Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Изменение характера оценочности и категория автора в современных публ.текстах. особенности языка современны СМИ. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Социальная оценочность лексики связана с экстра-лингвистическими факторами. Так, для периода 70-80 годов 20в было характерно резкое разграничение слов на + (форум, свершения)и – (клеймить, злодеяние) оценкой. В 90-е годы исчезает деление на + -. Многие слова меняют знак оценки на противоположный(бизнес, бизнесмен становится +). В качестве средств непрямой оценки используется ирония. Как оценочное средство степени сравнения прилагательных особенно много форм превосходной степени. Для предания речи эмоциональности, экспрессивности используется фразеологизмы, афоризмы, пословицы, которые нередко подвергаются авторскому изменению- меняется их состав, сталкивается их прямое и переносное значение. Для синтаксиса характерны вопросительные и воскл предложения.важную роль в формировании текста ПС – категгория авторской модальности, связанной с личностью автора. При этом автор публ.текста – это конкретная личность. Живой человек. Автор выступает как член социума, и этим определяется социально –оценочный, социально-политический подход к действительности. Представления об авторе публицистического текста исторически изменчивы: в советское время автор как обобщенное лицо выражающее идеи партии. В наше время авторское я стало богаче, конкретнее, авторы стали более раскованными, они размышляют, наблюдают, выражают свои чувства и мысли. Публиц.речь однослойна- она представлена авторским монологом, который оживляется диалогами и в некоторых жанрах несобственно прямой речи. Система жанров: 1. информационные жанры- хроника, информационная заметка, интервью. Репортаж. 2. Аналитические жанры – статья, очерк, эссе.основной формой публицистического стиля является письменная форма, но он может быть и устной(доклады, речи выступления на собраниях на митингах). Язык ПС оказывает самое большое влияние на развитие РЛЯ- влияет на формирование языковых вкусов и речевых норм. В наше время этому принадлежит ведущая роль сми. +влияние – новые значения слов, новые средства создагия выразительности речи, расширение лексич. сочетаемости.-влияние. Процессы « речевой агрессии» речевая агрессия это воздействие на адресата с целью изменения его личностных установок. Черты Реч.Агресии- перенасыщенность негативной инфомации, -немотивированное использование негат. оценочной. в том ччисле бранной лексики.- немотивированное использование иноязычной лексики, которая затрудняет понимание текстов.-неуместное, граничащее с цинизмом, иронизирование, меняется функция жаргона –раньше они были средством реч.характеристи говорящего, после перестройки- отражение свободы слова, сейчас-эмоционально оценочная, информативн. Коммуникативн функции. Под влиянием СМИ жаргон становится общеупотребительным, некоторые перходят в худ.речь.
Разговорный стиль. В национальный язык входит: лит.язык, просторечия, диалекты, социолекты, разговорная речь. Некоторые ученые считают что не существует разговорный стиль, а существует разговорная речь, которая противопоставлена литературному языку.нередко существует оппозиция литературный язык- разговорная речь, литературного-не литературный языка. В основе этого лежит оппозиция в монологической и диалогической речи. 1Сфера общения. Это общение не в официальной обстановке, т.е это персонально адресованное, непубличное общение. 2Цель разговорного стиля- фатическая., общение ради общения. 3Непринужденная речь, что проявляется в наибольшей свободе выражения мыслей и чувств. Для такой речи характерен миним.заботы, т.е важно, что сказано, а не как сказано. 4Разговорный стиль связан с устной речью носителя языка, т.е нормированная речь, хоть и включает внелитературные элементы. Разговорная речь имеет собственные нормы, которые могут нарушать нормы письменной речи. Нормы РР не кодифицируются, кодификация осуществляется только в пределах общелитературных норм. Разг.речь характеризуется автоматизмом. Это проявляется в лексической бедности, в использовании стереотипных оборотов, в бездумном употреблении оборотов усвоенных в семье или из рекламы. Разговорный стиль связан с бытовой сферой, хотя тематика может быть разнообразной. Наличие не литературных элементов не является значимой чертой для разговорной речи. Для разговорной речи характерно отсутствие книжной лексики. Значимый признак РР –свобода выражения мысли и чувств в пределах литератуной нормы и определяет языковые особенности этой речи. Разговорный стиль функционирует в частной сфере общения этим противопоставлен книжным стилям, кот функционируют в сферах общественной деятельности. Цель общение в неофициальной обстановке, обмен впечатлениями. Чаще всего это устная форма.. Фонетический уровень: очень важна интонация. Вопросительные предложения формируются с пмощью интонации, без введения вопросительных слов (дождь идет? ) Эмоционально-экспрессивная окраска тоже передается с помощью интонации. Лексический уровень. Много конкретной лексики, связано с ситуативностью общения. Участвуют люди с разным социальным опытом. Употребление готовых фраз из рекламы, песен. Или кинофильмов. Морфологический уровень. Активно употребляются глаголы и глагольные междометия, мало причастий, деепричастий, кратких прилагательных, много личных местоимений, частиц(функция заполнения пауз ну, вот). Частотность именительного падежа. Мы сначала называем предмет, а затем азвиваем свою мысль.(борщ-две порции) Синтаксический уровень. Непосредственность общения определяет то, что мало распространенных предложений. Свои закономерности порядка слов, многие типы предложений оформаляются с помощью интонации.( нужна мне его работа! ). характерна диалогическая форма, поэтому синтаксис характеризуется неполнотой предлжения. Во время разговора происходит перестройка фраз на ходу. 1.Особенности сочетаемости слов. Наблюдается необычная сочетаемость слов(у меня у мамы). от некоторых непереходных глаголов образуются переходные формы(Лопнешь ты его сейчас). В речи появляются большое количество определений «заполнителей пауз» ( в другой комнате жил этот самый муж).Самая яркая черта РС электичность(пропуски) 2. повтор как особая форма диалога. Это вторая реплика, которая частично или полностью повторяет предыдущую. Такой повтор информативно не нужен. Нужен, что бы выиграть время для обдумывания ответа, выразить эмоциональную реакцию, вникнуть в суть вопроса.повторы м.б вызваны и? и утвердительными репликами. Речевые жанры выделяются на разных основаниях: 1фатических(вступление в общение ради общения). 2.Информационных (вступление в общение ради сообщения) Художественный стиль. Сфера общения-эстетическая. Основная функция –эстетическая. Образность организуется с помощью образной речевой конкретизации. Писатель сторит так свою речь, что бы в воображении читателя возник конкретный образ- слова с конкретным значением. Отвлеченная лексика приобретает большую конкретность чем в научном стиле. Она достигается за счет использования уточняющих определений или дополнений или использования тропов. Краткое прилагательное обычно обозначат признаки и состояние в определенный момент времени. Т.О видимость, зримость достигается за счет образной детализации, когда при описании используется большое количество определений и обстоятельств. Может использоваться нейтральная лексика. Средства лексической образности(метафора, сравнение, олицетворение, уподобление и др) Особая разновидность конкретизации- глагольное речеведение(сюжетоведение), т.е с помощью их писатель поэтапно называет каждое психол. И физич движения или изменения состояния. В художественном произведении с помощью глагола происходит динамика или статика повествования. Глаголы совершенного вида ускоряют повествование, глаголы несовершенного замедляют. Стилеобразующие черты: 1) образное отражение действительности; 2) художественно-образная конкретизация замысла автора (система художественных образов); 3) эмоциональность; 4) экспрессивность, оценочность; 5) индивидуальный стиль, почерк автора; 6) речевая характеристика персонажей (речевые портреты). Языковые средства художественного стиля: Лексические средства: 1) неприятие шаблонных слов и выражений; 2) широкое использование слов в переносном значении; 3) намеренное столкновение разностильной лексики 4) наличие эмоционально-окрашенных слов. В художественном тексте происходит преобладание смысла языковой единицы, над значением. Поэтому в художественном произведении всегда формируется подтекст (неявно выраженный смысл). яз.средства художественного стиля тесно взаимодействуют с затекстными компонентами к которым относятся: 1. Выбор ситуации, события, персонажи, интерьер, датели поступки. 2. Их композиционное расположение. Как и в других видах искусства в художественной литературе эстетической ценностью обладает форма. В основе композиции художественное произведение лежит тот или иной прием. В не художесвенной произведении композиция определяется характером логических отношений. Толстой «после бала» прием контраста, состоит из 2х частей. 1 часть – бал, положительные светлые тона, положительные эмоции, эмоционально- оценочные эпитеты. 2 часть после бала. Мрачные темные тона. Меняется и характер определений. в 1части преобладают прилагательные, во второй – страдательные причастия. Т.о композиция являтся важным средством формирования смысла произведения. Каждая из частей обладает собственными средствами языковой организации. Один и тот же смысл выражается с помощью разных яз.средств, Важная роль – повторы. Функция повторов: 1. С помощью повторов выражается тема, мотив фрагмента или целого текста. 2. Для создания сквозных характеристик персонажей или изображаемой реалии (халат обломова) 3. Связывание разных эпизодов текста, разных временных и пространственных планов. 4. Может выражать мысль оценку или навязчивую идею персонажа.5. образное поле текста. 6. На повторе строится кольцевая композиция текста. Каждое художественное произведение- это композиционно стилистическое единство. Авторская точка зрения объединяет все произведение и объясняет место, роль, функцию каждого элемента. Автор в произведении: 1. Конкретный автор, 2 Образ автора, 3. Образ повествователя. Язык художественной литературы отличается открытостью, т.е. в него входят все элементы других стилей и нелитературные элементы.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1068; Нарушение авторского права страницы