Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эмоциональные состояния, их связь с деятельностью.



 

О тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностью организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональное состояние сопровождается многими физиологическими изменениями организма.

(В данной работе мы частично пытаемся проследить эту зависимость.) Чем ближе к центральной нервной системе расположен источник органических изменений, связанных с эмоциями, и чем меньше в нём чувствительных нервных окончаний, тем слабее возникающее при этом субъективное эмоциональное переживание.

Кроме того, искусственное понижение органической чувствительности приводит к ослаблению силы эмоциональных переживаний. Основное эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для её удовлетворения предстоящего действия или деятельности.

" Эмоции, - полагает А. О. Прохоров, - могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются" [32, с.110]. Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства.

Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны. " Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта.

Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально ещё не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях». Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая вашими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы укрепить и усилить свои положительные чувства.

 

С 90 по 102

 

Теория личности К.Роджерса

Гуманистическая теория личности К.Роджерса.

Фундаментальной предпосылкой теорий Роджерса является предположение, что люди используют свой опыт для очерчивания себя, определения себя. В своей основной теоретической работе Роджерс определяет ряд понятий, из которых он развертывает теорию личности и модели терапии, изменения личности и межличностных отношений.

Поле опыта

Поле опыта уникально для каждого индивидуума; это поле опыта или " феноменальное поле" содержит " все, что происходит внутри оболочки организма в любой данный момент, что потенциально доступно сознанию". Оно включает события, восприятия, ощущения, воздействия, которых человек, может быть, не сознает, но мог бы сознавать, если бы сфокусировался на них. Это частный, личный мир, который может соответствовать, а может и не соответствовать наблюдаемой, объективной реальности.

Первично внимание направляется на то, что человек воспринимает как свой мир, а не на общую реальность. Поле опыта ограничено психологически и биологически. Мы обычно направляем наше внимание на непосредственную опасность или на безопасное и приятное в опыте, вместо того, чтобы воспринимать все стимулы окружающего.

Самость

В поле опыта находится самость. Это не есть устойчивая, неизменная сущность. Вместе с тем, если рассматривать самость в каждый данный момент, она кажется устойчивой. Это происходит потому, что мы как бы " замораживаем" фрагмент опыта, чтобы рассмотреть его. Роджерс говорит, что " мы имеем дело не с медленно растущей сущностью, или постепенным, шаг за шагом, научением... результат, очевидно, является гештальтом, конфигурацией, в которой изменение незначительного аспекта может полностью изменить всю фигуру". Самость — это организованный связный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования по мере изменения ситуации.

Как фотограф " останавливает" что-то, что изменяется, так и самость не есть ни один из " стоп-кадров", которые мы снимаем, а лежащий за ними текучий процесс. Роджерс использует этот термин применительно к непрерывному процессу осознания. Это подчеркивание изменения и текучести, лежит в основе его теории и его веры в то, что человек обладает способностью роста, изменения, личного развития. Самость или представление о себе есть взгляд человека на себя, основанный на прошлом опыте, данных настоящего и ожиданиях будущего.

Идеальная самость

Идеальная самость — это " представление себя, каким индивидуум более всего хотел бы располагать, которому он придает наибольшую ценность для себя". Как самость, это сдвигающаяся, изменяющаяся структура, постоянно подлежащая переопределению. Степень, в какой самость отличается от идеальной самости, - один из показателей дискомфорта, неудовлетворенности и невротических трудностей. Принятие себя таким, каким человек действительно является, а не таким, каким он хотел бы быть, — признак душевного здоровья. Такое принятие не есть покорность, сдача позиций, это способ быть ближе к реальности, к своему актуальному состоянию. Образ идеальной самости, в той мере, в какой он сильно отличается от реального поведения и ценностей человека — одно из препятствий личному росту.

Конгруэнтность и неконгруэнтность

Конгруэнтность определяется как степень соответствия между сообщаемым, испытываемым и наличным для опыта. Она описывает различия между опытом и сознаванием. Высокая степень конгруэнтности означает, что сообщение (то, что вы выражаете), опыт (то, что происходит в вашем поле) и сознавание (то, что вы замечаете) более или менее одинаковы. Ваши наблюдения и наблюдения внешнего наблюдателя будут соответствовать друг другу.

Маленькие дети демонстрируют высокую конгруэнтность. Они выражают свои чувства сразу же, и всем своим существом. Полное выражение чувств позволяет им быстро завершить ситуацию, вместо того, чтобы нести невыраженный эмоциональный багаж предыдущего опыта в каждую новую встречу.

Конгруэнтность хорошо соответствует дзен-буддийской формуле: " Когда я голоден, я ем; когда я устал, я сижу; когда я хочу спать, я сплю".

Неконгруэнтность имеет место, когда есть различия между сознаванием, опытом, и сообщением об опыте. Она определяется, как неспособность не только точно воспринимать, но и точно выражать свой опыт.

Неконгруэнтность между сознаванием и опытом называется репрессией. Человек просто не сознает, что он делает. Психотерапия работает по большей части с этим симптомом неконгруэнтности, помогая людям лучше сознавать свои действия, мысли и чувства, как они влияют на них самих и на других.

Неконгруэнтность между сознаванием и сообщением означает, что человек не выражает то, что он в действительности чувствует, думает или переживает. Такого рода неконгруэнтность часто воспринимается как лживость, неискренность, нечестность. Такое поведение часто становится объектом обсуждения при групповой терапии или в энкаунтер-группах. Когда такое поведение кажется намеренным, терапевт или руководитель указывают, что отсутствие социальной конгруэнтности — кажущееся нежелание коммуницировать — обычно является недостатком самоконтроля и отсутствия личного сознавания. Человек неспособен выражать свои реальные эмоции и восприятия или из страха, или в силу старых привычек к скрытности, которые трудно преодолеть. Другая возможность состоит в том, что человек с трудом воспринимает, о чем его спрашивают.

Инконгруэнтность может ощущаться как напряжение, тревожность, в более серьезном случае - как внутреннее замешательство. Расхождение между внешней реальностью и тем, что переживается субъективно, стало столь значительным, что человек уже не может функционировать. Большинство симптомов, описываемых в психиатрической литературе, могут быть рассматриваемы как формы инконгруэнтности. Инконгруэнтность проявляется в таких высказываниях, как " Я не могу принять решения", " Я не знаю, чего я хочу", " Я никогда не могу остановиться на чем-нибудь определенном". Путаница возникает, когда человек не может разобраться в различных стимулах, которые к нему приходят.

ТЕНДЕНЦИЯ К САМОАКТУАЛИЗАЦИИ

Существует фундаментальный аспект человеческой природы, который побуждает человека двигаться к большей конгруэнтности и к более реалистичному функционированию. Более того, это стремление свойственно не только людям; это составляющая часть процесса во всем живом. " стремление расшириться, распространиться, становиться автономным, развиваться, становиться зрелым, — стремление выражать и задействовать все способности организма, в той мере, в какой это действие усиливает организм или самость". Роджерс полагает, что в каждом из нас есть стремление становиться компетентным и способным настолько, насколько только это возможно для нас биологически. Как зерно содержит в себе стремление стать деревом, так человек побуждаем становиться целостным, полным, самоактуализирующимся человеком.

Стремление к здоровью не является настолько всевластной силой, чтобы отметать все препятствия. Оно легко притупляется, искажается и подавляется. Роджерс утверждает, что это доминирующий мотив в человеке, который " свободно функционирует, не искалеченный прошлыми событиями или нынешними верованиями, поддерживающими инконгруэнтность. Предпосылка, что рост возможен и является центральным для структуры организма, является основополагающей для мышления Роджерса.

По Роджерсу тенденция к самоактуализации - не просто один из мотивов наряду с другими. " Следует отметить, что тенденция к самоактуализации — единственный мотив, постулированный в этой теоретической системе... Самость, например, - важное понятие в нашей теории, но самость ничего не " делает", это всего лишь выражение общей тенденции организма вести себя таким образом, чтобы поддерживать и усиливать себя".

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Ценность отношений — центральная тема работы Роджерса. Ранние отношения могут быть конгруэнтными или могут служить фокусом условий ценности. Поздние отношения могут восстанавливать конгруэнтность или задерживать ее.

Роджерс полагает, что взаимодействие с другим дает индивидууму возможность непосредственно обнаружить, открыть, пережить или встретить свою действительную самость. Наша личность становится видимой для нас посредством отношений с другими. В терапии, в ситуации энкаунтер-групп, посредством обратной связи с другими человек получает возможность обрести опыт себя.

" Я полагаю, ...что основной барьер, мешающий общению между людьми, это наша естественная тенденция судить, оценивать, одобрять или не одобрять утверждения другого человека или другой группы". К.Роджерс.

Если мы попробуем представить себе людей, находящихся вне отношений с другими, мы видим два контрастирующих стереотипа. Первый — отшельник поневоле, не умеющий обращаться с другими. Второй — созерцатель, отошедший от мира ради следования другим целям.Ни один из этих типов не удовлетворяет Роджерса. Он полагает, что отношения создают наилучшую возможность для того, чтобы " полно функционировать", чтобы быть в гармонии с собой, другими и средой. В отношениях могут быть удовлетворены фундаментальные организмические потребности индивидуума. Надежда на такое удовлетворение заставляет людей вкладывать невероятное количество энергии в отношения, даже те, которые не кажутся счастливыми или удовлетворяющими.

" Все наши беспокойства, говорит некто мудрый, проистекают от того, что мы не можем быть одни. И это очень хорошо. Мы должны уметь быть в одиночестве, иначе мы превращаемся в жертвы. Но когда мы становимся способными на одиночество, мы понимаем, что единственное, что следует делать, это положить начало отношениям с другим — или даже тем же человеком, что всех людей следует держать отдельно, как полюсы телеграфного устройства — это нонсенс". К.Роджерс.

 

91. Психологические исследования потенциала человека (теории личности А.Х.Маслоу, К.Голдстайна, экзистенциалистов).

Как известно, термин самоактуализация был предложен К. Голдстайном в ходе исследования участников войны с повреждениями мозга. Здоровому человеку свойственно планировать и организовывать свою деятельность, тогда как человек с нарушенными функциями способен только на механическое исполнение. Здоровый человек может ожидать и откладывать события на будущее, в то время как человек с нарушениями функций ограничен только прошлым и непосредственным настоящим. И все-таки одновременно с этим Голдстайн был поражен колоссальными адаптивными силами своих пациентов с поврежденным мозгом, и эти же силы, по его мнению, лежат в основе функционирования всех человеческих существ. Под «самоактуализацией» К. Голдстайн понимал восстановление способностей личности после перенесенного ранения. А. Маслоу, заимствовав этот термин, стал использовать его в более широком смысле. Для него самоактуализация стала означать тенденцию к реализации внутреннего потенциала, то есть самореализацию {А. Маслоу, 1997).

А. Маслоу: каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое.

В работах А. Маслоу самоактуализация также рассматривается как желание человека стать тем, кем он может стать, выполняя наилучшим образом то, что он делает, как непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как совершение своей миссии, или призвания, судьбы, как более полное познание и, стало быть, принятие своей собственной из 145 начальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности (А. Маслоу, 1997, с.49). Человек, достигший уровня самоактуализации, добивается полной реализации своих талантов, способностей и потенциала. Родитель, спортсмен, студент, преподаватель или рабочий у станка - все могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают.

В небольшом формальном исследовании А. Маслоу обрисовал в общих чертах людей, которых он считал самоактуализирующимися. В их число он включил некоторых своих личных друзей и знакомых, выдающихся личностей настоящего и прошлого, а также студентов колледжа. Это были люди, которые по всем общепринятым стандартам, по-видимому, достигли подлинной зрелости. Они не проявляли невротических, психотических или другим явных психических расстройств. В то же время им была свойственна самоактуализация, как свидетельство того, что человек стремится к совершенству и делает наилучшим образом именно то, на что он способен.

По А. Маслоу, понятие самоактуализирующейся личности является также синонимом психически здорового человека, которому присущи следующие психологические особенности: высшая степень восприятия реальности; развитая способность принимать себя, других и мир; повышенная спонтанность, непосредственность, простота и естественность; развитая способность сосредоточиваться на проблеме; склонность к уединению; автономность, самодостаточность; противостояние приобщения к какой-то одной культуре; свежесть восприятия и богатство эмоциональных реакций; вершинные, пиковые переживания; отождествление себя со всем родом человеческим; глубокие межличностные отношения; демократическая структура характера; философское чувство юмора; креативность; определенные изменения в системе ценностей (А. Маслоу, 1997, 1999, 2003).

Представленные характеристики являются одновременно наблюдаемыми проявлениями самоактуализирующейся личности.

Вероятность самоактуализации возрастает, когда окружение способствует удовлетворению потребностей человека, иерархическую структуру которых А. Маслоу представляет в виде пирамиды и выделяет в порядке очередности: физиологические потребности (самый нижний уровень); потребности в безопасности и защите; потребности в любви и привязанности; потребности в самоуважении, признании и оценке; потребности самоактуализации (самый верхний уровень).

При этом отмечается, что потребности, расположенные на нижних этажах пирамиды, должны быть в основном удовлетворены для того, чтобы человек мог осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными на более высоких этажах пирамиды. И хотя последующие эксперименты показали недостаточную обоснованность гипотезы А. Маслоу о последовательном доминировании отдельных потребностей (вероятнее, поведение человека в любой момент детерминировано набором потребностей), основным вкладом теории А. Маслоу, несомненно, явилась демонстрация того, что в каждый данный момент времени поведение человека детерминировано какими-либо доминирующими потребностями.

Экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что, в конце концов, каждый из нас ответствен за то, кто мы и чем становимся. Как сказал Сартр: " Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам. Таков первый принцип экзистенциализма".Следовательно, экзистенциалисты полагают, что каждому из нас брошен вызов – мы все стоим перед задачей наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире. Тогда " жизнь есть то, что мы из нее делаем" . Разумеется, уникальный человеческий опыт свободы и ответственности за придание своей жизни смысла не дается даром. Иногда свобода и ответственность могут быть тяжелой и даже пугающей ношей. С точки зрения экзистенциалистов, люди сознают, что они в ответе за свою судьбу, и поэтому испытывают боль отчаяния, одиночество и тревогу.

Только сами люди, брошенные в водоворот жизни в данный момент времени и в данном месте, ответственны за выбор, который они делают. Так как экзистенциальная философия полагает, что каждый человек ответствен за свои действия, она апеллирует к гуманистической психологии; теоретики-гуманисты также подчеркивают, что каждый человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди – мыслящие существа, переживающие, решающие и свободно выбирающие свои действия. Следовательно, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставленных возможностей. Как заметил Сартр – " Я есть мой выбор".

Наиболее важная концепция, которую гуманистические психологи извлекли из экзистенциализма, – это концепция становления. Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. С экзистенциально-гуманистической точки зрения, поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей и половых или агрессивных побуждений. Люди, отказывающиеся от становления, отказываются расти; они отрицают, что в них самих заложены все возможности полноценного человеческого существования. Для гуманистического психолога такой взгляд является трагедией и извращением того, чем может быть человек, так как он ограничивает его жизненные возможности. Проще говоря, будет ошибкой, если люди откажутся от возможности сделать каждый момент своего бытия максимально насыщенным и наилучшим образом выявить свои способности.

Наконец, экзистенциалисты утверждают, что единственная " реальность", известная кому-либо, это реальность субъективная, или личная, но не объективная. Такой взгляд можно охарактеризовать в сжатом виде как феноменологическое, или " здесь-и-сейчас" направление. И экзистенциалисты, и гуманистические психологи подчеркивают значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человечества.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1668; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь