Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные теории восприятия (структуралистская, гештальттеория, экологическая, теория Найссера и др.)



ВОСПРИЯТИЕ – непосредственное чувственное отражение целостного объекта (имеет огранич.объем, ех., мы не улавливаем уровень ядовитости, радиации или писк комара- т.е.ограниченность сенсорной системы) Восприятие обеспечивает селективность психики (Леонтьев: ядовитость –биотическое св-во, а восприятие –абиотический мех-зм, который готовит организм к встрече с биотическим)

1. Объектный подход– субъект пассивен: Структуралистская теория восприятия (Хохберг): образ необходимо разделить на более легко изучаемые части. Структуралисты пытались найти чистую чувственную основу, не модифицируемую прошлым опытом. Главная задача структуралиста в области восприятия описать, как ощущения по законам ассоциации сливаются в целостный образ. Основной тезис: существование ощущения как психического феномена. Нет ничего в восприятии, чего не было бы в опыте! Центральные понятия: Элементарный стимул или проксимальный стимул –вызывает элементарные ощущения (ех., ощущение света (в психике их нет)); + Сложный или дистальный стимул, вызывающий ряд сложных ощущений, результат которых – целостный образ. Составляющие перцептивного образа: 1.Чувственная (сенсорная) основа образа: дискретные (т.е.отдельные) ощущения – ощущения температуры, света, формы, т.е.отдельные ощущения – это элементы образа (на базе чувствен. основы возникают совершенно разные образы: ех., куб Неккера, профили Рубина, жена или теща Липпера);

2. Воспринимаемый смысл: восприятию предшествует процесс интеллектуальной неосознанной интерпретации – советы с прошлым опытом, осмысливание и т.д. Эта интерпретация и есть воспринимаемый смысл (Элементом процесса восприятия является выделение чистых ощущений, то есть выделение отдельного признака. И познание образа состоит в том, что в памяти есть образ-представление этого объекта, который обладает ключевыми признаками; то есть, восприятие объясняется тем, что субъект признаки выделил, и по их совокупности объект опознал).

 

Этапы восприятия в структурализме:

Стимул → рецептор → ощущение → интерпретация → ассоциирование → образ

(дискретный) (дискретное, (ощущение + ощущения восприятия

элементарное) образы памяти)

 

Квинтэссенция структуралистского подхода – закон специфических энергий органов чувств Мюллера или рецепторная концепция восприятия. Суть: каким бы ни было воздействие на глаз (фото, механическое и любое др.), в любом случае последует зрительное впечатление, то есть независимо от стимула у данного органа чувств есть специфика; и так для любого органа чувств. Мюллер считал, что орган чувств – это только рецептор, и для каждого органа чувств есть специфическая энергия. (Система восприятия как бы подобна выбору кнопки в музыкальном ящике – от нажатия запускается ощущение, которое развивается по своим внутренним законам свойств рецепторов и внутренних путей) Т.о. качество ощущений определено свойствами рецептора и проводящих путей; сами ощущения не дают полного знания о вещах, поскольку рецепторы (ощущения) отвечают вещам по своим внутренним законам (по специфическим законам энергии органов чувств) – ех., когда болит ухо, у нас есть ощущение гула в ушах; Принцип специфических энергий органов чувств Мюллера сменила Рефлекторная концепция - работы Сеченова: рефлекс здесь – не просто отражение, но имеется в виду, что в орган чувств, помимо рецептора, включена еще и двигательная часть, т.е. орган чувств обязательно включает в себя двигательную, или афферентнуючасть; а афферентация, то есть чувствительность, немыслима без эфферентации, то есть движения. И это полностью меняет Мюллеровский принцип. Надо, в первую очередь, сказать, что любой орган чувств – это продукт эволюции. Раньше органы чувств спецификой не обладали – они активно взаимодействовали.

Гештальтпсихология – тоже объектный подход! – Здесь непосредственная связь между объектом и образом - основное правило: все признаки образа полностью определяются стимулом. Единица здесь - уже не отдельный признак, а целостный образ, аналог самого объекта. В гештальт-психологии восприятия мы встречаем описание закономерностей превращения объекта в образ - это правила перцептивной организации, законы построения фигуры, целостного образа. В стимуле есть нечто такое, что влияет на выделение фигуры и ее отличие от фона. Правила перцептивной организации - это и есть те особенности стимула, которые влияют на выделение психического образа. Это правила: близости, сходства (по цвету, по свету и т.д.), замкнутость контура (если что-то выделяется в стимуле, там обязательно будет отделение фигуры от фона);

 

Свойства фигуры и фона: фигура целостна - фон аморфен; фигура более интенсивна по своим сенсорным качествам; фигура обладает свойством константности, кажется несколько более приближенной к наблюдателю, чем фон, а фон распространяется за ней. То есть, свойства фигуры - это свойства стимула, и эти свойства превращаются в психические качества. Результат энергии зрительного поля – перцептивная работа, ее примеры и есть: замыкание внутрен.круга, иллюзии, группировка зрит.объектов, противоречив.изображения (теща Липпера)

 

Келер ввел некоторый принцип - принцип изоморфизма, или принцип прямой связи между внешним и внутренним. Келлер считает, что целостные формы (гештальты) есть в физическом мире, прямым отражением этих форм являются гештальты в перцептивном мире, и примерно такие же целостные формы есть и в мозговых структурах; то есть, есть прямая связь: мир - восприятие - мозг.

Структуралистская теория восприятия. Ощущение как единица перцептивного образа. Гипотеза суммации ощущений. Аналитическая интроспекция — метод предназначенный для измерения ощущений в естественных условиях. Принцип постоянства: Когда те же самые стимульные энергии попадают на ту же часть сенсорного органа — они могут быть обнаружены и с помощью АИ, и преобразованы в те же чистые ощущения. Мир состоит из: Ощущений, которые возникают когда раздражается отдельный рецептор; Образов памяти, которые представляют собой следы пережитых ощущений. Предполагают, что 2 во всем подобно 1, отличается лишь меньше отчетливостью. Воспринимаются группы простых стимулов (суммация ощущений). Все состоит из Едва заметных различий. Наше пространственное ощущение не явл. зрительным, поскольку 1)Все статистические признаки глубины многозначны 2) тщательная АИ показывает, что единственные зрит. Ощущения, которые могут быть обнаружены — двумерны и непосредственны. Соответственно — Аккомодация и конвергенция — это первичные признаки восприятия, несмотря на то, что они не зрительные. Пространственные ощущения; 1) кинестетические мышечные ощущения Аи К 2)Следы памяти от предшествующих кинестетических ощущений 3) чистые зрительные ощущения. Критика: образ не целостен (АИ), невозможно абстрагироваться от контекста, Иллюзия Мюллера-Лаера сохраняется несмотря на АИ. По точкам не построить фигуру.

Гештальттеория восприятия Акцент на врождеенный характер перцептивных процессов. Основываеться на целом а не на единицах — пример мелодия, контур треугольника. Самое главное не элементы, а процесс их пораждающий. Физиологич. Г. — концентрация хим. веществ на окончаниях возбужд. Волокон достигает устойчивого состояния конструкция, представляющая в своем пространственном распределении фигуру будет отличаться от концентрации, представляющей фон. Ионы будут диффундировать — из зоны фигуры в зону фона — вызывая эл ток вокруг контура фигуры. Принцип изоморфизма (равенство формы) — воспринимаемый квадрат должен соответствовать области возбуждения в виде квадрата в зрительной коре. Зрительное поле — Силы, действующие в з.п. 1) чем больше количественное сходство между процессами в зп тем сильнее связ силы между ними 2) чем больше сходство по интенсивности — тем ---/--- 3) чем меньше расстояние между процессами — тем ---/--- 4) Чем меньше временной интервал ( 3-4 хорошо опис фи-феномен). Чем сильнее противореч межд связывающими и сдерживающими силами тем больше энергии в зрительном поле способно произвести перцептивную работу (замыкание неполных фигур, искажения, группировка зрительных предметов) ЗП Имеет тенденцию к минимизации напряжения. Ф-ция сдерживающих сил — сохранение видимой локализации точки, точно соотв месту нахожд возбужд в том распределении, которое связывает стимул. Связи: 1) близость по расстоянию 2) сходство по качеству 3) Продолжение (закономерные последовательности) 4)Замкнутость. Выделение фигуры из фона тоже но +Контраст +Непрерывность + Осмысленность. Критика — нет научения, все врожденное. Фигура или фон — двойственные фигуры.

Гибсон (экологическая теория восприятия). Восприятие - то, что индивид достигает. Оно представляет собой процесс напосредственного контакта с внеш. миром, процесс переживания, впечателений о предметах. Это психологич. акт живого наблюдения. Источник извлечения возможности — окружающая среда. Экологическая оптика. Зрительная информация извлекается из светового потока. Предметы освещены — каждая точка жизненного пространства обеспечена световым потоком. Воспринимаем не свет, а объемлемые им поверхности. Поверхности имеют текстуру, которая закономерно меняется. Градиент текстуры — закономерное, инвариантное изменение текстуры поверхности. Градиенты — источники зрительной информации. В мире нет разницы между тем, что кажется, и тем, что есть на самом деле. “Изучаю только реальное восприятие”. Основной механизм извлечения возможности — внимание к объекту. Это есть активность. Из светового строя субъект извлекает информацию не только о мире, но и о себе. На границах поля происходит постоянные изменения, которые дают субъекту информацию о себе. Процесс восприятия подчинаяется з-нам перцептивной организации: а) близость (чем я ближе, тем больше организация в целые образы); б) сходства; в) замкнутости (чем она больше, тем больше организ. в отд. образы. Воспринимающие с-мы: 5 типов их типов соотве. 5 орг. чувств, но отлич. от них: а) специфику чувств опред. набором рецепторов и проекционн. ц. мозга, а в.с. - органом и его настройкой; б) рецепторы - пассивны, а в.с. - получают инфо. активно; в) результат работы орг. чувств - набор врожд. ощущений, а в.с. - способн-ть к соверш.

Субъектно-ориентированные теории восприятия:

Теория Гельмгольц Брунер Найссер
Изучаемые феномены Предмет-сть Конфигур. Предмет-сть Установка Установка Предмет-сть
Что есть знание субъекта о мире Образ представ-ния Система категорий Когнитивная схема
Механизм порождения перцепт. образов Бессознат. умозаключ-я Процесс категоризац. (4 стадии) Перцептивн. цикл

Гельмгольц. Восприятие - акт психической деятельности. Три вида образов: 1) первичный образ - имеет чувств. природу, порождается физиол. элементами; полностью очищен от опыта. 2) образ-представление - он содержит знания человека, складывающиеся в опыте взаимодействия с внеш. миром (напр., представление о форме вещей, их простр. локализации и т.п. 3) перцептивный образ - синтез (1) И (2) через процесс бессознат. умозаключения. Восприятие - выражение знаний о мире в чувственной форме.

Брунер. Восприятие — процесс категоризации на основе прошлого опыта. Перцептивная готовность есть у любой категории. Готовность к использованию — установка. Категоризация - процесс отнесения единичных воспринимаемых объектов к общему классу (признаки отнесения - категории). 4 стадии процесса категоризации: 1) Первичная (докатегориальная) - выделяются признаки объекта, его хар-ки. 2) Поиск признаков - если выделенные на (1) признаки соответствуют какой-то категории, то категоризация происходит мгновенно; если признаки неопределенные, то идет поиск дополнительных признаков. 3) Подтверждающая проверка - поиск признаков, подтверждающих отнесение к категории. 4) Окончательное подтверждение - завершение процесса категоризации, образ имеет окончательное перцептивное значение

Найссер. Осн. положения: 1) Любая познавательная деятельность должна рассматриваться в контексте естеств. целенапр. деятельности. 2) Восприятие должно изучаться в реальных условиях, в которых живет человек 3) Восприятие должно рассматриваться как непрерывно протекающий процесс научения. Осн. понятия: Когнитивная схема - средство описания и фиксации феноменологии, касающейся знаний человека о мире. Т.е., наши знания о мире представлены в виде когнитивных схем.

Восприятие — конструктивный процесс предвосхищения некоторой информации, делающий возможным для человека принятие этой информации, когда она оказывается доступной. Чтобы сделать информацию доступной, субъекту надо активно исследовать оптический поток. Эта активность направляется схемами. Результат исследования окружения — выделенная информация — модифицирует исходную схему, это и есть перцептивный цикл. ®Объект (наличная информация)® модифицирует® схема ®направляет® исследование® Понятие перц. цикла объясняет, как можно воспринимать значение нарду с формой и содержанием. Когда мы воспринимаем настроение, мы находимся в другом перцептивном цикле, чем при восприятии движения губ. Схема — одна из фаз активности — связывает субъекта с окружающей средой. Термин “восприятие” относится ко всему циклу, а не к отдельной его части. Схема — это та часть цикла, которая является внутренней по отношению к воспринимающему

Знания амодальны (получены из разных источников). Схемы упорядочены, структурированы. Схемы постоянно развиваются, дополняются, уточняются. Они задают направленность процесса восприятия (общий план сбора информации). Схемы участвуют и в интерпретации информации. Ф-ции схем: предвосхищение, ориентиров.-исслед. деятельность, интерпретация. 2 важных аспекта восприятия: 1) это активный познават. процесс (направляемый когнитивными схемами). 2) это непрерывно развивающийся процесс (по мере развития знаний чел-ка о мире).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 3470; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь