Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Литературное творчество в Древнем Риме ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Восприняв греческие образцы, римляне переработали их, сказав свое слово в мировой поэзии и прозе. В римском театре большее распространение получили не трагедии, а комедии и другие развлекательные жанры: цирковые зрелища, празднества. Театральные зрелища Древнего Рима
Ателланы и пантомимы выросли из народных игр. В них проявлялись социальные и политические мотивы, хотя они, как и другие зрелища и праздники, ориентировались на отвлечение плебса (plebs – простой народ) от политики. «Хлеба и зрелищ» – девиз поздней Римской империи. Архитектура и изобразительные искусства также внесли свой вклад в мировую культуру усилиями не только римлян, но и греков, египтян, италийских племен, жителей Галлии и др. покоренных народов. Римляне обогатили пластику, создали исторический и бытовой рельеф. Великим достижением римской и мировой скульптуры стал скульптурный портрет как самостоятельный вид творчества с его яркой реалистичностью.Они как бы воспроизводят всю историю Рима с его захватнической политикой, произволом, праздностью и расточительностью римской знати. Стремление к помпезности выражается в строительстве триумфальных арок, форумов (площадей), театров, мостов, акведуков и пр. Архитектура, искусство Рима — это результат сложного взаимодействия разных самобытных культур. Их основные черты и ценности: § Преобладание сооружений общественных, воплощавших идеи могущества римского государства, его величия, поражавших огромными размерами, монументальностью. § Высокая степень развития в них инженерной мысли, многообразие типов сооружений, богатство композиционных форм, масштаб строительства. § Рационализм, являвшийся основой римской культуры проявился в конструктивной логике, симметричности, точно найденных пропорциях и масштабах, лаконизме архитектурных средств и т. д.: дворцы, особняки, театры, амфитеатры, триумфальные сооружения, термы, базилики (basilica от греч. царский дом), триумфальные арки, акведуки, мосты, дороги и пр. § Оригинален вклад римлян в искусство ваяния. Его главная особенность — правдивость, даже разоблачительность, стремление передать облик конкретного человека с неповторимыми индивидуальными чертами (изображения императоров Каракаллы, Нерона, Августа и др.). Это исторические документы эпохи. Императорский Рим – огромное централизованное государство с единовластным правителем. Но в отличие от раздробленной на суверенные полисы Древней Греции в нем не сформировалась единая культура, так как инонациональные, завоеванные Римом территории продолжали сохранять свои самобытные традиции в различных сферах культуры.
* * *
Греко-римская античность (IX в. до н. э.–V в. н.э.) оставила миру великие достижения: v первый опыт демократического устройства, государства, общества; v богатейшее мифотворчество; v непреходящие художественные ценности; v понятие идеала как гармонии внешнего и внутреннего в мире и человеке, т.е прекрасного и доброго — калокагатии; v многообразие философских идей, основанных на рационально-логическом знании; v основные проблемы мироздания: бытие и становление, единое и многое, предел и беспредельное, число и величина, мера и сущность, материя, Космос и многое другое; v богатство и разнообразие научных идей, гениальных прозрений, питающих мировую научную мысль; v систему детально разработанного римского права, ставшего образцом мирового значения; v христианство – одну из трех мировых монотеистических религий. Взаимодействие и творческое использование древнегреческого и древнеримского наследия в культуре создали Европейскую Цивилизацию и самого европейца как социокультурный феномен: единство слова и дела, идеи и ее воплощения, теории и практики, гармонии и пользы. Это драгоценное наследие Античности не исчезло в «отвалах» истории, оно работает и сегодня, обогащая наш сложный технократический мир. Сама история и время подтверждает вывод, сделанный Ф. Энгельсом: «Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы»[8].
Литература Аверинцев С. С. и др. Древние цивилизации. М., 1989. Античность как тип культуры. М., 1999. Антология культурологической мысли. (Автор-составитель С. П. Мамонтов). М., 1996. Боннар А. Греческая цивилизация. От Антигоны до Сократа. М., 1992. Быстрова А. Н. Мир культуры. М., 1999. Вернан Ж.-П. Происхождение Древнегреческой мысли. М., 1988. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988. Гиро Поль. Быт и нравы Древних греков. Смоленск. 2002. Гиро Поль. Частная и общественная жизнь римлян. М., 2001. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. М., 1992. Зелинский Ф. Ф. История античной культуры СПб., 1995. История искусства. М., 2003 Культура Древнего Рима. В 2-х т. М., 1985. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Древнего Рима. М., 1990. Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1955 и др. Культурология. ХХ в. (энциклопедический словарь. СПб., 1997 Культурология. ХХ в. Антология. М., 1995. Любимов Л. Д. Искусство Древнего мира. М., 1980. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. М., 1989. Чанышев А. Н. Философия Древнего мира. М., 2003.
[1] Энгельс Ф. Анти-Дюринг // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 20. М., 1961. С. 185. [2] Лосев А. Ф. Страсть к диалектике. М., 1990. С. 58-59. [3] Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1975. [4] Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. М., 1990. С. 62. [5] Аристотель. Поэтика. М., 1957. [6] Кнабе Г.С. Материалы к лекции по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993. С. 381. [7] Культура Древнего Рима. Т. 1. М., 1990. [8] Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 20. М., 1960. С. 185. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1017; Нарушение авторского права страницы