Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ГЛАВА 8. Авторские и смежные права



ГЛАВА 8

АВТОРСКИЕ И СМЕЖНЫЕ ПРАВА

А. ВВЕДЕНИЕ

8.1. Права творческих работников охраняются соответствующим законодательством, принятым большинством стран. Это диктуется необходимостью стимулировать процесс творчества и довести результаты творческой деятельности до максимально широкого круга лиц. Законодательство в области охраны авторских прав охватывает различные виды творческого процесса, и в первую очередь те из них, которые так или иначе связаны со средствами массовой информации. Сюда входят практически все виды СМИ от печатных изданий до радио- и телевещания, кинофильмов и даже электронных систем хранения и обработки информации.

8.2. Сферой приложения авторского права являются права творческих работников на результаты их труда. Большая часть художественных произведений, таких, как книги, живопись или графика, существуют только в той или иной материальной форме. Однако существуют произведения, не воплощенные в материальной форме. Например, музыка или поэзия являются художественными произведениями, даже если они не воплощены или до того, как они воплощены, в материальной форме в виде нотной записи или письма.

8.3. Однако авторское право охраняет лишь форму выражения идей, но не сами идеи. Творчество, охраняемое авторским правом, является творчеством в выборе и расположении слов, музыкальных нот, цвбтов, форм и так далее. Авторское право обеспечивает охрану правовладельца против тех, кто мог бы изготовить экземпляры оригинального произведения, использовав форму, в которой они были созданы автором.

Литература к разделу А:

Международное бюро ВОИС. Введение в авторское право. Основные понятия. WIРО/GIС/GNR/GE/86/1.

В. ОХРАНА АВТОРСКИХ ПРАВ

8.4. Основная цель охраны авторских прав — содействовать обогащению и распространению национального культурного наследия. Развитие той или иной страны в значительной степени зависит от созидательное ее населения. Содействие творчеству является необходимой предпосылкой прогресса.

8.5. Таким образом, авторское право является необходимой предпосылкой процесса развития. Опыт показал, что обогащение национального культурного наследия прямо зависит от уровня охраны произведений литературы и искусства. Чем выше этот уровень, тем больший стимул получают авторы для своего творчества. Чем больше число таких произведений, тем выше престиж страны и тем выше занятость в книгоиздательской деятельности, индустрии звукозаписи и развлечений. В конечном итоге всестороннее поощрение творчества является одной из основных предпосылок социального, экономического и культурного прогресса.

8.6. Законодательство обеспечивает охрану не только творцов произведений, но также и создателей объектов смежных прав (исполнители, производители фонограмм, радио- и телевещательные компании), которые так или иначе содействуют распространению таких произведений. Охрана прав создателей объектов смежных прав или профессий, смежных с творческими профессиями, представляет интерес также и для развивающихся стран, чей культурный потенциал в значительной степени состоит из исполнения, звукозаписи и выпуска в эфир различных фольклорных произведений. С одной стороны, развивающиеся страны зачастую вынуждены импортировать иностранные публикации, в особенности в области науки, техники и образования. С другой — они могут поделиться с человечеством своим национальным культурным богатством, охрана которого может быть обеспечена в соответствии с имеющимся законодательством путем охраны прав именно этих смежных профессий.

8.7. В тех странах, где такое законодательство существует, его практическая ценность зависит от эффективности применения соответствующих законов. Принятие того или иного закона является лишь первым шагом. Эффективное правоприменение может быть обеспечено путем создания соответствующих организаций, которые занимаются сбором вознаграждений за использование произведений и выплату его авторам. При условии эффективного применения авторское право является стимулом как для авторов, так и для их агентов (например, издателей). Итогом является приращение суммы знаний и их быстрейшее распространение. Без охраны прав авторов общество не в состоянии обеспечить научный и культурный прогресс, то есть поставить достижения науки и искусства на службу максимально широкого круга заинтересованных лиц. Отсюда необходимость самой широкой популяризации вопросов авторского права в интересах экономического, социального и культурного прогресса.

8.8. Охрана авторских прав, однако, не имеет смысла в отрыве от творческого процесса, который в свою очередь должен всячески поощряться. Другими словами, с точки зрения творца произведений, охрана авторских прав имеет смысл только в том случае, если автор извлекает из этого пользу для себя. А это невозможно без помощи издателей и распространителей таких произведений и без содействия их деятельности. В этом мы видим основную роль авторского права в развивающихся странах.

8.9. Помимо материального положения большинства авторов и творческих работников в развивающихся странах, которые нуждаются во всяческой поддержке и субсидиях, имеются и иные факторы, влияющие на творческий процесс в «третьем мире». Сюда входит нехватка бумаги для печатания учебников, рекомендованной литературы и беллетристики, без чего немыслим успех всей системы образования в этих странах, поставленной на службу широких народных масс.

8.10. Правительства могли бы оказать многостороннюю помощь в этом процессе, например финансовую поддержку авторам и издателям учебников и другой педагогической литературы, помощь в подготовке кадров и расширении системы библиотек, включая создание передвижных библиотек для обслуживания населения отдаленных и сельских районов. В этом разностороннем и непрерывном процессе поощрения и поддержания творческой деятельности не следует недооценивать важности его составных частей, а именно работы авторов, издателей, книготорговцев, библиотечных работников и т.п. Все они должны быть тщательно проанализированы и координированы, так как зачастую бывает необходимо внести коррективы в интересы отдельных групп и привести их в соответствие с интересами всего общества.

8.11. В ходе восемнадцатого и девятнадцатого веков сложилось широкое признание важной роли авторов и издателей в социальном прогрессе, а также признание того факта, что их всесторонняя поддержка и достаточное вознаграждение в интересах самого общества. В конце девятнадцатого и в ходе двадцатого века значительные изменения в социальной, политической, экономической и научно-технической сферах привели к новым воззрениям в отношении авторского права. Свобода прессы и возросшее число ее изданий, постепенное отмирание феодального строя, прогресс в области образования, в особенности для широких масс и для взрослого населения, повышение качества высшего образования наряду с увеличением числа университетов, других вузов и библиотек, упор на использование национальных языков, научно-технический прогресс и появление на карте мира новых независимых развивающихся стран содействовали пересмотру ранее сложившихся взглядов.

8.12. В этой радикально новой ситуации главное — это обеспечить правильное сочетание интересов творцов произведений в плане их достаточного вознаграждения и интересов всего общества. Именно эта проблема гармонизации интересов частных лиц и общественных интересов все в большей степени будут выступать на передний план, особенно в развивающихся странах в контексте создания их систем охраны авторского права, а также в контексте международной охраны авторских прав.

Литература к разделу В:

Международное бюро ВОИС. Творчество как стимул для развития государств. WIPO/CNR/СА/85/2.

С. ОБЪЕКТ АВТОРСКОГО ПРАВА

8.13. Авторское право распространяется на все произведения литературы, науки и искусства независимо от способа или формы выражения. Однако только оригинальные произведения могут быть объектом авторского права. Сами идеи, заложенные в произведении, не обязательно должны быть новыми, однако форма их выражения, будь то литературная или художественная, обязательно должна быть оригинальной. И наконец, охрана произведения не поставлена в зависимость от его качества или ценности. Объектами охраны могут быть как плохие, так и хорошие произведения литературы или музыки (в конечном итоге это определяется вкусом); даже назначение произведения не играет роли, так как использование произведения не имеет ничего общего с его охраной.

8.14. Как правило, произведения, которые могут быть объектами авторского права, являются оригинальными результатами творческого труда их авторов. Национальное законодательство в области авторского права обычно содержит списки таких объектов, которые не являются исчерпывающими, а чисто иллюстративными. Все такие произведения, однако, должны быть оригинальными, то есть быть результатом творческого труда самого автора. Потенциальные объекты авторского права не обязаны удовлетворять критерию меры воображения или изобретательности. Произведение будет охраняться независимо от его качества или от того, что оно имеет мало общего с литературой, искусством или наукой, например является техническим руководством, чертежом или даже картой. Таким образом, охраняются не сами идеи, а лишь форма их выражения. Имеются и исключения из этого общего правила, такие, как законы или тексты официальных постановлений, программы новостей дня, которые исключаются из сферы охраны авторского права специальным списком в соответствующем законодательстве.

8.15. Национальное законодательство по охране авторских прав большинства стран предусматривает защиту следующих видов произведений:

(1)

литературные произведения: романы, рассказы, поэмы, драматургические или любые другие письменные произведения, независимо от их содержания (беллетристика или публицистика), объема, назначения (развлечение, педагогика, информация, реклама, пропаганда и т. п.), формы (рукописная, машинописная, печатная: книга, брошюра, листовка, газета, журнал); независимо от того, выпущены они в свет или нет; в большинстве стран «устные произведения», то есть произведения, не зафиксированные в письменной форме, также являются объектом авторского права;

(2)

музыкальные произведения: «серьезная» или «легкая» музыка; песни, хоровые произведения, оперы, мюзиклы, оперетты; музыкальные педагогические произведения, произведения для одного инструмента (соло), ансамбля (сонаты, камерная музыка и т. п.) и оркестра;

(3)

произведения изобразительного искусства: плоские (рисунки, картины, гравюры, литография и т.п.) или объемные (скульптуры, произведения архитектуры), независимо от содержания (объективные или абстрактные) и назначения («чистое искусство», реклама и т. п.);

 

(4)

карты и технические чертежи;

(5)

произведения фотографического искусства: независимо от предмета (портреты, пейзажи, текущие события и т. п.) и назначения;

(6)

произведения кинематографического искусства: немое или звуковое кино, независимо от назначения (показ в кинотеатрах, телевещание и т. п.), жанра (художественные фильмы, документальные фильмы, новости дня и т. п.), продолжительности, метода съемки (студийные, натурные съемки, мультфильмы и т. п.) или использованного технического процесса (последовательность кадров на прозрачной пленке или электронная запись на видеоленте и т. п.);

(7)

программы для ЭВМ (литературные и иные произведения).

8.16. Законодательство многих стран также охраняет «произведения прикладного искусства» (ювелирные изделия, светильники, обои, мебель и т. п.) и хореографические произведения. Законодатели некоторых стран также рассматривают в качестве произведений фонограммы, магнитные записи и теле- и радиопрограммы.

Литература к разделу С:

Международное бюро ВОИС. Введение в авторское право. Основные понятия. WIPO/GIС/СNR/GЕ/86/1.


Поделиться:



Популярное:

  1. D. ПРАВА НА ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОБРАЗЦЫ
  2. D. ПРАВА, ОХВАТЫВАЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ
  3. E. Лица, участвующие в договоре, для регулирования своих взаимоотношений могут установить правила, отличающиеся от правил предусмотренных диспозитивными нормами права.
  4. H. Обособление права публичного и частного в эпоху Великих реформ. - Судебные уставы императора Александра II. - Закон и суд
  5. I. ПРАВА, ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ РЕГИСТРАЦИИ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ
  6. IV. Ликвидация крепостного права.
  7. J. НАРУШЕНИЕ ПРАВА НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК, КОНТРАФАКЦИЯ И ПОДДЕЛКА ЭТИКЕТОК И УПАКОВКИ
  8. А. Бытовая рознь и признаки личной или племенной системы в истории нашего права. - Черты прошлого в современном праве. - Сходство и общность права
  9. Абсолютный идеализм и философия права Г.В.Ф. Гегеля
  10. Авторские и смежные права в системе интеллектуальной собственности
  11. Авторское право и смежные права
  12. Административно-процессуальное право: предмет, метод и задачи. Источники административно-процессуального права. Система а-п права. Административно-процессуальные нормы в системе норм права.


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 992; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь