Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
История жертвоприношения Исмаила
Аллах, хвала Ему, говорит: «...он сказал: «Я пойду туда, куда мой Господь повелел мне идти. Аллах выведет меня в безопасное, доброе место, наставив меня на прямой путь... Господь мой, даруй мне праведное потомство, которое могло бы передавать после меня призыв к Тебе! » Ангелы ему передали добрую весть о разумном, терпеливом, кротком сыне. У него родился сын, который вырос, достигнув того возраста, когда мог трудиться. И тогда Ибрахим подвергся испытанию, увидев определенный сон. Ибрахим сказал своему сыну: «О мой сын! Я видел во сне по внушению Аллаха, что я закалываю тебя в жертву, и посмотри, что ты думаешь об этом? » Праведный сын ответил: «О мой отец! Делай то, что твой Господь повелел тебе. Если так угодно Аллаху, ты найдешь меня терпеливым». И когда отец и сын предались воле Аллаха, Ибрахим положил сына на кучу песка лицом вниз, готовясь заколоть его, Аллах... воззвал к нему как к другу: «О Ибрахим! Ты оправдал Наше внушение (через видение) и не колебался в выполнении Нашего повеления. Этого с тебя достаточно. Мы Свое испытание облегчим награждением за твое добродеяние. Так Мы награждаем добродеющих! » Испытание, которому Мы подвергли Ибрахима и его сына — испытание, которое выявило их настоящую веру в Господа обитателей миров. Мы выкупили его сына великой жертвой, чтобы он жил по повелению Аллаха Всевышнего. Мы завещали потомству прославление и благословение его: «Мир Ибрахиму! » Таким вознаграждением, отвратившим беду, Мы воздаем добродеющим за их повиновение Аллаху. Ибрахим — из числа Наших рабов, верующих в истину. Ангелы по Нашему повелению сообщили Ибрахиму добрую весть о том, что у него родится сын Исхак (Исаак)... и что будет он из числа праведных пророков. Мы благословили его и его сына в ближайшей и дальней жизни. Из их потомства будут добродеющие, творящие себе добро своей верой в истину и повиновением Господу. Но будут и блуждающие в своем неверии и неповиновении, явно наносящие себе вред». (37: 99–113) Ибн Касир указывает: Мы упомянули, что тогда, когда Ибрахим покинул землю своего народа, он попросил Аллаха подарить ему праведного сына. Поэтому Аллах послал ему благую весть о сыне, который будет готов страдать и терпеливо переносить трудности. Этим сыном стал Исмаил, так как он был первым ребенком, который родился у Ибрахима. Все божественные законы сходятся в этом. Тогда Ибрахиму было 86 лет. Аллах говорит: «У него родился сын, который вырос, достигнув того возраста, когда мог трудиться». Ибрахиму было видение, что ему было приказано убить своего сына. В хадисе, излагаемом Ибн ‘Аббасом, говорится, что «[сно]видения Пророков — Божественные вдохновения (откровения)». Это была еще одна проверка для Ибрахима. Сначала Ибрахиму было приказано оставить свою жену и единственного сына Исмаила в бесплодной, необитаемой земле, и он повиновался божественной воле, полностью доверившись Аллаху и полагаясь на Него. Затем Аллах облегчил страдания матери и ее ребенка и подал им средства к существованию из таких источников, о которых они и помыслить не могли. Затем Аллах приказал Ибрахиму убить своего единственного сына, родившегося тогда, когда Ибрахим уже состарился. Однако Ибрахим повиновался приказанию Аллаха и поспешил выполнить его. Затем Ибрахим обсудил это дело с Исмаилом, чтобы /84/ снять психологическое напряжение, а не действовать через силу. Аллах так говорит об этом: «»О мой сын! Я видел во сне по внушению Аллаха, что я закалываю тебя в жертву, и посмотри, что ты думаешь об этом? » Сын тотчас же без колебаний ответил: «О мой отец! Делай то, что твой Господь повелел тебе. Если так угодно Аллаху, ты найдешь меня терпеливым»». (37: 102) Этот ответ показывает, насколько послушным и кротким был сын по по отношению к своему Повелителю и к отцу. «И когда отец и сын предались воле Аллаха, Ибрахим положил сына... лицом вниз, готовясь заколоть его...» (37: 103) Ибн ‘Аббас отмечает, что Ибрахим положил сына лицом вниз, чтобы не видеть его лица, когда будет закалывать его. Ас–Судди утверждает: Когда Ибрахим поднес нож к горлу Исмаила, нож не стал резать. Говорилось, что у него на горле был медный круг, который не дал ножу прикоснуться к нему. Ибн Касир утверждает: В этот момент Аллах воззвал к Ибрахиму, говоря: «О Ибрахим! Ты оправдал Наше внушение (через видение)...», что означает, что назначение видения уже было выполнено, т. е. ты уже проявил свою покорность Воле Аллаха и свое послушание Ему. «Мы Свое испытание облегчим награждением за твое добродеяние. Так Мы награждаем добродеющих! » Это означало, что жертвоприношение должно было сохранить жизнь сыну. Согласно мнению большинства ученых, в жертву был принесен белый баран с ясными глазами и крепкими рогами, которого Ибрахим нашел привязанным к тернистому растению на горе Фавор в Мекке. Ибн ‘Аббас указывает, что этот баран предварительно в течение сорока лет пасся в Раю, а затем был принесен в жертву «в Мине», как указывает Муджахид, или «в Селении Авраама», как указывает Убайд ибн Умайр. Ибн ‘Аббас заявляет, что высушенная голова барана в то время все еще висела в Каабе. Ибн Касир утверждает, что это доказывает, что принесенным в жертву сыном был Исмаил, на том основании, что он жил в Мекке, а не Исаак, как утверждают иудеи, поскольку нет сведений о том, что Исаак бывал в /85/ Мекке в юном возрасте. Это очевидно следует их коранического контекста, где рассказывается о том, как Ибрахим получил благую весть о том, что у него родится сын Исаак, после упоминания истории с жертвоприношением. Лучшее доказательство этому представил Мухаммад ибн Ка‘б Ал–Карзи. Он дает комментарий к айату Корана: «Мы... обрадовали ее вестью о том, что она родит от своего мужа Ибрахима сына, которого назовут Исхаком (Исааком). Он будет жить, и у него будет сын по имени Йакуб (Иаков).». (11: 71), отмечая противоречие между тем, что Ибрахим получил благую весть о том, что Исаак будет отцом Йакуба, а затем получил приказ принести Исаака в жертву, когда тот еще был юным и не родил Йакуба. Это противоречит вышеупомянутой благой вести. И все же, Аллах знает лучше. Ибн Джарир указывает, что Ибн ‘Аббас утверждает: Сыном, принесенным в жертву, был Исмаил. Иудеи утверждают, что принесенным в жертву сыном был Исаак, но они —лжецы. Согласно Ибн Касиру, выдвинутое иудеями голословное утверждение о том, что принесенным в жертву сыном был Исаак, было подсказано их ревнивым отношением к арабам. Это из–за того, что Исмаил является отцом арабов, которые жили в Хиджазе, и к ним принадлежал Пророк Мухаммад, мир ему и благословение. С другой стороны, Исаак был отцом Иакова или Израиля, от которого пошли иудеи. Поэтому они хотели присвоить себе эту честь, что, в свою очередь, привело к тому, что они исказили слова Аллаха и начали добавлять к ним. Они были дурными людьми, которые не признавали того, что все блага находятся в руках Аллаха и что Он дарует им тем, кому Он пожелает. Ибн Касир утверждает: Благая весть об Исааке /86/ была принесена Ибрахиму и Саре ангелами, когда эти ангелы направлялись истреблять города Содома, о чем будет сказано ниже. Аллах Говорит: «Мы послали Своих ангелов к Ибрахиму с радостной вестью; они сообщили ему и его жене, что у них родится сын. Они приветствовали его, говоря: «Мир тебе! » И он ответил: «И мир вам! » Он быстро приготовил им угощение — жирного жареного теленка. А когда он увидел, что руки гостей не касаются еды, а гости, как известно, должны кушать, он почувствовал, что они не просто гости, а ангелы, и его обуял страх, что он, может быть, сделал что–нибудь не так и вызвал гнев Аллаха; или, может быть, ангелы пришли, чтобы наказать его народ. Увидев охвативший его страх, они сказали: «Успокойся, мы посланы для наказания народа Лута». Жена Ибрахима стояла недалеко, слушая их разговор. Она обрадовалась спасению Лута, сына брата своего мужа, и рассмеялась. Мы через Своих ангелов обрадовали ее вестью о том, что она родит от своего мужа Ибрахима сына, которого назовут Исхаком (Исааком). Он будет жить, и у него будет сын по имени Йакуб (Иаков). В недоумении она сказала: «Это поразительно! Как я могу родить, когда я стара, и мой муж, как видите сами, — столь же стар, а у подобных ему уже не может быть детей? Поистине, то, что мы услышали, клянусь Аллахом, — очень удивительно! Как может родиться ребенок у таких стариков, как мы? » Ангелы ответили ей: «Неужели ты удивляешься тому, что у вас родится сын, несмотря на вашу старость, а это — повеление Аллаха, воле которого никто не может противостоять? Это — милосердие и великая милость от Аллаха над вами, обитателями дома пророков. Поэтому неудивительно, что Аллах дарует вам то, что не дарует другим! Он вершит то, что заслуживает хвалу. Он оказывает великую милость, милосердие и благоволение»». (11: 69–73) Аллах также говорит: «Дошел ли до тебя рассказ об ангелах —почтенных гостях Ибрахима, которые пришли к нему и сказали: «Мир! » И он ответил им: «И вам мир, люди незнакомые! » Он вышел незаметно для своих гостей к домочадцам, принес им жирного теленка и пригласил их кушать, но они не притронулись к нему. Тогда он, выражая свое недовольство этим, сказал им: «Не покушаете ли? » Он почувствовал в себе страх перед ними. Они ему сказали: «Не бойся! » — и обрадовали его доброй вестью о рождении у него сына, который будет обладать большим знанием. Услышав эту добрую весть, его жена подошла к ним с криком и шумом, ударяя себя по лицу, удивляясь и не веря, и сказала: «Я бесплодная старуха. Как я могу родить? » Тогда ангелы ответили ей: «Так решил твой Господь. Ведь Он мудр во всех Своих решениях и всезнающ —от Него ничто не скроется». (51: 24–30) Говорилось, что ангелов, явившихся Ибрахиму, было трое: Джибрил, Микаил и Исрафил. Он подумал, /87/ что они — гости, и принял их соответственно. Он зажарил тучного тельца. Аллах говорит: «А когда он увидел, что руки гостей не касаются еды, а гости, как известно, должны кушать, он почувствовал, что они не просто гости, а ангелы, и его обуял страх, что он, может быть, сделал что–нибудь не так и вызвал гнев Аллаха; или, может быть, ангелы пришли, чтобы наказать его народ. Увидев охвативший его страх, они сказали: «Успокойся, мы посланы для наказания народа Лута»». (11: 70), что означает, что они были посланы к народу Лота, чтобы уничтожить их города. Услышав об этом, Сара возрадовалась, что Аллах покарает неверующих. Она прислуживала гостям, как это было положено у арабов и других народов. «Мы... обрадовали ее вестью о том, что она родит от своего мужа Ибрахима сына, которого назовут Исхаком (Исааком). Он будет жить, и у него будет сын по имени Йакуб (Иаков)». (11: 71) Ангелы выполнили это поручение. Она сказала: «Это поразительно! Как я могу родить, когда я стара, и мой муж, как видите сами, -столь же стар?..» Трудно предположить, что я или мой муж способны на такое. Кроме того, я бесплодна и слишком стара, чтобы родить. «Поистине, то, что мы услышали, клянусь Аллахом, - очень удивительно! » (11: 72) В другом айате Аллах говорит: «Услышав эту добрую весть, его жена подошла к ним с криком и шумом, ударяя себя по лицу...», — что у женщин обычно служит выражением удивления, и сказала: «Я бесплодная старуха. Как я могу родить? »» (51: 29) Ангелы ответили ей: «Неужели ты удивляешься тому, что у вас родится сын, несмотря на вашу старость, а это — повеление Аллаха, воле которого никто не может противостоять? Это - милосердие и великая милость от Аллаха над вами, обитателями дома пророков. Поэтому неудивительно, что Аллах дарует вам то, что не дарует другим! Он вершит то, что заслуживает хвалу. Он оказывает великую милость, милосердие и благоволение». (11: 73) Ибрахим тоже был удивлен и преисполнен радости от такой доброй вести и, чтобы убедиться в том, что правильно понял ее, сказал: «»Неужели вы радуете меня вестью о рождении мальчика, когда я уже стар и слаб? Не странна ли эта весть теперь? » Они сказали: «Мы радуем тебя истинной вестью, не подлежащей сомнению. Не будь же из тех, кто отчаивается в милосердии Аллаха»». (15: 54–55) Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1005; Нарушение авторского права страницы