Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социальная динамика античной культуры



Распад родового строя, родовых связей. Разделение труда, отделение земледелия от ремесла, физического труда от умственного. Разложение общинной родовой собственности, формирование частной, мелкой и средней собственности. . Изменение типа общественного строя, где присутствует оппозиция: свободные (рабовладельцы) и рабы (одушевленное орудие). Развитие городов, государств, где власть вторична, а собственность первична и определяется имущественным цензом.
Укрепление территориальных связей, образование территориальных общностей. Увеличение произ-водительности труда, развитие торговли, денежных отношений. Имущественная дифференциация населения — богатые, бедные и лишенные собственности и всех гражданских прав – рабы. В отличие от Древнего Востока здесь первична собственность, вторична власть. Рабы – основная производительной сила, обеспечивающая условия для развития античной культуры. Они лишены юридических, политических и пр. прав и являются собственностью рабовладельца. Стратификация свободных граждан на категории, их права и место в обществе определялись размером собственности: патриции – плебеи в Риме, в Греции евпатриды – феты.  
Способ производства – исторически определенный вид производства необходимых для жизни людей материальных благ, который протекает в конкретных общественных формах. Способ производства обусловливает социальный, политический и духовный процессы в обществе.

Социально-экономические условия античной культуры: греческая и римская цивилизации были рабовладельческими обществами. Рабовладение есть такой строй, когда труд одних людей и они сами принадлежат тому, кто присваивает продукт этого труда, — явление, существовавшее в разных географических зонах и исторических условиях. В рамках рабовладельческой цивилизации именно рабский труд играет роль господствующего способа производства. Рабовладельческая цивилизация была мировой системой и существовала в Египте, Вавилонии, Ассирии, Персии, государствах Древней Индии, Древнего Китая, Древней Греции и Древнего Рима.

Труд рабов, которые, создавая благоприятные условия для развития античной культуры, сами были лишены культурных благ: эксплуатация большого числа рабов освобождала свободных граждан от тягот физического труда и давала им время и условия для занятий политикой, наукой, искусством. «Без рабства – считал великий немецкий ученый Ф. Энгельс, – не было бы греческого государства, греческого искусства и греческой науки» [1]. Выдающийся русский философ XX в., блестящий знаток античности А. Ф. Лосев образно говорил: «Рабовладение было только тучным навозом для античной культуры. Но когда вам нравятся чудесные очертания розы и вы вдыхаете ее чарующий аромат, это же не значит, чтовы в то же самое время вдыхаете в себя и тот вонючий навоз, из которого выросла роза. Рабовладение для нас в этом смысле, конечно, только навоз. Но Аполлон Бельведерский и Венера Милосская, выросшие на этом навозе, не только прекрасны, но являются неувядающими образцами всего мирового искусства. Тут прямое противоречие, и тут две прямые противоположности.

Роза, во-первых, не имеет ничего общего с навозом, из которого она выросла: а во-вторых, то и другое является также и чем-то единым и нераздельным. Поэтому если вы всерьез захотели пользоваться философскими методами, то рабовладение, как оно ни ужасно, находится в полном единстве с порожденной на его почве культурой. И тут надо не ужасаться, а спокойно мыслить то, что фактически было в истории» [2] .

Античная форма собственности двуедина, так как сочетала частную собственность, дававшую инициативу человеку, и государственную, обеспечивающую стабильность и защиту. Это обусловило особенности мировоззрения, государственного устройства, социальных взаимоотношений.

Полисный мир – социальная основа античной культуры

Античный мир, прежде всего, Греция не представлял собой единого географического и социально-политического пространства. Он существовал в рамках особой уникальной государственной системы – городов-полисов, разделенных природными границами (горы, реки), языковыми диалектами, почитаемыми богами и пр.

Полис – город-государство, ограниченное территориально, суверенное, самообеспечивающееся (автаркическое) образование, имеющее свой административный центр, храм, крепостное укрепление. Таковы: Афины, Рим, Милет и др. Характер полиса определялся тем, кому принадлежала власть: аристократии, монарху, олигархии, демосу (народу). В отличие от Древнего Востока сакрализация власти (освящение) отсутствовала. Демократический полис стал новой государственной формой, хотя демократия носила ограниченный характер, так как сформировалась в раннеклассовом рабовладельческом обществе, где рабы не считались людьми, а ряд категорий свободного населения был урезан в правах.

 

 

Греческий и римский варианты полиса имеют сходство и различия. В этом отношении нужно прежде всего подчеркнуть значение Древней Греции. Если на Востоке существовали лишь деспотические режимы, выступавшие в форме монархии, то в Греции впервые возникла республиканская форма правления.

В царский и республиканский период (до образования империи ) Рим был городом-государством, где политическая власть принадлежала общине рабовладельцев-земледельцев, но в отличие от Греции это была военная демократия, так как в Народном собрании и в общественной жизни в целом участвовали только мужчины-воины, избиравшие консулов – глав полиса. Рим постепенно превращался в военно-политическую систему с жесткой дисциплиной, строгой иерархией в соответствии с имущественным цензом (оценкой имущества). Этому способствовала специфика структуры общины – наличие относительно автономной р имской семьи (фамилии) во главе с обладающим безграничной властью патер фамилия, основанной на его единоличном праве собственности на все ресурсы семьиисвязанной с безоговорочным подчинением младших старшим. Главы фамилий образовали высший слой — аристократию или патрициев. Противостояние патрициев и плебеев, свободных и рабов определило базовые социальные противоречия.

Греческие полисы расширяли свою территорию посредством мирной колонизации, т.е. переселения на острова, берега Средиземного моря, где сотрудничали с аборигенами. Рим завоевывал и присоединял силой оружия соседние территории.

Образование и воспитание высокоразвитой личности

Расцвет античной культуры, ее высочайшие достижения были бы невозможны без формирования гармонически развитого, свободного человека, воплотившего в себе высокие духовные качества и стремление к физическому совершенству. Это стало возможным в античности в силу ряда важнейших условий:

Ø а) произошло разделение труда на умственный и физический;

Ø б) высокого уровня достигли гуманитарные науки, литература, искусство;

Ø в) наука, образование, воспитание были обращены к человеку, они становились определяющим фактором человеческого личностного мира.

 

Античное образование включало несколько ступеней.

 

 

 

 

 


Большое место в образовании, развитии философской, политической правовой мысли играло ораторское искусство. Почти все видные политические деятели Греции и Рима были хорошими ораторами, так как важные вопросы решались публично — в народных собраниях, диспутах, открытых судебных процессах и пр. Особенно прославились: Демосфен, Лисий, Исократ, Цицерон и др. Блестящим оратором был Перикл – первый стратег демократических Афин (V в. до н.э.) и др.

Ведущие черты, ценности и духовные основы античной культуры

В рамках рабовладельческого полиса, полисной ценностной системы складывается и культурная специфика, которая обретает свои особенности на греческой и римской почве. (На этой основе происходит формирование европейской рациональной культуры):

1. Космологичность. Космос – некий абсолют, абсолютное божество, всеобщий порядок, мера, красота, противостоящий Хаосу, охватывающий всю Вселенную, но в то же время пространство, в которое погружены и человек, и природа, и боги, где человек чувствует себя защищенным. Это целостный мир, господство природно-космических сил. Антропоморфные боги близки и понятны человеку.

2. Гуманизм и антропоцентризм античной культуры, человек — это часть Космоса. Он ставится в центр социальной жизни, в центр реального жизненного пространства.

3. Красота – это универсальная гармония, пронизывающая Вселенную, Космос, человека, повседневную, общественную жизнь. В человеке – это гармоническое сочетание физической красоты и нравственного совершенства, т. е. калокагатия (калос – прекрасный, агатос – добрый). Красота, «прекрасное есть надлежащая мера во всем» (Демокрит). «Ничего слишком». Лишенное меры безобразно. У Аристотеля калокагатия выступает внутренним объединением морали и красоты [3].

Мифологичность и политеизм.

5. Телесность, пластичность. Культ тела человека, пластичность проявлялись в облике прекрасных богов, вискусстве, предметной среде.

6. Агонистичность, т. е. состязательность (агон – состязание), нацеленность на победу характеризует все сферы жизни: политические дебаты, диспуты, спортивные игры (общегреческие, общеримские), художественные состязания, научные диалоги или споры в поиске истины, что впервые привело к формированию научных законов и систем доказательств и пр. Главное — проявить гражданскую доблесть, не преследуя материальную выгоду, воплощая ценности, идеалы своего полиса. Для римлянина главное — честь, могущество и достоинство Рима.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1361; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь