Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Б. Отношение человека к земле
Человек как часть поверхности земли. Созданный из земли и ее составных частей, развившийся в бесконечном ряде поколений одного происхождения, в непосредственной связи с землей, человек не может не быть признанным за существо, вполне приуроченное к земле. Отдельный человек строит на земле свой дом и находит в ней свою могилу, народ имеет свою область, всему человечеству принадлежит земля. Положение, пространство и границы человечества и отдельных народов, —. все определяется поверхностью земли, и уже положение и контуры отдельных ее частей намечают те различия, которые должны когда-нибудь проявиться на тех племенах, которые их населяют. Кроме того, каждый народ получает известное наследие от той части земли, которую он населяет. Гренландцу достается снег и лед, австралиец имеет дело с сухим климатом степей, африканец — с тропическим зноем, слегка смягченным на высоких горах, но, тем не менее, не дающим достаточно влажности. Наблюдая за народами на той почве, где они живут, и описывая их при этом, мы всегда встречаемся с многочисленными следами их движения по земле. Ни одна область не оказывается для данного народа постоянной, всегда и постоянно мы в праве задать себе вопрос: каким образом эта область была занята и как она постепенно расширялась? Ни один народ в мире не произошел из той земли, на которой живет, как о том гласит мифология; из этого следует, что он должен был странствовать и разрастаться. Он, конечно, не остается также все время на той же земле, напротив того, история учит нас, что существуют народы исчезающие, выселяющиеся, пускающие ветви. И все эти движений определяет почва своим различным положением и пространственными соотношениями, устройством поверхности, орошением и растительностью; она то поощряет, то задерживает, то ускоряет, то замедляет, то соединяет или разъединяете находящиеся в движении массы. И вот, стараясь проникнуть в эти процессы, география невольно тесно соприкасается с историей, так как ведь и эта наука специально занимается движениями человечества; но зато история редко проникает своим взором до самой почвы, арены движения народов, между тем как географ всегда обращает внимание на просвечивающуюся при всех движениях почву. Третьей группой явлений оказываются воздействия природы на тело и дух отдельных людей, а вслед за этим — и целых народов. Чаще всего воздействия на тело сводятся к действию климата, почвы и ее продуктов растительного и животного царства. <...> Таким образом, при всяком изучении данного народа мы начинаем с почвы, на которой он живет и действует, и которая нередко служит родиной уже большого числа поколений; под словом «почва» мы подразумеваем окружающую среду в самом обширном смысле этого слова, начиная с воздуха, света и небесного свода, отражающегося у него в душе, до земли, возделываемой земледельцем, и глыбы камня, венчающей нередко один из красивейших его храмов. Все это и будут те географические элементы, которые являются основанием исследования и определяют его рамки. Затем мы обращаемся к народоведению и спрашиваем, во-первых: как построен данный народ, каковы его кости, мышцы, нервы? На это дает нам ответ антропология. Затем далее мы задаем следующий вопрос: как этот народ развивался и воспитывался в продолжение своей исторической деятельности? К какой культуре принадлежит он? Что он создает и на что он способен? На это отвечает нам этнография в узком смысле этого слова, а за народы, принадлежащие к высшей культуре, лучше всего говорят их литература, искусства и религия. Тем не менее не следует видеть в этом выдвигании на первое место географического элемента выражение материалистического воззрения на человека и его историю. Народ вовсе не становится менее свободным оттого, что мы изучаем его окруженным всеми естественно-историческими условиями. Каждый народ обладает способностями и наклонностями, которые могут оставаться при нем при самых различных условиях; тем не менее ни один народ не ускользает от влияния окружающей среды. <...> Перемещения народов и историческое движение. Подвижность является существенным свойством жизни народов, которого не лишены даже те из них, которые, по-видимому, находятся в покое. Под этим именем мы понимаем не только те передвижения, которые человек в действительности совершает, но также и все его способности и наклонности, телесные и духовные, которые, совершенствуясь все более и более, делают из сообщения между людьми в самом широком смысле этого слова одну из наиболее важных сил культуры. <...> Эпохи можно различать по характеру и силе исторических движений. Хотя народы находятся в беспрерывном движении, однако и тут можно наблюдать известную периодичность, На низших ступенях культуры горизонты еще не обширны, племена занимают тесные пространства, местность проходима лишь постольку, поскольку природа сделала ее таковой; с другой стороны, именно на этой ступени развития сдерживающие силы особенно ничтожны, маленькие народы, окруженные большими пустырями, легко разбиваются по ним, и мы можем встретить целый ряд племен, которые совершенно не могут успокоиться. Благодаря расселению их остаются незанятыми огромные пространства, которые захватываются странствующими народами. <...> Торговые сношения предшествуют образованию государств, они прокладывают им пути и раздвигают их будущие границы; яснее всего это доказывается примером молодых, только складывающихся государств, которые носят название колоний. Начатками огромного государства, Северо-Американских Соединенных Штатов, которое сегодня господствует над всем Новым Светом и бросает свою тень на Старый, была торговля мехами, невольниками, треской, табаком, золотом и т. п. Когда со временем начнут писать историю германских колоний, то окажется, что их зародышами явились фактории гамбургских и бременских торговых домов по берегам Африки и на тихоокеанских островах. <...> Средства сообщения и товары. Всякое сообщение должно сопровождаться затратою сил, благодаря которым на поверхности земли совершаются различные движения. Носителями этих сил оказываются люди, животные, текущая вода, ветер, приливы и многочисленные искусственные приспособления, которые утилизируют воздух, водяные пары и другие газообразные тела или электричество для нужд передвижения. Все это и называется средствами сообщения или перемещения. Сами люди как орудия перемещения могут сильно различаться друг от друга, и разные народы в этом отношении нисколько не похожи друг на друга. Пока существует история, мы повсюду встречаемся в ней с народами активными, поддерживающими сообщение со своими соседями, и с народами пассивными в этом отношении. Многие народы, живя среди огромных естественных богатств, скрытых в земле, никогда ими не пользовались. Народы можно разделить вообще на две группы: одни противодействуют международным сношениям, другие их поддерживают. <...> Если мы далее спросим, какое же отношение география имеет к тому, что разносится и перевозится благодаря сообщению, как она, стало быть, влияет на груз и товары, то окажется, что и они приурочены по большей части к определенным областям и странам, из которых они вывозятся в другие. <...> Человек и пространство. При развитии человечества стремление его захватывать и удерживать за собой больше пространства оказывается одной из самых важных исторических сил; это стремление становится все сильнее и определеннее и, начавшись еще в доисторические времена, может быть прослежено по всей истории и особенно заметно у современных нам народов. При этом мы только замечаем повторение того, что уже десятки тысяч раз наблюдалось в царстве растений и животных. Вопрос о пространстве, который, как мы уже видели, имеет существеннейшее значение при всяком развитии жизни, остается в полной силе и в той главе истории жизни на земле, над которою надписано слово «человек». Пространство, нужное для жизни и для прокормления, его захват, и удержайие за собой, вымирание в тесном, усиление в обширном районе — вот основные факторы биогеографии и, вместе с тем, истории народов. В общем, пространства, годного для заселения людьми, как и всего вообще живого, имеется: 84 млн кв. км — в Старом Свете, 38 — в Новом и 9 — в Австралии. Насколько важны для человека море и вода вообще в экономическом отношении, как средства сообщения и переселения, мы разобрали уже в тех отделах нашей книги, где говорилось о жизни в воде и особенно в море... Значит, только земля в узком смысле этого слова, иначе суша, может служить человеку местом обитания. Впрочем, климатические условия делают часть этой суши также негодной для житья, и вот мы, в конце концов, получаем экумену, заключающую приблизительно 450 млн кв. км обитаемой земли, а 40 млн суши остаются за пределами экумены. Конечно, пространство это несомненно не всегда было одинаковой величины. Значительные из менения климата, имевшие место на больших протяжениях уже во времена существования на земле человека, как это несомненно до-казано, должны были сильно расширять и суживать 'размеры экумены. <...> Все это пространство человек захватил себе исподволь, начиная с малого и строго следуя закону роста занимаемого пространства, который определяет всю историю его распространения на земле и все экономические и государственные условия его Жизни. <...> Когда страна становится обширной, ей приходится сталкиваться с соседними странами и вступать с ними в борьбу или же завязывать торговые сношения. Таких удобных соседей в древней Европе не было. Впрочем, государства, получившие в древней истории прозвища «мировых», как-то Вавилон, Ассирия, Персия, Египет, по сравнению с современными государствами оказываются только посредственными. Обитаемая поверхность Ассирии и Вавилона не превышала 130 000 кв. км, Египта — всего 30 000, а вместе с пустынею — не более 40 000. Могущественная, хотя и недолговечная Ассирия в момент своего наибольшего пространственного расширения занимала область, не более чем втрое превосходившую площадь Германии; римская держава после смерти Августа охватывала 3, 3 млн кв. км, а в III в. от Р. X. она расширилась до 5; 3 млн; персидское царство занимало в V в. до Р. X. 7 млн, а монгольское государство в XIII в. — 11 000 000; Россия владеет в настоящее время 23, а Великобритания — 31 млн кв. км. <...> \ Подобно тому как и во все исторические эпохи наряду с обширными государствами существовали также и малые, и в настоящее время их сохранилось довольно, притом таких маленьких, что они напоминают нам самые древние периоды образования государств из деревень и городов. Государства эти оказываются либо историческими осколками, которые не были поглощены благодаря той или другой счастливой случайности, как, например, Монако (21, 6 кв. км), Сан-Марино (59), Лихтенштейн (159), или же представляют собой членов более крупного целого, оберегающего их; таковы: Бремен (256), Любек (298) и Гамбург (414 кв. км). Эти три города — единственные ныне представители вольных городов, которых в прежнее время повсюду существовало множество (Новгород, Псков...). <...> В то время как мелкие государства обыкновенно бывают заселены очень густо, обширные державы отличаются сравнительно более редким населением. Малочисленность народа на большом пространстве свидетельствует о возможности значительного прироста данного населения. <...> Величина политических единиц определяется в каждой части света внешней их формой, устройством поверхности и орошением. В этом случае очень благоприятно образованию крупных государств скопление материков в северном полушарии — в Европе, Азии и Северной Америке. Два континентальных государства южного полушария относятся по занимаемому ими пространству к северному как 2 к 7. Как в Европе, так и в Азии тоже повторяется такое же отношение мелких государств, приурочившихся к расчлененной южной и западной стороне, сравнительно с обширной массивной северо-восточной стороной. Число государств на северных и южных материках также весьма различно. Если не считать Африки, политическая организация которой еще не закончена, то все-таки число северных государств более чем вдвое превосходит число южных. Этим не только усиливается политическое могущество северного полушария, но увеличивается, благодаря взаимной конкуренции государств и народов, также и стремление к прогрессу каждого из них. Исторические движения во многих случаях являлись поводом к образованию новых качеств у данного народа. Новые условия жизни, обширная территория, а также смешение с туземным населением способствуют этому. Немцы, в старину выселившиеся в качестве колонистов на восток за Инн и Заалу, сильно разнятся от тех, что остались у себя на старой, более тесной земле; англичане сильно отличаются от древних англов и саксов, бразильцы перестали быть португальцами, полинезийцы уже более не малайцы. <...> Ответвление новых форм возможно в жизни народов лишь тогда, кода они занимают обширные пространства; только в этом случае они могут найти необходимое уединение, где сумеют укрепиться особые признаки, без которых невозможно выделение их в специальную группу. На отдельных хребтах, в бассейнах рек и т. п., где человек часто искал рая и колыбели своего рода, совершенно невозможно было бы понять причин образования, ответвления и выселения отдельных народов. <...> Сравнивая плотность населения местности с ее размерами, мы должны приписать большое значение, наряду со степенью культуры и историческим возрастом, также еще и непосредственной ее величине. Маленькие области при равных прочих условиях заселены бывают плотнее обширных. <...> Внеевропейские части света все заселены значительно реже, нежели Европа, и даже самые большие государства там менее плотно и менее равномерно заселены, чем крупные страны нашего материка. Г.Народ и государство Народ и государство. Народ представляет собой группу людей, отдельные члены которой первоначально могли быть очень разнообразны, однако, благодаря общности мест обитания и одной и той же судьбе, понемногу стали столь сходными, что становятся уже легко Мы не знаем народа без государства. <...> Таким образом, государство представляет собой нечто столь же древнее, как и общество или семейство, от которых его.отличает уже с самого начала более тесная связь с почвой; эту связь мы также имеем полное право назвать географической. Там, где семья выделила себе для жизни и пользования кусок земли и защищала ее от притязаний иноземцев, от диких зверей и даже от наводнения соседнего ручья, там и произошло соединение в народ, живущий на большом пространстве, т. е. создалось именно то, что мы называем государством. Первоначально возникнув из потребности людей защищаться, государство в конце концов овладевает всеми географическими, социальными и этническими особенностями каждой отдельной части и сглаживает их ради сохранения в целости политического организма; однако только лишь одно такое сохранение не может служить целью его жизни; в своем развитии государство должно достать себе новые силы, и оттого-то и получается тесная связь государства с обществом, являющимся носителем этого развития. Правда, способности, необходимые для того, чтобы создать и поддерживать государство, действительно распределены очень равномерно. Существуют народы столь одаренные в политическом отношении, что им легко подчинить себе всех соседей на далеком пространстве вокруг себя; естественным следствием является потом и политическое господство. Для этого вовсе не нужно обладать культурным превосходством: греки были гораздо культурнее римлян и все-таки подчинились им политически. На больших пространствах народы в политическом отношении иногда прямо заболевают, и деятельный народ с легкостью покоряет их себе. <...> Культурные различия выражаются даже в самой форме государства. Высокоразвитые государства, по возможности, связаны и округлены, продолжены во все стороны до своих естественных границ и обнимают местности, представляющие возможно больше естественных преимуществ. Напротив того, только что названное государство состоит из разбросанных кусков, вообще лишено определенной формы и очень мало пользуется выгодами своего положения. <...> Только народы, живущие одной сплошной массой, обладают силой Антея (Святогора-богатыря), черпавшего ее из земли, которая является условием какого бы то ни было самостоятельного развития. <...> Открытая со всех сторон страна, не имеющая определенных границ, характеризует низшую ступень развития государства; однако, чем дольше народ населяет землю, обрабатываете ее и, наконец, тесно срастается с нею, тем резче и определеннее очерчиваются его границы. Древние германцы, кельты и славяне были разъединены пограничными пустынями; такие же пустыни и леса еще в самое последнее время отделяли друг от друга негров Африки, именно жителей Судана, равно как и государства восточной Азии. Эти необитаемые области должны были ограждать народы от непосредственных столкновений, и даже Китай и Корея отделились друг от друга пограничной пустыней, в которой было строго-настрого запрещено селиться. Однако в тех случаях, когда оба пограничных государства ослабевали, среди них очень легко мог занять свободное пространство третий народ. <...> Основатели государств и народы-вожаки. Война. Два рода жизненных условий и вытекающего из них образа жизни очень часто встречаются рядом друг с другом и определяют соответствующие типы народов и государств: сильный народ и слабый, господствующий и подчиняющийся. <...> При образовании государств различие это имеет последствием то, что более сильный народ подчиняет себе слабый и как бы ведет его за собою; он создает государство, защищает его извне, а сам, в пределах этого государства, занимается эксплуатированием более слабого народа. Таким образом иногда создается государство путем наслоения различных народностей. С тех пор как существует история, созданная путем взаимодействия и соревнования различных народов и государств, постоянно возникаете вопрос о том, какому народу надлежит занять руководящую роль при движение вперед к экономическим, политическим и общекультурным целям. Вот тот или другой народ пошел по новому пути, сильно продвинулся вперед и этим оказал большое воздействие на все окружающие народы. Влияние это подчас выливается в политические формы, как это было у римлян, считавших себя и свое государство чем-то стоящим выше всего иноземного; впрочем, случается также, что влияние становится духовно-культурным, однако чаще всего оно оказывается экономическим. Экономическое превосходство сплошь и рядом является основой культурного и политического; примерами могут служить все морские державы со времен финикиян и афинян, в особенности Великобритания, эта мировая промышленная держава, которая заняла такое же положение также и в торговле и политике. Впрочем, пример хозяйничанья маньчжуров в Китае показывает, что воинственность и умение господствовать могут помочь даже малокультурным и экономически отсталым народам основывать государства и управлять ими. <...> Война ведется у всех народов, однако, с тем лишь различием, что у мало-культурных народов она тянется очень долго, прерываясь лишь небольшими перемириями, между тем как на высших ступенях культуры она разражается наподобие грозы, разрушает все и затем прекращается. Там все мужчины данного племени вооружены, никогда не расстаются со своим оружием и могут обыкновенно вступать на территорию соседа лишь с опасностью для жизни; здесь ношение оружия составляет право и обязанность меньшинства, которое не редко этнографически отличается от остальной части народа. Чем глубже мы станем спускаться вниз по лестнице народов, тем рельефнее передовые народы окажутся вместе с тем воинственными народами. Оседлый народ находится в покое и потому ослабевает; непременно должны прийти извне воины и задать ему встряску с тем, чтобы, достигнув власти, в свою очередь ослабеть. Судьба воинственных завоевателей, которые после кратковременного наслаждения властью должны были уступить место другим завоевателям, повторялась уже бесконечное число раз: вспомним о монголах в Индии и Китае, об арабах в Египте, о турках в юго-восточной Европе. <...> Нация и национальность. Эти два слова одного корня на самом деле обозначают совершенно различные понятия. Нацией является народ в его политической самостоятельности; именем «национальность» обозначается несамостоятельная часть известного народа. Подчиненная национальность — нечто иное, нежели подавленная нация. Можно сказать, что немецкая нация была подавлена Наполеоном, а немецкая национальность угнетена в России. Поэтому смешивать эти понятия и заменять одно другим нельзя. <...> Очень распространено ошибочное мнение, будто народ во всех отношениях окажется тем сильнее, чем он однороднее. Мы уже видели, что наилучших результатов достигают те народы, в политической и, еще более, экономической жизни которых участвуют разные национальности и даже расы. Все западно-романские государства были бы значительно слабее, если бы к ним не примешалась германская кровь, и во всем том, что сделала для Германии Пруссия, сильно помогли славянские элементы, живущие по эту сторону Эльбы. Без участия немцев и евреев экономическая производительность России была бы менее значительна. <...> Там, где нация состоит из нескольких рас, о национальности более говорить не приходится, а скорее следует обращать внимание именно на расу или цвет. <...> Практическая политика может опираться лишь на очень сильные национальные чувства, имеющие к тому же большое распространение и историческую подкладку, да к тому же не слишком молодые. Заглядывая вперед, в будущность той или другой национальности, мы как раз чаще всего упускали из виду столь осязательные географические качества пространства и положения, между тем как языку приписывали обыкновенно слишком большое значение. Между тем распространение языка не может служить конечной целью политики. Язык является лишь орудием духа; считать его совершенно тождественным духу — большая ошибка. В этом-то и кроется причина бесцельности и безуспешности национальной политики, обращающей главное внимание на то, чтобы завербовать своему языку новых приверженцев. Такая политика в конце концов принуждена будет согласиться, что решающим фактором является не сам язык, а то, что он в себе носит и выражает в государстве — главным образом политический дух, волю и культурное могущество. <...> Ф. Науманн (1860-19?? ) Срединная Европа Все участники мировой войны сознают, что в настоящем и будущем времени мелкие и средние государства не могут являться вершителями мировой политики. Представления наши о величинах значительно изменились. Лишь только совсем крупные государства имеют некоторое значение, малые же извлекают для себя пользу из ссоры великих держав между собой, либо должны испрашивать предварительно разрешение, если они желают предпринять что-либо выходящее из условных рамок. Верховная власть, т. е. свобода принятия мировых решений, скапливается ныне только в немногих местах земного шара. Еще далек день, когда будет «одно стадо и один пастырь», но миновало время, когда мелкие и средние пастыри пасли без разбора свои стада на урочищах Европы. Дух великой инициативы и сверхгосударственной организации коснулся политики. Теперь считаются, как выразился однажды Сэсиль Роде, с «частями света». Кто желает оставаться малым и одиноким, тот тем не менее становится в зависимость от положения великих держав. Это является естественным последствием условий современного общения и военной техники. Кто не состоит в союзе, тот изолирован; кто же изолирован, тот не в безопасности. Для этого готовящегося исторического периода государственных союзов и массовых группировок Пруссия слишком мала, мала и Германия, малы и Австрия, и Венгрия. Ни одному из этих государств в отдельности не выдержать мировой войны. Подумайте, если бы нам, имперским немцам, пришлось одним бороться, или Австро-Венгрии одной обороняться! Это невозможно. По этому срединноевропейский союз ныне — не случайность, а необходимость. <...> ...Германская империя сама по себе слишком мала, чтобы устоять, надолго в будущем против всех натисков. Это мнение является настолько неоспоримым на основании данных нынешней войны, что оно не нуждается в дальнейшем подтверждении, так как если допустить далее только нейтралитет Австро-Венгрии, то натиск всех русских армий был бы направлен против нас одних. Если же Австро-Венгрия выступила бы на стороне наших многочисленных врагов, то для Германии создалось бы невозможное военное положение. Германская империя могла бы отказаться от крепкого и обязывающего союза с Австро-Венгрией лишь в том случае, если бы его заменил другой, одинаково надежный и настолько же естественный союз. Но после всего того, что произошло в течение этой войны, трудно додуматься до подобной комбинации. Союз с Францией был бы для нас и для французов очень выгоден, но какое французское правительство заключило бы его теперь? Союз с Англией был бы, несмотря на обоюдные извержения ненависти, еще, пожалуй, теоретически мыслим, но кто поручился -бы за его длительность? И насколько мало могла бы быть нам полезна даже благожелательная Англия в случае повторения семилетней войны на континенте? Что касается союза с Россией, то таковой гораздо меньше отвечал бы народному настроению и безопасности империи, чем союз с Австро-Венгрией, и мог бы оказаться длительным только ценой совместного раздела Австро-Венгрии. Нельзя забывать, что, согласно мемуарам Бисмарка, традиционное согласие, между Россией и Пруссией было нарушено в 1876 г. благодаря тому, что Бисмарк, с одобрения всей Германии, изъявил готовность охранять нашей кровью великодержавное положение Австро-Венгрии. Это было решение, которое служит основанием нынешней войны, это была политика великого мастера, которому мы должны стараться подражать. Тогда пал жребий Срединной Европы. <...> Отныне правлениям профессиональных и прочих союзных организаций придется обращать особое внимание на созыв совместных съездов. Первая цель: создание срединноевропейского промышленного, ремесленного, технического союзов и т. д. Первоначально все эти новые союзы покажутся малосодержательными и искусственно созданными, но из год в год их деятельность будет разрастаться. Укажем здесь на существующий уже порядок беспрепятственного перехода членов в соответствующие союзы при перемещении из одной страны в другую, на взаимное признание членских прав и на общность союзной литературы даже в случае необходимости перевода данных книг и брошюр на другие языки. Далее должно последовать слияние банков, страховых обществ и кредитных касс. Сперва потребуется согласование уставов, рассмотрение существующих различий, установление гарантий, а затем все уже будет так налажено, что подобные слияния могут совершаться без малейших затруднений. От правительств надо только требовать, чтобы они этому не препятствовали и со своей стороны устраняли тормозящие законодательные распоряжения/Народы должны сами сойтись своими рабочими организациями. Если это не осуществится, то все внешние попытки ни к чему не приведут. Когда это будет? Сейчас же после войны нам надо приняться за дело. <...> VI. В мировом хозяйстве Если Германия и Австро-Венгрия сольются экономически в одно целое, то они не будут представлять собой достаточно большой мировой организм. Мы видели, как поднялись на нас гигантские государства, чтобы нас раздавить. Этого им не удалось, но мы не забудем, как двинулась на запад Россия и как Великобритания призвала своих индусов и канадцев. С движениями таких масс придется Считаться и в будущем. Не только центральная Европа, но и все остальные государства будут помышлять по окончании этой войны о средствах защиты и обороны. Такому приготовлению к будущим войнам не могут воспрепятствовать усиливающейся в мире течения пацифизма. Человечество далеко еще не дошло до того исторического момента, чтобы слиться в одну общую, могущественную организацию. Образованию «Соединенных штатов земного шара» должен предшествовать, по всей вероятности, весьма продолжительный период времени, в течение коего отдельные группы человечества* сложившиеся вне соблюдения национальных разграничений, будут бороться за право управления судьбой народов и за достояние человеческого труда. Как одна из таких групп намечается Срединная Европа, хотя и небольшая, но сильная и стройная. Верховная власть постепенно сосредоточивается только в немногих местах земного шара. В настоящее время существуют всего несколько центров действительно сильного господства: Лондон, Нью-Йорк, Москва (Петроград) являются признанными центрами. Еще неясно, образуется ли также подобный мировой центр на Дальнем Востоке, в Японии или Китае. В Индии, Южной Америке или Африке вряд ли когда-нибудь возникнет такой центр первого разряда. Теперь идет кровопролитнейшая борьба из-за вопроса, может ли удержаться между Россией и Англией самостоятельный срединно-евро-пейский центр. Человеческая группа центральной Европы борется за свое мировое положение. Если мы проиграем, то мы, по всей вероятности, будем обречены навеки быть «народом-спутником»; если мы победим наполовину, то нам еще раз придется вступить в борьбу; если мы выиграем, то мы облегчим работу нашим детям и внукам и Срединная Европа будет внесена в поземельную книгу грядущих веков. Что значит «народ-спутник»? Можно также сказать: планетное государство. Такие государства имеют свою собственную жизнь, свою культуру, свои заботы и свой блеск, но на великих мировых путях они не следуют более своим собственным законам, а служат усилением руководящей группы, к которой они принадлежат. Таким образом, Севере-Американские Штаты стараются привлечь к себе все государственные формации в Северной и Южной Америке не для того, чтобы их поглотить, а чтобы руководить им. Также, но несколько иным образом, Россия собрала вокруг себя все нации, находящиеся на ее окраинах: финнов, поляков, малорусов, кавказские народности, армян, туркменов, тунгусов и т. д. А Великобритания окружила себя африкандерами, австралийцами, индусами, египтянами, португальцами и старается теперь в течение войны втянуть в свои круги также Францию и Италию, хотя обе эти латинские нации желают, на основании своего великого прошлого и своих собственных заслуг, оставаться еще независимыми центрами. Вокруг планетных государств плывет еще неорганизованная масса мелкого национального элемента в виде комет, которые именуют себя нейтральными, потому что они не принадлежат ни к одной из великих солнечных систем. Они древнего политического рода и гораздо старше побеждающих синдицированных государств. Но поздно или рано каждой из них придется куда-нибудь примкнуть, потому что в мире великих державных групп вряд ли могут еще долго продержаться столь крохотные государства. Весь этот процесс только еще начинает намечаться, и отдельные комбинации еще твердо не сложились и не раз будут меняться. Период великих народных групп человечества еще не наступил, но он уже близится. В процессе образования этих групп мы наблюдаем то же самое явление, которое обнаруживается в малом виде при создании промышленных синдикатов: смычки постоянно меняются, но основной принцип слияния не умирает. Раньше чем перейти к обсуждению человеческой группы Срединной Европы, нам надо познакомиться, с социологической точки зрения, с новыми сверхнациональными государственными организмами, каковыми мы можем считать Великобританию, Америку и Россию. Каждый из этих организмов обширнее и громаднее, чем может когда-либо стать Срединная Европа. В наилучшем случае Срединная Европа может сделаться четвертым мировым государством. Из числа трех первых русское мировое государство основано преимущественно на принуждении, американское — на вольности, Англия занимает среднее положение. Невозможно вывести общий закон, прочнее* принудительная или добровольная формация, так как оба эти принципа ведут к разложению государства, если перешагнуть пределы. Каждое сверхнациональное великое государство — искусственное создание, риск, ежедневно возобновляемый опыт. Оно является грандиозной машиной, которая требует постоянных исправлений, чтобы оставаться работоспособной. И как каждое художественное произведение находится в зависимости от художника и вещества, так и такое великое государство образуется из руководящей нации и сопутствующих ей народностей, из идей и нравов правящих и качеств управляемых, из таланта великих мужей и воли широких масс, из истории, географии, сельского хозяйства, промышленности и техники. <...> Каждое из трех старых мировых государств само по себе интернационально. В них осуществляется на практике то, что в нынешний век может быть реализовано из интернациональной идеи. Интернациональная идея была сначала религиозной: христианство восприняло как бы наследие римской империи. Все мысли христианства были направлены на человечество как на целое: «И так идите, научите все народы». Папство осталось в Риме незаконченной попыткой духовного объединения всех народов. Христианство на земле — идея, пророчество и молитва, но не осязаемая действительность, потому что оно стремилось организовать высшее и тонкое в человеке до того, как были организованы его мирские потребности. Неловкость догматики, громадные расстояния, самостоятельные стремления отдельных наций и человеческие погрешности в области заведывания сверхчеловеческим сломили католическое единство, христианство распалось на множество различных толков. Но во всех вероисповеданиях тихо звучит пророческое ожидание, что по воле Божьей когда-нибудь иными путями и новыми силами может осуществиться в более мирском образе то, чего не удалось достигнуть усилиями стольких апостолов, синодов, соборов и епископов. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1686; Нарушение авторского права страницы