Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 34. Основные элементы народного танца как части народной художественной культуры
В рамках теории народной художественной культуры танец относится к акциональным (action- действие, движение) формам фольклора. Танец существует только в момент исполнения и затем остается только в памяти зрителей. Его также называют нефиксированной формой народной художественной культуры. Основные составляющие танца: · движения, жесты, мимика, положения тела, соответствующие тому образу, который он представляет; · специальные одежды, маски, ритуальная окраска (если требуется), другая атрибутика; · аккомпанемент определялся исторически: сначала топот, хлопанье в ладоши, игра на простейших музыкальных инструментах (барабаны, дудки, свирели и т.п.); в некоторых танцах используются бытовые предметы (чаша, платок, пляпа и др.). Танцу присущи черты, характерные фольклору, народной художественной культуре в целом: · коллективность – хотя первоначальное авторство танца очевидно, но народ отбирал те его характеристики, которые посчитал важными; · народность – его создал и сохранил народ (в противоположность, например, салонному танцу); · вариантность – способность танца существовать в разных вариантах у одного и того же этноса; · инвариантные признаки – хотя есть разные варианты, но в них сохраняется то, что отличает национальный танец (русский, шотландский и т.п. танец вообще) · этничность – отражение типичного национального начала – воинский дух, доблесть, гордость, патриотичность и т.п.: казачьи пляски, грузинские «хоруми», «берикаоба» и др.; · импровизационность – свобода импровизации для одного и того же образа с помощью разных выразительных средств; · реализация определенного сенсотипа личности, то способа создания и восприятия танца (например, африканский называют музыкально-хореографический, а европейский – визуально-куммуникативный; первый основан на зрительном восприятии, а во втором вхождение в этнохореографию опосредовано письменной культурой и языком).
Функции этнического танца (реализуются в конкретно-исторических условиях): · социальная; · эстетическая; · культовая; · рекреационная; · развлекательная и др. В танце окружающий мир и его связи отражаются по-разному – с помощью драматического действа или условно (знаковая природа народного танца). Для успешного овладения танцевальным мастерством необходимо: · усвоить язык, позы, жесты, имеющие в каждом этнотанце свою семантику (значение); · понимать содержание определенных возгласов, пантомимическую игру; · важно знать соотношение темпа, ритма, пространства, рисунка, композицию танца; · движения и жесты танца имеют условный характер: а. принадлежащие к одной этнической культуре понимают его семиотическую, то есть знаковую природу (например, в русской культуре женская красота воплощается через образ березы, лебедя, а мужчины в зависимости от характера образа – сокол, орел, петух, медведь и т.п.); б. принадлежащие к сходной культуре, но к разным этносам также могут понять семиотику ряда танцев (например, образ всадника будет понятен всем, кто знаком с лошадью) в. в разных культурах один и тот же символ может иметь одно и то же значение (например, круг как универсальная древняя форма танца) является знаком солнца (русские круговые танцы, ритуальное кружение суфиев в Турции и многие другие); · танцы с подскакиванием у славян (в соответствии с принципом магии «подобное вызывает подобное», чем выше прыжки, тем выше будут расти полезные растения); · несмотря на различия, сходные географические условия порождают сходные способы создания образов в этнотанцах разных стран (например, танец орла);
Этнохореография использует разные принципы классификации танцев: · обрядовые, бытовые, сюжетные и бессюжетные, индивидуальные, парные, коллективные; · кроме того – это мужские, женские, смешанные и др.
Таким образом, народный танец, как мелодическое и ритмическое выражение человеческого тела, раскрывает характер народа, его мысли и чувства о мире.
Тема 35. Взаимодействие фольклора и народного декоративно-прикладного искусства как двух форм русского народного искусства. Вопросы сравнительного изучения декоративно-прикладного искусства и фольклора предприняты в исследованиях П.Г. Богатырева, В.Е. Гусева, И.Я.Фадеевой и др. Эти и другие работы позволяют выяснить общие закономерности функционирования народной художественной культуры как целостной системы. Народное декоративно-прикладное искусство, наряду с природой, является своего рода естественной, предметно-эстетизированной средой бытования фольклора. Существование народного декоративно-прикладного искусства, как правило, было немыслимо, вне этой среды, которая представлена следующим: · село (деревня), как определенный строительный художественный комплекс (площадь с храмом, воздвигнутым народными мастерами); · город (городская улица и площади во время, например, Масленицы); · крестьянская изба с типичным убранством; · дом городского ремесленника. Эмоциональное воздействие фольклора усиливалось всем комплексом эстетизированной предметной среды и предметов быта: символика орнамента на одежде, рушниках, прялках и т.п. Фольклор оказывался своеобразным ключом для расшифровки всей знаковой системы декоративно-прикладного искусства. В жизнедеятельности народа бывали такие периоды, когда взаимодействие этих двух форм народного искусства фольклора и народного декоративно-прикладного искусства проявлялось особенно интенсивно. Такими периодами были моменты исполнения народных обрядов и проведения праздников. В это время художественная культура в целом приобретала структурную целостность, комплексность, по преобладанию в ней видов, она может быть названа зрелищно-игровой. В качестве иллюстрации взаимодействия фольклора и народного декоративно-прикладного искусства следует рассмотреть и проанализировать, например, зимние праздники, «зеленые святки», Масленицу и др. Тема 36. Функции народной художественной культуры: общая характеристика Народное изобразительное искусство и фольклор, их структуры не тождественны и даже не накладываются один на другой, поскольку различны по природе своих элементов. Системная общность этих двух видов народного искусства заложена не в области морфологии, а в их функционировании. Действительно, народное изобразительное искусство (как фиксированная форма народной художественной культуры) и фольклор (как нефиксированная форма народной художественной культуры) различаются по способу их функционирования. Функциональность народного искусства – это сложная система динамических взаимообратимых внутренних (или структурных) связей – жанровых, сюжетных, образных, стилевых, а также внешних (или системных) связей – исторических, социальных, бытовых. Функциональность народного искусства проявляется в динамическом процессе порождения и бытования его произведений, в многократно повторяющемся коллективном акте творчества, который одновременно является и актом восприятия его произведений, в процессе развития традиции и инноваций, канонов и вариантов. Следует различать: · «уровень функциональности» народного искусства (функционирование его как системы и ее подсистем – видов, жанров, отдельных произведений); · «ареал функциональности» (характерная система функций в области б. Таким образом, функциональность – исторически изменяющаяся направленность творческой деятельности народа, направленность воздействия этой деятельности на самого себя, то есть, народ, и одновременно направленность воздействия народного искусства на все формы общественного сознания, на всю художественную культуру нации Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1791; Нарушение авторского права страницы