Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Геополитическая концепция российской. истории (В.Ключевский, Н. Данилевский).Ключевский чуть ниже.



Впервые цивилизационный анализ в гео­политике был использован русским мыс­лителем Н.Я. Данилевским (1822—1885) в работе «Россия и Европа», вышедшей в свет еще в 1871 г. В ней он сформулировал концепцию культурно-исторических типов, или цивилизаций. Н.Я. Данилев­ский ввел в геопо­литику понятие«цивилизация»в качестве единицы геополитического анализа. По его мнению, цивилизация (или культур­но-исторический тип) — это совокуп­ность народов, обладающих языковой, территориальной, нравственно-психо­логической, культурной и политической общностью.

Данилевский выделяет 11 цивилизаций, или культурно-исторических типов: египетскую, ассирийско-вавилонско-финикийско-халдейскую (древнесемитскую), китайскую, индийскую, иран­скую, еврейскую, греческую, римскую, аравийскую (новосемит­скую), европейскую (романо-германскую) и славянскую. Еще две цивилизации — перуанская и мексиканская — были насильственно разрушены на ранних стадиях развития.

По мнению Н.Я. Данилевского, цивилизация представляет со­бой живой организм, возникающий и развивающийся в простран­стве по определенным законам. Он сформулировал пять основных за­конов развития цивилизации.

1) Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдель­ным языком или группою языков, довольно близких между со­бою, составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества.

2) Дабы цивилизация, свойственная самобытному историко-куль­турному типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, что­бы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью.

3) Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему пред­шествовавших или современных цивилизаций.

4) Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия или богат­ства, когда разнообразны этнографические элементы, его состав­ляющие, — когда они, не будучи поглощены одним политиче­ским целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств.

5) Каждый культурно-исторический тип проходит определенные «фазисы эволюции» или ступени развития по аналогии с жиз­ненным циклом растений, животных и человека: цивилизации и народы, их составляющие, рождаются, достигают различных ступеней развития, стареют, дряхлеют и умирают.

Таким образом, рост цивилизации возможен лишь при условии многообразия организационных форм народов, составляющих куль­турно-исторический тип.

Данилевский выделяет четыре разряда культурной деятельности, каждый из которых в большей или меньшей степени соответствует определенному культурно-историческому типу: религиозную, куль­турную в узком смысле, политическую и общественно-экономичес­кую деятельность.

Данилевский был убежден, что не может быть особых, привилегированных культурно-исторических типов, поскольку ни одна цивилизация не может создать «окончательные», универсальные формы общественного устройства. Прогресс состоит не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы все поприще истори­ческой деятельности человечества исходить во всех направлениях.

По его мнению пространственными от­ношениями между государствами управляют не законы развития наций, а законы распространения цивилизаций. Воздействие одного типа на другой осуществляется следующими способами:

= самый простейший способ — пересадка с одного места на другое посредством колонизации (греки и Южная Италия и Сицилия; англичане — Северная Америка и Австралия);

= прививка, что часто понимают под передачей цивилизации (Алек­сандрия и Египет);

= действие, уподобляемое влиянию почвенного удобрения на рас­тительный организм (Греция и Рим, Рим и Греция — на романо-германскую Европу).

Цивилизационное освоение пространства позволило ему подойти к пониманию основных геополитическихзакономерностейее разви­тия в пространстве.

Закон сохранения запаса исторических сил. Он проявляется в том, что в начале истории цивилизации, в этнографический период ее развития интенсивное освоение своего пространства цивилизация начинает лишь в некоторых частях, находящихся в особенно вы­годных географических условиях или в близких, непосредственных отношениях с народами, достигшими более высокого уровня куль­турного развития. В рамках этого закона Данилевский прослеживает отношения между западными славянами, окруженными романо-германскими народами и волей-неволей захваченными круговоротом их жизни, потерявшими в нем свою политическую самобытность и независи­мость, и Россией, составляющей громадный запас славянских сил. Он был уверен, что запас этот не пропадет втуне, что он предна­значен для того, чтобы обновить, восстановить, возродить собою славянскую цивилизацию.

Опасностью в геополитике Данилевский считал отрыв от национальных истоков, денационализацию простран­ства. Как ни важны при обыкновенном мирном течении жизни экономические и финансовые вопросы, торговые, колониальные или дипломатические выгоды, все они отступают на задний план, когда дело идет о духовной жизни и смерти народов, т.е. об испол­нении ими исторического призвания. Для народов и государств, так же как и для частных лиц, всевластные миллионы теряют свое зна­чение тогда, когда разыгрывается вопрос жизни и смерти. Здесь Данилевский подходит к формулировке еще одного геополитиче­ского закона — о защите пространства с помощью дисциплинирован­ного энтузиазма. В периоды испытаний и кризиса народной жизни на первый план выступают два нравственных двигателя, при посредстве которых только и возможно то напряжение всех сил народных, которое все сокрушает и ничем само сокрушимо быть не может: «Это — дисциплина, или дар повиновения, или энтузиазм, или беспредель­ная готовность к самопожертвованию».

