Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Стилистич.приемы создания выраз.речи. (период, анафора, эпифора, кольцо строфы).
Анафора-единоначатие, стилистическая фигура заключающаяся в повторе тождеств.элементов(звуков, соч.звуков, морф)в начале нескольких отр.речи(предл, абз, строк): 1)фонетическая анафора 2)морфемная анафора 3)лексическая 4)синтаксическая повотр синтаксических конструкций выражен.однотипными синтаксическими средствами. (книга-вместилище зн, К-хранилище опыта).В публ.и худ.текстах- анафора выполняет экспр.и эмоц.ф-ция(Крутой круче крутого, буйнов буйнее), в др.стилях усилит-выделит.ф-ция. На первый план выдвигается наиболее важный повотор, элемент, что позволяет сосредоточить на нем внимание адресата и закрепить его в памяти. В поэтич.речи анафора способствует Ритмизацации речи. Эпифора-стилистическая фигура повторение тожд.элем в конце неск.отрезков речи(фонетич, лекс, синтаксих).способствует ритмичной организации речи- Интонац-ритмич.ф-ция, придает эмоц-экспр. Х.С. и П.С. Кольцо строфы-разновидность стилистической фигуры кольцевой повтор: повторение комп.в начале и в конце отрезка. Используется для усиления определенного эмоц состояния (неуютно было в его доме. Тихо и неуютно.), для кругооборота(товар-деньги-товар), подчеркивается оценочные и модальные значения и утверждения увер.в чем либо(пусто..) Период- стилистическая фигура, представляющая собой семантико-структурное единство, образованное простым или сложным предложением, а также сложным синтаксическим целым, которые разделяются на две интонационно противопоставленные части – протазис, характеризующийся повышением, восходящим движением тона, и аподозис, характеризующийся понижением, нисходящим движением тона, и, с точки зрения содержания, представляющий вывод или следствие из того, о чем говорилось в протазисе. Протазис и аподозис отделяются друг от друга длительной (явно выраженной) паузой. Со стороны содержания П. характеризуется смысловой законченностью. Таким образом, выделяют следующие признаки периодических построений: 1) структурная замкнутость; 2) бинарность (двучленность) структуры; 3) семантико-структурная взаимосвязь и взаимообусловленность частей; 4) контрастная интонационная оформленность частей: повышение тона в протазисе и понижение в аподозисе; 5) длительная пауза между протазисом и аподозисом; 6) структурно-семантический параллелизм членов частей периода. П. – сравнительно малочастотная стилистическая фигура. Она употребляется преимущественно в худож. прозе и поэзии, в публицистике
Синтаксические приемы создания выразительности речи: эллипсис, присоединение, анаколуф, парцелляция. АНАКОЛУФ. М.Б как речевой ошибкой, так и стилистическим приемом. Как стилистический прием анаколуф- нарушение синтаксической норамы в результате наложения, объединения 2х разных синт.конструкции. разновидности: 1.переход с одной синтаксической конструкции на другую.2. наложение одной синтаксической конструкции на другую. 3. Синтаксическое несогласование членов предложения( в категориях рода, числа, падежа)4. Заполнение позиции члена предложения предикат.единицей. (у нас в этом году дождей было..Залиться можно! В раговорной речи как результат спонтанности и неподготовленности речи( не явл-ся стил.приемом) в художественной и публицистической речи – как стилистический прием. Сегментированные конструкции Стилистическая фигура-конструкция, состоящая из 2х частей. 1 –сегмент-называется какое либо понятие, лицо, предмет; выражается или существительным в ИП или инфинитивом. 2часть –базовая высказывание по поводу того что названо в 1части. Между сегментом и базой пауза больше чем обычно. Используется в разных стилях: в художеств и публичцистическом, в ораторских выступлениях, в научно- популярным и научно-полемич выступлениях. Придают речи экспрессивность. В лекторской речи- для облегчения восприятия. Подчеркивают.(Эта литература начала 19 века в Германии, она влияла…) в разговорной речи результат неподготовленности и спонтанности. Местоимения в таких конструкциях-сред-во заполнения пауз( Трамвай, он как идет). В разговорной речи – средство подчеркивания качеств характеристики подлежащего.(бабка она всех переговорит.) Эллипсис-семантически полные предложения, но структурно неполные. эллипсис не относится к неполным предложениям, которые характерны для устного типа речи, поскольку здесь ничего не опускается. Пропущено сказуемое.(Татьяна в лес).Хар.для худож.речи и публиц.Придают речи динамизм, краткость.Исп.особ.тип в публ.речи: реклама(в отпуск всей семьей).Употр.в офиц-дел.стиле, в канц.подстиле(документы в папке) Особенно часто эллиптические обороты мы находим в поэтических произведениях. В ряде случаев эллиптический оборот вызван ритмико-мелодическими условиями стиха. 5)паррцеляция-разрыв предложений.и оформляются.части предложения как самостоятельные.Исп-в худ.речи и в публ, в научно-поп.подстиле.Ф-ция: 1)изобр-я-речи пред. ритмичность, усил.худ. образность 2)ср-во имитац.разговор.речи 3)эмоц-выделит.ф-ция(усил.эмоц, оценочн)4)семантич.актуализация(придает речи смысл, важный для автора) Речевая парцелляция синтаксической структуры осуществляется посредством интонации (в письменном тексте её графическими показателями — знаками препинания), однако нередко используются и другие вспомогательные способы. Присоединение – особый грамматико-стилистический прием, который связан с тенденцией к экономии речевых средств при большой информативной насыщенности. Присоединительные конструкции широко распространены в устной речи. Обычно они возникают в сознании не одновременно с основной мыслью, а лишь после того, как она высказана; как дополнительные сообщения, пояснения их приходится посредством присоединительной связи добавлять к основному высказыванию. Присоединение всегда следует за основным высказыванием.
Цитата, эпиграф, аллюзия, реминисция. межтекстовые связи –содержатся в том или ином кокртном тексте выражен с помощью определенных словестных приемов, отсылки к другому тексту. Интертекстуал-содерж.в том или ином тексте выраж. с пом.опр.слов.приемов отсылки к др.тексту.Но сохр.отгранич, связность, целост.текста.1)Цитата. Самый паспространенный прием В науч.стиле активно используется для аргументации, подкрепления своей т.зр, цитаты вводятся в кавычки и указывается точный источник. В публ.стиле могут и не вводиться в кавычки.Если цитата общеизвестна, не указывается источник, обычно только автор. В худ.речи может не закл в кавычки, автор не указывается. полаг.на начитанность читателя. В поэзии часто автоцитаты, скрытые цитаты. Цитата значима только когда узнается читателем. 2)Эпиграф-наиболее значимы в худ.текстах – знаки, помогают интерпрет.текст. направлен.внимание читателя, указывают на основные содержательные особенности развития сюжета, характеры шлавных персонажей. Всегда фиксиров.позиция между заголовком и текстом. 3)Цитатные заглав: эпигр+заглав. 4)Аллюзия -намек посредством упоминания общеизв.факта, истор.события, лит.произв., осуществляется с помощью слов или сочетаний слов, значения которых ассоциируются с опр.событием или лицом. Реминисценция –употребление какого либо слова, ссоч, или предложения в расчете на то, что оно вызовет воспоминание о каком-либо историческом факте, мифе, литературном произведении(рожденные ползать могут довольно быстро продвигаться (песня о соколе Горького) 5)Прецедент.текста-обозначаются реминисция от одного слова до целого текста. Тексты, значимые для той или иной личности в познавательной или эмоциональном отношении. Текст в тексте Научный стиль. Сфера общения – научная деательность. Цель общения информативная. Для научно сферы общения характерно стремление к точному и четкому изложению мысли, при этом мысль четко аргументирована, логические связи четко выражены. Научный стиль предполагает официальную обстановку общения. Основные черты научного стиля: обобщенность, отвлеченность, подчеркнутая логичность, точность, строгость, отсутствие эмоциональной оценочности, объективность. Ясность, как качество научной речи, предполагает понятность, доступность. По степени доступности научные, научно-учебные и научно-популярные тексты различаются по материалу и по способу его языкового оформления. Эти стилеобразующие черты формируются с помощью языковых средств. Активно используются существительные обозначающие признаки, действия и состояния. При этом имена преобладают над глаголами. Так в научном стиле не решить, а решение, не фомировать, а «формулировка». Преобладают именные словосочетания, которые представляют собой цепочки Род.падежа. Отвлеченные существительные образуются с помощью суфиксов –ниj-, -оств-, -ств-, -j-. Многие из таких существительных-среднего рода. Отвлеченные существительные не имеют нормального числового противопоставления, много существительных сингуляре тантум: возникноваение, развитие. Единственное число конкретнотого существительного также служит для выражения обобщенного понятия: снегирь живет в лесной чаще. Глаголы так же используются в отвлеченных значениях( Привести брата, Привести доказательства) Обобщенно-отвлеченный характер речи подчеркивается специальными единицами: обычно, всегда, регулярно. Преобладают глаголы совершенного вида. Специфично употребление личных местоимений. Преобладает обобщенно-отвлеченные формы 3лица. Формы 1лица употредляются специфично. 1. Используются «авторское мы»-. 2. «Мы совместное» при устном выступлении.3. «мы» в предельно широком значении. Такие конструкции с «мы» можно заменить безличными окнструкциями. Подчеркнутая логичность. Логические связи при помощи повторяющихся существительных и указательных местоимений. Часто используются вводные слова, выражающие отношение между частями высказываний или указывают на последовательность: итак, следовательно, во-первых… Часто используются наречия в связующей функции поэтому, потому, отсюда… характерны обороты связи: остановимся на…, приведу еще пример..и т.п. Точность НС достигается с помощью терминов. Нежелательное использование синонимичной замены, следовательно повторные номинации. Для НС нехарактрна оценочность. Она может быть только логической: удачно, хорошо, плохо…. Эмоциональная оценка отсутствует. Объективность. Точность изложения и некатегоричность, взвешенность оценок, в отношении степени изученности темы. Морфологические черты научного стиля: - преобладание имен существительных; - широкое распространение отвлеченных существительных (время, явления, изменение, состояние); - использование во множественном числе существительных, не имеющих в обычном употреблении форм множественного числа (стоимости, стали…); - употребление существительных единственного числа для обобщенных понятий (береза, кислота); - употребление почти исключительно форм настоящего времени во вневременном значении, указывающий на постоянный характер процесса (выделяется, наступают).
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1180; Нарушение авторского права страницы