Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 9. Семиотические аспекты исследования народной художественной культуры: народная художественная культура как текст
Выявление сущности современных подходов к исследованию народной художественной культуры требуют анализа ее семиотических аспектов: · понятие знака, значения, символа применительно к народному искусству; · теории символа, знаковые функции символа, связанные с передачей закодированной в произведении искусства информацией; · понятие художественного текста и художественных коммуникаций применительно к народному искусству; · представление об основных этапах развертывания смысла текста художественного произведения (в свете наследия Ю.Лотмана). Культурный текств широком смысле – это социо-нормативные представления, этические, религиозные, эстетические ценности, идеи, смыслы, а также многообразные формы их выражения. Текст в народной художественной культуре - это вербальные, иконические (образные), музыкальные, жестовые, движенческие, предметно-вещественные тексты. Содержание народной культуры воплощено в культурных текстах разной знаковой природы (слово, жест, музыка, танец, изображение, материально-вещный пласт культуры). Любой образец народной культуры (от предмета народного декоративно-прикладного искусства до обрядового действа) – это текст, где у каждого элемента (знака, символа, этапа и т.п.) есть свое место, которое меняется только при определенных обстоятельствах. Тексты в фольклоре, то есть, народной художественной культуре классической поры отличаются сочетанием двух противоположных качеств, которые в разных пропорциях характеризуют все формы традиционной культуры: · фольклор как культурный текст (словесный, музыкальный, иконический, хореографический) - это стабильность, стереотипность, устойчивость, извечность, узнаваемость для всех членов общины, сообщества - носителей данной традиции. · фольклорный текст - это динамичность, вариативность, пластичность, лабильность, импровизационность в процессе адаптации к конкретной бытовой ситуации, в рамках которой он только и может функционировать в устной традиции. В результате в некоторых текстах (например, сакральных, то есть, священных) максимальна каноничность, минимальна импровизационность, в других (сказка, роль дружки на свадьбе, раёшник на ярмарке, частушка) - возрастает роль импровизационного начала. Однако импровизация реализуется в рамках, заданных культурой и социальной ситуацией, при этом, связь с окружением (с присутствующими на свадьбе, ярмарке, гулянье, посиделках и т.д.) максимальна. Нет просто зрителей и слушателей, все в той или иной мере соучаствуют в общем действе, хотя и в разных ролях. В современной народной культуре в разных проявлениях и направлениях демонстрируются разные способы существования культурного текста: сохранение, сокращение, переход в сферу сугубо исторических артефактов, трансформация смыслов и форм, рождение новых текстов (например, в смешанных традициях, в частности, взаимопроникновение разных этнических традиций), фольклоризация текстов, заимствованных из профессиональных областей (музыки, поэзии и др.). Тем не менее, для народной культуры особенно актуальны смешанные, синкретические образования и в семантическом, и в знаковом плане. Таким образом, стереотипы, как устойчиво повторяющиеся формулы, действия, реакции, пронизывают всю народную культуру, все ее разновидности, все уровни от локального (местного), до этнического и надэтнического.
Тема 10. Понятия «импровизация», «вариант», «инвариант» в народной художественной культуре. Стереотипы могут занимать до половины и более всего текста, они оставляют пространство для относительно свободного импровизационного построения текста(импровизация от лат. improvisus - внезапный, непредвиденный, неожиданный). В специализированной (профессиональной) художественной деятельности импровизация является преднамеренным сочинением нового художественного текста непосредственно в процессе исполнения. В ходе исполнения образцов народной художественной культуры: · обычно изменяются менее нормированные элементы текстов (словесных, интонационно-мелодических, пластических и пр.); · в народной культуре прошлого и настоящего импровизация предстает как отклонения от эталонного образца, произвольные или непроизвольные, подготовленные или случайные, но не разрушающие его. Степень допустимых отклонений может колебаться в зависимости от особенностей жанра, состава участников, зрителей (слушателей): · в обрядовых песнях, где преобладают устойчивые типовые элементы, формулы и др. константы, импровизация занимает мало места; · в протяжных или частушках, байках, анекдотах и др. классических и современных жанровых разновидностях фольклора; импровизация может быть значительной; · в ярмарочных представлениях, в народной драме актеры должны на ходу реагировать на реплики зрителей, придумывать ответы на их вопросы. Кроме импровизации в природе существования народной художественной культуры присутствует явление вариативности(от лат. vario - видоизменять, разнообразить). Она присуща народной культуре прошлого и настоящего, как саморегулирующейся системе: не существует буквального повторения (слово в слово, нота в ноту). В сознании традиционного мастера (исполнителя) хранятся и передаются другим не заученные наизусть тексты и образцы, но устоявшиеся стереотипы, структурно-смысловые единицы, способы оперирования ими. Для понимания природы саморегулирования, важно определить следующие понятия: вариант, инвариант Инвариант - неизменяющийся, постоянный, стабильный. Вариант - индивидуальный образец, не подлежащий буквальному запоминанию, повторению (имитированию), но выступающий как репрезентант (заместитель) того, что является константным (постоянным), стабильным, т.е. как инвариант. Инвариант - это категория которая отражает некое множество конкретных вариантов, равнозначных по отношению друг к другу и функционирующих в конкретных социокультурных средах. Это означает, что он может быть сконструирован в результате анализа совокупности реальных текстов путем выделения в них наиболее общих, существенных компонентов, типовых элементов. Так, инвариантность, однотипность проявляется: · в народном декоративно-прикладном искусстве а. традиционная крестьянская одежда имеет единство кроя, основной цветовой гаммы, но в каждом конкретном костюме всегда есть свои особенности, специфические детали (качество ткани, характер отделки, расцветка и др.). б. в современной росписи (например, хохломской, городецкой) сказывается не только уровень мастерства, умения, индивидуальные пристрастия народного мастера, жизненный опыт, но и особенности культурной среды, историческая, природно-территориальная специфика, характер ситуации; ·. в народной хореографии национальный танец содержит характерный, стереотипный, универсальный набор элементов, лишенный региональной специфики, но благодаря ему узнается, например, русский танец вообще, мексиканский танец вообще и т.п.; · в словесном и музыкальном творчестве: повторения частушки, анекдота разными людьми в разных ситуациях максимально близки, но не тождественны; исполнение одной и той же русской народной многоголосной песни одним певческим коллективом несколько раз дает несколько близких вариантов.
Вариативность есть качество, органически присущее традиционному механизму народной культуры, поскольку устная передача текстов, типовых элементов, структурно-композиционных схем и пр., как уже не есть их копирование. Вариативность обеспечивает механизму передачи традиции пластичность, т.е. возможность приспосабливаться (адаптироваться) к изменяющемуся социокультурному контексту, к разнообразным конкретным ситуациям, а также способность к обновлению и трансформации. В формулировке носителей фольклорной традиции это звучит как «то же, да не так». Таким образом, повторение образца (инварината) в народной культуре - не тиражирование копий, а следование образцу, постоянное видоизменение его при сохранении качественной определенности. Тема 11. Проблемы народной художественной культуры в трудах отечественных и зарубежных авторов. При ответе на вопрос следует обратить внимание на многообразие и противоречивость предлагаемых наукой трактовок понятия «народная художественная культура»: · народная художественная культура - это воплощение духовно-нравственных ценностей и идеалов этноса, национального характера, «национальных образов мира» (Г.Гачев и др.); · народная художественная культура – это система «архетипов коллективного бессознательного» (К.-Г.Юнг); · семиотический подход к оценке и изучению народной художественной культуры исходит из представлений о том, что в произведениях народного искусства содержится информация, представленная в виде символов (Ю.Лотман); · марксистское понимание народной художественной культуры как явления только крестьянской, «простонародной» жизни (творчество низших, эксплуатируемых классов и сословий); · народная культура выделяется как пласт средневековой культуры в рамках крестьянской фольклорной субкультуры, которая в новое и новейшее время представлена лишь некоторыми «пережитками»; · в западной научной традиции имеет распространение этнографическая, культурно-антропологическая интерпретация народной культуры как явления, не охваченного модернизационными процессами; · в отечественной науке представители конкретных областей гуманитарного знания исследуют отдельные направления, жанры, стили, объекты народной культуры, анализируют историко-культурную и художественно-эстетическую ценность элементов народной культуры (Д.С. Лихачев); например, искусствоведы делают акцент на эстетических критериях и выдвигают на первый план художественную составляющую народной культуры; · культура это нечто прекрасное, вечное, исполненное высокого смысла, все прочее, что такими качествами не обладает, не входит в собственно культуру, и в некоторых теориях определяется как антикультура, кич (нем. Kitsch — халтура, безвкусица, «дешевка»), «самодеятельность» в негативном смысле. · религиозное представление о культуре, согласно которому ее критерий находится за пределами культуры, это «высший по отношению к ней» религиозный культ как единство рационального и чувственного, духовного и телесного, только благодаря такому единству народная культура сохраняет свою жизненность и значимость (П.Флоренский).
На самом деле, народная художественная культура выполняет не только эстетическую, но и другие функции, например, утилитарную. Произведения народной художественной культуры создавались, прежде всего, для удовлетворения определенных потребностей. Современный научный анализ народной художественной культуры как сложного явления требует дальнейшего развития.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 2061; Нарушение авторского права страницы