Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 12. Русская народная художественная культура в идеологической системе советского периода. Сущность классового подхода в определении понятия «народная художественная культура».
Для современного понимания сущности народной художественной культуры необходимо преодоление положений, ныне утративших свою актуальность. Прежде всего, это, так называемый, классовый подход, который означает оценку народного искусства как исключительно искусствокрестьянства. Именно поэтому оно, как связанное с дореволюционным прошлым России, подвергалось гонениям в раннее советское время. Важно также обратить внимание на то, что долгое время в отечественной, особенно советской науке и искусствоведении, народное искусство рассматривалось как результат деятельности трудящихся масс. Это положение представляет собой вариант так называемого «социологического подхода» к сущности народного искусства. Оно хотя и позволяло преодолеть ограниченность первого положения, но тоже не объясняло общенациональный характер народного искусства. Действительно, если исходить только из этого положения, то неизбежно происходит подмена подлинных ценностей народного искусства предметами и проявлениями профанации народного искусства, предметами массовой культуры. Делались даже попытки ввести определение «поп-народное искусство». И таким образом, «народное» в этом случае употребляется как «массовое искусство». На самом деле подлинное народное искусство, даже меняя социальную принадлежность носителей народных традиций, не только не исчезает, но и развивается далее. Еще более очевиден классовый подход в теории «двух культур», основывающейся на марксистской концепции В.И.Ленина двух культур – буржуазной и пролетарской (то есть, «трудящихся масс»). На самом деле, «народность» традиционной культуры заключается не в том, кто его производит (крестьяне или безликие «трудящиеся массы»). Она в его духовной сущности. Хотя народное искусство в своей сердцевине является крестьянским, поскольку изначально сформировалось в средневековье, в эпоху феодализма, оно отражает также национальную специфику, поскольку может отражать и эстетические, духовно-нравственные чувства отдельных представителей социальной верхушки общества (вспомним знаменитую сцену из романа Л. Толстого «Война и мир», описывающую исполнение народного танца Наташей Ростовой). Для советского периода характерен еще один подход и связан он с теорией культуры развитого социализма. В ней «народное искусство» подменялось понятием «самодеятельность» и сводилось к «народной художественной самодеятельности». Так как народное искусство подменялось самодеятельностью, то искусство, как таковое, даже не было представлено в советской бюрократической системе управления культурой, и в Министерстве культуры не было отдела народного искусства, но имелась служба, связанная с выслеживанием функционирования художественной самодеятельности. С конца 80-х годов прошлого века (в период так называемой «перестройки») там же появился «Центр самодеятельного творчества», теперь именуемый «Государственный Республиканский Центр русского фольклора». В выпускаемом под эгидой этого Центра единственном в стране журнале, посвященному народному творчеству («Народное творчество»), также проповедуется идея народной художественной культуры как «самодеятельного творчества». При таком подходе в науке народное художественное творчество исчезает как род искусства. Ксчастью, с лета 2013 г. в Министерстве культуры РФ появилось самостоятельное подразделение, курирующее народное творчество и народную художественную культуру в том числе. Тема 13. Понятия «народное художественное сознание» и «народное художественное творчество». В народной художественной культуре отражается народное художественное сознание. Народное художественное сознание является отдельным объектом научного исследования в следующих науках., теориях и концепциях, таких как: · философский анализ (Н.Бердяев. Г.Шпет, П.Флоренский и др.) · этнопсихологический анализ (национально-культурные стереотипы в теории К.Юнга, основанной на понятиях «этнокультурные стереотипы» (то есть, стандартизированный образ, представление об этнической культуре того или иного народа), «национальное самосознание» и «национальная самоидентификация» и др. теории. На основе опыта исследования сущности народного художественного сознания следует сформулировать современные подходы к анализу народного художественного сознания по следующим параметрам: · народное художественное сознание - один из видов массового сознания; · народное художественное сознание - компонент менталитета нации; · народное художественное сознания связано с народными верованиями, народным мировоззрением; · на народное художественное сознание оказывает влияние традиционный уклад народной жизни (влияние социальных факторов); · в народном художественном сознании имеет место взаимосвязь личностного, субкультурного (то есть, свойственного отдельной определенной группе) и массового уровней. Следует обратить внимание на воздействие внешних факторов на народное художественное сознание в современных условиях, при этом важно учитывать следующее: · педагогические механизмы воздействия на народное художественное сознание; · противоречивый характер влияния коммуникативно-информационных факторов на современное народное художественное сознание. Подобный философский и культурологический анализ феномена народного художественного сознания необходим для того, чтобы понять глубинные истоки и механизмы функционирования народной культуры. Словосочетание «народное художественное творчество» в научной литературе появилось сравнительно недавно как собирательное понятие и используется для обозначения художественной деятельности народа. При этом оно употребляется скорее для характеристики социального явления, форм проявления художественной активности, чем самого процесса творческой деятельности. «Народное художественное творчество» – это не то же, что «народное искусство». Верное определение их сущности необычайно важно. Так, в современной отечественной науке существует утверждение, что «народное творчество» нужно характеризовать, используя такой критерий как «производственная основа создания конечного продукта». В соответствии с ним, «народное творчество» - это: · процесс создания изделий; · предметы народного творчества как отражение этой деятельности. Для формирования современных подходов и оценок народного художественного творчества, важно учитывать следующее: · народная художественная культура есть воплощение характерных особенностей художественного сознания того или иного народа (этноса); · народная художественная культура есть коллективная деятельность народа (этноса) по созданию или исполнению произведений искусства. Главная составляющая понятия «народное художественное творчество» отражает процесс - движение от традиции к новации, результатом которого является не только конкретные варианты произведений народного искусства, но и новые типы народной культуры. При анализе роли и места народного художественного творчества в структуре народной художественной культуры, важно подчеркнуть, деятельностный аспект этого явления: народная художественная культура должна быть не памятником, но живым творчеством народа. Таким образом, любой народ является носителем определенного художественного сознания. Оно формируется постепенно в процессе этногенеза (то есть, исторического и культурного развития) как народа в целом, так и отдельному его представителю. Народное художественное сознание «руководит» не только творчеством народа, его мастеров, носителей традиции, но и способствует адекватному восприятию результатов творчества в виде произведений искусства. Именно поэтому любому человека ближе то народное творчество, в котором он воспитан или живет, а для восприятия другой этнической культуры нужно иметь дополнительные знания.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1795; Нарушение авторского права страницы