Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
КОММУНИСТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
ВОПРОС №19 Гракх Бабё́ ф. (1760 - 1797) имя взято в честь античных Гракхов; настоящее имя — Франсуа́ Ноэ́ ль Бабёф, https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA — французский революционный коммунист-утопист, руководитель заговора «во имя равенства» (1796 г.) во время Директории. Опыт якобинской диктатуры и деятельность по распределению продовольственных ресурсов столицы привели Бабёфа к мысли о практической возможности осуществления «общества совершенного равенства», в котором на смену частной собственности должна была прийти общественная. Бабёф выдвинул смелую аграрную программу — полная ликвидация феодальных прав без выкупа, уничтожение крупной земельной собственности, распределение в долгосрочную аренду конфискованного церковного имущества вместо распродажи, раздел общинных земель и, наконец, «аграрный закон», идею которого Бабёф сформулировал ранее в книге «Постоянный кадастр» (1789). Ещё в 1785 году разработал план создания «коллективных ферм» вместо крупных земельных владений. В «Манифесте плебеев» Бабёф планировал установить во Франции демократическую республику. По его проекту полноправными гражданами могли быть только лица, занимающиеся физическим трудом, а лица, не выполняющие никаких общественно-полезных функций, объявлялись иностранцами. Идея свержения существующего строя путем тайных заговоров и насильственного введения коммунистического строя получила название " бабувизма". В переходный период от буржуазного к коммунистическому обществу бабувисты (последователи Бабёфа) планировали ввести: якобинскую конституцию 1793 г.; всеобщее равенство; всеобщее вооружение народа; всеобщую обязательность труда. Идеи бабувизма сыграли большую роль в формировании социалистических взглядов участников французских тайных революционных обществ 30–40-х гг. 19 в., активными участниками которых были О. Бланки и Дезами.
Огюст Бланки (1805–1881) — французский революционер (участник революций 1830, 1848 гг.), разработал тактику захвата власти путём восстания, такую тактику стали именовать бланкизмом. В 1830 году Бланки с оружием в руках участвовал в восстании, недовольный установившейся новой монархией, образовал республиканское общество «Amis du peuple» («Друзья Народа»). В 50-е годы Бланки оценивает значение тех или иных теорий с точки зрения постановки в них социальных проблем. Он высказывает мысли, кощунственные для «чистого» революционера-республиканца: «Бороться за хлеб, т. е. за жизнь своих детей, еще более священная цель, чем бороться за свободу». На основании опыта 1848 г. Бланки утверждает, что даже идея революции, не наполненная социальным содержанием, уже не поднимет на борьбу ни рабочие, ни крестьянские массы, т. к. народы действуют только во имя своих интересов. «Мадзини яростно поносит материализм социалистических учений, превозносящих материальные запросы, — пишет Бланки. — Но что же такое революция, если не улучшение судьбы масс» При этом Бланки высказал идею примата политики над экономикой. Выступая на митинге перед народными клубами г. Безье в конце 1879 г., Бланки говорил: «Социальный вопрос может быть решен лишь посредством радикального разрешения вопроса политического» Несомненно, в бланкистской политической концепции проблема подготовки и проведения вооруженного восстания, революционного переворота занимает центральное место. Он говорил: " Государство есть жандарм богатых, охраняющий их от бедных. Необходимо создать иное государство, которое было бы жандармерией бедных против богатых... Социализм немыслим без политической революции". Более того, Бланки и некоторые другие коммунисты считали, что в идеальном обществе не будет ни государства, ни права. Итак, хорошо организованное меньшинство захватывает власть в государстве и приступает к выполнению социалистической программы. Оно концентрирует в своих руках все источники народного богатства и все средства принуждения. Главной чертой состояния, переживаемого таким обществом, является диктатура революционного меньшинства, овладевшего властью. СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕИ И РЕВОЛЮЦИИ 1848-1849 годов. ВОПРОС № 21 Теодор Дезами (1803–1850) представитель французского революционного утопического коммунизма. В 30-е гг. XIX в. входил в бланкистское общество «Времена года», а после его разгрома в 1839 г. в тайное коммунистическое общество «Рабочие уравнители». Уже в эти годы в своих работах и в журналах " L'Egalitaire", " Le Communautaire" Дезами глубокой критике подвергает буржуазный строй. Этот строй лишает людей радости и счастья. Миллионы людей влачат жалкое существование. Они «вереницей отверженных проходят… через мир, не узнав его, не имея досуга, чтобы осмотреться… не имея иной цели, кроме ожидания конца дня, для того, чтобы завтра снова начать такой же день», — цитирует он энциклопедиста Рейно; Мучения трудящихся — источник обогащения для буржуа. Они делают золото «из голода, жажды, из тепла и холода, из слез, забот и тревог, из отупения и бесстыдства, из предсмертной агонии и хрипения, наконец, из трупа пролетария! » Дезами указывал, что только ликвидация собственности может привести к уничтожению социального зла. Дезами стремился объединить вокруг своих журналов всех сторонников борьбы «за строй общности», т. е. за коммунизм. Дезами считал, что общество нарушает законы природы. В этом главный источник зла. «Если человеку будут даны законы, соответствующие его природе и его желанию, он перестанет быть несчастным и испорченным». Таким всеобъемлющим законом Дезами считает принцип общности. Общность — условие гармонии, единственный путь к счастью. Общество, построенное на таком принципе, должно основываться на обилии материальных благ. Дезами уверен, что при строе общности производство вырастет во много раз. Это будет достигнуто отменой многих ненужных профессий, ликвидацией расточительства и паразитизма, свойственных буржуазному обществу, но, главное, тем, что все люди будут трудиться. Люди, говорит Дезами, от природы не лентяи. «Нормально организованный труд является для человека одновременно потребностью и удовлетворением». Поэтому Дезами писал, что при коммунизме отпадет надобность в принуждении, поскольку все отношения и действия людей будут основаны на внутреннем влечении (как у пчел, муравьев, бобров и др.). Особое внимание Дезами уделяет коммунам. Они небольшие, примерно по десять тысяч человек. Дезами — противник концентрации людей в крупных городах. Коммуна «будет представлять все преимущества города и сельской местности» Строй общности откроет перед человечеством путь беспрерывного прогресса, освободит его навсегда от революций и войн. В книге " Кодекс общности" (1842—1843 гг.) и в ряде статей в журналах выступал против всеобщего избирательного права и парламентской борьбы, называя их буржуазным обманом. Он обосновывал необходимость пролетарской революции и диктаторского правительства на период перехода к коммунизму. Дезами был замечательным представителем материалистического коммунизма. Сначала личный друг и сотрудник Кабе, затем его самый ожесточённый противник. В противность Кабе, он не верит в силу любви и полагает, что хорошего экономического устройства достаточно, чтобы разумно регулировать человеческий эгоизм.
ВОПРОС №16 Основные черты утопического проекта Кабе Этъен Кабе (1788—1856) — французский философ, публицист, глава коммунистической школы — издал знаменитый в свое время социально-философский роман " Путешествие в Икарию" (1840 г.). Необходимым предварительным условием осуществления коммунизма Кабе считал развитие демократии, расчищающей дорогу для равенства. Важное значение он придавал установлению всеобщего избирательного права как предпосылке всех других реформ, особенно социальной. Кабе считал возможной и необходимой диктатуру временного правительства, если оно одобрено народом и действительно опирается на народ. Среди мер, призванных подготовить переход к коммунизму, Кабе называл отмену наследования по боковой линии, отмену права завещания, выкуп государством частных имуществ, прогрессивный налог, организацию при поддержке правительства рабочих ассоциаций, коммун, больших национальных мастерских. Источником всех зол существующего общественного строя Кабе считает имущественное неравенство, частную собственность и денги. Именно неравенство породило богатство и нищету. Кабе ярко показывает бедствия трудящихся, вызванные таким положением. В Икарии до установления коммунистического строя «чрезмерный труд расслаблял подростка, истощал взрослого и убивал старого… Масса рабочих вырождалась, женщины теряли свою красоту и грацию вместе со здоровьем. Многие не могли даже получить работу и были в обществе людей несчастнее, чем дикари и звери в лесах». Единственное средство исцелить зло — «это уничтожение богатства и нищеты, т. е. установление равенства, общность имущества и хорошее воспитание». В то же время Кабе против революционного переустройства общества. Революция либо будет подавлена и повлечет реакцию, пояснял Кабе, либо (в случае победы) приведет к безуспешным попыткам правительственного меньшинства силой навязать большинству коммунизм. " Когда общественное мнение примет коммунизм, его легко будет установить". " Я предпочитаю реформу», – писал Кабе, Таким образом, Кабе верит в возможность мирного переходного периода, так как он считает, что богачи не виновны в неравенстве. Они сами жертвы общественного строя и страдают от него. «Богатые — такие же люди и наши братья, — пишет он, — как и бедные; они составляют даже значительную и прекрасную часть человечества». Их можно перевоспитывать, убедить отказаться от своего имущества. Кабе писал, что переход к коммунизму займет от 20 до 50, даже до 100 лет, но он может быть сокращен с помощью просвещения. Однако икарийский коммунизм близок к тоталитаризму: твердо определен распорядок труда, все живут в одинаковых домах с одинаковой мебелью. В Икарии " нет решительно ничего во всем, касающемся пищи, что не было бы урегулировано законом. Именно он дозволяет и разрешает любой вид пищи". Каждая семья имеет поваренную книгу, определяющую, какие продукты и каким способом нужно готовить, сколько раз в день, в какие часы, в какой последовательности приготовленные продукты надо съедать; эта книга, имеющая силу закона, составлена комитетом ученых, назначенных народным представительством. То же относится к одежде. Кабе пропагандировал лишь мирные средства борьбы и даже вел очень резкую полемику против революционного коммунизма, власти продолжали преследовать и его, и его движение. Кабе решил покинуть Францию, чтобы в другом месте найти обетованную землю и там построить коммунистическое общество. «Уйдем в Икарию», — бросает он клич весной 1847 г. Этот призыв нашел отклик среди его сторонников. На средства будущих икарийцев была куплена земля в США. В начале февраля 1848 г. первая партия переселенцев, одетых в одинаковую, скромную, как бы форменную одежду, отправилась за океан. Так накануне февральской революции Кабе отвлек часть трудящихся от революционных боев. Революция в свою очередь отвлекла многих сторонников Кабе от утопических поисков счастья на чужбине и втянула в реальную борьбу на родине. Кабе удалось отправить еще несколько небольших групп в «Икарию», как была названа основанная в США колония. Туда же поехал в конце 1848 г. и сам Кабе. Колонисты натолкнулись на большие трудности, вызванные отчасти неопытностью Кабе в хозяйственных делах и его крутым нравом как руководителя, но главным образом утопичностью самой затеи построить коммунистическую ячейку в буржуазной среде. Начались раздоры, произошел раскол. В 1856 г. Кабе, переживший полное крушение своих надежд, скончался от разрыва сердца как раз тогда, когда он пытался организовать новую колонию.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 963; Нарушение авторского права страницы