Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Средства и методы эстетического воспитания дошкольников.
3. Формы организации эстетического воспитания детей в дошкольном учреждении. 4. Взаимосвязь эстетического с другими направлениями воспитания детей дошкольного возраста 1. Эстетическое развитие — процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. М.Н. Зубарева выделяет следующие уровни эстетического развития дошкольника. На первом уровне ребенок трех-четырех лет эмоционально радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картинке, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер (выбрал открытку потому, что «дома такой еще нет», «потому, что здесь лодка, можно покататься», «потому, что яблоко, оно вкусное».). На втором уровне ребенок к пяти годам начинает не только видеть, но и осознавать те элементарные эстетические качества в произведении, которые делают картину для него привлекательной. Дети могут получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое цвет, цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже — форму и композиционные приемы. На третьем, высшем, уровне дети шести-семи лет поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. Ребенок улавливает внутреннюю характеристику художественного образа. Основными педагогическими условиями для эстетического развития, перехода детей с одного уровня на другой, являются: 1) организация восприятия ребенка; 2) организация материально-культурного пространства. Наличие разнообразных объектов среды изучения и созерцания; 3) профессионализм руководства эстетическим воспитанием детей; 4) интерес ребенка к деятельности. Необходимо дать ребенку возможность выразить собственные творческие мысли и чувства. Эти условия делают процесс эстетического развития целенаправленным и управляемым, дают возможность, по словам Л.С. Выготского, «вести за собой развитие». В этом случае речь идет об эстетическом воспитании. Проблемами эстетического воспитания в отечественной педагогике занимались Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, В.Н. Шацкая, Е.А. Флерина, Н.Н. Сакулина, Н.А. Ветлугина и др. С современной точки зрения, эстетическое воспитание — это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает. Целью эстетического воспитания и образования является: • развитие готовности личности ребенка к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности; • развитие эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; • формирование творческих навыков и умений в области художественной, духовной и физической культуры. Задачи эстетического воспитания определяются возрастными особенностями детей. Их можно объединить в четыре группы, направленные: • на развитие эстетической восприимчивости, эстетического запаса образов, формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов; • формирование элементарного эстетического сознания (включает объем представлений и знаний, эстетические суждения и оценки; для этого детей знакомят с разнообразными эталонами: сенсорными, эмоциональными, искусствоведческими и эстетическими); • на освоение эстетической деятельности (развивать эстетическое и художественное восприятие; формировать первичные умения и навыки исполнительской художественной деятельности; воспитывать творческие умения и навыки; вносить элементы прекрасного в окружающую ребенка жизнь); • на развитие эстетических и художественно-творческих способностей. Указанные задачи эстетического воспитания детей взаимно обусловлены и тесно переплетаются между собой. Характерными признаками такого единства задач эстетического и социально-нравственного развития дошкольников являются: • эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию явления социальной жизни; • стремление сопереживать чужую радость и печаль; • активные попытки преобразовать быт, хотя бы в игре; • желание участвовать в посильном художественном труде, украшающем жизнь; • потребность в совместных действиях, способность радоваться успехам других и т. д. Работа по эстетическому воспитанию в современном детском саду должна строиться на следующих принципах. • Эстетическое воспитание осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении. • Принцип взаимосвязи обучения и развития. Весь воспитательно-образовательный процесс в ДОУ строится на основе единства воспитания и обучения, которое носит развивающий характер и ведет за собой эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие детей. Особенное значение при этом придается взаимосвязи эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным. • Детское творчество связано с жизнью и отражает в себе все многообразие ее проявлений, что предопределяет вариативность содержания, форм и методов организации детской художественной деятельности. • Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом развитии детей. Интеграция обеспечивает разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными органами чувств и передачи образов воспринятого или созданных воображением ребенка в разных формах художественной деятельности с использованием средств выразительности, специфичной для той или иной деятельности (музыкальной, изобразительной, театрально-игровой). • Художественно-эстетический принцип отбора материала определяет стратегию отбора произведений, ориентирует воспитателя и ребенка на то, что пред ними произведения словесного искусства, которые раскрывают богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты; учатся понимать прекрасное в жизни. • Принципы народности и культуросообразности, соответствия моделируемой картины мира самосознанию того народа, культура которого изучается. В то же время культурологический принцип позволяет познакомить детей дошкольного возраста с культурой разных народов мира, раскрыть своеобразие, неповторимость произведений народного творчества и художественной литературы. • Индивидуальный подход в художественно-эстетическом воспитании, основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении оптимальных путей развития творческих художественных способностей каждого ребенка и др. • Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Вышеперечисленные принципы синтезируют вокруг себя все эстетические понятия, раскрывая, обосновывая и развивая их. Они обосновывают эстетический взгляд на мир, предопределяющий содержание эстетического воспитания. Содержание эстетического воспитания включает в себя два компонента: • содержание воспитательной деятельности по развитию художественной деятельности детей; • содержание воспитывающих влияний по художественно-эстетическому развитию воспитанников в процессе образовательной деятельности всех сотрудников детского сада и семьи в целом. Содержание обоих компонентов в конкретном дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой ДОУ, современными концептуальными подходами к определению сущности и содержания эстетического развития ребенка. 2. М етодами эстетического воспитания являются: Словесные методы: объяснение, анализ, пример взрослого, описание. Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать. При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Бесстрастный, неэмоциональный воспитатель не сможет пробудить в ребенке чувства, отношения. Важная профессиональная черта воспитателя детей дошкольного возраста, да и педагога вообще, - артистичность. Практические методы: показ, наблюдение, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Подробно эти методы рассматриваются в методиках изобразительной деятельности и музыкального воспитания. Интересны и эффективны творческие задания. Творческие задания можно использовать и при обучении детей танцевальным движениям, в театрализованных играх, при создании музыкально-игровых образов, в рисовании при подборе материалов для изображения и др. Это очень эффективный педагогический прием, так как он всегда вызывает у детей положительный эмоциональный настрой и интерес. Но творческие задания и всякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с обучением навыкам художественной выразительности. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то творческое при всей условности понимания данного термина применительно к дошкольникам. Средства реализации содержания художественно-эстетического воспитания подбираются педагогическим коллективом в соответствии с целями и задачами, поставленными перед ДОУ: • Эстетическое общение — особое условие и средство эстетического воспитания. Главной задачей педагога в процессе эстетического общения является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в мир творить добро и красоту, приносить людям радость. • Природа: она заключает в себе многообразие чувственно-эстетических свойств и благодаря этому имеет огромные возможности разностороннего воздействия на ребенка. • Искусство как одно из наиболее универсальных средств. Искусство (музыка, литература, театр, произведения художественно-декоративного творчества) играет огромную роль в формировании духовно развитой личности ребенка, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы. Это не только способствует формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, но и активизирует эстетическое сознание, т. е. позволяет человеку от психофизического отношения к произведениям искусства перейти к аналитическому отношению к нему. Общение детей с искусством совершенствует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов. • Окружающая предметная среда. Оборудование и оформление детского сада, облик детей и педагога должны быть культурными и красивыми. Не только красивые предметы сами по себе эстетически воспитывают детей, «но и та живая работа, то заботливое отношение воспитателя и детей к вещам, которые необходимо воспитывать». В свою очередь, эстетически организованная обстановка жизни, труда и общения со взрослыми и сверстниками повышает активность, результативность, творческий характер художественно-эстетической деятельности дошкольников. • Самостоятельная художественная деятельность детей (музыкальная, изобразительная, художественно-игровая). Развитие самостоятельной художественной деятельности рассматривается как процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, развитие потребности в художественно-творческой деятельности, формирование мировосприятия ребенка средствами искусства. • Разнообразные виды игр: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации. • Разные виды труда детей в детском саду. • Физические упражнения и элементы спортивных игр.В процессе развития разных видов художественной деятельности детей идет развитие моторики, ручной умелости, микро- и макродвижений, зрительно-двигательной координации. Это сближает задачи эстетического и физического воспитания. Физические упражнения сочетают достижения физической красоты и духовного, нравственного развития. Выпадение данного средства из системы эстетического воспитания нарушает гармонию телесного и духовного развития детей. В дальнейшем сама изобразительная и художественная деятельность дошкольников выступает как психолого-педагогическое условие, способствующее охране психофизического и психологического здоровья ребенка, его эмоционального благополучия. Важным средством эстетического воспитания детей Е.А. Флерина считала праздники. Основное в празднике — идея, оформление в музыке, в изобразительном искусстве, художественном слове — все это вместе способствует интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности дошкольников и, самое главное, единству интеллектуального и чувственного в процессе эстетического воспитания детей. 3. Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, поэтому формы ее организации очень разнообразны: 1. Игры. Игра в осуществлении эстетического развития и воспитания детей в ДОУ выступает в качестве средства интеграции всех видов искусства и художественно-творческой деятельности детей (Г.Г. Григорьева, Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон). Кроме того, мотивы игровой и художественно-творческой деятельности детей сходны. Специфика детского рисования заключается в том, что, рисуя, малыш реализует те же мотивы деятельности, что и в игре. Только в качестве предметов-заместителей использует «каракули» и «рисунки-схемы». Желание рассказать о себе и своих переживаниях в рисунке, привлекая других к сопереживанию, появляется у ребенка позднее. Оно постепенно перерастет в стремление ребенка выразить свое мировосприятие, впечатление, отношение к поразившему его явлению, событию. Это обстоятельство влияет на специфику протекания всех этапов творческого процесса у дошкольников. 2. Занятия. Основной задачей занятий по развитию художественно-эстетической деятельности является формирование у детей структуры самой деятельности. Например, обучение детей лепке, рисованию, аппликации. В соответствии с этим структура занятий с детьми дошкольного возраста повторяет ход развертывания изобразительной деятельности детей — имеет три части: обследовательскую, исполнительскую и оценочную. Эти части присутствуют на всех занятиях, но характер и длительность каждой из них меняется в зависимости от целей, программного содержания занятий, уровня подготовки детей. Во время обследовательской части занятия проводится рассматривание и анализ образца; рассматривание, ощупывание или обведение натуры по контуру; чтение и анализ текста; беседа об увиденном, анализ изобразительной задачи; составление описания обследованного образца, предмета, ситуации. Именно в этой части занятия роль взрослого особенно велика. Он планирует и осуществляет руководство анализом образца, натуры, текста. Во время исполнительской части занятия дети в большинстве случаев действуют самостоятельно: лепят, рисуют, наклеивают. В зависимости от года обучения проводится рисование, лепка, аппликация по подражанию, образцу, с натуры, по представлению, по замыслу детей, по заданной теме. Роль воспитателя или педагога ИЗО-студии сводится к наблюдению и индивидуальной помощи. В конце занятия — в оценочной его части — педагог вновь активно осуществляет руководство. По окончании работы детям нужно помочь сопоставить полученное изображение с предметом, ситуацией или текстом. 3. Выставки детских работ. Все детские работы взрослый обязательно сохраняет и подшивает в отдельные папки. Периодически они используются для проведения групповых, персональных или коллективных выставок. Они способствуют тому, что дети начинают дорожить своими работами, стремиться к хорошему результату, формируют эмоциональное отношение детей и их родителей к продуктивной деятельности. С другой стороны, выставки детских рисунков позволяют проследить динамику обучаемости ребенка от младшей до подготовительной к школе группе, наглядно представить результаты воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы в ДОУ. 4. Экскурсии. Экскурсия включает: • подготовку воспитателя (разработку программных задач, подбор оборудования и др.) и детей к экскурсии; • использование взрослым разнообразных методов и приемов организации детского восприятия на экскурсии, когда есть возможность проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, а также на выставках; • организацию разнообразной художественно-эстетической деятельности детей на экскурсии или после нее. 5. Праздники и развлечения. Развлечения как форма работы с детьми дошкольного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера или «посиделки» (на фольклорной основе), детские концерты, зрелища (все виды театра), музыкально-литературные концерты, спортивные развлечения, инсценировки, игры-драматизации и музыкальные сказки, игры-забавы, прогулки с сюрпризами, викторины и конкурсы. Виды праздничных действий, в свою очередь, подразделяются на концерты, театрализованные действия, спектакли, фольклорные праздники на основе народных традиций, комплексные занятия, экскурсии с выступлениями детей, тематические занятия, утренники. По мнению А.И. Бурениной, С.И. Мерзляковой, Т. Тютюнниковой и др., в практике современных ДОУ существует четыре формы организации детских утренников, которые отличаются как по построению, так и по методике подготовки и проведения. Первой формой вышеназванные педагоги называют «затейничество», в основе которого лежит игровая идея, «затея», соответствующая содержанию праздника, разворачивающаяся в определенном сюжете. Вторая форма — наиболее популярная в настоящее время — «концерт самодеятельности», демонстрирующий «таланты», индивидуальные возможности юных артистов. Третья форма — «театрализованное представление», в основе которого — игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. В отличие от первой формы, где главное — сюрприз и импровизация, игра-драматизация вырастает из репетиций, которые надо понимать не как «повторение выученного», а как «поиск действий и взаимодействий», «вхождение в образ». И, наконец, четвертая форма организации праздников, по мнению авторов, строится на основе фольклорных праздников и подчиняется культурно-историческим традициям. Содержание наиболее типичных из них (Масленица, Рождество, Святки) раскрыто в многочисленных публикациях. При подготовке таких утренников важно не исказить смысл фольклорных праздников и подобрать соответствующий репертуар. Лучшими источниками репертуара, по мнению А.И. Бурениной, С.И. Мерзляковой и Т. Тютюнниковой, являются материалы, подготовленные специалистами-этнографами и искусствоведами (Г.М. Науменко, Н. Шангиной и др.). 4. Взаимосвязь эстетического с другими направлениями воспитания детей дошкольного возраста Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка в целях развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Основной результат эстетического воспитания они видят в формировании эстетической культуры ребенка. Эстетическая культура включает в себя формирование культуры общения, поведения и деятельности в процессе эстетического восприятия искусства и действительности, художественно-творческой деятельности, изобразительного искусства и изобразительной деятельности и т. д. Благодаря этому у ребенка развивается способность к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в действительности и искусстве, не только расширяется художественный кругозор, но и по-другому организуются чувства, осуществляется духовное развитие личности и формируется творческое отношение к жизни. Потому что «смысл искусства не только в отражении действительности, но и стремлении к ее преобразованию, изменению, улучшению в соответствии с идеалами художника». В связи с этим в процессе формирования эстетической культуры особенно важно эстетизация предметно-развивающей и пространственной среды развития детей и пересечение линий социально-нравственного, общеинтеллектуального и общекультурного направлений развития личности ребенка. Поэтому эстетическое воспитание оказывается тесно связанным с другими направлениями воспитательно-образовательной работы в детском саду. Например, эстетическое воспитание в процессе физкультурно-оздоровительной работы предполагает гармоничное развитие детей разных форм телосложения, формирование у них простоты и изящества движений, грации, усвоение детьми ценностей и представлений о здоровом образе жизни как о проявлении гармонии физического и эстетического развития. В этом отношении средства физического и эстетического воспитания могут быть интегрированы. Это обусловливает роль движений, игры и музыки в физическом и эстетическом воспитании. Особое значение в связи с этим можно уделить эстетической характеристике народных подвижных игр (игровые зачины, диалог, считалки, оригинальные обороты речи, неповторимая русская напевность, ритмическая четкость. Несомненна и связь эстетического воспитания с умственным воспитанием. Об этом говорят результаты исследований Е.А. Флериной, P.M. Чумичевой, Н.А. Курочкиной, Н.М. Петрухиной и др. Пересечению линий эстетического и умственного воспитания способствуют: • формирование представлений о гармонии; • обучение детей пониманию, о чем рассказал автор, что он хотел выразить, т. е. выделять личностный смысл создания художественного произведения; • обучение детей восприятию и оценке художественных средств, используемых автором; • включение опыта познания, переживания и преобразования (в воображаемом плане) в процесс восприятия художественного произведения с последующим выражением данного опыта в деятельности и др. Не менее очевидна связь эстетического и нравственного воспитания детей. По мнению Н.А. Ветлугиной, ее формирование выступает важнейшей задачей воспитания ребенка-дошкольника. «Научить различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок — это значит сделать его лучше, нравственнее, содержательнее», — писала она. Формирование нравственно-эстетических представлений включает в себя: • формирование представлений о внешнем виде человека как элементе его нравственного облика, уважительного отношения к аккуратности и чистоте и формирование представления о внутренней красоте человека как о проявлении его нравственной воспитанности, важности единства внешней и внутренней красоты; • развитие способности критически относиться к несоответствию между внешним обликом человека и характером его поведения, способности критически относиться к проявлениям дурного вкуса; • установление взаимосвязи между нравственными поступками и эстетическим отношением человека к тем или иным предметам, явлениям окружающего мира; • знакомство с естественной красотой природы, воспитание умения замечать и эмоционально реагировать на эту красоту, бережно относиться к природе; воспитание потребности в деятельности, имеющей целью сохранение и приумножение природных богатств. Главным результатом такого пересечения линий эстетического и социально-нравственного развития дошкольников являются: эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию явления социальной жизни; стремление сопереживать чужую радость и печаль; активные попытки преобразовать быт, хотя бы в игре; желание участвовать в посильном художественном труде, украшающем жизнь; потребность в совместных действиях, способность радоваться успехам других и т. д. Таким образом, эстетическое воспитание должно осуществляться во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении. Как показывают исследования, проводимые такими авторами, как Г.Г. Григорьева, Т.Г. Козакова, Т.С. Комарова, Н.А. Ветлугина, тогда эстетическое воспитание оказывает влияние на становление базиса личностной культуры как важнейшего психологического новообразования детей дошкольного возраста.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 11669; Нарушение авторского права страницы