Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Кафедра этнографии и народного декоративно-прикладного творчестваСтр 1 из 9Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Краснодарский государственный университет культуры и искусств» АКАДЕМИЯ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ Кафедра этнографии и народного декоративно-прикладного творчества БАГЛАЙ В.Е. Теория и история народной художественной культуры Учебно-методические рекомендации для изучения дисциплины и подготовки к государственному экзамену (направление подготовки 071500 «народная художественная культура») (издание третье дополненное)
Красоты в пустыне нет. Красота в душе араба! М.Горький
КРАСНОДАР 2014
Работа выполнена на кафедре этнографии и народного декоративно-прикладного творчества Краснодарского государственного университета культуры и искусств
Рекомендована к изданию Учебно-методическим советом и Ученым Советом КГУКИ
Рецензенты: доктор философских наук, профессор Лях В.И. доктор педагогических наук, профессор Вакуленко Е.Г. доктор культурологии, профессор Саяпина И.А.
Текст публикуется в авторской редакции. Издание третье
Методические рекомендации предназначены для студентов направления подготовки 071500 «Народная художественная культура». Они имеют целью способствовать наиболее полному изучению курса «Теория и история народной художественной культуры», а также эффективной и подготовке к государственному экзамену. В методическом пособии внимание акцентируется на наиболее важных или дискуссионных проблемах теории и истории народной художественной культуры. В качестве основных учебно-методических и теоретических изданий здесь использованы работы (в порядке хронологической последовательности изданий): Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М, 1981; Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983; Гусев В.Е. Русская народная художественная культура. Теоретические очерки. СПб., 1993; Каргин А.С. Народная художественная культура. Учеб.пособие для вузов. М.. 1997; Михайлова Л.И. Социодинамика народной художественной культуры: детерминанты, тенденции, закономерности. М.. 1999. Народная культура в современных условиях: Учеб. пособие. Мин. культуры РФ. М., 2000; Народная художественная культура. Учеб. пособие М., МГУКИ, 2002. Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар, 2003; Чурсина В.И. Народная культура славян Кубани. Краснодар, 2005; Баглай В.Е. Этническая хореография народов мира. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 2007 издательство «Феникс», 2007; Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество. Теория, история, практика. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 2007; Гангур Н.А. Материальная культура кубанского казачества. Краснодар, издательство «Традиция», т.1-2, 2009. Бондарь, Н.И., Жиганова, С.А. Фольклор и этнография Кубани. Краснодар, издательство «Традиция», 2009 г.; Щербина Ю.Г. Традиционный костюм. Научно-методическое пособие. Вып 1 / 2009. Женский костюм. Краснодар, 2009; Фольклор малых социальных групп. Традиции и современность. Сборник статей. М.: ГРЦРФ, 2008. - http: //www.centrfolk.ru/edition/publication_online/publication_collection/504/ Интернет и фольклор. Сборник научных статей. М.: ГРЦРФ, 2009. - http: //www.centrfolk.ru/edition/books/scientific_articles/452/
Основные дидактические единицы [1] Актуальные задачи сохранения и развития традиций народной художественной культуры в современных условиях. Теоретические основы народной художественной культуры. Сущность, структура и функции народной художественной культуры. Народная художественная культура как воплощение духовно-нравственных ценностей и идеалов этноса, национального характера, «национальных образов мира» (Г.Гачев и др.) и «архетипов коллективного бессознательного» (К.-Г.Юнг). Понятие «этногенез» (Л.Гумилев). Теория этногенеза как одна из основ теории народной художественной культуры. Семиотические основы изучения народной художественной культуры (в русле научного наследия Ю.Лотмана). Художественно-эстетические аспекты изучения народной художественной культуры (в контексте трудов Д.С.Лихачева). Роль и место народного художественного творчества в структуре народной художественной культуры. Понятие о видах, жанрах и формах народного художественного творчества, их общая характеристика. Соотношение понятий «народное художественное творчество», «фольклор», «любительское (самодеятельное) художественное творчество». Традиционные русские народные праздники и обряды (календарные и семейно-бытовые). Понятие «народный календарь». Традиции празднования на Руси Зимних Святок, Масленицы, Пасхи, Троицы, Ивана Купалы и других календарных народных праздников. Художественные элементы традиционных календарных праздников (календарные песни, наигрыши, хороводы, народный театр декоративно-прикладное творчество и др.). Семейно-бытовые праздники и обряды (родины, свадьба, и др.) на Руси, их художественных элементы. Историческая динамика народной художественной культуры: от Древней Руси к современной России.Древнеславянские истоки русской народной художественной культуры. Влияние христианства на содержание и формы бытования народной художественной культуры в Древней Руси. Роль реформ Петра I в развитии народной художественной культуры. Русский фольклор и любительское (самодеятельное) художественное творчество в России в XIX в.в. Многообразие и самобытность традиций художественных культур народов России. Понятие о региональных особенностях народного художественного творчества, празднично-обрядовой и семейно-бытовой художественной культуры. Тенденции развития традиций народной художественной культуры в XXI в.
О Г Л А В Л Е Н И Е Раздел 1. Теоретические основы народной художественной культуры. Основные принципы и теории анализа народной художественной культуры......................... Тема 1. Предмет дисциплины «теория и история народной художественной культуры», методы и функции дисциплины……………………………………………………………………… Тема 2. Основные принципы анализа понятия «народная художественная культура»….. Тема 3. Признаки и содержание народной художественной культуры………………….. Тема 4. Народ как субъект народной художественной культуры …………………………. Тема 5. Понятие традиции и ее роль в сохранении и развитии народной художественной культуры…………………………………………………………………….. Тема 6. Специфика передачи традиций в народной культуре: механизм устной передачи в прошлом и настоящем………………………………………………………………………….. Тема 7. Понятие культурного стереотипа и его роль в народной художественной культуре……………………………………………………………………………………….. Тема 8. Понятие архетип и его роль в народной художественной культуре………………. Тема 9. Семиотические аспекты исследования народной художественной культуры: народная художественная культура как текст……….............................................................. Тема 10. Понятия «импровизация», «вариант», «инвариант» в народной художественной культуре…………………………………………………………………………………………. Тема 11. Проблемы народной художественной культуры в трудах отечественных и зарубежных авторов………………………………………………………………………..... Тема 12. Русская народная художественная культура в идеологической системе советского периода. Сущность классового подхода в определении понятия «народная художественная культура»……………………………………………………………………… Тема 13. Понятия«народное художественное сознание» и «народное художественное творчество»………………………………………………………………………………………… Тема 14. Духовные истоки русской народной художественной культуры: дохристианские традиции ………………………………………………………………………………………… Тема 15. Становление современной русской народной художественной культуры. Роль межэтнических контактов………………………………………………………………………… Тема 16. Древнеславянская и древнерусская культуры: соотношение и содержание понятий.. Тема 17. Отражение представлений о времени в русской народной художественной культуре. Циклический тип календаря………………………………………………………… Тема 18. Отражение представлений о времени в русской народной художественной культуре. Линейный тип календаря ……………………………………………………………………………. Тема 19. Отражение представлений о пространстве в русской народной художественной культуры. Образ «мирового древа» …………………………………………………………………. Тема 20. Система бинарных оппозиций в древнеславянской мифологии и народном сознании. Уровни древней восточнославянской мифологической системе………………. Тема 21. Принятие христианства и его последствия в истории русской народной художественной культуры. Языческие традиции в русской народной художественной культуре…………………………………………………………………………………………. Тема 22. Элементы генетического архетипического кода в русской народной художественной культуры: декоративно-прикладное искусство…………………………………………………….. Тема 23. Элементы генетического архетипического кода в русской народной художественной культуры: народная обрядность, устное народное творчество………… Тема 24. Морфология (структура) народной художественной культуры ……………………….. Тема 25. Отражение народной художественной культуры в трудовой деятельности: непосредственная связь с трудовой жизнью……………………………………………………….. Тема 26. Отражение народной художественной культуры в трудовой деятельности: опосредованная связь с трудовой жизнью…………………………………………………………. Тема 27. Русская народная художественная культура и социальная жизнь народа…………….. Тема 28. Структура народного декоративно-прикладного искусства как части народной художественной культуры…………………………………………………………………………. Тема 29. Фольклор как часть народной художественной культуры: основные структурообразующие элементы ………………………………………………………………. Тема 30. Структура фольклора как части народной художественной культуры: эпический жанр……………………………………………………………………………………………… Тема 31. Структура фольклора как части народной художественной культуры: лирический жанр…………………………………………………………………………………………….. Тема 32. Структура фольклора как части народной художественной культуры: драматический жанр и его отражение в фольклорном театре….…………………………. Тема 33. Этническая хореография как часть народной художественной культуры: происхождение и связь с другими формами культуры…………………………………………………………….. Тема 34. Основные элементы народного танца как части народной художественной культуры…. Тема 35. Взаимодействие фольклора и народного декоративно-прикладного искусства как двух форм русского народного искусства……………………………………………………………. Тема 36. Функции народной художественной культуры: общая характеристика……………… Тема 37. Функции народной художественной культуры: классификация функций…………. Тема 38. Эволюция функций русской народной художественной культуры в процессе исторического развития общества: досоветский период……………………………….. Тема 39. Функции народной художественной культуры в советский и постсоветский (современный) периоды…………………………………………………………………………………………………… Тема 40. Народная художественная культура и массовая культура………………………. Раздел 2. Историческая динамика народной художественной культуры. ………………………… Тема 41. Мультикультурализм и проблемы народной художественной культуры в современных условиях……………………………………………………………………….. Тема 42. Социодинамика русской народной художественной культуры: основные источники исследования и этапы развития народной художественной культуры……………………… Тема 43. Социодинамика русской народной художественной культуры: основные направления и формы развития. …………………………………………………………………. Тема 44. Социальная структура русской народной художественной культуры (исторический аспект): средневековье и новое время………………………………… Тема 45. Социальная структура русской народной художественной культуры (исторический аспект): новейшее время………………………………………………………………………. Тема 46. Социальная структура русской народной художественной культуры: формировании и роль субэтнических типов народной художественной культуры ……………………………... Тема 47. Региональные особенности русской народной художественной культуры: культура кубанского казачества как подтип южнорусской народной художественной культуры….. Тема 48. Изучение народной культуры казачества в исследованиях ученых Кубани………….. Тема 49. Структура народной художественной культуры в современных условиях: общая характеристика…………………………………………………………………………………. Тема 50. Структура народной художественной культуры в современных условиях: соотношение понятий «народное художественное творчество», «художественная самодеятельность, «любительское искусство»……………………………………………. Тема 51. Традиционная народная культура в современной социокультурной ситуации, проблемы фольклоризма в культуре………………………………………………………… Тема 52. Пути и способы сохранения народной художественной культуры в современных условиях: активная форма. …………………………………………………………………… Тема 53. Пути и способы сохранения народной художественной культуры в современных условиях: пассивная форма……………………………………………………………………. Тема 54. Структура современной русской народной художественной культуры в оценке ученых…………………………………………………………………………………………….. Тема 55. Современные формы бытового творчества и их связь с традиционной народной художественной культурой. ………………………………………………………………….. Тема 56. Постфольклор, «примитив» («наивное искусство»), «третья культура», «промежуточная культура: сущность понятий и специфика связей с народной художественной культурой……… Тема 57. Народная художественная культура, промежуточная и массовая культуры постсоветской России (конец XX- начало XXI в.в.)………………………………………….. Тема 58. Предметно-материальный мир традиционной народной культуры как национальное художественное достояние России. …………………………………………. Тема 59. Народное декоративно-прикладное искусство России в современных условиях: роль художественных промыслов, народных мастеров . …………………………………….. Тема 60. Профессиональное искусство и русское народное художественное творчество, их взаимодействие и историческая динамика…………………………………………………………. Тема 61. Кризисные явления в современной русской народной художественной культуре: общая оценка …………………………………………………………………………………….. Тема 62. Кризисные явления в народной художественной культуре: декоративно-прикладное искусство……………………………………………………………………………. Тема 63. Актуальные задачи сохранения и развития традиций народной художественной культуры в современных условиях и роль государственных органов…………………………………………………
Раздел 1. Теоретические основы народной художественной культуры. Основные принципы и теории анализа народной художественной культуры. Тема 1. Предмет дисциплины «теория и история народной художественной культуры», методы и функции дисциплины Для ответа на вопросы данной темы важно раскрыть понятие «культура»; Культура (от лат.cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности, поэтому ее изучают разные науки. Культура - это человеческая деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура — это реальность, созданная человеком в процессе его отношения к природе, обществу (другому человеку). Народная культура представляет собой самостоятельное историческое явление, несет в своем содержании собственное видение мира, способы его знаково-символического воплощения в разных формах фольклора или в близких к нему направлениях культурной практики, реализуемой вне профессиональной художественной сферы. Для раскрытия понятий «народная культура» и «народная художественная культура» следует исходить из научного представления о понятиях: · «народ» в его соотношении с понятием «этнос», а также «народность», «нация» · «народная культура», «этническая культура», «национальная культура» (сходство и различие между ними); при этом важно иметь в виду, что при переходе от этнической к национальной культуре, происходит ее приспособление, адаптация к новым требованиям. · представление о прекрасном как основа художественной культуры; · народное представление о прекрасном как основа народной художественной культуры; · понятие о художественных субкультурах (возрастных, религиозных, сословных, этнических и др.) и их отношение к народной художественной культуры; В современной науке также используется понятие «фольклор» (от англ.folklore – в значении «народная мудрость», «предание», «традиция»). Традиционная народная культура прошлого (так называемый, классический фольклор) универсальна. Она определяет и нормирует все аспекты жизнедеятельности общины: · уклад жизни, формы хозяйственной деятельности, характер жилища, одежды, питания, · обычаи, обряды, регулирование социальных взаимоотношений членов сообщества, тип семьи, воспитание детей, · освоение окружающего пространства, отношения с природой, миром, верования, поверья, знания, язык. · совокупность художественных ценностей того или иного народа, а также форм и способов их создания, сохранения, распространения, бытования в народной среде; · совокупность художественных ценностей того или иного народа, а также форм и способов их создания, сохранения, распространения, бытования в народной среде; Народная художественная культура – это процесс творчества, а также его результат, система представлений этноса (народа) о прекрасном и своем отношении к нему в процессе трудовой деятельности, жизнедеятельности вообще. Дисциплина «теория и история народной художественной культуры» изучает историю формирования народной художественной культуры, ее изменения в процессе исторического развития, роль в общественной жизни, ее взаимосвязь и взаимодействие с историей этноса и общества Как и всякая наука, она опирается на общую методологию (в данном случае, на теории о народной культуре, которые были и есть в настоящее время), а также специальные методы получения информации о ней и ее изучения (у каждого вида народной художественной культуры свои методы). В настоящее время очень перспективной является опора на междисциплинарные исследования (на стыке разных гуманитарных наук). В таких перекрестных исследованиях и подходах формируются научный аппарат, который можно использовать и при изучении народной художественной культуры. Функции дисциплины (роль в науке и жизни общества): · научно-теоретическая; · политическая; · идеологическая; · воспитательная · образовательная и др. «Теория и история народной художественной культуры» как наука и дисциплина является новой в системе гуманитарных знаний, поэтому требует дальнейшего наполнения своего содержания Тема 50. Структура народной художественной культуры в современных условиях: соотношение понятий «народное художественное творчество», «художественная самодеятельность, «любительское искусство», «постфольклор» («второй фольклор»), «третье искусство». Применяя два критерия (коллективность и традиционность, как самые существенные признаки народной художественной культуры), можно утверждать, что структура народной художественно культуры существенно трансформировалась. Поэтому важно, во избежание недоразумений, не отождествлять следующие понятия: · «народное творчество»; · «художественная самодеятельность» («любительское самодеятельное художественное творчество»); В научной литературе, публицистической печати ведутся дискуссии относительно понятия «народное художественное творчество», «художественная самодеятельность», «любительское искусство», «фольклор» и др.. Так, некоторые исследователи полагают, что в отличие от народного искусства с его живым началом коллективного опыта, «любительское (самодеятельное) творчество» идет от личности автора, индивида или от поверхностного знания традиции. Оно было и в дореволюционный период в виде любительства как формы досуга. Народное искусство проявляет свою индивидуальность через богатство вариаций и импровизаций. Важно увидеть опасность в тенденции растворения народного искусства в любительском (самодеятельном) творчестве. «Любительское (самодеятельное) художественное творчество» - это подражание народному искусству более или менее искусное. Отождествление «народного искусства» с «массовым искусством», «самодеятельным искусством», выдавая последнее за «современное народное искусство» (или «современную народную культуру») неверно. Еще в 60-е годы XX в. отечественный исследователь народной культуры, фольклора Б.Н.Путилов отмечал, что художественная самодеятельность не представляет собой какой-то специфической и новой формы народного искусства, она свободна от школы традиций местной культуры. Его разработчиками самодеятельное творчество утверждалось как современное «социалистическое» (как синоним «народного»), альтернативное традиционному народному искусству как прошлому. Причины подобных подходов: · в результате исторических и политических процессов, в СССР, согласно оценкам идеологии того времени сложилась новая историческая общность «советский народ», а государство было провозглашено общенародным; · так как социально-классовых различий не было, то и социальные, и культурные различия в таком обществе (например, субкультурные, этнонациональные) часто замалчивались в очень малой степени определялись наличием в них каких-либо субкультур и даже этнонациональных традиций; · общество стало гомогенным (однородным), национальное начало в культуре СССР допускалось лишь по форме, т.е. в качестве внешнего декоративного элемента. В наши дни в связи с социальным расслоением на первый план, вышла практика приобщения разных групп населения к определенным культурно-идеологическим стандартам, художественным образцам, выдвинутым в качестве эталона и для тех, кто культуру создает (мастеров культуры), и для тех, кого нужно приобщать, вовлекать, воспитывать на этих образцах (народ в смысле «население»). В связи с этим, в частности, исключительное место в культурной и политической жизни страны по-прежнему занимает художественная самодеятельность подражательного плана, именуемая одновременно и «вторым эшелоном искусства», следующим за первым, - профессионалами и «народным творчеством». МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Краснодарский государственный университет культуры и искусств» АКАДЕМИЯ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ Кафедра этнографии и народного декоративно-прикладного творчества БАГЛАЙ В.Е. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1725; Нарушение авторского права страницы