Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Развитие представлений об эмоциях в истории психологии (Спиноза, Вундт, Крюгер и др.)



Рене Декарт. Страсти – восприятие, ощущения, душевные движения. Первичные страсти: удивление, любовь, ненависть, желание, радость, печаль. Причины страстей: Воздействие т.н. духов на железу в мозге; Предметы, действующие на чувства. Назначение страстей. Декарт: «Желать то, что природа преподносит нам как полезное, и не менять своего желания.

Функциональные теории эмоций

Впервые функции эмоций рассматривал Чарльз Дарвин. В 1872 году он опубликовал книгу " Выражение эмоций у человека и животных", в которой сформулировал три принципа выражения эмоций:

принцип полезности ассоциированных привычек (полезные, т.е. удовлетворяющие определенные потребности, действия могут воспроизводиться по привычке или ассоциации при сходном возбуждении);

принцип антитезиса (при возбуждении состояния, прямо противоположного исходно полезному, появляется непроизвольное стремление к прямо противоположному действию);

принцип порождения действий свойствами нервной системы (предполагается прямое действие нервной системы на выражение эмоций, независимо от воли и, до известной степени, от привычки).

Как известно, основное внимание Чарльза Дарвина было направлено на изменение эмоций в процессе филогенеза (в основном при переходе от высших животных к человеку), который понимался им как процесс эволюции в результате естественного отбора. Хотя Дарвин и не дал сколь-нибудь связанного представления о природе эмоций, его указания на роль специфических форм мимики и пантомимики, а также на участие нервной системы в порождении эмоций оказали заметное влияние на будущих исследователей эмоций как в конце XIX, так и в XX веке. В последующем Крюгер, Даффи, Бартлетт, Янг и Липер дали своё объяснение функций эмоции [3; 13 - 15].

Комплексная концепция эмоций Крюгера

Ещё до появления эмпирических и теоретических работ представителей гештальтпсихологии, Феликс Крюгер формулирует принципы целостности психической жизни. Опираясь на введенный в австрийской школе психологии термин " гештальт-качество", отнесенное Корнелиусом к области эмоций, Крюгер вводит более широкий термин " комплекс-качество".

Согласно Крюгеру, эмоциональные явления представляют собой переживаемые качества целостной психической жизни, которые в потоке непрерывного опыта могут выделяться на фоне других явлений в такие последовательные целостности, как аффекты и другие эмоциональные явления типа удовольствие - неудовольствие, возбуждение, напряжение (по В. Вундту).

Выделяются три основных свойства эмоциональных явлений:

Универсальность (постоянная включенность эмоциональных явлений в психическую жизнь),

Качественное богатство,

Изменчивость и лабильность.

К сожалению, Крюгер в своих работах не только не отошел от философских традиций чисто феноменологического (неэмпирического) рассмотрения эмоциональных явлений в интроспективной " описательной" психологии, но даже и усилил эти традиции, что способствовало забвению его идей в современной психологии эмоций

 

Барух Спиноза. Эмоция (в терминах Спинозы – аффект) – состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее. Основные аффекты: удовольствие, неудовольствие и желание. Эмоция всегда адресована (предметна). Эмоции взаимосвязаны, способны порождать друг друга. Аффект может быть ограничен или уничтожен только противоположным и более сильным аффектом, чем уничтожаемый аффект. Чем более реальна вещь, тем больший аффект она вызывает

В. Вундт. « Ассоциативная» теория В. Вундта.

Измерение эмоций

«Всю систему чувств, - писал он, - можно определить как многообразие трех измерений, в котором каждое измерение имеет два противоположных направления, исключающих друг друга».

Эмоции — это прежде всего внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений.

«Телесные» реакции Вундт рассматривает лишь как следствие чувств. По Вундту, мимика возникла первоначально в связи с элементарными ощущениями, как отражение эмоционального тона ощущений; высшие же, более сложные чувства (эмоции) развились позже. Однако когда в сознании человека возникает какая-то эмоция, то она всякий раз вызывает по ассоциации соответствующее ей, близкое по содержанию низшее чувство или ощущение. Оно-то и вызывает те мимические движения, которые соответствуют эмоциональному тону ощущений. Так, например, мимика презрения (выдвигание нижней губы вперед) сходна с тем движением, когда человек выплевывает что-то неприятное, попавшее ему в рот.

Дифференциальная концепция Изарда

После опубликования своей книги " Эмоции человека" (1978) Кэррол Изард в 1980 году создает дифференциальную теорию, в которой выделяет 10 фундаментальных эмоций, образующих основную мотивационную систему человеческого существования:

Интерес - возбуждение

Удовольствие - радость

Удивление - изумление

Горе - печаль

Гнев - ярость

Отвращение - омерзение

Презрение - пренебрежение

Страх - ужас

Стыд - застенчивость

Вина – раскаяние.

Использование двух слов для обозначения большинства фундаментальных эмоций объясняется стремлением показать полюса интенсивности той или иной эмоции (например, страх - средняя интенсивность, ужас - высокая интенсивность). В реальности, по мнению К. Изарда, существует огромное количество смешанных эмоций, которые он назвал диадами (например, страх - стыд или интерес - удовольствие) и триадами (например, горе - гнев - отвращение или интерес - удовольствие - удивление). Из десяти фундаментальных эмоций можно составить (и пережить! ) 45 диад и 120 триад. Несмотря на такой удивительно многообразный репертуар эмоциональных состояний, которые потенциально доступны человеку, Изард считает, что в каждый момент времени, возможно, испытывать только одну преобладающую эмоцию.

Выделение названных 10 эмоций в качестве фундаментальных связано со следующими факторами:

наличие характерных мимических или нервно-мышечных комплексов;

уникальным субъективным переживанием (феноменологическое качество);

специфическим нервным субстратом [1; 187 - 188].

В основе самой дифференциальной теории Изарда лежат пять ключевых тезисов:

основную мотивационную систему образуют десять фундаментальных эмоций;

каждая из этих эмоций имеет свою мотивационную и " переживательную" составляющую;

фундаментальные эмоции, такие как радость, печаль, гнев или стыд, переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека;

эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние;

в свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептивно-когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса [4; 55].

За последними двумя пунктами лежит представление о личности как результате взаимодействия шести подсистем: побудительной, гомеостатической, перцептивной, когнитивной, эмоциональной и моторной. Именно взаимодействия четырех последних ведет к эффективному поведению (в случае гармонии) или к дезадаптации - при нарушении системного взаимодействия

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 2262; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь