Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Закономерности и принципы воспитания



Сущностные стороны процесса воспитания раскрываются при анализе закономерностей и принципов воспитания. Закономерности (законы) в педагогике определяются как объективные, устойчивые, существенные связи между явлениями, сторонами процесса. Знания о таких связях в процессе воспитания помогают лучше его описать, понять и оптимально осуществить.

Среди закономерностей воспитания выделяют некоторые наибо­лее общие, скорее характеризующие воспитание как социальное явление, чем как педагогический процесс. Одна из них — это зави­симость воспитания от состояния и требований общества. Система воспитания, образования в стране отвечает потребностям, перспективам развития государства и общества, это отражается на целях, содержании и процессе воспитания. С другой стороны, система вос­питания, образования является фактором развития общества, эко­номического, культурного, научно-технического, социально-поли­тического. Эти связи воспитания и общества, государства регулиру­ются и корректируются образовательной политикой.

Другие законы (закономерности) указывают на связи в основ­ном внутри процесса воспитания: закон воспитания в деятельности,

- 166-


связь процесса воспитания и активности воспитанника, связь воспи­тания и общения, связь между особенностями процесса воспитания и возрастными, индивидуальными, половыми особенностями воспитан­ников, зависимость формирования личности от степени развития коллектива и ряд других законов.

Связь воспитания и деятельности. Это означает, что если мы хотим воспитывать, обеспечить формирование опыта, знаний, взгля­дов и ценностей детей, их потребностей, эмоций, воли, норм пове­дения, мы должны вовлечь их в деятельность. В процессе воспита­ния различные виды деятельности являются основным условием и средством формирования и развития ребенка: воспитывать значит вовлечь в деятельность, организовать разнообразную развивающую деятельность.

Закон активности воспитанника, ребенка в процессе воспитания утверждает, что человек только тогда развивается, формируется в деятельности как личность, когда осознает себя и проявляет как активный субъект деятельности, постепенно осознающий пробле­мы своего роста, цели, потребности, действия, средства достиже­ния целей, когда для человека его деятельность имеет личностный смысл, значение.

Связь обучения, воспитания и развития личности. Закономерная связь процессов обучения и воспитания, с одной стороны, и разви­тия личности, с другой, — это одно из фундаментальных положе­ний психолого-педагогических наук. Обучение и воспитание при известной специфике протекают неразрывно, обуславливая успех, взаимную эффективность. И оба направлены на развитие личности, являясь ведущим фактором ее развития, что доказано многочислен­ными исследованиями.

Единство воспитания и общения. Формирование детей и подрост­ков, всех людей обусловлено характером общения участников про­цесса воспитания, зависит от содержания общения, стиля поведе­ния педагога и учеников, от организации обмена информацией и взаимодействия, отношений в группе, учреждении. Существует за­кономерная причинно-следственная связь между воспитанием, дея­тельностью и общением: воспитание и осуществляется в процессе непосредственного общения.

Закон воспитания в малой группе (коллективе) тесно связан с предыдущими законами. Коллектив как высокоорганизованная груп­па оказывает формирующее влияние на личность, является мощ­ным средством воспитания. Влияние детей, актива группы на чле­нов коллектива, отношения взаимной ответственности, умения вза­имодействовать в разных объединениях, группах, психологическая

- 167


Вторая сторона этого принципа «единство воспитания и культу­ры» состоит в том, что личность формируется не в поисках своей «самости», «самоценности», как сегодня говорят многие педагоги и психологи, а в гармонии, в активном взаимодействии с окруже­нием через посредство культуры, в служении тому, что составляет ценность для общества, в работе над сверхличными проблемами. Об этом можно читать у многих великих авторов, в том числе у К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко и других. Глубоко об этом рассуж­дает замечательный русский педагог СИ. Гессен, работавший в эмиг­рации в основном в Польше в 20—30-е годы прошлого века.

Анализируя процесс формирования личности, он пишет: «...лич­ность обретается только через работу над сверхличными задачами. Она созидается лишь творчеством, направленным на осуществление сверхличных целей науки, искусства, права, религии, хозяйства, и измеряется совокупностью сотворенного человеком в направлении этих заданий культуры».21 Индивидуальность, своеобразие лично­сти проявляется и образуется только как «естественный плод уст­ремления к сверхиндивидуальному» (там же).

О том же самом, но с позиций христианства, писал еще один прекрасный педагог русского зарубежья В.В. Зеньковский: «Лич­ность не может быть абсолютирована, она не развивается сама из себя, но приобретает свое содержание в общении с миром ценно­стей, в живом социальном опыте, в обращении к Богу». Зеньков­ский В.В. еще тогда спорил с детоцентризмом, как он говорил, с натуралистической педагогикой, по вопросу о сущности развития и воспитания личности. Он убедительно доказывает, что своеобразие и неповторимость личности складывается не в биологическом или «метафизическом ядре», но «лишь в живом и действенном взаимообщении с людьми, с миром ценностей, с Богом.

Личность и метафизически и этически не замкнута в себе — она входит в систему мира,... сопряжена с высшими началами, стоящи­ми над миром. Нельзя поэтому объявлять идею личности верховным и последним принципом педагогики: хотя развитие личности есть существеннейшая задача воспитания, но смысл, цели и условия этого развития личности могут быть приняты лишь в системе цело­стного мировоззрения». По мысли автора, воспитание должно со­стоять не во взращивании «самости», а в подчинении личности ми­ровоззренческим ценностям культуры, для него религиозной.22

 

21 Гессен СИ. Основы педагогики. - М., 1995. - С. 73.

22 Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. — М., 1996. — С. 15.

- 170 -


3. Принцип связи воспитания с жизнью и трудом это традиционное для отечественной педагогики требование к воспитанию. Вместе с тем это одно из фундаментальных положений мировой педагогики. Следование этому принципу обязывает школу, систему воспитания выдвигать такие цели воспитания и его содержание, которые обеспечивают расширение опыта детей, успешную адаптацию молодежи к жизни. Направленность воспитания на успешное вхождение учащихся в жизнь проявляется, например, в том, что цели образования формулируются как компетенции, то есть способности выпускника не столько воспроизводить теории и правила, сколько умения получать и использовать информацию, осознавать свою позицию по каждому вопросу жизни, сотрудничать с людьми, работать в разных группах, разрешать конфликты и так далее.23

Принцип связи воспитания, школы с жизнью означает, что учи­теля на уроках и во внеучебной деятельности детей должны обсуж­дать с ними жизненно значимые для них проблемы, показывая связь современной действительности с историей и культурой мира. Школьные дисциплины, программы и богатая событиями жизнь ближайшего окружения детей, а также страны и мира, дают для этого большие возможности.

Следуя принципу связи воспитания с трудом подростков и мо­лодежи, школа, семья, общество должны организовывать разнооб­разную трудовую и социальную деятельность учащихся, привле­кать их к участию в социальных проектах.

4. Воспитывать в деятельности. Согласно основному закону воспитания выдвигается и главное требование к процессу воспитания: чтобы правильно воспитывать детей, надо вовлекать их в различные виды деятельности, шире организовать окружающую их среду. Воспитатели должны знать виды деятельности: учебно-познавательная, игровая, художественно-эстетитческая, общественнотрудовая, спортивно-оздоровительная. Иначе говоря, существуют великие воспитатели: игра, учеба, искусство, спорт, труд, природа, общественная жизнь, которые следует использовать.

Макаренко А.С. иронизировал по поводу родителей и педагогов, которые считают, что воспитывать значит действовать словами, то есть читать мораль. Настоящий педагог должен владеть названными средствами воспитания и организовывать деятельность детей.

5. Воспитывать в деятельности можно только при активности
самих детей.
Ученики могут учиться, принимать участие в жизни

23 Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образова­ния. - М, 2000. - С. 87.

- 171 -


школы, класса, в праздниках и труде, что называется, из-под пал­ки, участвуя во всем лишь внешне, формально. Такая деятельность мало полезна. Условие воспитания — активная, сознательная дея­тельность ребенка, когда дети, подростки вовлечены в деятельность внутренне, психологически, морально. Это такое состояние, когда занятия в школе имеют для них смысл, личное значение, хотя это не всегда осознается. Активность проявляется в интересе, в ответ­ственности, в положительных эмоциях и многом другом. Такое по­ведение говорит о внутренней работе: о формировании и развитии потребностей, направленности, установок, склонностей, эмоций и воли, привычек, характера — всего того, что составляет личность. Таким образом, воспитывающая деятельность тогда эффективна, когда основана на «внутренней работе» и в свою очередь вызывает, стимулирует этот личностный рост ребенка.

6. Воспитывать в коллективе. Хотя этот принцип сегодня оценивается критически, тем не менее, он утверждает: участие в жизни здорового, развитого коллектива, созданного в классе, является мощным воспитывающим средством. Человек, живя в обществе, входя в разные группы, должен сочетать, гармонизировать общие, общественные интересы и ценности, цели со своими личными. Педагог должен уметь создавать коллектив воспитанников, руководить им и использовать как педагогическое средство.

7. Сочетать педагогическое руководство с самостоятельностью детей. Воспитание по определению является руководством деятельности детей, педагог не бросает на волю случая развитие отношений в классе, общение, взаимодействие. Вместе с тем подавлять инициативу значит препятствовать развитию детей. Воспитатели должны поручать детям организацию и выполнение всего того, чем они занимаются в учреждении: самообслуживание, игры, общественную работу. Инициатива, творчество, самостоятельность детей проявляется в таком явлении, как самоуправление — участие школьников в организации и регулировании собственной жизни в учреждении. Педагоги должны опасаться искусственного, формального самоуправления. Его не будет, если у детей есть общие цели и интересы, жизнь школы наполнена разнообразными занятиями, событиями, если для каждого есть дело, если педагоги и ученики заня
ты общими делами, важными и нужными для всех.

8. Уважение и требование к ребенку. Это положение ярко и убе­дительно прозвучало в трудах А.С. Макаренко и подтверждено его опытом, а также практикой многих школ и учителей: не вседозво­ленность и безграничный либерализм, а требовательность при мак­симальном уважении к личности. Педагогическое требование — это

- 172 -


метод воспитания, обязывающий учеников соблюдать нормы, вы­полнять правила поведения в школе, нормы отношений между людь­ми, принятых в обществе, и много другое. Вместе с тем жизнь школы, взаимодействие и взаимоотношения учителей и детей дол­жны основываться на гуманизме и уважении. Моральные нормы общества и профессии, профессиональная этика требуют от учите­ля такого же отношения к ученикам, как и ко всем другим членам общества, взрослым.

9. Воспитывать, опираясь на положительное в ребенке. Это мудрое правило основано на тысячелетнем опыте, на знании пси­хологии человека, на педагогической практике. В любом, даже очень трудном ребенке, есть качества, черты характера, привычки, спо­собности, поступки, на которые можно опереться, чтобы добить­ся изменений к лучшему. Надо исходить из того, что люди хотят быть хорошими, жить в согласии с собой и окружением. Поэтому А.С. Макаренко учил подходить к воспитаннику с «оптимистиче­ской гипотезой», верить в возможности ребенка и его желание быть хорошим человеком и членом общества. Поэтому психология и педагогика рекомендуют учителю: не следует постоянно укорять школьника за проступки, осуждать за неправильное поведение, ошибки, а напротив — находить возможность хвалить, поощрять, поддерживать. Следует осуждать не человека, а его неверный по­ступок. Следует часто даже в неправильном поступке увидеть хо­рошее и сказать об этом: в упрямстве — настойчивость и волю, в непоседливости — любознательность. Необходимо также создавать ситуацию успеха для ученика, увлекать доступной перспективой, планами и пр.

10. Воспитывать, учитывая возрастные и индивидуальные осо­бенности детей. Да, наукой изучены особенности деятельности, психических процессов, поведения детей на разных возрастных сту­пенях. Младшие школьники иначе, чем старшеклассники, переска­зывают, запоминают, общаются и пр. Возрастные особенности де­тей обязывают учителя правильно выбирать характер общения, по­мощи, методы воспитания детей разного возраста.

Индивидуальные особенности детей также требуют учета в вос­питании. В дифференциальной психологии описаны различные типы личности, даны характеристики акцентуаций в поведении, изуча­ются и описываются отклонения в поведении подростков, психо­логия одаренных, способных и, с другой, стороны, детей, имею­щих проблемы в развитии. Современная школа должна адаптиро­ваться к обучению и воспитанию разных детей. Педагог должен видеть проблемы в формировании ребенка и найти правильные сред-

- 173 -


ства воспитания, работать совместно с психологом, врачом, соци­альным педагогом.

//. Воспитывать, согласовывая действия школы, семьи, обще­ства. Это болезненная проблема: школа требует одно, а общество, средства массовой информации, улица учат другому. Родители сдают детей в школу и снимают с себя ответственность за воспитание. Со­временным ответом на эту проблему наука называет социально-педа­гогическое партнерство: взаимодействие всех структур общества, име­ющих возможности способствовать воспитанию молодежи, обеспе­чение согласованных действий, взаимопонимание, даже единство требований, взглядов, позиций семьи, общества и школы. Для это­го общество, школа должны работать с семьей и социальным окру­жением подростков и детей: осуществлять педагогическое просве­щение и воспитание родителей, организовывать социальную и пе­дагогическую работу в микрорайоне, педагогическую пропаганду.

Описанная совокупность принципов воспитания представляет систему основных требований к процессу воспитания. Они тесно связаны между собой, в совокупности характеризуют взгляд совре­менной науки на воспитание и отражают вековой опыт педагогов.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ И ЗАДАНИЯ

Задание 1. Изучите текст и дополнительные источники, составьте конспект сообщения по темам:

• Многозначность термина «воспитание», его место в системе педагогических понятий.

• Характеристика процесса воспитания: сущность, особенности, структура.

• Закономерности и принципы воспитания: определения, ха­рактеристика, связь.

Форма отчета: тезисный конспект (0, 5-1 стр.).

Задание 2. Представьте содержание ваших конспектов в схемах (рукописных или word, power point). Форма отчета: набор схем.

Задание 3. Сопоставьте два взгляда на человека, его поведение, определите свое отношение, свою позицию. Сделайте вывод о том, каким должно быть воспитание в соответствии с позицией Б. Скиннера и К.Д. Ушинского.

Форма представления результата: резюме (текст).


 

1) «Хорошо сформированная цивилизация — это совокупность факторов подкрепления. Члены этой цивилизации ведут себя таким образом, чтобы поддержать личность, дать ей возмож­ность преодолевать всякого рода неожиданности и изменять ее... с помощью факторов подкрепления» (Скиннер Б. Утопия и человеческое поведение).

2) «Теория удовольствия и неудовольствия, наслаждения и стра­дания — это старая сенсуалистическая теория... ложна в самом своем основании... Жизнь души, не порывающая сама себя, может состоять только в деятельности не для добывания удо­вольствий, а для самого дела. В такой деятельности и удоволь­ствия и неудовольствия нейтрализуются, и на их место выхо­дит жизнь — горящая, пламенная, сыплющая вокруг искры; человек мыслящий...берет самый этот источник жгучих и блестящих искр»

Ушинский К.Д. Собр. соч. — Т. 10.

Задание 4. Изучив текст, дайте ответы на вопросы:

• В чем автор видит результаты воспитания, его эффективность?

• Какие особенности воспитания он выделяет?

• С каким принципами воспитания эти особенности сопоста­вимы?

Форма отчета: резюме.

Сталкиваясь с трудностями современного воспитания, многие представляют, что раньше все было проще, лучше и эффективнее. Однако стиль воспитания детей, его цели, институты, методы, до­стижения и неудачи нельзя понять вне целостного образа жизни и культуры народа, общества. Здесь далеко не все зависит от свобод­ного усмотрения. Между прочим, некоторая рассогласованность це­лей и результатов воспитания — необходимое условие и предпосыл­ка исторического развития общества вообще. Если бы какому-то поколению взрослых удалось сформировать детей целиком по свое­му образу и подобию, последующая история стала бы простым по­вторением пройденного.

Традиционные институты и методы воспитания были эффек­тивны в передаче унаследованных от прошлого ценностей и норм, в частности потому, что увязывались тесно с относительно неизмен­ным способом ведения хозяйства, экологическими условиями и со­циальной структурой. Сколько-нибудь серьезное изменение соци­альной среды и рода занятий ставило традиционную систему воспи­тания в тупик, вызывало напряжение и неустойчивость.


 


- 174


- 175 -


Наряду с другими вопросами научно-техническая революция выдвигает перед обществом необходимость уточнить сами крите­рии эффективности воспитания. В прошлом старшие оценивали успешность своей воспитательной работы, прежде всего, потому, насколько им удалось передать детям накопленные знания, уме­ния, навыки, ценности. Детей готовили к жизни в обществе, ко­торое, это молчаливо предполагалось, в главных своих чертах бу­дет похоже на тот мир, в котором жили их родители. Ныне поло­жение меняется.

Социальные изменения — научно-технические, культурные, бы­товые — настолько быстры и значительны, что никто уже не сомне­вается: сегодняшним детям предстоит жить в мире, существенно от­личном оттого, в котором живут их родители и воспитатели. Поэто­му и свою воспитательную работу мы должны оценивать не столько по тому, как нам удается передать молодым свои знания и убежде­ния, сколько по тому, сумели ли мы подготовить их самостоятель­но действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо пе было и не могло быть в жизни родительского поколения.

Проблема эта является мировой, глобальной. Во всех странах со­циологи и экономисты констатируют колоссальный разрыв между растущей стоимостью образования (удлинение сроков обучения, рост его массовости, удорожание его технических средств) и его недо­статочной социальной эффективностью, а также между формаль­ным, техническим обучением, в ходе которого человек обладает некоей суммой знаний, и формированием культурной, творческой и социальной ответственной личности.

Воспитание в эпоху научно-технической революции должно быть, прежде всего, воспитанием самостоятельности, творческой ини­циативы и социальной ответственности, которые друг без друга невозможны. Знаем ли мы, как этого достичь? В общем виде — да: самостоятельную, творческую личность формирует самостоятель­ная, творческая деятельность, т.е. самостоятельность. Это не голос­ловное утверждение, а научно доказанный факт. Ученые разных стран разными методами и на разном материале установили: само­управление, т.е. возможность проявить инициативу, собственную мысль и независимость суждений в учебной деятельности, не толь­ко способствует развитию у школьников более творческого, гибко­го, оригинального стиля мышления, но и повышают уровень их общей социальной самостоятельности и активности, а также сте­пень психологической устойчивости.

Та же закономерность действует в трудовой деятельности взрос­лых. Чтобы труд, учеба или досуг помогали становлению самостоя-


тельной творческой личности, они должны отвечать двум главным требованиям. Во-первых, деятельность должна быть содержательно сложной, интересной, требующей интеллектуального и эмоциональ­ного напряжения; во-вторых, быть достаточно самоуправляемой, воплощающей тот принцип, который у нас сейчас провозглашен применительно к хозяйственной деятельности: жестко контролиро­вать конечный результат, допуская вместе с тем широкие вариации в способах его достижения.

Только при этих условиях личность эмоционально вовлекается в деятельность целиком и берет на себя ответственность за се резуль­таты. Напротив, чрезмерная опека, мелочный внешний контроль, нивелирующий индивидуальность, снижают уровень социальной ответственности и благоприятствуют формированию иждивенческих установок, умственного и социального потребительства.

Кон И. С. Социализация и воспитание молодежи //Новое педаго­гическое мышление / Под ред. А. В. Петровского - М., 1989.

Задание 5. Дайте ответ на ключевой вопрос темы: Воспитание -тонкая, неповторимая творческая деятельность таланта или рацио­нальная, научная система (расчет) целей, средств и результатов'?

Форма отчета: эссе.

Тесты

1. Соотнесите понятия (слева) с их определениями (справа).

A. Процесс воспитания —

a) это процесс взаимодействия индивида с окружающей средой, в ходе которого человек усваивает нормы и ценности общества, адаптируясь к адекватной и успешной деятельности в обществе.

B. Социализация —

b) это процесс количественных и качественных изменений в физической и психической сферах человека, проходящий под влиянием внешних и внутренних факторов, управляемых и не управляемых.

C. Развитие личности —

c) целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организа-


 


- 176-


- 177 -


ционных) для развития человека, подготовка молодого поколения к са­мостоятельной жизни в обществе.

D. Воспитание

d) процесс становления личности под относительно независимыми влияниями наследственности, среды, воспитания и активности самого человека.

E. Формирование личности

e) это организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на формирование личности, оказывающее влияние на формирование ценностей, отношений, опыта индивидов.

Выберите правильный ответ.

Закономерности воспитания — это:

a) правила и нормы, определяющие действия воспитателей в ра­боте с детьми;

b) основополагающие требования к организации воспитательной работы в школе;

c) устойчивые причинно-следственные связи между воспитатель­ными процессами, с одной стороны, и состоянием общества, государства, с другой, а также между различными сторона­ми, компонентами процесса воспитания;

d) устойчивые связи между культурой общества и содержанием воспитательного процесса в системе образования.

3. Выберите правильный ответ.

Принципы воспитания – и это:

a) теоретические положения, концепции, идеи, утверждающие приоритет прав личности учащихся и педагогов в воспита­тельном процессе;

b) приемы и педагогические средства воздействия воспитателей на воспитанников в воспитательной работе учреждения;

c) система педагогических правил и норм в организации про­цесса воспитания, регламентирующих поведение учащихся;

d) общие исходные положения, основополагающие требования к содержанию, методам, организации воспитательного про­цесса.


Дополнительные источники

1 Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: учеб пособие. В 2 ч. - М., 2002. - Ч 2. Гл. 11.

2. Педагогика: учебник / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М„ 2008.-Гл. 14-15.

3 Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Л. Общие ос­новы педагогики: учеб. для вузов. - М., 2007. 1 л. /.

4. Педагогика: учебник/ Под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2008. -

Гл. 5-6.

5. Материал в базе кафедры педагогики. Воспитание в школе - док. 34.


 


- 178 -


- 179-


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Методические принципы физического воспитания (сознательность, активность, наглядность, доступность, систематичность)
  2. V.3. Типичные ошибки семейного воспитания.
  3. В какой мере ребенок проявляет свою способность к саморазвитию? В чем Вы видите необходимость воспитания?
  4. Воспитание в труде как средство социального воспитания в педагогическом наследии А.С. Макаренко
  5. Воспитание как педагогическое явления Цели и задачи воспитания
  6. Воспитание у эллинов в Спарте и Афинах. Отличительные характеристики спартанского и афинского воспитания.
  7. ГЛАВА 1. Теоретическая часть роли телевизора в жизни семьи первоклассника: поощрение и наказание как методы воспитания
  8. Глава 12. МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ
  9. ГЛАВА 6. ЗАКОНОМЕРНОСТИ СТРОЕНИЯ И СТРУКТУРЫ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ
  10. Глава IV. Цель развития и воспитания личности
  11. ЕДИНСТВО ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ
  12. Зависимость целей и содержания воспитания от концепции


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 2510; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.056 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь