Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Необихевиоризм (Э.Толман, К.Халл, Б.Ф. Скиннер)
Толмен отстаивал положение, что исследование поведения должно вестись строго объективным методом, без всяких произвольных допущений о недоступном этому методу внутреннем ми ре сознания. Однако Толмен возражал против того, чтобы ограничиваться в анализе поведения только формулой " стимул – реакция" и игнорировать факторы, которые играют незаменимую роль в промежутке между ними. Эти факторы он назвал " промежуточными переменными". Толмен доказывал, что и внутренние процессы можно " вывести наружу" и придать их исследованию такую же точность, как исследованию любых физических вещей. Для этого поведение следует рассматривать не как цепочку отдельных реакций, а с точки зрения его целостной организации. Такое целостное поведение Толмен описывал как систему, связанную со своим окружением сетью познавательных отношений. Толмен настаивал на том, что поведение не сводится к выработке двигательных навыков. Толмен выделил особый тип научения, которое было названо латентным (скрытым). Это скрытое, ненаблюдаемое научение играет роль, когда подкрепление отсутствует. Оно способно изменять поведение. Халл опирался в основном на учение И.Л.Павлова об условных рефлексах, считая, что важнейшую роль при использовании этого понятия следует придать силе навыка. Для того чтобы эта сила проявилась, необходимы определенные физиологические потребности. Из всех факторов решающее влияние на силу навыка оказывает редукция потребности. Чем чаще она редуцируется, тем больше сила навыка. Величина редукции потребности определяется количеством и качеством подкреплений. Кроме того, сила навыка зависит от интервала между реакцией и ее подкреплением, а также от интервала между условным раздражителем и реакцией. Халл разделил первичное и вторичное подкрепление. Первичным подкреплением является, например, пища для голодного организма или удар электрическим током, вызывающий прыжок у крысы. Потребность соединена с раздражителями, реакция на которые, в свою очередь, играет роль подкрепления, но уже вторичного. Скиннер разрабатывает его особый вид оперантное поведение. Условный рефлекс он называл стимульным поведением, так как его формирование связано с ассоциацией между разными стимулами и не зависит от собственной активности субъекта. Однако такая реакция быстро формируется, но и быстро исчезает без подкрепления: она не может быть основой постоянного поведения субъекта. В противовес этому подходу, при оперантном обучении подкрепляется только поведение, операции, которые совершает субъект в данный момент. Большое значение имеет и тот факт, что сложная реакция разбивается на ряд простых, следующих друг за другом и приводящих к нужной цели. Это поведение было намного устойчивее, оно очень медленно угасало даже при отсутствии подкрепления. Скиннер обратил внимание на то, что даже одноразовое подкрепление может иметь значительный эффект, так как устанавливается хотя бы случайная связь между реакцией и появлением стимула. Если стимул был значимым для индивида, он будет пытаться повторить реакцию, которая принесла ему успех. Такое поведение Скиннер называл " суеверным", указывая на его большую распространенность.
Основные идеи К. Левина
Свою теорию личности Левин называл «теория психологического поля». Основные положения этой концепции изложены им в работах «Динамическая теория личности» (1935) и «Принципы топологической психологии» (1936). Курт Левин исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Его эксперименты доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению собственной потребности. Левин различал два рода потребностей - биологические и социальные (квазипотребности). Одно из наиболее известных уравнений Левина, которыми он описывал поведение человека в психологическом поле под влиянием различных потребностей, показывает, что поведение является одновременно функцией личности и психологического поля. Однако человек не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение, и это расширяет его адаптационные возможности. Курт Левин разработал серию экспериментов, в которых детей просили выполнить определенное задание, например, помочь взрослому помыть посуду или убрать комнату. В качестве награды ребенок получал какой-то значимый для него приз, поэтому все дети дорожили возможностью выполнить задание взрослого. В контрольном эксперименте взрослый приглашал ребенка помочь ему, но в тот момент, когда ребенок приходил, оказывалось, что кто-то уже помыл всю посуду. Дети, как правило, расстраивались, особенно в том случае, если им говорили, что кто-то из сверстников их опередил. Частыми были и агрессивные высказывания в адрес возможных конкурентов. В этот момент экспериментатор предлагал ребятам выполнить другое задание, которое они перед этим не выполняли, подразумевая, что оно тоже значимо для них. Большинство детей мгновенно переключались на новое задание, происходила разрядка обиды и агрессии в новом виде деятельности. Однако некоторые дети не могли быстро сформировать новую потребность и приспособиться к новой ситуации, а потому тревожность и агрессивность таких детей увеличивалась, а не уменьшалась со временем. В многочисленных экспериментах Курта Левина и его учеников было доказано, что нереализованные потребности запоминаются лучше, чем реализованные, что состояние напряжения может вызвать агрессию или тревогу; исследовалась также связь между интеллектуальным уровнем человека и его способностью к замещению одного действия другим. При этом было показано, что умственно отсталые люди совершенно не способны к замещению. Курт Левин разработал теорию конфликтов. Он выявил и описал три типа конфликтов: «стремление - стремление», «избегание - избегание», «стремление избегание». В его экспериментах на вызванную агрессию было доказано, что искусственно созданная ситуация фрустрации способна вызвать конфликт, провоцирующий испытуемого на разные виды агрессии - против себя, других, ситуации. Работы Левина раскрывали и значение системы воспитательных приемов для формирования личности ребенка, развития у него способности к разрешению этих конфликтов. Рассматривая системы применяемых взрослыми наказаний и поощрений, Левин писал, что при наказании за невыполнение неприятного для ребенка задания дети попадают в ситуацию фрустрации, так как находятся между двумя барьерами (предметами с отрицательной валентностью). Для того чтобы произошла разрядка, ребенок может или принять наказание, или выполнить неприятное задание, однако намного легче для него постараться выйти из поля, пусть даже в идеальном плане, в плане фантазии. Поэтому система наказаний, с точки зрения Курта Левина, не способствует развитию волевого поведения, а только увеличивает напряженность и агрессивность детей. Более позитивна система поощрений, так как в этом случае за барьером, т.е. за предметом с отрицательной валентностью, следует предмет, вызывающий положительные эмоции, что помогает детям выполнить неприятное задание. Однако наиболее оптимальна система, при которой детям дается возможность выстроить временную перспективу с тем, чтобы снять барьеры данного поля и показать им значение трудного в данный момент задания, превратив тем самым отрицательную валентность в положительную. Эксперименты Левина показали необходимость не только целостного, но и адекватного понимания себя. Открытые им понятия уровня притязаний и аффекта неадекватности, который проявляется при попытках доказать человеку неадекватность, неправильность его представлений о себе, сыграли огромную роль в психологии личности, в понимании причин отклоняющегося поведения и его коррекции. При этом Левин подчеркивал, что отрицательное влияние на поведение имеют и завышенный и заниженный уровень притязаний, так как в обоих случаях нарушается возможность установления устойчивого равновесия со средой. Изучение групповой динамики и работы Левина по снижению межгрупповых конфликтов и повышению потенциала каждого члена группы проложили дорогу в практику и таким приложениям социальной психологии, как Т-группы, тренинг сепзитивности, институт лидерства. Курту Левину также принадлежит описание наиболее распространенных стилей общения — демократического, авторитарного, попустительского, а также исследование условий, способствующих выделению лидеров, звезд и отверженных в группах. Эти исследования Левина стали основой нового направления в социальной психологии - процессы групповой динамики.
22.Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. В этом подходе Л.С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания, вторая состоит в овладении культурой, способами поведения и мышления. По теории Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование ребенком " психологических орудий", путем овладения системой знаков-символов, таких как - язык, письмо, система счета. Развитие мышления, восприятия, памяти и других психических функций происходит через этап (форму) внешней деятельности, где культурные средства имеют вполне предметный вид и психические функции действуют вполне внешне, интрапсихически. Только по мере отработки процесса деятельность психических функций сворачивается, интериоризируется, вращивается, переходит из внешнего плана во внутренний, становится интерпсихической. В процессе своей отработки и сворачивания вовнутрь психические функции приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Если возникает затруднение в мышлении и других психических процессах, всегда возможна экстериоризация - вынесение психической функции вовне и уточнение ее работы во внешне-предметной деятельности. Замысел во внутреннем плане всегда может быть отработан действиями во внешнем плане. Как правило, на этом первом этапе внешней деятельности все, что делает ребенок, он делает в сотрудничестве, вместе со взрослыми. Именно сотрудничество с другими людьми является главным источником развития личности ребенка, а важнейшей чертой сознания является диалогичность. Л.С. Выготский вводит понятие " зона ближайшего развития" - это то пространство действий, которые ребенок пока не может выполнить сам, но может осуществить вместе со взрослыми и благодаря им. По взглядам Выготского, только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие. Для Выготского личность есть понятие социальное, то, что в нем привнесено культурой. Личность " не врожденна, но возникает в результате культурного развития" и " в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций". Другой аспект теории Л.С. Выготского - представление о развитии не как о ровно-постепенном, а как о стадиальном, ступенчатом процессе, где периоды ровного накопления новых возможностей сменяются этапами кризиса. Кризис, для Выготского, это бурный, иногда драматический этап слома (или переосмысления) старого багажа и формирование нового способа жизни. Кризисы бывают болезненны, но они, по взглядам Выготского, неизбежны. С другой стороны, явное неблагополучие ребенка во время кризиса вовсе не закономерность, а лишь следствие неграмотного поведения родителей и других взрослых, воспитывающих ребенка. И еще один важнейший момент, где Л.С. Выготский оказался, похоже, первооткрывателем, это тезис об активности ребенка. О чем идет речь? Обычно ребенок рассматривался как некоторый объект, подвергающийся активности взрослого - воздействию внушений, положительных или отрицательных подкреплений. И даже если в трудах Б. Скиннера оперантное обусловливание вроде бы говорит об активности того, чье поведение так или иначе подкрепляется, Скиннер никогда не рассматривал ребенка как того, кто сам активно влияет на взрослого, нередко управляя им в большей степени, чем взрослый управляет ребенком.
Гуманистическая психология Гуманистическая психология (ГП ) – направление в психологии, изучающее целостного человека в его высших сущностных проявлениях. (Основные: креативность, любовь, высшие ценности, автономия, выбор, ответственность, самоактуализация, психологическое здоровье и др возникла в США в конце 1950-х. Маслоу. Это был союз ученых, разделяющих общие воззрения на человека и на методологию психологического исследования, основой для союза стал протест противдвух популярных в середине века подходов – психоанализа и бихевиоризма. В обоих подходах человек оказывается редуцированным к какому-то одному пласту его психической жизни, а специфические человеческие качества оставались за пределами изучения. Именно их поставила в центр интересов ГП. ГП стала не только научной парадигмой, но и общекультурным явлением. Основные проблемы массового сознания американцев – чувство страха перед будущим, пессимизм, одиночество и отчужденность, ощущение утраты смысла жизни. Эти проблемы выступили как социальный запрос, на который попыталась ответить ГП. Идеология ГП направлена против механистического подхода к человеку, перенесенного в психологию из естественных наук.Основатели ГП поставили задачу построить новую методологию познания человека. Цели ГП: 1)Концентрация внимания на переживающем индивиде и тем самым на переживании как первичном феномене в изучении человека. 2) Выбор проблем и процедур для исследования по критерию осмысленности, отказ от приоритета объективности. 3) Акцент на специфических человеческих качествах: выбор, самореализация и т.д. 4) Культивирование ценности и достоинства человека, заинтересованность в развитии потенций, заложенных в каждом человеке. Неясность перспектив решения этой задачи обусловлена теоретической и методологической разноголосицей внутри движения. ГП была объектом критики с самого начала своего становления. Основные пожелания в сторону ГП: 1. Преодолеть разобщенность теорий (однако ситуация не изменилась); 2. Диалог с другими направлениями в психологии (в середине 80-х); 3. Много риторики, мало солидных исследований, имеющих продуктивный выход; 4. Нужны проверяемые гипотезы и надежные рабочие инструменты для исследования. (3, 4) – ГП реализовала отчасти. ГП создала в проф. сообществе атмосферу гуманистического видения человека,. Но ГП потерпела неудачу в создании своей специфической методологии познания человека: использование психологами-гуманистами традиционных техник не содержит в себе принципиальной новизны.
В русле ГП выделилось экзистенциально-феноменологическое направление (ЭП). в Европе. Представители: Р. Мей, М. Бубер, Дж. Бьюдженталь, В. Франкл, Э. Фромм. И. Ялом. Ключевое понятие ЭП – « существование», «экзистенция ». Мамардашвили: « Экзистенция – это то, что ты должен сделать сейчас, здесь. Она исключает откладывание на завтра или перекладывание на плечи ближнего.. Ты должен сам.» У меня всегда есть выбор, как вести себя в данной ситуации в данный момент времени. Главное в понятии экзистенции – идея отсутствия предзаданности того, что происходит здесь-и-теперь. Другое важное понятие ЭП – «жизненный мир». Пребывание человека в конкретной ситуации – это некая «голограмма», в которой отражается мир в целом. Действия человека в каждой ситуации регулируются переживанием смысла имеющихся альтернатив, а в смысле каждого конкретного действия для человека сходятся все его жизненные отношения. Для человека в каждый данный момент присутствует весь мир. ЭП акцентирует конфликт, обусловленный конфронтацией человека с данностями существования. Ялом выделяет 4 «конечные данности» (проблемные области человеческой жизни) которые изучает ЭП: 1. проблема жизни и смерти 2. свобода, ответственность и выбор 3. общение, любовь и одиночество 4. смысл и абсурд.
Экзистенциальное направление можно отделить от условно называемого « личностно-центрированного » (авторы Маслоу, Роджер и др.) – расстановкой акцентов: 1. По Роджерсу и Маслоу, природе человека присуща некая внутренняя сила – «тенденция к актуализации», направляющая его развитие в сторону наиболее полного раскрытия заложенных в нем возможностей. Для реализации этих потенций нужны лишь благоприятные условия. ЭП считает, что такой силы нет, а направление развития человека определяется исключительно выборами, которые он делает. Неправильный выбор, плохое осознание альтернатив, бегство от ответственности за свой выбор – предпосылки «нездорового» развития. «Существование предшествует сущности». человек «есть лишь то, что сам из себя делает». Т.о. ключевое противоречие двух подходов – это методологическая несовместимость двух точек зрения на детерминанты развития личности: все предзадано – все начинается с нуля. 2. По Роджерсу и Маслоу, чел приходит в мир, будучи наделенным от природы определенными потенциями. И социум больше препятствует, чем способствует самоактуализации личности. В ЭП человек наоборот обретает свои сущностные качества во взаимодействии с внешним миром. Другие люди являются непременным условием самоактуализации индивида. Франкл: «Если человек хочет прийти к себе, его путь лежит через мир». Чел и мир являются единым целым в их взаимообусловленности. 3. Сфера этики – проблема добра и зла. Роджерс настаивал, что природе человека изначально присуще добро, а источник зла лежит во внешней реальности. Мей возразил ему, что тогда зло вообще нельзя объяснить. С точки зрения ЭП, человек априори не расположен ни к добру, ни к злу. Он сам выбирает (творит) и то и другое. Человек открыт и добру и злу. По Фромму, чела характеризует стремление к самотрансценденции, потребность как-то утвердиться среди людей. Позитивная форма реализации этого стремления – творчество. Но если человек по какой-то причине оказывается неспособным самореализоваться через творчество, то сохраняющаяся потребность реализуется через разрушение. И здесь содержится момент выбора – пойдет чел человеческим путем или нет. 4. Критика ГП со стороны Франкла: Самоактуализация – не самоцель. Подобно счастью, актуализация является лишь следствием осуществления смысла, который человек находит во внешнем мире. Человек обращает свои помыслы к самоактуализации, только если он промахнулся мимо своего призвания. Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1720; Нарушение авторского права страницы