Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Зависимость целей и содержания воспитания от концепции
Содержание воспитания —это совокупность знаний, ценностей, идей и идеалов, норм поведения, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, превращению в систему убеждений, мировоззренческих принципов, в индивидуальный внутренний мир личности. По существу, это вся культура, в процессе вхождения в которую человек становится личностью и членом общества. Содержание воспитания, являясь частью воспитательной системы школы и страны, зависит от многих факторов: от системы ценностей в обществе, от концепции воспитания, принятой в стране или в данной школе, от конкретных воспитательных программ в школе и стране. Цели воспитания по-разному формулировались в истории образования и в современности. До недавнего времени в нашей стране, согласно коммунистическому воспитанию, содержание воспитания определялось целью — всесторонне и гармонически развитая личность — и конкретизировалось в ряде задач, направлений: умственное, идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое. В 90-х годах такой подход был подвергнут критике главным образом за функционализм и государственно- 36 Гусинский Э.Н., Турчанинова 10.И. Введение в философию образования. - М., 2001.-С. 139. 37 Бондаревская Е.В. Основные подходы к совершенствованию современного воспитания (личностно-ориентированное воспитание) // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под ред. И.А. Зимней. - М., 2004. - С. 134. - 203 - политическую направленность, за недооценку ориентации на формирование индивидуальности, на интересы, потребности, своеобразие личности. Поэтому в 90-е годы, в рамках либеральных реформ в образовании, обосновывается другая цель воспитания - базовая культура личности, она и определяет содержание воспитания (О.С. Газман и др.). Воспитание направлено на формирование базовой культуры личности, которую можно определить как систему норм, убеждений, ценностей, стиля жизни, поведения. Базовая культура включает в себя совокупность «культур», направлений, а именно: культуру жизненного, учебного и профессионального самоопределения, политическую и правовую культуру, экономическую и трудовую культуру, интеллектуальную, нравственную, художественную, физическую, а также культуру семейных отношений и общения. Культура жизненного самоопределения — это способность человека осознавать себя как субъекта собственной жизни, человека, умеющего принимать жизненно важные решения и нести ответственность за свои действия и деятельность, человека способного к саморазвитию, самореализации и самоактуализации. В конкретизации задач воспитания в рамках этих подходов (всестороннее развитие и базовая культура) видно значительное сходство: умственное, нравственное, физическое, эстетическое воспитание. Это вечные цели и ценности человечества: истина, добро, здоровье, красота. Однако разница в подходах к определению целей и содержания воспитания состоит в том, что в советское время цель воспитания описывалась надличностно, как требование государства, а в гуманистической концепции цели воспитания описываются как свойства, состояние, качества реального человека. В таком описании целей и содержания воспитания подчеркивается ориентация наличность в процессе воспитания, ее активность, самостоятельность и «самоценность», что соответствует концепции гуманистического воспитания. Личностные качества, воспитанность, культура личности выступают в данной логике как цель воспитания, а культура общества, все ее элементы: знания, ценности, виды деятельности — являются содержанием и средством воспитания. Культура личности (в данном случае её качества, воспитанность) может быть локализована, обнаружена и зафиксирована в трех сферах, это: её сознание, чувства (отношения) и поведение. У психологов — это составляющие Я-концепции: когнитивная, эмоционально-оценочная и поведенческая. В педагогике эти составляющие лежат в основе показателей, индикаторов воспитан- ности, о которой судят по тому, что человек знает и понимает в области нравственных норм, как он к этому относится, оценивает и как поступает, ведет себя. По каждой группе показателей можно получить данные и судить по ним об уровне воспитанности. Следует иметь в виду, что это сильно упрошенное представление о человеке, однако для ориентации в воспитании школьников (для определения проблем, постановки задач и разработке программ работы) такая система показателей используется в психолого-педагогических работах. Разница между традиционным советским и либеральным гуманистическим подходами в воспитании состоит не только в определении его цели и содержания, но, что крайне важно, в методике, технике, технологии процесса. Авторитарный подход можно назвать внедряющим нормы и ценности в сознание личности и формирующим заданную модель, либеральный подход - предъявляющим культурные образцы и развивающим, т.е. поощряющим их выбор. Согласно гуманистическому подходу школьник должен «самоопределиться», сориентироваться в мире нравственных ценностей, «прояснить» свои ценности, это и называют в педагогике ценност-но-ориентационной деятельностью. Однако, с другой стороны, согласно классической теории, учитель - всегда носитель социально-нравственной нормы и активный проводник этих «правильных» норм в сознание и поведение детей. С этим трудно не согласиться: задача педагога, школы — формировать людей, соответствующих требованиям общества, принимающих нормы жизни в обществе и т.д. Итак, имеется дилемма: воспитание в сводном выборе или воспитание в «настойчивом» внедрении (в литературе это называют «навязыванием») норм и ценностей общества? В нервом случае есть риск получить личность, не признающую никаких норм, в другом — риск получить конформиста и лицемера. В условиях демократического государства очевидно предоставление свободы нравственного выбора, убеждений, ценностей, если они не противоречат правовым нормам и, прежде всего, праву другого человека на такую же свободу. Так труднее работать: нельзя приказать, заставить, опираясь на постановление правительства. Значит, надо либо убеждать, либо принимать разнообразие нравственных, мировоззренческих, гражданских позиций, ориентации, проявляя толерантность как норму. Напрашивается вывод, что, если мы хотим жить в демократическом государстве, надо менять организацию воспитательной работы в школе: не формировать «правильного» человека по заданному образцу, а представлять образовательные программы, которые
- 204- - 205 - обеспечат по возможности нравственное развитие, социализацию выпускников. Именно такой подход планируется реализовать в образовательных стандартах общего образования (второго поколения). 11.2. Цель и содержание воспитания в рамках образовательных стандартов В соответствии с образовательной политикой и научными исследованиями цели и содержание образования (воспитания) определены в образовательных стандартах на основе системно-деятель-ностного, компетентностного подходов. Системообразующим компонентом всей конструкции стандартов является описание результатов образования, которые собственно и составляют цели общего образования. В Стандарте основного общего образования (201 1 г.) описываются результаты освоения Основной образовательной программы (ООП) по трем позициям: личностные, метапредметные и предметные результаты. К. личностным результатам Стандарт относит «...готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме...».№ Их можно характеризовать как исключительно воспитательные, хотя и метапредметные и предметные результаты также в своей значительной части содержат ориентацию на достижение личностного индивидуального развития, формирование ключевых компетенций в соответствии с гуманистической парадигмой. Вот, например, так представлена часть метапредметных умений, компетенций учащихся: • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.34 Значительная часть предметных результатов также включает в себя такие задачи, которые обращены к личностному и социальному развитию учащихся. При этом предметные знания расцениваются как основа, средство формирования личностных качеств. Особенно это касается обществоведческих дисциплин, изучение которых должно обеспечить такие, в частности, результаты: • «формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; • формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур...».4" Приведенные отрывки показывают, что в Стандартах нового поколения реализуется гуманистическая парадигма образования, в которой его принципиальными и главными результатами являются формирование компетенций, развитие и социализация школьника на всех ступенях обучения. Согласно компетентностному подходу цели школьного обучения определяются не как система предметных знаний, умений и навыков (это традиционная, классическая парадигма образования), а как формирование метапредметных умений, универсальных учебных действий, которые обеспечивают личностное развитие, её ценностную ориентацию, формирование не только когнитивных, но социальных, коммуникативных способностей. Личностная направленность содержания образования в современной российской школе выражается в усилении развивающего и воспитательного компонентов обучения, которые нашли отражение в
№ Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М., 2011. — С. 7. ■ ''' Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М, 2011. — С. 9. 4, 1 Там же С. 12-23.
206 - -207 - таком научно-педагогическом понятии как универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) понимаются как компетенции, которые представляют собой умения ученика организовывать свою познавательную деятельность, выделять свои задачи, находить средства их решения, осуществлять контроль результатов и коррекцию деятельности, словом, осуществлять сложные действия по саморазвитию, самоопределению, самовоспитанию. На основе классических положений отечественной психологии и педагогики, а также с опорой на зарубежные исследования проектом развития УУД занимались в последние годы современные ученые РАО (Н.Д. Никандров, А.Г. Асмолов, A.M. Кондаков, Г.В. Бур-менская, И.А. Володарская и др.). Учеными выделены такие УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. «В блок личностных универсальных учебных действий входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях. Самоопределение — определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего способа жизни. В процессе самоопределения человек решает две задачи: построение индивидуальных жизненных смыслов и построение жизненных планов во временной перспективе (жизненного проектирования)».41 К регулятивным действиям отнесены целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе, ...самоконтроль и самооценивание, элементы волевой саморегуляции... К коммуникативным действиям относятся те, что направлены на осуществление межличносгного общения; действия, направленные на кооперацию — совместную деятельность (организация и планирование работы в группе, умение договариваться, разрешать конфликты).42 УУД, формирование которых предполагается осуществлять в процессе обучения и воспитательной внеурочной деятельности, в воспи- 41 Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М, 2011. - С. 8. 42 Там же. С. 10-11. тательной среде школы вообще, ноет развивающий и воспитывающий характер. Предметные знания как результат образовательной функции обучения являются базовыми, но недостаточными для формирования личности, готовой к саморазвитию, самореализации и успешной социализации в информационном обществе. УУД как обобщенные способы действий обеспечивают ориентацию личности не только в освоении предметных областей, но и способность к организации учебной и других видов деятельности, а также возможность формирования моральных норм, эмоционально-ценностных отношений и пр. В этом и состоит их формирующая, воспитательная функция.4' Иначе говоря, в рамках личностно-развивающей, гуманистической парадигмы цели (результаты) воспитания описываются как компетенции личности, т.е. способности выпускника видеть и решать проблемы в личной, социальной, профессиональной жизни. Такое понимание отечественными учеными и политиками целей и ценностей образования вполне соответствует оценке роли и характера современного образования, вопросов нравственного воспитания молодежи в ведущих странах мира. Американский педагоги психолог У. Глассер, анализируя проблему неуспеваемости, неудач школьников, утверждает, что формальная школа, требующая «правильных» ответов на уроке, не обращена к личности ребенка, к его проблемам и его опыту. Поэтому, считает он, нужно изменить обучение, сделать его личностно значимым, помогающим ему осознать себя, быть успешным в учебе и жизни. Одним из путей, ведущих к самосознанию, развитию и успешности учеников, он считает классные дискуссии по актуальным вопросам, а также службу психологической помощи в школе.44 Согласно исследованиям отечественных педагогов учение должно быть обретением смыслов, воспитание должно «обеспечить личностно-смысловое развитие учащихся, поддержать в каждом из них индивидуальную самобытность и, опираясь на их способности к самоизменению и культурному саморазвитию, помочь каждому ребенку в решении его жизненных проблем».45 43 Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / Под ред. В.В. Козлова, A.M. Кондакова. - М., 2009. - С. 39. 44 Глассер У. Школы без неудачников. Пер. с англ. / Общ. ред. В.Я. Пилиповского. - М., 1991. - С. 82-83. 45 Бондаревская Е.В. Основные подходы к совершенствованию современного воспитания (личностно-ориентированное воспитание) // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под ред. И.А. Зимней. - М., 2004. - С. 1.34.
-208 - 209- Выше было показано, что воспитание и обучение в своем единстве составляют процесс образования. Воспитание как педагогический процесс осуществляется в процессе обучения, которое носит воспитывающий характер, и вместе с тем воспитание как отдельная педагогическая деятельность невозможно без обучения — формирования знаний об окружающем мире. Если обучение направлено преимущественно на усвоение научных знаний и опыта деятельности, то воспитание обращено к формированию характера, потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой сферам, направленности личности. Эти положения относятся в первую очередь к классической педагогике, но с позиций гуманистической парадигмы содержание воспитания и обучения тесно сливаются, образуя единое содержание образования, что и нашло отражение в образовательных стандартах общего образования. Принципиальным в них является насыщение содержания обучения воспитательным компонентом, в соответствии с новым пониманием образования, его ценностей и целей, в связи с опорой на новую педагогическую парадигму. Цели, содержание и условия воспитания как специальной воспитательной деятельности школы, как составной части образовательного процесса, рассматриваются в программе воспитания и социализации школьников. 11.3. Программа воспитания и социализации учащихся Составной частью Стандарта, по замыслу его разработчиков, является Программа воспитания и социализации обучающихся, наряду с программами по отдельным предметам и программой формирования УУД. Школы в недалеком прошлом страны имели особые программы — программы воспитания школьников, по которым велась внеурочная воспитательная работа. Основой для их разработки были специальные рекомендации (см.: Примерное содержание воспитания школьников/ Под ред. И.С. Марьенко. — М., 1984). В последние 20 лет не было единых рекомендаций, и школы свободно определяли (или не определяли! ) свои ориентиры в этой области. Однако в силу тревожного морального состояния подростков и молодежи ученые видят потребность в разработке программ воспитания школьников и создания условий для их реализации. Программа воспитания, как научно-методический документ, прак-тико-ориентированный текст, представляет описание целей, содержания, средств и условий воспитательной работы в образовательном - 210 - учреждении, в её основе лежит та или иная концепция. Такие программы разработаны для первых двух уровней общего образования. Их назначение состоит в том, чтобы помочь образовательным организациям создать свои программы организации воспитательной работы как части государственного образовательного стандарта. Рассмотрим более подробно Программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. В Программе характеризуются не только цели и содержание воспитания, но и виды деятельности учащихся, в процессе которой происходит их социализация, формы занятий по усвоению национальных ценностей, а также планируемые результаты воспитания и мониторинг эффективности программы. В её основе лежит концепция воспитания на основе национальных ценностей (см. выше) и научный подход, принятый в Стандарте. Целью воспитания, как было сказано, является национальный воспитательный идеал. Задачи воспитания и социализации обучающихся классифицированы по направлениям. Каждая из них тесно связана с другими и раскрывает одну из сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России: • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; • воспитание социальной ответственности и компетентности; • воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания; • воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; • воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии; • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание. Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности.46 46 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / |сост. Е.С. Савинов|. — М.: Просвещение, 2011.-С. 233-234. -211 -
В соответствии с задачами изложено содержание воспитания и социализации обучающихся в основной общеобразовательной школе. Приведем это с небольшими сокращениями. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: • общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России; • системные представления об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; • понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок; • осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины. Воспитание социальной ответственности и компетентности: • осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения; • усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире; • освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе; • осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту: социальные роли в семье, классе, обществе. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания: • сознательное принятие базовых национальных российских ценностей; • любовь к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа; • понимание смысла гуманных отношений; понимание высокой ценности человеческой жизни; стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости; -212 -
• понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи...; • умение осуществлять нравственный выбор намерений, действий и поступков; готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания; • отрицательное отношение к аморальным поступкам, проявлениям эгоизма и иждивенчества, равнодушия, лицемерия, грубости, оскорбительным словам и действиям, нарушениям общественного порядка. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни: • присвоение эколого-культурных ценностей и ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности; • осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми); репродуктивного (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного (иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека; • представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека; • опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества окружающей среды, биоразнообразия, экологическую безопасность; • осознание социальной значимости идей устойчивого развития; готовность участвовать в пропаганде идей образования для устойчивого развития;
• устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации; • резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ). - 213- т Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии: • понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве; • осознание нравственных основ образования; • осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных-, социальных и культурных благ; • умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; • готовность к выбору профиля обучения на следующей ступени образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования (умение ориентироваться на рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профильного или профессионального образования); • общее знакомство с трудовым законодательством; • нетерпимое отношение к лени, безответственности и пассивности в образовании и труде. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание): • ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира; • эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни.47 Таким образом, Программа дает общее представление о содержании воспитания в школе. В Программе отражены также научно-методические рекомендации о том, какими средствами достичь намеченных целей и как проверить результаты в таких педагогических категориях как внеурочная воспитательная работа, воспитательная 17 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ |сост. Е.С. Савинов|. — М.: Просвещение, 2011.-С. 237-241. среда, воспитательное пространство, воспитательная система школы, социально-педагогическая поддер.жка, социальное партнерство, — об этом и об условиях организации воспитания в школе будет сказано дальше. Анализ концепций воспитания, образовательных стандартов и программы воспитания как составной части стандарта показывает, что разработчики стандартов и программ делают это на основе научного, системно-технологичного подхода: они стремятся строго объективно, однозначно описать все параметры общего образования, учебно-воспитательного процесса, опираясь на отечественные и зарубежные теории. В соответствии с этим подходом в Программе воспитания и социализации предлагаются рекомендации по мониторингу эффективности реализации Программы, воспитательной работы по ней. Мониторинг представляет систему диагностических исследований с целью изучения и оценки результатов воспитания в школе. Даны рекомендации по определению критериев и показателей эффективности реализации программы, предложены методы исследования: наблюдение, тестирование, опросы, эксперимент. Разработчики Стандартов и Программы указывают, что ценностные ориентации обучающегося, а также индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др. не подлежат итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы общего образования. Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ И ЗАДАНИЯ Задание 1. Сопоставьте содержание воспитания на основе базовой культуры личности и на основе национального воспитательного идеала, определите сходство, отличия, дайте оценку. Форма отчета: резюме. Базовая культура личности включает такие направления как культура жизненного самоопределения (в том числе учебного и профессионального), политическая и правовая культура, экономическая и трудовая культура, интеллектуальная, нравственная, художественная, физическая, а также культура семейных отношений и общения (подробнее см. Сластен и н В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. 06-
-214 - 215 - тая педагогика: учеб пособие. В 2 ч. - М., 2002. -4 2. Гл. 12. Педагогика: учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2008. - Гл. 7). Воспитание гражданина РФ на основе базовых национальных ценностей имеет такие направления: • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; • воспитание социальной ответственности и компетентности; • воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания; • воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; • воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии; • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры - эстетическое воспитание (подробнее см. п. 4 данной главы). Задание 2. Сформулируйте и запишите проблемы воспитания по каждому направлению воспитания: умственное, гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое. Форма отчета: перечень проблем с кратким обоснованием. Задание 3. Кратко опишите критерии и показатели воспитанности по каждому виду воспитания в трех сферах: познавательной, эмоционально-волевой, поведенческой. Форма отчета: текст с описанием показателей. Задание 4. Проведите мини-исследование по одной из тем: «Нравственные ценности подростков», «Совместимость воспитания на основе национальной культуры и толерантности», «Воспитание на основе религиозных ценностей, православной нравственности», «Проблемы и решения полового просвещения подростков», «Формирование здорового образа жизни подростков» и др. Методы: анализ социологических, психолого-педагогических данных или получение и интерпретация собственных данных. Используйте самоанализ, наблюдение, опросы, тесты. Форма отчета: текст с данными и интерпретацией, сообщение на семинаре, конференции. Тесты /. Содержание воспитания — это... а) совокупность общекультурных компетенций школьника, которыми должен владеть выпускник; б) система идей и учений о природе, обществе, человеке, подлежащих обязательному усвоению в процессе образования; в) совокупность знаний, ценностей, идей и идеалов, норм поведения, элементов культуры, которые подлежат усвоению, превращению в систему убеждений, мировоззренческих принципов; г) учения о морали, нравственные нормы, правила общения с окружающими и поведения в обществе. 2. К факторам, определяющим содержание воспитания в стране, относятся (выбрать три правильных ответа): а) нравственные ценности и нормы отношений в семье; б) национально-культурное своеобразие страны, народа; в) личность учителя, его человеческие и педагогические ценности и убеждения; г) концепции воспитания в системе образования; д) общее состояние и требования глобального современного мира, цивилизации. 3. Показатели (наблюдаемые признаки) воспитанности ~ это... (выбрать три правильных ответа): а) поведение, образ жизни, деятельность, направленные на удовлетворение базовых потребностей индивида; б) знания в области нравственной культуры и в других составляющих базовую культуру личности; в) потребность и готовность жить и действовать в соответствии с нравственными и другими нормами общества; г) стремление к удовлетворению и развитию познавательных потребностей и мотивов; д) положительное эмоционально-оценочное отношение к нравственным и другим нормам жизни общества. 4. Политическая культура человека включает в себя... (выбрать три правильных ответа): а) знания о политической системе страны, органах власти, политической борьбе партий; б) стремление протестовать против политических институтов страны и несправедливой политики государства; в) интерес к политической жизни, способности оценивать деятельность политиков, государства, СМИ; г) участие в деятельности оппозиционных, националистических, политико-экологических движений; д) способность и готовность участвовать в политической жизни, акциях, собраниях, выборах. 5. Задачами правового воспитания в школе следует считать... (выбрать три правильных ответа):
— 216 — 217 - а) формирование правосознания, знаний о правовой системе страны; б) воспитание потребности в уважении к старшим, к моральноправовым традициям страны; в) формирование привычки к законопослушному поведению, к выполнению законов страны и международных правовых актов; г) формирование способности давать морально-правовую оценку своим и чужим поступкам; Л) формирование способности достигать своих жизненных целей различными средствами. 6. Трудовое воспитание, труд входит в содержание базовой культуры, потому что... (выбрать два правильных ответа): а) способствует трудоустройству школьников; б) оказывает положительное влияние на психическое и нравственное развитие личности; в) предупреждает склонности и тягу к правонарушениям школьников; г) формирует трудовые навыки и умения в домашнем и других видах труда; д) стимулирует склонность школьников к самостоятельным заработкам в системе неполной трудовой занятости. 7. Система профориентации включает следующие компоненты... (выбрать три правильных ответа): а) профессиональное развитие; б) профессиональное консультирование; в) профессиональное самоопределение; г) профессиональную диагностику; д) профессиональное просвещение. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1909; Нарушение авторского права страницы