.

Народное направление Реформации возглавил Томас Мюнцер (1490 — 1525). Будучи священником, он первоначально примк­нул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г., через три года после начала Реформации, разошелся с учителем. В целом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых в следующем:

• необходимо реформировать не только Церковь, но общество в целом;

• цель изменения общества — достижение всеобщей справед­ливости, " Божьего царства" на земле;

• главная причина всех зол — неравенство, классовое разделе­ние, в основе которого лежат частная собственность и част­ный интерес;

• частный интерес необходимо подавить, все должно стать общим (имелось в виду прежде всего имущество, новый спо­соб организации производства);

• жизнь и деятельность человека должны быть полностью под­чинены интересам общества, что угодно Богу;

• власть и собственность должны принадлежать простому на­роду — " ремесленникам и пахарям".

В 1524 — 1525 гг. Томас Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а сам Мюнцер погиб.

Значение философии Реформации в том, что она послужила идео­логическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы.

Результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе:

• торжество различных направлений протестантизма (люте­ранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной Ев­ропе — Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии;

• сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Ев­ропы — Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Че­хии и др.

Томас Мюнцер родился в 1490 г. в селении Мюнстер в семье предположительно крестьянина.

С именем Томаса Мюнцера связано наиболее радикальное течение христианства 16 века - анабаптизм.

Анабаптизм - религиозное движение времен Реформации. Оно было направлено против власти католической церкви, но шло также гораздо дальше. Анабаптисты требовали полной свободы личности в религиозном и нравственном отношениях, а в области общественной они проповедовали равенство и отсутствие частной собственности. Они отвергали всякую форму принуждения, то есть присягу, суд господина, военную службу и повиновение правительству, что они считали противным принципам христианства. Анабаптисты, или перекрещенцы, именовались так, потому что утверждали, что крестить можно только взрослых и сознательных людей, но не младенцев.

ВОПРОС № 10

В истории Великой французской революции принято различать три главных этапа. На первом из них (1789– 1792 гг.) власть захватили сторонники крупной буржуазии – конституционалисты. Они стремились к компромиссу с дворянством и выступали с идеями конституционной монархии. На втором этапе (1792–1793 гг.) государственная власть переходит к жирондистам – представителям республикански настроенной буржуазии. Наконец, на третьем этапе (1793–1794 гг.) была установлена революционная диктатура якобинцев, выражавших интересы мелкой буржуазии, крестьянства и городских низов.

Идеологи каждой из названных группировок опирались на политические учения Вольтера, Монтескье, Руссо и других мыслителей, используя выдвинутые ими идеи при осуществлении революционных мероприятий и разработке конституционных актов.

Крупнейшими идеологами лагеря конституционалистов были Оноре де Мирабо, прославившийся своими речами против абсолютизма, Эмманюэль Сиейес и Антуан Барнав. Для них были характерны призывы к объединению против ненавистной аристократии и абсолютизма (Мирабо), идеи всеобщего равенства и свободы. В брошюре “Что такое третье сословие? ”, получившей широкое распространение накануне революции, Сиейес проводил мысль о единстве третьего сословия, доказывал, что в отличие от привилегированного меньшинства оно составляет большинство нации.

26 августа 1789 г. Учредительным собранием была принята Декларация прав человека и гражданина, где торжественно провозглашалось: “Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах”. Декларация закрепляла естественные и неотъемлемые права человека (на свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению), равенство граждан перед законом, а также принцип разделения властей. Значение Декларации состояло в том, что она была одним из первых конституционных актов, провозгласивших формально-юридические свободу, права и равенство граждан.

Последующее развитие революции и особенно выступления трудящихся масс, требовавших продолжения и углубления революционных начинаний, напугали крупную буржуазию. Уже в конце 1789 г. был принят декрет, который вразрез с положениями Декларации прав человека и гражданина устанавливал деление граждан на активных и пассивных по цензовому признаку, лишал последних избирательных прав. Господство крупных собственников было окончательно закреплено Конституцией 1791 г., установившей в стране ограниченную монархию.

В результате народного восстания в 1792 г. к власти пришли жирондисты (от названия департамента Жиронды, откуда были избраны в Национальное собрание многие представители этой группировки). Лидерами жирондистов выступали Жак Бриссо и Жан Ролан. Для политической платформы жирондистов характерна защита республиканского строя. Ссылаясь на Руссо, они отстаивали принципы народного суверенитета, общей воли как основы законодательства и др. Законодательными актами, принятыми в период их правления, была отменена монархия, а также ликвидировано деление граждан на активных и пассивных по цензовому признаку. Проведенные в этот период конституционные мероприятия имели большое историческое значение, поскольку впервые в мировой практике было установлено республиканское представительное правление в унитарном государстве (Французская республика объявлялась единой и неделимой). Тем самым была практически доказана возможность учреждения республики в большом государстве без федеративного устройства, что значительно повлияло на последующую разработку идей представительной демократии. Отражая настроения основных слоев буржуазии, жирондисты медлили с разрешением аграрного вопроса, противились установлению твердых цен, проводили политику, направленную на защиту свободного предпринимательства в ущерб интересам простого народа.

Восстание, вспыхнувшее в Париже 31 мая – 2 июня 1793 г., передало власть в руки якобинцев. Вождями якобинского движения были Максимилиан Робеспьер и Жан Поль Марат. Лидеры якобинского движения ясно осознавали, что для окончательной ликвидации феодализма во Франции, защиты достижений революции и утверждения подлинного народовластия необходимо провести целый ряд революционных преобразований. Робеспьер проводил в связи с этим различие между конституционным и революционным правительствами. Задача конституционного правления, доказывал он, состоит в том, чтобы обеспечить спокойную жизнь республики на основе конституции. Задача же революционного правления заключается в том, чтобы создать республику, т.е. завоевать свободу в борьбе. “Революция – это война свободы против ее врагов; Конституция – это режим победоносной и мирной свободы”. Будущее конституционное устройство Франции мыслилось якобинцами в форме демократической республики, где наряду с представительной демократией получит широкое распространение непосредственное волеизъявление народа.

Якобинская Конституция 1793 г. предусматривала, в частности, что законодательные акты, принятые законодательным собранием, должны поступать на утверждение избирателей. При обсуждении в Конвенте проекта этой Конституции большие споры породила проблема частной собственности. В составленном Робеспьером проекте Конституции и предпосланной ей Декларации прав человека и гражданина собственность не включалась в число естественных и неотъемлемых прав человека (ими признавались только права на существование и на свободу). Это положение проекта вызвало ряд возражений, побудивших Робеспьера изменить свои взгляды. В принятой Конвентом Декларации прав собственность (наряду с равенством, свободой и безопасностью) отнесена к числу естественных и неотъемлемых прав человека, для обеспечения которых установлено правительство.

Решительно продолжая и доводя до конца антифеодальную, буржуазную революцию, якобинцы радикально искореняли феодальную собственность на землю, но в период их правления действовал декрет о смертной казни за одно лишь предложение “аграрного закона” и всякого другого закона против земельной, торговой и промышленной собственности. Они осуществляли революционные меры против спекуляции, реквизировали продовольствие и устанавливали максимальные цены, но провозгласили частную собственность естественным правом и порой проявляли робость и непоследовательность в обеспечении неимущих. Они провозгласили право на труд, но установили максимум заработной платы и оставили в силе закон Ле-Шапелье, запрещавший организацию рабочих союзов и собраний. В последний период диктатуры якобинцев террор был направлен не только против аристократов и жирондистов, но и против “подозрительных”, т.е. всех инакомыслящих, казавшихся опасными якобинским вождям. Доведя до конца буржуазную революцию, отстояв революционные завоевания от феодальной реакции и интервенции, якобинская диктатура исчерпала себя и пала в результате термидорианского переворота (1794 г.), осуществленного в интересах крупной и средней буржуазии.

В процессе развития революции некоторые мыслители, принадлежащие к якобинскому клубу (Буассель) либо сочувствующие жирондистам (Ретиф), выдвигали проекты переустройства Франции на основе общности имуществ. Тогда же появились термины “коммунисты”, “коммунизм”. Эти проекты сколько-нибудь широкой поддержки и известности в тот период не получили.

 

————————————————————————————————————————————

ВОПРОС №12

Движение чартистов

Одним из наиболее значимых исторических событий середины XIX века в Великобритании стало так называемое чартистское движение - социальное и политическое движение в Англии 1836—1848-е годы. Это была своего рода первая консолидация усилий рабочих в стране по отстаиванию своих прав. Размах этой политической акции пролетариев не знал до того аналогов в истории Британии.

Причины

ВОПРОС № 15

Роберт Оуэн

Политическое мировоззрение Роберта Оуэна складывалось в Англии, в которой промышленное развитие и острота социальных противоречий капитализма достигли в первой половине XIX в. более высокой ступени, чем во Франции.

Подобно А. де Сен-Симону и Ш. Фурье, Р. Оуэн отрицает революционный путь ликвидации существующего общественного строя и перехода к социализму. Он считает, что «необходимо предотвратить насильственное разрушение общественной жизни, которое может возникнуть из ежедневно возрастающей нужды и крайней деморализации». Он призывает имущие классы предупредить революцию трудящихся и неимущих масс путем проведения решительных социальных реформ, направленных на серьезное улучшение материального положения этих масс.

Мыслитель целиком стоит на позициях сотрудничества всех классов общества, одинаково, по его мнению, заинтересованных в победе разума и «здравого смысла», подсказывающего будто бы необходимость мирного преобразования существующего общественного строя, основанного на невежестве и заблуждениях человеческого ума.

Важнейшими чертами системы утопического социализма Р. Оуэна являются: терпимость к буржуазии, пропаганда смирения и миролюбия, абстрактность принципов и непонимание исторического развития, отрицание классовой борьбы, проповедь филантропии и всеобщей любви.

Существенными сторонами мировоззрения Р. Оуэна необходимо признать глубокую критику капитализма как строя, несущего нищету, разорение и голод трудящимся, его непримиримо отрицательное отношение к частной собственности, обоснование необходимости общественной собственности в новом, «разумном» строе, решительное разоблачение религиозного мракобесия и религиозных предрассудков.

Центральное звено его взглядов - учение о характере человека. Он исходил из того, что человеческий характер – результат взаимодействия природы индивида и окружающей его среды, которая играет в этом важную роль. Таким же образом формируется характер целых общественных классов. Он был уверен, что предложенное им учение открывает людям путь к разумному и справедливому устроению общества. Основной источник всех зол - частная собственность. Осуждая социально-экономические порядки, он осознавал, что при капитализме имеет место прогресс производительных сил, рост крупной промышленности, использование научных знаний.

Новый способ материального производства подготавливает людей к пониманию и принятию иных принципов и практики, а тем самым к осуществлению благодетельной перемены в человеческих делах. Обращаясь к проблеме средств и методов этих перемен, он рассчитывал на революцию в сознании людей, которую могла провести пропаганда науки о формировании характера. Он надеялся, что с помощью закона можно провести некоторые преобразования. Он был озабочен тем, что начинающаяся революция обрела форму мирных и постепенных преобразован.

Ячейкой грядущего строя выступает самообеспечиваемая коммуна. Поселения группируются в федерации национального масштаба, а затем объединяются в международном масштабе. Со времени действия на земном шаре - единый свод законов. Население становится большой семьей. Эти поселения (от300до 3000 человек) должны строиться и функционировать на основе коллективного труда. Общественная собственность, равенство прав и обязанностей. Между членами коммуны устанавливаются отношения взаимопомощи, облагораживаются нравы и отпадает необходимость в поощрениях и наказаниях.

ВОПРОС № 13

Анри Сен-Симон

Взгляды Сен-Симона на государство и право в основном определялись его концепцией исторического прогресса. Он считал, что каждый крупный переворот в экономической и политической жизни общества является следствием переворота в философских воззрениях. Человечество, закономерно развиваясь, движется к своему «золотому веку» и проходит при этом три стадии:

•теологическая (период античности и феодализма, господство религии), руководство обществом принадлежало священникам и феодалам;

•метафизическая (период крушения теологической системы, господства буржуазных отношений), руководят юристы и метафизики (лжеученые);

•позитивная (будущий общественный строй – «золотой век», основанный на науке), обществом руководят ученые и промышленники. Этот период завершается установлением такого строя, который сделает жизнь большинства людей наиболее счастливой.

Новая социальная система рассматривалась Сен-Симоном как система индустриализма.В обществе Сен-Симон выделял два больших класса (в основе деления лежал принцип роли в производстве): промышленников (индустриалов) и паразитов. Промышленники – собственно трудящиеся, фабриканты, торговцы, банкиры. Паразиты - дворяне, военные, рантье, чиновники и юристы. У класса индустриалов, несмотря на их разнородность, одна общая цель – ликвидация господства непроизводительного класса и обеспечение расцвета промышленности. Важной чертой программы Сен-Симона являлся вывод о ненасильственном переходе к новому общественному строю, путем постепенного реформирования. Цель такого общества – общее благо.

 

Сен-Симон полагал, что введение на позитивной стадии системы индустриализма не потребует разрушения традиционных государственно-правовых форм. Останется монарх, сохранятся правительство и двухпалатный парламент. Их функция - поддержание порядка. Но между королем и парламентом создаются две промежуточные инстанции, в руках которых концентрируется вся полнота светской власти: Совет ученых, разрабатывающий планы социальных преобразований и Совет промышленников (представителей индустрии и банков), составляющий бюджет страны и контролирующий его исполнение. Сен-Симон считал, что реформы будут осуществляться сверху. Что касается непосредственно народа (в интересах которого и проводится преобразование общества), то ему, согласно убеждению Сен-Симона, незачем вмешиваться в дело реорганизации общества.

Сен-Симон представлял цели нового общества совершенно иными, чем цели старого общества. Важнейшей целью он считал производство необходимых и полезных вещей. Он считал, что развитие производства обеспечит благополучие всех людей. Сен-Симон представлял будущее общество сложной мастерской, в которой развитие производства, земледелия, коммерческой деятельности позволят обществу достичь поставленных целей.

Сен-Симон считал, что в будущем обществе иным будет и характер управления производством. Работники промышленности и науки совместными усилиями будут разрабатывать план работы. Труд в будущем обществе он видел зависящим от умственных и физических способностей каждого человека. Он считал, что наиболее способными к управлению производством являются фабриканты, купцы и банкиры. Сен-Симон допускал существование частной собственности.

ВОПРОС № 14

Шарль Фурье

Мировоззрение Ш. Фурье даже в большей степени, чем мировоззрение А. де Сен-Симона, окрашено в морально-религиозные тона. Он провозглашает себя пророком, которому Бог открыл истинные закономерности общественного развития и поручил указать человечеству путь ликвидации существующих несправедливых общественных порядков и установления нового строя всеобщей «гармонии» и всеобщего благоденствия. Ш. Фурье заявляет, что бог управляет природой и обществом по своему соизволению, но сообразуясь с законами математики. Бог устанавливает законы развития как природы, вселенной в целом, так и человеческого общества.

Муки и бедствия человечества, запутавшегося в паутине несправедливой капиталистической цивилизации, объясняются, по Ш. Фурье, тем обстоятельством, что до сих пор общество не сумело познать предусмотренный богом истинно справедливый «социальный кодекс».

Мыслитель делит всю предшествующую историю человечества на следующие периоды: дикость, варварство, патриархат, цивилизация. В высшей степени примечательно, что одним из главных факторов, обусловливающих переход от одного периода к другому, он считает, наряду с таким фактором, как изменение правового положения женщины в обществе, уровень развития промышленности. В частности, Ш. Фурье обнаруживает понимание прогрессивного значения развития крупной промышленности, а также науки и техники в период цивилизации, под которой он разумеет господство буржуазных отношений как необходимых объективных предпосылок, обеспечивающих возможность перехода от «дисгармонического», «цивилизованного» строя к строю «гармонии» или «ассоциаций».

Ш. Фурье считает основной паразитарной, хищнической социальной группой, занимающей, по его мнению, господствующее положение в обществе, не капиталистов, владельцев промышленных предприятий, а главным образом торговцев-спекулянтов и биржевиков-ростовщиков. Он обнаруживает выдающийся талант в разоблачении механизма всевозможных мошенничеств и надувательств, применяемых купцами, спекулянтами, биржевиками для своего обогащения за счет разорения и порабощения народных масс. Этот механизм, заявляет Ш. Фурье, «во всех отношениях являет собой лишь искусство грабить бедняков и обогащать богачей».

Критикуя существующий строй, он пытается определить способ избавления от него. Революцию он отвергал. Считал, что ни народный суверенитет, ни всеобщее избирательное право не изменят жалкого состояния народа. Оно изменится, если в основе общества будут стоять производственно- потребительские товарищества, в которые будут входить члены различных социальных групп. Ячейкой ассоциативного строя станет фаланга (коллектив примерно из 1600 человек). Сеть фаланг принципиально независимых и самовладеющих покроет все страны. Фаланги наследуют частную собственность, сохраняют имущественное неравенство. Однако формы труда, обслуживания и воспитания таковы, что позволяет членам фаланг умножить общественное богатство до колоссальных размеров, постепенно стереть классовый антагонизм, зажить дружно и свободно.

Личная свобода каждого – первая заповедь существования фаланги. Она не допускает никакого принудительного устава. Для Фурье свобода – высшая ценность, чем равенство. Фаланги – автономные и не зависящие друг от друга социальные организации. Центральная власть и ее аппарат сохранятся в будущем обществе, не вмешиваясь во внутреннюю деятельность фаланг.

Вся производственная, бытовая и культурная жизнь членов фаланги должна регулироваться, по Ш. Фурье, механизмом человеческих страстей, которые при строе цивилизации всячески подавляются и находятся в разладе друг с другом, а при строе ассоциаций впервые образуют гармоническую, стройную и согласованную систему. Этот механизм включает двенадцать страстей: пять чувственных (вкус, осязание, зрение, слух, обоняние), четыре душевных (дружба, честолюбие, любовь, отцовство) и три «распределительных», или управляющих (страсть к интригам, страсть к разнообразию и страсть, выражающаяся в энтузиазме, воодушевлении). Решающее значение в деятельности механизма страстей Ш. Фурье придает именно последним трем, то есть «распределительным» страстям. Эту свою доктрину Ш. Фурье провозглашает единственно соответствующей «заветам природы и предугадываемым предначертанием Бога».

 

 

ВОПРОС №19

Гракх Бабё́ ф. (1760 - 1797) имя взято в честь античных Гракхов; настоящее имя — Франсуа́ Ноэ́ ль Бабёф, https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA — французский революционный коммунист-утопист, руководитель заговора «во имя равенства» (1796 г.) во время Директории. Опыт якобинской диктатуры и деятельность по распределению продовольственных ресурсов столицы привели Бабёфа к мысли о практической возможности осуществления «общества совершенного равенства», в котором на смену частной собственности должна была прийти общественная. Бабёф выдвинул смелую аграрную программу — полная ликвидация феодальных прав без выкупа, уничтожение крупной земельной собственности, распределение в долгосрочную аренду конфискованного церковного имущества вместо распродажи, раздел общинных земель и, наконец, «аграрный закон», идею которого Бабёф сформулировал ранее в книге «Постоянный кадастр» (1789). Ещё в 1785 году разработал план создания «коллективных ферм» вместо крупных земельных владений.

В «Манифесте плебеев» Бабёф планировал установить во Франции демократическую республику.

По его проекту полноправными гражданами могли быть только лица, занимающиеся физическим трудом, а лица, не выполняющие никаких общественно-полезных функций, объявлялись иностранцами. Идея свержения существующего строя путем тайных заговоров и насильственного введения коммунистического строя получила название " бабувизма".

В переходный период от буржуазного к коммунистическому обществу бабувисты (последователи Бабёфа) планировали ввести: якобинскую конституцию 1793 г.; всеобщее равенство; всеобщее вооружение народа; всеобщую обязательность труда.

Идеи бабувизма сыграли большую роль в формировании социалистических взглядов участников французских тайных революционных обществ 30–40-х гг. 19 в., активными участниками которых были О. Бланки и Дезами.

 

 

Огюст Бланки (1805–1881) — французский революционер (участник революций 1830, 1848 гг.), разработал тактику захвата власти путём восстания, такую тактику стали именовать бланкизмом.

В 1830 году Бланки с оружием в руках участвовал в восстании, недовольный установившейся новой монархией, образовал республиканское общество «Amis du peuple» («Друзья Народа»).

В 50-е годы Бланки оценивает значение тех или иных теорий с точки зрения постановки в них социальных проблем. Он вы­сказывает мысли, кощунственные для «чистого» революционера-республиканца: «Бороться за хлеб, т. е. за жизнь своих детей, еще более священная цель, чем бороться за свободу». На основании опыта 1848 г. Бланки утверждает, что даже идея революции, не наполненная социальным содержанием, уже не поднимет на борьбу ни рабочие, ни крестьянские массы, т. к. народы действуют только во имя своих интересов. «Мадзини яростно поносит материа­лизм социалистических учений, превозносящих материальные запросы, — пишет Бланки. — Но что же такое революция, если не улучшение судьбы масс»

При этом Бланки высказал идею примата политики над экономикой. Выступая на митинге перед народными клубами г. Безье в конце 1879 г., Бланки говорил: «Социальный вопрос может быть решен лишь посредством радикального разрешения вопроса политического»

Несомненно, в бланкистской политической концепции про­блема подготовки и проведения вооруженного восстания, рево­люционного переворота занимает центральное место. Он говорил: " Государство есть жандарм богатых, охраняющий их от бедных. Необходимо создать иное государство, которое было бы жандармерией бедных против богатых... Социализм немыслим без политической революции". Более того, Бланки и некоторые другие коммунисты считали, что в идеальном обществе не будет ни государства, ни права.

Итак, хорошо организованное меньшинство захватывает власть в государстве и приступает к выполнению социалистической программы. Оно концентрирует в своих руках все источники народного богатства и все средства принуждения.

Главной чертой состояния, переживаемого таким обществом, является диктатура революционного меньшинства, овладевшего властью.

ВОПРОС № 21

Теодор Дезами (1803–1850) представитель французского революционного утопического коммунизма. В 30-е гг. XIX в. входил в бланкистское общество «Времена года», а после его разгрома в 1839 г. в тайное коммунистическое общество «Рабочие уравнители». Уже в эти годы в своих работах и в журналах " L'Egalitaire", " Le Communautaire" Дезами глубокой критике подвергает буржуазный строй. Этот строй лишает людей радости и счастья. Миллионы людей влачат жалкое существование. Они «вереницей отверженных проходят… через мир, не узнав его, не имея досуга, чтобы осмотреться… не имея иной цели, кроме ожидания конца дня, для того, чтобы завтра снова начать такой же день», — цитирует он энциклопедиста Рейно; Мучения трудящихся — источник обогащения для буржуа. Они делают золото «из голода, жажды, из тепла и холода, из слез, забот и тревог, из отупения и бесстыдства, из предсмертной агонии и хрипения, наконец, из трупа пролетария! »

Дезами указывал, что только ликвидация собственности может привести к уничтожению социального зла. Дезами стремился объединить вокруг своих журналов всех сторонников борьбы «за строй общности», т. е. за коммунизм.

Дезами считал, что общество нарушает законы природы. В этом главный источник зла. «Если человеку будут даны законы, соответствующие его природе и его желанию, он перестанет быть несчастным и испорченным».

Таким всеобъемлющим законом Дезами считает принцип общности. Общность — условие гармонии, единственный путь к счастью.

Общество, построенное на таком принципе, должно основываться на обилии материальных благ. Дезами уверен, что при строе общности производство вырастет во много раз. Это будет достигнуто отменой многих ненужных профессий, ликвидацией расточительства и паразитизма, свойственных буржуазному обществу, но, главное, тем, что все люди будут трудиться. Люди, говорит Дезами, от природы не лентяи. «Нормально организованный труд является для человека одновременно потребностью и удовлетворением».

ВОПРОС №16

Основные черты утопического проекта Кабе

Этъен Кабе (1788—1856) — французский философ, публицист, глава коммунистической школы издал знаменитый в свое время социально-философский роман " Путешествие в Икарию" (1840 г.). Необходимым предварительным условием осуществления коммунизма Кабе считал развитие демократии, расчищающей дорогу для равенства. Важное значение он придавал установлению всеобщего избирательного права как предпосылке всех других реформ, особенно социальной. Кабе считал возможной и необходимой диктатуру временного правительства, если оно одобрено народом и действительно опирается на народ. Среди мер, призванных подготовить переход к коммунизму, Кабе называл отмену наследования по боковой линии, отмену права завещания, выкуп государством частных имуществ, прогрессивный налог, организацию при поддержке правительства рабочих ассоциаций, коммун, больших национальных мастерских.

Источником всех зол существующего общественного строя Кабе считает имущественное неравенство, частную собственность и денги. Именно неравенство породило богатство и нищету. Кабе ярко показывает бедствия трудящихся, вызванные таким положением. В Икарии до установления коммунистического строя «чрезмерный труд расслаблял подростка, истощал взрослого и убивал старого… Масса рабочих вырождалась, женщины теряли свою красоту и грацию вместе со здоровьем. Многие не могли даже получить работу и были в обществе людей несчастнее, чем дикари и звери в лесах». Единственное средство исцелить зло — «это уничтожение богатства и нищеты, т. е. установление равенства, общность имущества и хорошее воспитание». В то же время Кабе против революционного переустройства общества.

Революция либо будет подавлена и повлечет реакцию, пояснял Кабе, либо (в случае победы) приведет к безуспешным попыткам правительственного меньшинства силой навязать большинству коммунизм. " Когда общественное мнение примет коммунизм, его легко будет установить". " Я предпочитаю реформу», – писал Кабе,

Таким образом, Кабе верит в возможность мирного переходного периода, так как он считает, что богачи не виновны в неравенстве. Они сами жертвы общественного строя и страдают от него. «Богатые — такие же люди и наши братья, — пишет он, — как и бедные; они составляют даже значительную и прекрасную часть человечества». Их можно перевоспитывать, убедить отказаться от своего имущества.

Кабе писал, что переход к коммунизму займет от 20 до 50, даже до 100 лет, но он может быть сокращен с помощью просвещения.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 2600; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.062 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь