Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Индивидуальная психология К.Г. Юнга



К. Г. Юнг, долгое время являясь учеником 3. Фрейда, впоследствии отходит от концепции психоанализа и создает свою теорию, названную им аналитической психологией. Центральное содержание аналитической психологии составляет учение о бессознательном и о процессе развития личности. Бессознательное имеет два аспекта - личное (индивидуальное) и коллективное, и между ними проводится четкая дифференциация.

 

Структура личности имеет три части.

1. Эго, или сознание, включает в себя сознательный ум (воспоминания, мысли, чувства), выступает как центр личности, обусловливающий ее ориентацию и адаптацию в пространстве, и формируется прижизненно.

2. Личное бессознательное - это верхний слой психики, хоть и бессознательный, но не врожденный, а сформированный из индивидуального опыта человека. В личном бессознательном заключены забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания, которые когда-то сознавались, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Эти содержания могут проявляться во снах и фантазиях. Содержание личного бессознательного доступно сознанию.

3. Коллективное бессознательное - наиболее влиятельная психическая система, почти полностью отделено от личного бессознательного в жизни индивидуума, со- держит в себе воспоминания, унаследованные от предков в виде скрытых следов памяти человеческого прошлого: расовую и национальную историю, а также дочеловечское животное существование. Это – общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народностей. В коллективном бессознательном содержатся все ≪ архетипы≫.

Юнговская структура личности отличается от фрейдовской дифференциацией Ид - разведением ≪ личного≫ и ≪ коллективного≫ бессознательного, не противопоставлением их, но наделением разными качествами и механизмами формирования. У Фрейда ≪ Ид≫ является биологическим, природным данным, а у Юнга бессознательное включает и социальные моменты. Однако ≪ архетипы≫, наполняющие коллективное бессознательное, носят наследственный характер.

Понятие архетипа у К. Г. Юнга.

Архетипы являются структурной единицей коллективного бессознательного, присущи всему человеческому роду, врождены у каждого человека и передаются от поколения к поколению. Это формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека. По Юнгу, существует ряд универсальных для всех культур, времен и народов архетипов, которые имеют определенные характеристики и являются структурой личности.

1. Персона (Persona) - роль, предписанная человеку обществом или внутренними потребностями, это публичная маска личности, надеваемая в ответ на социальные требования, и она противоположна ее истинной сущности.

2. Анима (Anima) и Анимус (Animus) - это архетипы, определяющие соответственно женскую или мужскую половую идентичность. Оба архетипа присутствуют в одной

личности: архетип своего пола формирует половую идентичность и ориентирует на понимание другого пола через свой анимус или аниму, а архетип противоположного пола

в этой же личности обусловливает наличие тех черт характера, поведения и т. п., которые свойственны этому полу.

3. Тень (der Schatten) - это темная сторона личности, ее животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции. Она формирует неприятные и социально неодобряемые мысли, чувства и действия, которые могут проявляться в скрытой форме, так как под маской ≪ Персоны≫ они вытесняются в индивидуальное бессознательное.

4. Самость (der Selbst) - это центр личности, вокруг которого формируются остальные системы. Она удерживает эти системы и архетипы вместе, обеспечивает личностное единство, равновесие и стабильность, при этом не противопоставляя сознание бессознательному. Реализация самости является целью жизни.

Мотивационная система личности сформирована на архетипах как основных мотивах деятельности, направляющих организм в определенную сторону через преобладание

того или иного архетипа в структуре личности.

Историческое значение и критика идей К. Г. Юнга.

Юнг стремился создать универсальную теорию, объясняющую природу человека, которая открыта для нового опыта и возможных изменений и недогматична. Его идеи оказали существенное влияние на развитие психологии в XX столетии, обогатив и расширив ее понятийный аппарат.

Историческое значение идей Юнга.

1. Расширение понимания психики человека через введение понятия коллективного бессознательного и архетипов, дифференцируя понятие собственно бессознательного, углубляя его и лишая исключительно сексуальной природы.

2. Выделенные психологические типы экстраверта и интроверта, а также сопутствующие им четыре типа характера - интуитивный, мыслительный, ощущающий и чувствующий - легли в основу разработанных впоследствии типологий личности и тестов для выявлений принадлежности индивида к тому или иному типу.

3. Идея о решающем значении процесса индивидуализации (т. е. обретения своей самости) в развитии и становлении личности и стремления к ее целостности оказала

влияние на многие современные психотерапевтические концепции (гештальтподход Ф. Перлза, гуманистическая психология А. Маслоу, К. Роджерса, Г. Олпорта), где главной задачей является создание целостной личности, возврат человека к своей самости и ее интеграция.

4. Понятие архетипа как общего для всей человеческой психики символа разрабатывалось в различных школах психотерапии (символодрама, сказкотерапия, использование символов и образов в психологическом консультировании)

Направления критики аналитической психологии.

1. Введя понятия ≪ коллективное бессознательное≫ и ≪ архетип≫, для того чтобы рассмотреть природу бессознательного не в биологическом плане, а с точки зрения символического обозначения психики человека, Юнг все же не смог далеко ≪ уйти≫ от биологизации природы человека. Как ≪ архетипы≫, так и ≪ коллективное бессознательное≫ в конечном счете оказываются внутренними продуктами психики человека, представляя наследственные формы и идеи всего человеческого рода, и имеют биологический характер происхождения.

2. Психологизация культурных и социальных процессов, что характерно для всех неофрейдистов того времени.

Гештальтпсихология

Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма; gestalten — конфигурация) – одно из наиболее интересных и популярных направлений в западной психологии, возникшее в период открытого кризиса психологической науки в начале 1920-х гг. в Германии. Основоположником является немецкий психолог Макс Вертгеймер. Данное направление получило свое развитие не только в трудах Макса Вертгеймера, но и Курта Левина, Вольфганга Келлера, Курта Коффки и др. Гештальтпсихология – это своеобразный протест против молекулярной программы Вундта для психологии. На основе исследований зрительного восприятия, были выведены конфигурации «гештальты» (гештальт – целостная форма), суть которых в том, что человек склонен воспринимать окружающий его мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельные фрагменты мира.

Гештальтпсихология выступала против принципа расчленения сознания (структурная психология) на элементы, и построения из них по законам творческого синтеза, сложных психических феноменов. Был сформулирован даже своеобразный закон, который звучал следующим образом: «целое всегда больше суммы составляющих его частей». Первоначально предметом гештальтпсихологии являлось феноменальное поле, в дальнейшем шло достаточно быстрое расширение данной тематики, и в нее стали входит вопросы, изучающие проблемы развития психики, основателей данного направления также волновали вопросы динамики потребностей личности, память и творческое мышление человека.

Главное, с чем работает гештальтпсихология — это сознание. Сознание – это динамическое целое, где все элементы взаимодействуют друг с другом. Яркий аналог: гармония всего организма – организм человека работает безотказно и исправно долгие годы, состоя из большого числа органов и систем.

  • Гештальт – это единица сознания, целостная образная структура.
  • Предметом гештальтпсихологии является сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности.
  • Метод познания гештальтов — наблюдение и описание содержаний своего восприятия. Наше восприятие идет не от ощущений, так как их в реальности нет, а является отражением колебаний давления воздуха – ощущения слуха.
  • Зрительное восприятие – ведущий психический процесс, определяющий уровень развития психики. И пример тому: огромное количество информации, добываемое человеков посредством органов зрения.
  • Мышление — это не набор навыков, сформированных путем ошибок и проб, а процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть через инсайт в настоящем.

Законы гештальтпсихологии

Закон фигуры и фона: фигуры воспринимаются человеком, как замкнутое целое, а вот фон, уже как нечто непрерывно простирающееся позади фигуры.

Закон транспозиции: психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение. Смысл здесь такой: элементы могут быть объединены, если имеются хоть какие-то схожие признаки, например близость или симметрия.

Закон прегнантности: существует тенденция к восприятию самой простой и стабильной фигуры из всех возможных перцептивных альтернатив.

Закон константности: все стремится к постоянству.

Закон близости: тенденция к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве. Нам всем, как мы знаем легче всего объединить схожие предметы.

Закон замыкания (заполнение пробелов в воспринимаемой фигуре): когда мы наблюдаем что-то нам совсем непонятное, наш мозг пытается изо всех сил трансформировать, перевести увиденное в доступное для нас понимание. Порой это даже несет опасность, ведь мы начинает видеть то, чего нет в действительности.

Принципы гештальта

Все вышеназванные свойства восприятия, будь то фигура, фон или же константы, непременно взаимодействуют между собой, неся тем самым новые свойства. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия, упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • Близость (все, что рядом, воспринимается вместе);
  • Схожесть ( все, что схоже по размеру, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе);
  • Целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности);
  • Замкнутость (приобретение фигурой формы);
  • Смежность ( близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое);
  • Общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом).

Гештальт – качество

Термин «гештальт–качество» (нем. Gestaltqualitä t) введен в психологическую науку Х. Эренфельсом для обозначения целостных «гештальтных» свойств некоторых образований сознания. Качество «транспозитивности»: образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, и примеры тому:

  • разные тональности одной и той же мелодии,
  • картины Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).

Константы восприятия

Константность размера: воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза.

Константность формы: воспринимаемая форма объекта постоянна, даже при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на читаемую вами страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.

Константность яркости: яркость объекта постоянна, даже при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона.

Фигура и фон

Простейшее восприятие формируется путем разделения зрительных ощущений на объект – фигуру, расположенный на фоне. Клетки головного мозга, получив визуальную информацию (взглянув на фигуру) дают более активную реакцию, нежели при взгляде на фон. Происходит это по той причине, что фигура всегда выдвинута вперед, а фон, напротив, отодвинут назад, также фигура богаче и ярче фона по содержанию.

Гештальт–терапия

Гештальт-терапия – направление психотерапии, которое сформировалось в середине прошлого века. Термин «гештальт» – это целостный образ определенной ситуации. Смысл терапии: человек и все окружающее его – единое целое. Основатель гештальт – терапии — психолог Фридрих Перлз. Контакт и граница – это два основных понятия данного направления.

Контакт – процесс взаимодействия потребностей человека с возможностями окружающей его среды. А значит, потребности человека будут удовлетворены, только в случае его контакта с окружающим миром. Например: для утоления чувства голода – нам нужна пища.

Жизнь абсолютно любого человека – это бесконечные гештальты, будь то маленькие или большие события. Ссора с дорогим и близким человеком, взаимоотношения с папой и мамой, детьми, родственниками, дружба, влюбленность, разговор с коллегами по работе – все это гештальты. Гештальт может возникнуть внезапно, в любое время, хотим мы этого или нет, а возникает он вследствие появления потребности, которая требует немедленного удовлетворения. Гештальту свойственно иметь начало и конец. Завершается он в момент достижения удовлетворения.

Техника гештальт-терапии

Техники, используемые в гештальт-терапии, являются принципами и играми.

Наибольшую известность получили три ниже представленные игры на осмысление себя и окружающих людей. Игры построены на внутреннем диалоге, диалог ведется между частями собственной личности (со своими эмоциями – со страхом, беспокойством). Чтобы это понять, вспомните себя, когда вы испытывали чувство страха или сомнения – что происходило с вами.

Техника игры:

  • Для игры потребуется два стула, их необходимо расположить друг, напротив, к другу. Один стул – для воображаемого «участника» (вашего собеседника), а другой стул – ваш, то есть конкретного участника игры. Задача: менять стулья и при этом проигрывать внутренний диалог — стараться максимально отождествит себя с различными частями своей личности.
  • Совершение кругов. Непосредственный участник игры, должен идя по кругу обращаться к вымышленным персонажам с вопросами волнующими его душу: как его оценивают участники игры и, что он сам испытывает к воображаемой группе людей, к каждому человеку в отдельности.
  • Незаконченноe дело. Незавершенный гештальт, всегда требует завершения. А как этого достичь, вы можете узнать из следующих разделов нашей статьи.

Вся гештальт-терапия сводится к завершению незаконченных дел. У большинства людей есть немало неулаженных задач, планов связанных с их родственниками, родителями или друзьями.

Незавершенный гештальт

Очень жаль, конечно, что не всегда желания человека воплощаются в реальность, а говоря языком философии: завершение цикла может занять чуть ли не всю жизнь. Цикл гештальта в идеальном варианте, выглядит так:

  1. Возникновение потребности;
  2. Поиск возможности ее удовлетворения;
  3. Удовлетворение;
  4. Выход из контакта.

Но всегда есть некие внутренние или же внешние факторы, препятствующие идеальному процессу. В результате чего, цикл остается незавершенным. В случае полного завершения процесса гештальт откладывается в сознании. Если же процесс остается незавершенным, он продолжает изнурять человека на протяжении всей его жизни, при этом еще и задерживает исполнение всех других желаний. Нередко незавершенные гештальты вызывают сбои в работе механизмов, которые защищают психику человека от лишних перегрузок.

Для завершения незавершённых гештальтов можно воспользоваться советом, который сто лет назад дал миру – замечательный поэт, драматург и писатель — Оскар Уайльд:

«Чтобы побороть искушение – нужно ему… поддаться».

Завершенный гештальт дает непременно свои плоды — человек становится приятным, легким в общении и начинает быть необременительным для других людей. Люди, с незавершёнными гештальтами всегда пытаются завершить их в других ситуациях и с другими людьми – насильно навязывая им роли в сценариях своих незавершённых гештальтов!

Маленькое, несложное, действенное правило: начните с завершения самого простого и лежащего на поверхности гештальта. Исполните свою заветную (желательно – не серьезную) мечту. Научитесь танцевать танго. Рисовать природу за окном. Совершите прыжок с парашютом.

Классический бихевиоризм

Первым ученым, безусловно считавший себя бихевиористом, был Джон Уотсон, в 1913 опубликовавший своего рода манифест под названием «Психология глазами бихевиориста» («Psychology as the Behaviorist Views it»).

Уже само название произведения говорит о том, что Уотсон отнюдь не собирался создавать новую науку, а лишь придерживался мнения, что психология, начиная с того момента, должна была заниматься изучением поведения.

Это было ошибкой, поскольку большинство психологов того времени придерживались точки зрения, что они должны исследовать душевные процессы в мире сознания. По этой причине они, естественно, не были готовы согласиться с Уотсоном[1].

Ученые, которые стояли у истоков бихевиоризма, тратили много времени на борьбу с интроспективной методикой исследования духовной жизни, из-за чего центральное значение основного предмета их исследования было отодвинуто на второй план.

Сам Уотсон сделал несколько важных наблюдений относительно инстинктивного поведения. Фактически, он был одним из первых современных этологов. Однако изучение способности организма к обучению произвели на него такое впечатление, что он несколько преувеличил способности новорожденных младенцев к обучению.

Впоследствии он сам признал это преувеличением, но с тех пор этот факт всегда приводят в пример, чтобы показать якобы необъективность Уотсона. Новая форма науки, разработанная им, появилась в некотором смысле преждевременно, потому что у него в распоряжении очень немного научно достоверных фактов из области поведения, прежде всего человеческого

Для каждой новой формы науки всегда возникает проблема, которая заключается в том, что сначала она располагает очень малым количеством фактов. Для научной развивается и претензионной программы Уотсона, которая касалась такой широкой области, как человеческое поведение, это обстоятельство было весьма существенным недостатком. Ему потребовалось более фактический материала, чем он мог найти. Поэтому неудивительно, что многое из того, что он говорил и писал, кажется наивным или слишком упрощенным.

Поведенческую модель человека некоторые ученые считают механистической, которая уподобляет людей машинам, приводимых в действие входным сигналом (стимулом) и в ответ на него производят выходной сигнал (реакцию). Поведенческую модель человека называют также детерминистской, так как согласно этой модели, все, что есть в поведении человека (ценности, установки, эмоциональные реакции) определяется влиянием внешней среды в прошлом или в настоящем. Поэтому такие понятия, как вина, уважение и достоинство, по мнению бихевиористов, не нужны в описании поведения человека1.

 

Бихевиористов особенно интересовало определение и описания процессов научения. Базисную форму научения принято называть обуславливание. Существует несколько классических экспериментов, демонстрирующих различные типы обуславливания. Наиболее известными примерами классического обуславливания являются эксперименты И.П. Павлова. Классическое обуславливание (выработка условных рефлексов) это тип научения, в котором нейтральный раздражитель, например, звонок, начинает вызывать реакцию (выделение слюны) после того, как он многократно сочетается с безусловным раздражителем (например, на продукты).2

Эксперименты появления условных рефлексов у людей, которые были проведены на 20 3-хдневных детях (получение реакции сосание на звуковой сигнал), показали, что научение происходит с самых первых дней жизни человека. Это исследование показало также, что с помощью метода выработки условных рефлексов исследователи могут изучать способность малышей обрабатывать сенсорную информацию задолго до того, как они овладеют языком. Это исследование подтвердило, что бихевиористский подход может помочь в понимании научения как механизма социализации личности.

Были проведены также эксперименты, которые показали, что эмоциональные реакции, такие как страх, тоже могут возникать условнорефлекторным путем, особенно в детстве. Американские психологи Джон Уотсон и Розале Рейнор провели классический эксперимент с предопределения страха у 11-месячного ребенка, который затем получил название " маленький Альберт". В этом эксперименте они обнаружили такое явление как генерализация раздражителя, что означает распространение реакции с одного специфического раздражителя на другие подобные. Легко увидеть, как генерализация раздражителя происходит в повседневной жизни детей. У детей могут вызвать страх белые халаты, запах лекарств, потому что они ассоциируются с болезненными уколами1.

Положительные эмоциональные реакции могут возникать так же, как и отрицательные, то есть условнорефлекторные. Если человек начинает связывать ранее нейтральный раздражитель с неприятным эмоциональным состоянием, то изменить эту условную реакцию можно контробуславливанной. Контробуславливанная это методика устранения ранее негативной условной реакции путем замещения ее новой условной реакцией в той же ситуации.

Новая позитивная ассоциация вскоре приведет к изменению негативной условной реакции на противоположную ей позитивную. На основе действия принципа классического предопределения в психотерапии было создано методики лечения различных фобий. Одной из них является систематическая десенсибиция, которая была использована в виде обучения релаксации для лечения таких фобий, как боязнь летать на самолете, страх перед начальством, неприятие больниц, когда в качестве условных раздражителей выступают такие факторы как высота, форменная одежда, больничные запахи и начальник. Эти примеры являются иллюстрацией классическими. Однако эту методику выработки условных рефлексов нельзя применять для усвоения более сложных форм поведения, таких, как управление автомобилем, игра в футбол или декламация стихов.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1763; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь