Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Схема характеристики гласногоСтр 1 из 5Следующая ⇒
ФОНЕТИКА Гласные
Редукция – уменьшение, ослабление. Качественная редукция гласных:
I -ая безударная позиция II-ая безударная позиция А α О Ъ Э Ыэ ’А ’О Иэ Ь ’Э
! И, Ы, У не подвергаются качественной редукции, а претерпевают количественную. безмолвие женатый вперемежку Позиционная мена гласных звуков – это кол. и кач. редукция (характер закона). Позиционное изменение гласных звуков – это аккомодация (характер закономерности). Аккомодация – это процесс влияния на артикуляцию гласного соседствующего с ним мягкого согласного: - прогрессивная ак. (влияние предыдущего мягкого согл. на гл.: становится более передним); ей подвергаются все гл., кроме И! лес, люк, нес, ряд, мир
- регрессивная ак. (влияние последующего мягк. согласного на гл.: становится более закрытым) конь, жаль, быть, вить
- прогрессивно-регрессивная ак. (гл. между мягк. согл.) мять, люди Схема характеристики гласного
Весенний, голубая, сжалиться, одуванчик, приготовьте
Согласные По соотношению голоса и шума:
По месту образования
По способу образования
Палатализация – это дополнительная артикуляция, в результате которой происходит смягчение согласного, что вызывается поднятием спинки языка к твердому небу. У палатализованных согласных всегда указывается пара по твердости. Для Й и Ч эта характеристика является не дополнительной, а основной, они – всегда мягкие. Ц, Ж, Ш – всегда твердые, не могут быть палатализованными.
Схема характеристики согласного
Позиционная мена согласных звуков: - мена звонких и глухих парных шумных согл. в положении перед шумным согл. (ассимиляция по глухости / звонкости) низко, сделать, ловкость, вокзал - оглушение шумных звонких парных согл. в абсолютном конце слова залез, снег - смягчение твердых согл. в позиции перед Е на стыке морфем на волне, столе Позиционное изменение согласных звуков – ассимиляция по мягкости. Бантик, гонщик, кончик Полная ассимиляция – полное уподобление: сшить, сжать Диереза – выпадение согл. зв. из труднопроизносимого сочетания: здравствуй, солнце, чувство. ФОНОЛОГИЯ - раздел языкознания, изучающий функциональную значимость звуковой стороны языка Фонема. Аллофон фонемы Звуки можно рассматривать с т.з. фонетики и с т.з. фонологии. Фонетика рассматривает звуки как артикулляционно-физиологические единицы, а фонология как функционально-значимые единицы (выполняют смыслоразличительную функцию). Фонема – абстрактное, теоретическое явление, а звук – материальная реализация фонемы. Фонема – это наименьший неделимый сегмент речевого потока, производимый органами речи за одну артикуляцию и образующий, а также различающий звуковые оболочки значимых единиц языка (морфем и слов). Ср., напр.: гам, сам, там, дам, вам – отличаются друг от друга за счет оболочек фонем < г>, < с>, < т>, < д>, < в>. Такая функция фонем различать слова называется сигнификативной (различительной), но при этом сама фонема носителем значения не является. В различных языках количество фонем различно: от 13-14 (аборигены) до 70 и более (кавказцы). В русском языке количество фонем разными учеными определяется по-разному: 39-41-43. Расхождения возникают по нескольким вопросам: 1) количество гласных фонем. Представители Московской фонологической школы (Аванесов, Реформатский, Кузнецов, Сидоров) признают наличие лишь 5 гласных фонем: < а>, < о>, < у>, < э>, < и>, а фонему < ы> не считают самостоятельной, называют ее слабой разновидностью ( аллофоном ) фонемы < и>, т.к. фонема < ы> встречается только в позициях после тв. согл., а фонема < и> - после мягк.; фонема < ы> никогда не встречается в начале рус. слов и в изоморфном употреблении. Представители СПб-ой фонологической школы (Щерба, Гвоздев) выделяют фонему < ы> как самостоятельную, т.к. < и> и < ы> легко отличаются друг от друга в звучащей речи; параллельно существуют при одной основе (зрелый – зрели); в иноязычных словах < ы> может использоваться в начале слова в отличие от других аллофонов (ь, ъ, α ) (Ыйсон). 2) количество согласных фонем. Споры возникают вокруг самостоятельности мягких заднеязычных и мягких шипящих. Так, в Грамматике 1952 года мягкие фонемы < гʼ >, < кʼ >, < хʼ > названы самостоятельными, а мягкие долгие шипящие ж, ш к самостоятельным не относятся. Совр. фонетисты рассматривают долг. мягк. ш как самостоятельный, долг. мягк. ж, < гʼ >, < кʼ >, < хʼ > как несам. Практически целесообразно рассматривать максимальное число фонем, поэтому в СРЯ выделяется 6 гласных и 37 согласных, т.е. 43 фонемы. Непосредственно в речи фонемы не представлены, т.к. это абстрактное явление. В речи представлены аллофоны фонем, т.е. произносительные варианты фонем. Н о с [о] - н о сы [α ] - н о совой [ъ] - н о сик [о˚ ] 2. Дифференциальные и интегральные признаки. Архифонема. Гиперфонема Звуки могут различаться по признакам интегрального (переменного) и конститутивного (постоянного) характера. Интегральным (переменным) признаком отличаются друг от друга только аллофоны одной и той же фонемы. Такой признак зависит от позиции аллофона в слове (напр., расположению по отношению к ударному слогу; позиция конца слова; позиция между мягкими согл.). Фонемы не могут быть противопоставлены по интегральным признакам. Аллофоны [о], [α ], [ъ], [о˚ ] различаются по ряду и лабиализованности (это их интегральные признаки), т.к. находятся в разных фонетических позициях (по отношению к мягким согл.). Конститутивным (постоянным) признаком могут различаться только фонемы. Такой признак не зависим от позиции в слове. Постоянные признаки, по которым противопоставляются фонемы, могут быть дифференциальными и избыточными. Если постоянный признак некой фонемы противопоставляет ее другой фонеме, тождественной с первой по всем остальным конститутивным признакам, то он является дифференциальным признаком (таким признаком будет глухость фонемы < п>, являющаяся ее постоянным признаком и отличающая ее от звонкой < б> ). Если же постоянный признак фонемы не противопоставляет ее другой фонеме, то он является избыточным (глухость < х> также является ее постоянным признаком, но не противопоставляет ее никакой другой фонеме). Разные аллофоны представляют собой одну фонему, если они объединяются функционально, т.е. входят в состав одной морфемы ([о], [α ], [ъ], [о˚ ] – это аллофоны корневой фонемы < о> ), а также если обладают одними конститутивными (постоянными) признаками ([о], [α ], [ъ], [о˚ ] различаются в следствие разного положения по отношению к ударному слогу. Если устранить этот переменный признак, сделать их всех под ударением, то они обнаружат сходство по ряду, подъему и лабиализованности – по признакам постоянным, не зависимым от позиции). Рас сказ – роз вальни [α ], [о] – ал. ф. < о>, [с], [з] – ал. ф. < з> От пить – от бить [т], [д] – ал. ф. < т> Стран а – пальм а [а], [ъ] – ал. ф. < а> Т.о., аллофоны одной фонемы обладают общими конститутивными (постоянными) признаками и одним интегральным (переменным) признаком, различающим их и зависимым от позиции (вал [а], вял [˚ а], валик [а˚ ], вялить [˚ а˚ ] – переменный признак – передний/непередний ряд, зависит от наличия мягких согласных рядом; постоянный признак – нижний подъем, нелабиализованность). Фонемы же противопоставлены друг другу в тождественных фонетических условиях по их конститутивным дифференциальным признакам. В речи фонемы могут находиться в сильных, фонетически независимых позициях или в слабых, зависимых позициях. Позиции максимального различения фонем являются сильными. Аллофоны, представляющие фонему в сильной позиции, называются сильными аллофонами фонемы. Все остальные звучания, обусловленные воздействием окружающих звуков и позицией в слове, называются слабыми аллофонами фонемы. Чтобы узнать, какую фонему выражает слабый аллофон, нужно изменить слово или подобрать другое слово с той же морфемой, чтобы слабая позиция в ней заменилась сильной. Д о м – д а л (в сильной позиции под ударением представлены сильные аллофоны [о] и [а] фонем < о> и < а>, различающихся по ряду конститутивных признаков – разные слова) Д о машний – д а ла (в слабой позиции в первом предударном слоге представлены слабые аллофоны [α ] фонем < о> и < а>, что мы можем проверить, вернувшись к сильным позициям) Во втором примере наблюдается совпадение, неразличение двух фонем в одном аллофоне [α ]. Ср. также стол б и стол п (слабый аллофон [п] двух разных фонем в позиции конца слова). Такая позиция называется позицией нейтрализации двух фонем. Языковая единица, представленная всем рядом позиционно чередующихся звуков во всех позициях нейтрализации фонем, называется архифонемой (термин Пражской лингвистической школы). С сыном – бе з сына, поло с – моро з, с братом – бе з брата, с шаром – бе з шара, с женой – бе з жены (в позиции перед глухим/звонким твердым согл. и на конце слова наблюдается неразличение фонем < з>, < с>, < ж>, < ш>. Здесь архифонема < з-с-ж-ш> ). Особый, частный случай реализации архифонемы – это гиперфонема – языковая единица, представленная в конкретной морфеме в позиции нейтрализации фонем одним или рядом слабых аллофонов, которые нельзя проверить (поставить в сильные позиции). С о бака, с о баковод: [α ], [ъ] слабые аллофоны < о> или < а>? Нельзя поставить в сильную позицию, поэтому говорим о гиперфонеме < о/а>. Орфоэпия Орфоэпия – совокупность правил устной речи, обеспечивающих единство ее звукового оформления в соответствии с нормами литературного языка (Аванесов); раздел языкознания, описывающий принятые в данное время нормы произношения отдельных звуков; соответствующий раздел культуры речи, изучающей нормы русского литературного языка. Словари Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы / ред. Р.И. Аванесов. – М., 1983. Словарь ударений для работников радио и телевидения / сост. Ф.А. Агеенко, М.В. Завра, ред. Д. Э. Розенталь. Горбачевич К. С. Словарь трудностей: произношение и ударение. – СПб., 2000. Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка. – М., 2008. Нормы произношения гласных - гласные О, А в безуд. полож. подвергаются кач. редукции (за исключением некоторых инояз. слов, где О произносится отчетливо – сценическое произношение: фойе, шоссе, отель, поэт, поэма, тоннель, ноктюрн, бомонд, досье, болеро, коммюнике, радио, кредо, вето, Вольтер, Шопен, Золя, Отелло) - гласный Э также может не редуцироваться (в абс. нач. инояз. слов: этаж, экономия) - гласный И в начале слов и в нач. корней сложных слов после твердого при беспаузном произношении произносится как Ы (в их интересах, пединститут) -
Русское словесное ударение Ударение – это суперсегментная фонетическая единица, которая, в отличие от сегментных единиц, расположенных линейно, последовательно в речи (фонетические слова, ф. фразы, синтагмы), накладывается на звуковой ряд и не может существовать отдельно от него. Также ударение и интонация называются просодическими единицами, играющими смыслоразличительную роль. Ударение бывает словесное (выделение слога в слове) и несловесное: тактовое, фразовое, логическое. Словесное ударение – это один из основных внешних признаков самостоятельности слова. Выделение ударного слога в слове может производиться различными способами: - удлинением звука – количественное, квантитативное ударение (греч., лат.) - изменение тона (повышение / понижение) – музыкальное, тоническое (яп., кит., вьетн.) - силой, напряжением артикуляции – силовое, динамическое (большинство евр. яз.)
Русское ударение: - количественно-силовое (динамическое). Ударный слог отличается большей продолжительностью (в 1, 5-2 раза), большей силой и громкостью (3 степени ударности) - нефиксированное разноместное (свободное) (разграничивает слова как лекс. единицы (замок, мука, атлас), грамм. формы (срезать, руки, мало), стилистич. варианты (девица) - подвижное (при словоизменении: голова – голову, гора – горы).
Свобода русского ударения относительна, т.к. в языке есть факторы, обусловливающие постановку словесного ударения. - фонетическая обусловленность. Русская речь ритмизирована, между ударными слогами в потоке речи обычно произносится 2-3 безударных слога, что делает речь удобной для произношения и восприятия. Основная масса русских слов являются 3-, 4- и пятисложными. Средняя длина русского слова – 4 слога. Это обусловливает стремление ударения к центру слова (красивый, корова, забегался, пришедшие). Под влиянием этой тенденции к ритмическому равновесию могут происходить перемещения ударения при словообразовании: зубч а тый – мелкоз у бчатый, характ е рный – разнохар а ктерный, развит о й – высокор а звитый). - генетическая обусловленность. Сохранение ударения языка-источника (шоссе, овал, кофе, кашне). - морфологическая обусловленность * наличие в слове всегда ударных или всегда безуд. компонентов: - всегда ударные суф. ИСТ, ЁНОК, АТ/ЯТ (котята), АК/ЯК (забияка), УЛ (папуля), УШ (дорогуша), АГ/ЯГ (бедняга), АНИН (кировчанин); у заимств. слов АЛ (филиал, адмирал, квартал. Искл.: маршал), ЕНТ (студент, пациент, агент), МЕНТ (документ, эксперимент… Искл.: парламент), ЛОГ, кроме назв. проф. (эпилог, диалог) - всегда безуд. суф. ТЕЛЬ * принадлежность слова к определенной словобраз. модели (в сложных словах – ударная вторая часть слова, корень ВОД) * частиречная принадлежность (обычно краткие прилаг./прич. и гл. в пр. вр. имеют ударение на основе, кроме формы ж.р. – она на окончание: прав, правы, права, взят, взяты, взята, принят, приняты, принята, дал, дали, дала, начал, начали, начала.
Под ударением гласные звуки произносятся ясно, сильно, в остальных позициях редуцируются. Под влиянием возрастающей роли публичной речи обостряется проблема русского ударения. Публичная речь отличается настроем на живое, непринужденное общение, небрежностью в обращении с нормами рус. яз., что приводит к расшатыванию акцентных норм. Неправильное ударение развивается также под влиянием внутренних законов развития языка, таких, как стремление противопоставить омонимичные формы слов (повел. накл. – звонИте, изъявит. – звОните. Этот путь прошли глаголы варит, манит, делит, крутит); действие структурной аналогии, ассоциации и влияние акцентной обособленности слова (неправ. флюорографИя от прав. психиатрИя, иглотерапИя; неправ. кухОнный как балконный, оконный; неправ. отрОчество как одиночество), влияние тенденции к постановки ударения на корень (в гл. на –ирова: вальсировать, форсировать… Но еще сохраняется старое ударение на -Ать: пломбировать, нормировать). Усилению того или иного варианта служит частотность использования (побеждает то словоупотребление, которое принимает массовый характер) и традиция, отраженная в словарях. Ослаблению – акцентная обособленность (в Избу), наличие омонимичных форм пЕтли (Р.п., И.п.) вскоре Р.п. – петлИ.
Если в слове выделено две буквы, то большая обозначает ударный звук по основной норме, маленькая – по допустимой. Оба варианта нормативны. Курсивом – ударение, не отмеченное в словаре 1983. Имена существительные
Имена прилагательные
Глаголы
Наречия и другие части речи
Упражнения: 1. Прочитайте. Афера, истекший срок, свекла, хлестче, леска, тезис, бутерброд, свитер, термин, шинель, брюнет, бандероль, бренчать, мягкий, нарочно, перебежчик, скворечник. Графика Алфавит Графема существует в виде 4 знаков: малая и заглавная буквы печатного и прописного шрифта. Перечень графем, расположенных в установленном порядке, называется алфавитом. В основе русского алфавита находится кириллица – древнеславянская азбука, составленная в Болгарии в 9 в. Эта же азбука лежит в основе укр., белорус., болгар., македон. алфавита. С момента появления изначальная кириллица претерпела ряд изменений. Были введены 3 новые буквы: - й – ввела Академия Наук в 1735 г. - ё – ввел Карамзин в 1797 - э – узаконена Петром 1 в 1710, хотя применялась и раньше В 1710 г. по реформе графики Петра 1 из алфавита были исключены ω (о), Ѱ (пси), ν (ижица), ʓ (дз), Ѯ (кси). Постепенно утрачивались дублетные буквы, передававшие один и тот же звук: - Ѳ (фита) совпала с Ф (фердь) - i (и-десятиричное) – с И (и-восьмиричное) - ѣ (1918) – с Е - Ѧ, Ѫ, Ѩ, Ѭ – исчезли, т.к. не соответствовали русским звукам. В связи с утратой редуцированных звуков Ъ и Ь изменили свое функциональное значение и стали тв. и мягк. знаками. Русская графеми претерпела целый ряд существенных изменений в строну упрощения и унификации. Сейчас 33 буквы. Современное название букв появилось во 2-ой половине 18 века. Алфавит широко используется в различных сферах жизни как средство нумерации и рубрикации. По алфавиту располагаются слова в словарях. Орфография Орфография – наука о правописании, обеспечивающая нормативное общепринятое написание слов. Орфография как правило определяет как верный только один вариант написания, хотя есть некоторые исключения (чтут, чтят – разноспряг., ноль = нуль, крынка = кринка…). Орфография подчиняется 4 принципам: морфологическому (фонемный, морфофонематический), фонетическому, традиционному, словесносинтаксическому. В древнерусском языке письмо было фонетическим, т.е. ориентировалось на произношение, в современном же русском языке основным принципом орфографии является морфологический (фонемный, морфофонематический). Морфема, различно звучащая в разных произносительных условиях, пишется одинаково с ориентацией на сильный аллофон фонемы – проверяется (сат – сады - САД). Этот принцип лежит в основе правописания: - проверяемых безударных гласных - глухих и звонких согласных - непроизносимых согласных Таким образом, морфологический принцип не отражает живых фонетических процессов (редукцию, ассимиляции и т.д.). Но данный принцип отражает некоторые языковые явления, обусловленные историческим чередованием фонем (добрый – задабривать), а также чередования гласных в корнях и суффиксах, которые закрепились в орфографии исторически. Сложившийся стихийно, теперь морфологический принцип в современном языке закреплен в словарях и справочниках из-за удобства его применения, т.к. единообразное написание фонемы обеспечивает ее быстрое узнавание. Фонетический принцип противостоит морфологическому, нарушает его. На нем основываются (2% всех написаний) написания: - приставок на -з/-с. Приставка с- пишется согласно морфологическому принципу. - о/а в приставках р о з-/р о с, раз-/рас- - Ы в корнях после приставок на согл. - 2-ух согл. вместо 3-ех на стыке морфем (рассориться, пятитонный, одесский) - -ый / -ий вместо ударного -ой (добрый, деловой) - гласных в некоторых корнях с чередованием (раст/ращ, зор/зар) Традиционные написания. Традиционные написания являются непроверяемыми. На этом принципе основываются написания: - гласных в корнях гор/гар, плов/плав - непроверяемых согл. ( з доровье) - непров. безуд. гл. (с а пог) - Г в окончаниях -аго/-яго (согласно старому произношению) - ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА - соед. гл. О и Е Вопросы к экзамену по разделу «Фонетика» 1. Русский язык – национальный язык русского народа. Состав русского национального языка. 2. Русский литературный язык. Соотношение понятий литературный язык и язык художественной литературы. Две разновидности современного русского литературного языка. 3. Фонетика как наука о звуковой стороне речи. Предмет изучения фонетики. Цели и задачи фонетики. Аспекты фонетики. 4. Звуки речи. Акустическая и артикуляционная характеристика звуков. Классификация гласных звуков. 5. Звуки речи. Акустическая и артикуляционная характеристика звуков. Классификация согласных звуков. 6. Фонетическая транскрипция. Правила транскрибирования. 7. Сегментные фонетические единицы: звук, слог, фонетическое слово, речевой такт, фонетическая фраза. 8. Слог. Сонорная и динамическая теория слога. Слогораздел. Типы слогов. Законы слогоразделения. 9. Изменения гласных и согласных в потоке речи. Фонетические процессы. Позиционная мена и позиционные изменения в области гласных. 10. Изменения гласных и согласных в потоке речи. Фонетические процессы. Позиционная мена и позиционные изменения в области согласных. 11. Фонологический аспект рассмотрения звука. Фонема. Аллофон фонемы. Основная функция фонем. Вопрос о количестве фонем в русском языке. 12. Дифференциальные и интегральные признаки. Архифонема. Гиперфонема 13. Сильные и слабые позиции фонем 14. Фонема в трактовке Московской и Петербургской (Ленинградской) фонологических школ 15. Орфоэпия как наука. Из истории становления русского литературного произношения. Московское произношение 16. Современные орфоэпические нормы в области гласных и согласных. 17. Современные акцентологические нормы. Русское словесное ударение. Факторы, обусловливающие постановку словесного ударения. 18. Графика. Соотношение букв алфавита и звуковой стороны речи. 19. Принципы русской графики. 20. Русский алфавит. 21. Орфография, 4 принципа орфографии.
Задания на консультации 1. Затранскрибируйте. Укажите фонетические мены и изменения. Вошёл мужчина в обтрепанном сюртуке и начал смеяться.
Пролетевшие над лесом птицы были ему хорошо знакомы.
2. Сделайте фонетический разбор слова
3. Охарактеризуйте все звуки в слове
4. Сделайте фонемный разбор слова
5. 1. Подчеркните слова, в которых перед [э] произносится твердый согласный: атеист, бутерброд, детектив, академия, гипотеза, индекс, кодекс, консервы, партер, реквием, синтез, шинель, фонетика, экстрасенс, термос, пресса, фанера, агрессия, бижутерия, брюнет, кофе, гротеск, денди, интервал, купейный, компьютер, протез, свитер, фанера, крем, стресс, тезис, тест, реквием, купейный, либретто, термин, рефрен. 2. Подчеркните слова, в которых произносится [чн]: горчичник, достаточно, девичник, нарочно, полуночник, кирпичный, цветочный, пустячный, скучно, двоечник, конечно, подсвечник, игрушечный, копеечный, прачечная, скворечник, гречневый, яичница. 3. Расставьте ударения: а) апостроф, вероисповедание, гренки, допризывник, завсегдатай, иконопись, испокон, ломоть, партер, на похоронах, балованный, незаконнорожденный, оптовый, избаловать, включишь, звонят, одолжить, до скольких, исконно, тотчас, простыней, зубчатый, пурпур, обеспечение, кремень, ветеринария, красивее, стиральный, предвосхитить, включишь, мастерски, боязнь, газопровод, диспансер, жалюзи, знамение, исповедание, квартал, похороны, рефлексия, отрочество, столяр, танцовщик, эпилепсия, упрочение, христианин, красивее, нормированный, развитой, баловать, облегчить, плесневеть, завидно, поутру, дремота, факсимиле, апостроф, газопровод, исповедание, средства, валовой, предложить, облегчить, мизерный б) они горьки, она права, комната тесна, окна пусты, дни долги, жизнь дешева, вы глухи, нитки крепки, мама дорога нам, вы веселы, день короток, дружба крепка; она весела, вы правы, товары дешевы, трава горька, комната пуста, пилы тупы, встречи редки, они дружны, ночь долга, сигареты вредны, я сыта в) она вняла, мухи доняли, много задал, они наняли, она начала, он поднял; нам задали, он занял, она наняла, мы начали, она отняла, они приняли, мы подняли; г) стипендия роздана, реферат начат, квартира продана, документы взяты, деньги прожиты, депутаты созваны, дело начато, она принята, книга взята.
ФОНЕТИКА Гласные
Редукция – уменьшение, ослабление. Качественная редукция гласных:
I -ая безударная позиция II-ая безударная позиция А α О Ъ Э Ыэ ’А ’О Иэ Ь ’Э
! И, Ы, У не подвергаются качественной редукции, а претерпевают количественную. безмолвие женатый вперемежку Позиционная мена гласных звуков – это кол. и кач. редукция (характер закона). Позиционное изменение гласных звуков – это аккомодация (характер закономерности). Аккомодация – это процесс влияния на артикуляцию гласного соседствующего с ним мягкого согласного: - прогрессивная ак. (влияние предыдущего мягкого согл. на гл.: становится более передним); ей подвергаются все гл., кроме И! лес, люк, нес, ряд, мир
- регрессивная ак. (влияние последующего мягк. согласного на гл.: становится более закрытым) конь, жаль, быть, вить
- прогрессивно-регрессивная ак. (гл. между мягк. согл.) мять, люди Схема характеристики гласного
Весенний, голубая, сжалиться, одуванчик, приготовьте
Согласные По соотношению голоса и шума:
По месту образования
По способу образования
Палатализация – это дополнительная артикуляция, в результате которой происходит смягчение согласного, что вызывается поднятием спинки языка к твердому небу. У палатализованных согласных всегда указывается пара по твердости. Для Й и Ч эта характеристика является не дополнительной, а основной, они – всегда мягкие. Ц, Ж, Ш – всегда твердые, не могут быть палатализованными.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1252; Нарушение авторского права страницы