По Н.Я. Данилевскому цивилизации в политическом плане прохо­дят следующие стадии, соответствующие таким этапам, как зарождение — расцвет — упадок:

— племя (этноязыковое сообщество);

— союз (федерация) или политическая система государств, пользующихся политической независимостью;

— политическое целое, политически централизованное государство (империя).

Сегодня политики и правительства, пытаясь добиться поддерж­ки населения и сформировать коалиции, все реже апеллируют к национальному сознанию, все чаще обращаются к общности рели­гиозных и культурных ценностей. XX век очертил свое поле геопо­литических исследований, не ограниченное рамками национальных государств. Это диалог культур, диалог цивилизаций.

Ключевский.

Изучение истории России неизбежно приводит исследователя к размышлениям о причинах своеобразия ее исторического пути. Непохожесть России на другие страны давно и остро ощущается отечественными государственными и общественными деятелями, писателями и философами. История XX в. является очередным свидетельством ее нетипичности.

Великие русские историки XIX в. (С. М. Соловьев )и В. О. Ключевский признавали данный фактор в числе важнейших, определяющих ход исторического процесса.

В. О. Ключевский называл три основные силы, «которые строят людское общежитие: человеческую личность, людское общество и природу страны». Среди условий, благоприятно влияющих на развитие общества и государства, оба автора называли разнообразие рельефа, наличие морского побережья, мягкий умеренный климат. Историки пришли к выводу, что все они свойственны расположению Западной Европы, но отсутствуют в Восточной: «Природа для Западной Европы, для ее народов была мать; для Восточной, для народов, которым было суждено здесь действовать, — мачеха». Действительно, именно географический фактор определяет направления развития государств и народов, позволяя одним продвигаться к глобальной гегемонии, в то время как другие вынуждены вечно прозябать на уровне родовой общины. Большинство людей привыкли позитивно оценивать огромные просторы, природное разнообразие и богатства нашего государства.

Выдающиеся ученые признавали значительную роль в истории России особенностей ее природы, которая существенным образом повлияла на формирование своеобразного антропологического типа человека и его культуры. Суровый климат русской равнины, открытой северным ветрам, лес, степи и реки, бескрайние поля - все это формировало основы отечественной культуры.

Географические особенности нашей страны сводятся к следующим основным характеристикам: суровый климат, огромная территория, не защищенная естественными преградами граница. Наиболее серьезно отражается на жизни и хозяйствовании климатический фактор. Не все понимают, что Россия — самая холодная страна в мире. Таким образом, очевидно, что любая деятельность, направленная на развитие нашего общества, требует значительно более высоких затрат. Даже при равных с Западной Европой доходах граждане нашей страны жили бы беднее, но и доходы у нас гораздо меньше. Климатические условия России делают российскую экономику низкодоходной, а хозяйство — высокозатратным.

 

 

Неоевразийство Л.Гумилева.

Л. Н. Гумилев (1912–1992) – русский историк, географ, этнограф, основоположник неоевразийства. Он собственно не затрагивал в своих трудах геополитические темы, но его теория этногенеза и этнических циклов продолжает линию органицистского подхода и отчасти географического детерминизма, которые со­ставляют сущность геополитики уже у Ратцеля, Челлена, Хаусхофера и др.Теория Гумилева является на сегодняшний день серьезной философско-исторической концепцией, с которой не могут срав­ниться идеи многих известных авторов, работавших и работающих в сфере геополитики.Суть теории Гумилева сводится к следующему:
1) основным действующим лицом истории являются этносы, поскольку они представляют собой наиболее устойчивые и актив­ные человеческие общности, охватывающие всех людей, поскольку нет человека вне этноса, и каждый человек принадлежит только к одному этносу; этнос – система, развивающаяся в историческом времени, имеющая начало и конец; этнос есть сам дискретный про­цесс этногенеза;
2) универсальный критерий отличия этносов между собой – сте­реотип поведения – особый поведенческий язык, который переда­ется по наследству, но не генетически, а через механизм сигнальной наследственности, основанной на условном рефлексе, когда потомство путем подражания перенимает от родителей и сверстников поведенческие стереотипы, являющие­ся одновременно адаптивными навыками;
3) системными связями в этносе служат ощущения “своего” и “чужого”, а не сознательные отношения; ощущение реальности сте­реотипа порождает самосознание и противопоставление “мы – они”;
4) единство этноса поддерживается геобиохимической энергией биосферы, эффект которой определяется как пассионарность – непреоборимое стремление к достижению какой-либо цели, пусть даже иллюзорной, но для осуществления которой ее носители (пассионарии) готовы пожертвовать как собственной жизнью, так и жизнью своего потомства; психологически пассионарность прояв­ляется как импульс подсознания, противоположный инстинкту са­мосохранения, как индивидуального, так и видового;
5) в зависимости от соотношения пассионарного импульса (Р) и инстинкта самосохранения (J) Гумилевым описано три характер­ных поведенческих типа: пассионарии (Р> J); гармоничные люди (Р=J); субпассионарии (Р< j);
6) статистически в этносе преобладают гармоничные особи; доли пассионариев и субпассионариев в процентном отношении незна­чительны, но изменение их количеств определяет геобиохимичес­кое состояние этноса как закрытой системы дискретного типа;
7) в зависимости от удельного веса пассионарности этнос в своем жизненном цикле (то есть в процессе этногенеза) проходит ряд ста­дий: фазу подъема пассионарности (скрытую, или инкубационную, и явную), фазу предельной пассионарности(акматическую); фазу надлома(то есть резкого спада пассионарности); инерционную фазу (постепенный спад пассионарности); фазу потери пассионарности (фаза обскурации); мемориальную фазу, когда после некоторой регенера­ции пассионарности этнос превращается в реликт, являющийся вер­хним звеном геобиоценоза определенного ландшафта;
8) вспышка этногенеза является результатом пассионарного толчка, то есть определенной органической мутации, которая в свою очередь вызывается либо непосредственно космическим облучени­ем поверхности земли вдоль определенной линии, либо посредством передачи пассионарного признака генетически – благодаря поло­вым контактам пассионариев с менее пассионарными особями; про­цесс этногенеза характеризуется угасанием энергии живого веще­ства (пассионарности) из-за сопротивления среды; этот процесс в любой момент может быть прерван внешним вмешательством, осо­бенно в моменты перехода от фазы к фазе, и при этом этнос частью истребляется, частью “рассыпается розно”;
9) этносы имеют сложную структуру
10) поскольку импульс пассионарности имеет чисто энергети­ческий характер, направленность расходования этой энергии зави­сит от выбора доминанты – определенной идеи, чаще всего рели­гиозной, которая составляет мироощущение и жизненную программу ее носителей; все мироощущения делятся на жизнеутверждающие (теистические и оптимистичные) и жизнеотрицающие. Из анализа тру­дов ученого можно сделать вывод, что его теория этногенеза и этнических циклов была, хотя и спорным, но совершенно оригинальным подходом к проблемам этногенеза и становления государственности великороссов. По мнению Гу­милева, великороссы представляют особый этнос, сложившийся под мощным воздействием пассионарного толчка, на основе тюркско-славянского слияния. Подобный тезис – своего рода обоснование русского контроля над землями, населенными тюркскими этносами. Этот сплав этносов мог образоваться как симбиоз, порожденный специфическим сочетанием Леса и Сте­пи. Тесный союз Леса и Степи предопределил сущность циви­лизации, культуры, стереотипов поведения великороссов.На базе анализа теории евразийства Л.Н. Гумилева, можно сделать следующие выводы: 1. Евразия является альтернативным Западу источником важнейших цивилизационных процессов. Западная циви­лизация, стремящаяся навязать свои ценности Востоку, может привести к планетарным конфликтам.2. Геополитический синтез Леса и Степи сформировал са­мобытные культуру, менталитет, государственность.3. Лес является не “симбиозом”, а скорее “химерой” этно­сов, так как находится на нисходящей ветви этногенеза.Главным достижением теории Гумилева следует считать то, что он на огромном историческом материале выявил однотипную последовательную смену фаз наиболее стабильных человеческих общ­ностей (определяемых им как этнические) – от первоначального объединения людей на основе их общего стремления следовать не­ким достаточно отвлеченным идеалам до превращения этой общно­сти в нестойкий конгломерат безыдейных эгоистов.Сам Гумилев не формулировал геополитических выводов на ос­новании своей картины мира. Это сделали его последователи. Такое направление в целом получило название “неоевразийство”, которое имеет, в свою очередь, несколько разновиднос­тей. Не все они наследуют идеи Гумилева, но в целом его влияние на эту геополитическую идеологию остается очень сильным.


Поделиться:



Популярное:

  1. XVII ВЕК В ИСТОРИИ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И РОССИИ. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ЕГО ФАКТОРЫ
  2. А. Бытовая рознь и признаки личной или племенной системы в истории нашего права. - Черты прошлого в современном праве. - Сходство и общность права
  3. А. Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры
  4. Анна Михайловна Панкратова (1897 - 1957) и формирование официальной концепции истории рабочего класса.
  5. БИЛЕТ 5. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ПЕРЕВОДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПЕРЕВОД В ДРЕВНОСТИ И В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ.
  6. В.Н. Татищев. Теоретико-методологические основы исторических взглядов. Движущие силы истории. Причины возникновения государств и формы государственного устройства. Периодизация всемирной истории.
  7. Важнейшие события в истории рекламы
  8. Введение. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
  9. Веселовский А. Н. Из лекций по истории эпоса
  10. Вл. Соловьев. Судьба, философия, концепция предназначения России.
  11. Внешнеполитические аспекты истории Великой Отечественной войны
  12. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ, СКОТОВОДСТВА И РЕМЕСЛА. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ПЕРВОГО ПЕРИОДА ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА И ПРОБЛЕМА ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 2562; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь