Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Им. проф. М.А. БОНЧ-БРУЕВИЧА»Стр 1 из 9Следующая ⇒
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ Им. проф. М.А. БОНЧ-БРУЕВИЧА» Гуманитарный факультет М.Р. Зобова, А.Ф. Родюков ФИЛОСОФИЯ Учебное пособие Для студентов заочного обучения
СПб ГУТ )))
Санкт-Петербург УДК 537.8 ББК В33 А 65
Рецензенты Доктор философских наук, профессор СПБГУТ С.А.Чернов кандидат философских наук, доцент СПбИТМО
Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом СПбГУТ Зобова М.Р., Родюков А.Ф. А65 Философия: Учебное пособие для студентов заочного обучения / М.Р. Зобова, А.Ф. Родюков. – СПб.: Издательство СПбГУТ, 2012. – 75 с.
Для бакалавров заочного отделения всех направлений. Перечислены темы дисциплины и раскрыто их основное содержание, указана основная, дополнительная и справочная литература, сформулированы вопросы для самоконтроля и темы для написания контрольных работ, дан перечень обязательных для конспектирования первоисточников, а также вопросы к зачету и экзамену. Содержит требования по подготовке, написанию и защите контрольных работ студентов.
УДК 537.8 ББК В33
Ó Зобова М.Р., Родюков А.Ф., 2012 Ó Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича», 2012
Мария Романовна Зобова Алексей Федорович Родюков
ФИЛОСОФИЯ Учебное пособие Для студентов заочного обучения
Ответственный редактор С.А.Чернов
Редактор Л.А. Медведева Верстка М.Ю. Кусовой План 2012 г., п. 160 Подписано к печати 22.02.2012 Объем 2, 0 усл. печ. л. Тираж 300 экз. Заказ 151 Издательство СПбГУТ. 191186 СПб., наб. р. Мойки, 61 Отпечатано в СПбГУТ М.Р.Зобова, А.Ф.Родюков ФИЛОСОФИЯ Учебное пособие Для студентов заочного обучения
Санкт-Петербург
—————————————————————————————————
Содержание
Общие рекомендации ……………………………………………. …………………….7-8 Литература ко всем темам ……………………………………. ……………………….8-9 Часть I. Раздел I . Что есть философия? Тема 1. Предмет философии. Философские проблемы. Философия и мировоззрение. ............................................................................................... …..9-12 Тема 2. Структура и функции философии. Основные направления в философии………....................................................................................... …12-14 Раздел II. История философии Тема 3. Философия древности: Индия и Китай..................... …14-18 Тема 4. Философия Древней Греции: От Фалеса до Сократа …18-20 Тема 5. Открытие человека: софисты, Сократ и основание философии западной морали………………………………………………… ……………………. 21-23 Тема 6. Платон: основание философского идеализма ………………………………23-26 Тема 7. Аристотель: первая систематизация знания ………………….. ………….. 26-29 Тема 8. Философия Средневековья: Августин и Фома Аквинский ….. …………….29-31 Тема 9. Философия эпохи Возрождения ……………….. …………………………..31-34 Тема 10. Философия Нового времени: эмпиризм Бэкона и рационализм Декарта 34-36 Тема 11. Критическая философия Канта …………………………….. …………….36-39 Часть II. Тема 12. Диалектика Гегеля и Маркса ………………………………... ………….. 39-42 Тема 13. Современная философия Запада …………………………….. …………. 42-47 Тема 14. Отечественная философия ……………………………………. …………. 47-52 Раздел III . Философия бытия Тема 15. Концепции бытия, системность бытия ……………………….. …………. 52-54 Тема 16. Движение, пространство, время. Диалектика бытия ………… ………… 54-56 Раздел IV. Сознание и познание Тема 17. Сознание и его сущность, сознание и бессознательное, сущность и природа познания………………………………………………………………………..56-59 Тема 18. Структура познавательной деятельности. Проблема истины. Научное и ненаучное знание……………………………………………… …………….59-62 Раздел V. Научное познание Тема 19. Методы и формы научного познания……………………………………….62-65 Тема 20. Развитие науки. Наука и техника…………………………………………..65-68 Раздел VI . Философия человека Тема 21. Происхождение и сущность человека. Человек и личность…………….68-70 Тема 22. Философия ценностей. Ценность и смысл человеческой жизни………..70-73 Раздел VII . Социальная философия Тема 23. Общество и его структура. Состав социальной реальности. Гражданское общество и государство……………………………………… ……...73-75 Тема 24. Культура, цивилизация, формация. Глобальные проблемы и будущее человечества……………………………………………………………………75-77 Вопросы к экзамену……………………………………………………………………77-78 Темы контрольных работ. ……………………………………………..……………78-80
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Учебное пособие по базовому курсу «Философия» предназначено для бакалавров заочной и ускоренной формы обучения всех направлений. Цель дисциплины – ознакомление с проблематикой классической и современной философии, понимание ее языка, категориального аппарата, используемых ею методов. Методические рекомендации содержат тематический план курса, разработки всех его частей, списки литературы ко всему курсу в целом и к каждой его части, вопросы для самоконтроля, темы контрольных работ, вопросы к зачету и экзамену. В ходе изучения дисциплины студент должен читать, анализировать и понимать философские первоисточники, указанные в данных рекомендациях. Чтение философских текстов – непременное условие философского самообразования. Необходимо обратиться к «базовым» авторским текстам тех или иных философов. Тексты следует читать «с проработкой» их содержания. В результате глубокого чтения содержание текста должно «усвоиться», стать «своим», стать составной частью в содержании Вашей личности. Для глубокого понимания текста необходимо: 1) сосредоточиться на том, что читаете; 2) «выжимать» самую сущность читаемого, отбрасывая мелочи; 3) «охватить мысль» автора вполне ясно и отчётливо; 4) мыслить последовательно и, наконец, 5) воображать ярко и отчётливо, как бы переживать то, что читаете. Не менее важно понимание смысла тех или иных философских понятий и категорий, иностранных слов. Для этого пользуйтесь словарями иностранных слов или энциклопедическими словарями. Работу с текстом сопроводите подчёркиванием на полях мыслей, кажущихся Вам особо интересными или важными. Прибегайте также к выпискам и выдержкам из текстов в виде краткого изложения какого-нибудь места. Для написания конспекта прочитанной работы надо: 1) выделить из неё всё существенное, основное; 2) связно изложить прочитанное. Запомните, что конспектирование назначенных преподавателем текстов носит обязательный характер, а сами конспекты являются допуском к экзамену по философии. На экзамене по философии студент-заочник должен показать: - понимание предмета, структуры и функций философии, её значения в различные исторические эпохи; - знание основных этапов развития мировой философии, наиболее влиятельных учений, школ, направлений; - понимание сути важнейших философских проблем и возможных способов их решения; -знание об основных областях философского исследования, т.е. представление о проблематике и составе философских дисциплин – метафизики, онтологии, теории познания, философии науки, логики, этики, философской антропологии, социальной философии. Изучение дисциплины заканчивается экзаменом, с промежуточной формой контроля – зачетом, для студентов, изучающих курс в течение двух семестров, и экзаменом – для студентов ускоренного обучения, изучающих курс один семестр. Студент-заочник должен прочитать один из рекомендуемых первоисточников (по выбору) и предоставить по нему преподавателю краткий конспект во время зачета или экзамена. Следует написать и предоставить 1 (одну) контрольную работу. Темы контрольных работ помещены в конце второй части Пособия. Номер темы контрольной работы должен совпадать с двумя последними цифрами номера зачетной книжки (если такого номера нет, то должна совпадать последняя цифра номера зачетной книжки). Часть I И рационализм Декарта
Эпоха порождает ученых новой плеяды. Они одновременно эрудиты, создатели новых идей, экспериментаторы и практики науки и техники. Таковы все гении научной революции: Кеплер, Галилей, Ферма, Торричелли, Паскаль, Гук, Роберваль, Ддекарт, Лейбниц, Гюйгенс, Ньютон и многие другие. Среди них имя Френсиса Бэкона (1561-1626) уникально. В нём мы видим одновременно и ученого, и идеолога Великого возрождения наук («Instauratio Magna Scientiarum»). Философ-материалист критиковал схоластику перипатетиков, мистику пифагорейцев, идеализм (реализм) платоников, агностицизм скептиков, высоко ценя натурфилософию греков, особенно атомистику Демокрита. Девиз Бэкона уже не «наука для науки», но «Знание – сила». Категориям схоластической философии, спекулятивным рассуждениям о Боге, природе и человеке Бэкон противопоставил доктрину «естественной» философии, базирующейся на опытном познании. В своём «Новом Органоне» философ дал типологию заблуждений человеческого ума, называя их «Идолами разума». «Идолы рода» присущи самой природе человека, его разуму и чувствам; это постоянное истолкование природы по аналогии с человеком; так, мы часто приписываем природе не свойственные ей конечные цели, больше порядка и единообразия, чем в ней содержится. «Идолы пещеры», к ним относятся индивидуальные особенности человеческой физиологии, психологии, характер, его воспитание, особенности судьбы; он верит скорее в истинность того, что предпочитает, что является для него более привычным и разделяется большинством. «Идолы площади» порождаются речевым общением людей, ошибками речи и языка. Здесь слова принимаются за вещи и люди впадают в псевдомудрость. «Идолы театра» порождаются слепой верой в авторитеты, в традиционные философские доктрины и системы; сюда же ведет суеверие и слепое неумеренное религиозное рвение. Критику идолов Бэкон дополняет положительным учением о методе исследования и теорией индукции. Он разбирает догматический и эмпирический методы, и не соглашается ни с тем, ни с другим. Необходим, следовательно, истинный метод, состоящий в умственной переработке результатов опытов. Они делятся Бэконом на плодоносные (цель – непосредственное улучшение жизни людей) и светоносные (раскрытие законов природы с помощью индуктивного метода и создания опосредующей теоретической концепции). Научная индукция («наведение») сводится к построению таблиц «Сущностей или Присутствия», «Отклонения или Отсутствия», «Степеней или Сравнения» и, наконец, завершается таблицей «Открытие». Согласно его классификации наук философия как особая форма знания существует наряду с историей, поэзией и теологией. Философия включает в себя содержание всей теоретической науки. Отсюда – предмет ее троякий: Бог, природа, человек и она делится на естественную теологию, естественную философию и учение о человеке. Все три раздела – это «вторая философия, или действительная наука». Бэкон противопоставляет ей «первую философию, или мудрость» как всеобщую материнскую науку. Идее прогресса посвящена утопическая повесть Бэкона «Новая Атлантида». В отличие от «Утопии» Мора или «Города Солнца» Кампанеллы, в ней нет критики социальной действительности. Вся повесть – это гимн величию и славе научно-технического прогресса. Это скорее сциентистская утопия, грандиозная фреска грядущей индустриальной эпохи. Лидерами наступающей научной революции становятся уже не только философы, но и выдающиеся ученые-новаторы, заинтересованные в разработке проблем методологии и теории познания. Особое место среди них занимает Рене Декарт (Renatus Cartesius), французский философ и математик, представитель классического рационализма (1596-1650). Его переменная величина ввела в математику движение, послужив толчком к созданию дифференциального и интегрального исчисления. Декарт – один из родоначальников «новой философии и новой науки». В отличие от Бэкона, он обращался к разуму и самосознанию, а также к принципу очевидности, или непосредственной достоверности знания, вызывая опасения у церковников в условиях начавшейся контрреформации. Его сочинения с критикой схоластики и догматизма в науке были внесены Ватиканом в «Индекс запрещенных книг». Первый вопрос философии - это вопрос о возможности достоверного научного знания и о методе, соответствующем решению данной задачи. На этом пути Декарту предстояло преодолеть скептицизм ряда «модных» философов XVI и XVII веков – Монтеня, Шаррона и др. Он стремился к опровержению самой основы скептицизма, настаивая, как ни парадоксально, на всеобщем и полном сомнении. Но при этом я не могу сомневаться в том, что я сомневаюсь. Следовательно, сомнение существует, как и моя мысль. Я наверняка существую в качестве мыслящего. «Я мыслю, следовательно, существую» («cogito ergo sum»). Однако самосознание у Декарта не замкнуто на себя, а разомкнуто, открыто Богу, создавшему и мир, и вечные истины: математические законы и начала, по которым всё в мире существует и развивается. А потому строгое познание возможно, как сведение (редукция) всех качеств и элементов физического мира к элементам математического познания. Cogito - это первый, непосредственно данный сознанию объект – мыслящая субстанция. Материальная субстанция – это основа физического мира. Обе субстанции равноправны и не сводимы друг к другу. Такая философская позиция называется дуализмом. Телесная субстанция имеет величину, т.е. протяжение в длину, ширину и глубину, делима на части, имеет фигуру, движение и определённое расположение частей. Духовная субстанция (душа) неделима, вечна, неизменна, внепространственна и др. Всякое движение Декарт сводил к механическим законам, объясняя ими и все отправления живого тела, включая человеческое. Бог-творец - источник силы, но его роль ограничивается первоначальным толчком и изначальным установлением законов движения. Подобная позиция называется деизмом (Deismus; от лат. Dues – «Бог») – формой веры, в соответствии с которой хотя и есть Бог как первооснова мира, но ни какого вмешательства этого Бога после сотворения мира в движение мира не имело места – ни в форме чуда, ни как отправление его Сына на землю. Отделив душу от тела, Декарт столкнулся с трудной «психофизической проблемой», которую также пытался решать механистически. «Психофизическая проблема» - это вопрос об отношении явлений психических к физическим. Согласно Декарту, живое тело является своего рода машиной, тогда как сознание, мышление, воля, будучи отличной от тела субстанцией, с одной стороны, испытывает его влияние (при ощущениях, аффектах и т.д.), с другой – способна воздействовать на него. Ясные и отчетливые понятия, или интуиции ума (врождённые идеи) вложены человеку Богом, не зависят от чувств и опыта, но без опыта они не имеют повода обнаруживаться или проясняться для нашего ума. Общий метод - математическая дедукция, вывод искомых истин из других истин, достоверно установленных и известных. Так и правила научного метода Декарта ясны и прозрачны. Их четыре: 1) Допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются уму ясно и отчётливо, без сомнения; 2) Расчленять каждую сложную проблему на подпроблемы, подзадачи; 3) Методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному; 4) Не делать никаких пропусков в логических звеньях исследования.
Литература
Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. - М., 1971-1972. Декарт Р. Размышления о первой философии// Соч.: В 2 т. – М., 1994. – Т.2. – М.: Мысль, 1994. Декарт Р. Рассуждение о методе/ Избранные произведения. - М., 1989. Т.1. С. 261. Ляткер Я.А. Декарт. – М., 1975. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. Субботин А. Л. Френсис Бэкон. М., 1974 (“Мыслители прошлого”). Чернов С.А. Начала философии. Ч. 1: Учеб. пособие. – СПбГУТ. – СПб. 2002. С. 58-64.
Вопросы для самоконтроля: 1. Какие мировоззренческие и методологические позиции занимал Бэкон? 2. Как метафорически Бэкон называл заблуждения человеческого разума? 3. В чем состоял дуализм и рационализм Декарта? 4. Почему Декарт много внимания уделял проблеме методологического сомнения?
Часть II Тема 12.Диалектика Гегеля и Маркса. Наиболее полное развитие и завершение классический немецкий идеализм получил в диалектической философии Г.В. Ф. Гегеля (1770-1831). Противоречие и развитие идёт по схеме: «тезис – антитезис – синтез», которую Гегель кладёт в основание своей диалектической философии. Как представитель объективного (абсолютного) идеализма, первичным он считал Абсолютный дух или Абсолютную идею, безличный разум, а вторичным – всё материальное, но как воплощение и конкретное выражение этой Идеи. Саморазвитие идеи проходит стадии, раскрывая своё внутреннее содержание. Вначале она развивается в самой себе, затем принимает форму природы и человека, затем проявляется в форме государства, искусства, религии и философии. Согласно его принципу, бытие есть мышление, а мышление есть бытие, т.к. «первое определение мысли есть бытие». Новое у него и в том, что идея - это самопроизвольный процесс движения, становления, развития. Гегель явился завершителем идеалистической диалектики – диалектики Абсолютной идеи как первоосновы и источника всего сущего. Философ первым дал развёрнутую критику метафизического метода познания и противопоставил ему свой, разработанный на идеалистической основе диалектический метод. В Абсолютном духе имеется рефлексия («отражение»), единство тождества и его противоположности - нетождества, ничто и нечто, субъекта и объекта. Тем самым противоречие вводится в само ядро Абсолюта, божественной первоосновы. Противоречие узаконивается в качестве конструктивного принципа всей системы. Поскольку же противоречие есть отрицание, то это отрицание, введённое в исходный пункт системы, обеспечивает её самодвижение и саморазвитие. Путь самопознания (саморазвития) Абсолютной идеи есть, одновременно, выражение диалектического метода. Его основными принципами (названными впоследствии Ф.Энгельсом законами) являются: 1) закон единства и борьбы противоположностей; 2) закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, и обратно, и 3) закон отрицания отрицания. Триадичность характерна и для всей философской системы Гегеля, состоящей из трёх основных частей: 1) Логика; 2) Философия природы; 3) Философия духа. Причём и каждая часть системы имеется троичное подразделение. Раскрывая диалектику понятий и категорий, Гегель рисует и подлинную историческую эволюцию чувственных форм познания, ведущую к развитию логических форм рефлексии: от ощущений, восприятий и представлений – к понятиям, суждениям и умозаключениям человека. Абсолютная идея выходит на арену всемирной истории как объективный, Мировой дух. Он - деятельная, активная сила истории, прокладывающая себе путь как необходимость. Всемирная история есть прогресс в сознании свободы. Со всеми коллизиями и многоразличными целями всемирная история представлена у философа четырьмя ступенями Мирового духа: 1) Восточный мир; 2) Греческий мир; 3) Римский мир, и 4) Германский мир. Для народов древнего Востока, не знавших свободы, характерно повиновение. Для греческого мира характерно осуществление принципа «прекрасной индивидуальности». Для римского мира – осуществление «абстрактной всеобщности» на основе прогрессивного «римского права». Германский же мир унаследовал важнейшие плоды Реформации и Великой французской революции. Народы этого мира достигли свободы, а режим Прусской монархии - окончателен и совершенен. Т.о. история понята Гегелем как единый, цельный и закономерный процесс развития, которое даёт в цепи событий всемирной истории начало новому, прогрессивному. Карл Маркс (1818-1883) начал там, где кончил Гегель: последний лишь резюмировал историю. А ещё юноша Маркс мечтал прервать заколдованный круг человеческого бытия, «развязать узел творения». Что же это за «узел»? Это противоречие между творческим могуществом, свободой, величием человека (как родового существа, совокупного человека) и бессилием, рабством, ничтожеством миллионов отдельных индивидов. Как, когда и почему возникло это противоречие между индивидом и родом? Может ли каждый отдельный индивид стать свободным подобно роду? Или масса людей навсегда останется «серым материалом» истории? В той же истории Маркс хотел разглядеть такое будущее, в котором разрыв между свободой рода и несвободой индивида будет преодолён! Молодой Маркс выдвинул идею: подобно тому, как труд сформировал человека в качестве родового существа, так диалектическое «снятие» труда создаст предпосылки для свободной самореализации каждого индивида. Но лишь в процессе создания «Капитала» он открыл в автоматизации производства материальные предпосылки уничтожения труда и только на этой основе – отмирание частной собственности на средства производства. Пока существует труд, неизбежно существует и частная собственность, в открытых, «нормальных» формах или в уродливой, каковой является государственная частная собственность. Однако для Маркса даже свободный материальный труд ренессанского ремесленника не был идеалом. Подлинная свобода начинается по ту сторону «царства необходимости», каковым является всякое материальное производство в любой технологической форме – будь то ремесло или машинное производство. Прообразом будущего общества послужило сообщество художников, творящих свободно и сознательно, без всякого господства, подчинения и эксплуатации. Философ надеялся, что когда-нибудь осуществится лозунг: «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех». Человеческая несвобода проявляется в отчуждении как реальном социальном процессе, характеризующемся превращением деятельности человека и её результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Маркс раскрыл основные моменты отчуждения в обществе: 1) отчуждение самой деятельности человека; 2) отчуждение условий труда от самого труда; 3) отчуждение результатов труда от наёмного работника; 4) отчуждённость социальных институтов и норм, предписываемых ими, от трудящихся. Преодоление отчуждения, по Марксу, заключается в преодолении эксплуатации и развитии подлинной демократии как свободы для каждого и всех, в самореализации большинства людей и в их всестороннем развитии. Экономическое отчуждение - основа всякого отчуждения и зиждется на эксплуатации. Присвоение собственниками земли и средств производства, результатов труда рабов, крепостных и наёмных работников – это три основных формы экономической эксплуатации. Эксплуатация наёмного труда, как и всякое реальное противоречие, движет и изменяет всё это отношение. «Промышленная революция» вела к разорению мелкого частного собственника. Исторически произошла экспроприация мелкого частника. Лидером стала крупная фабрично-заводская собственность и капитал. Т.о, «капиталистическая частная собственность есть первое отрицание индивидуальной частной собственности, основанной на собственном труде. Но капиталистическое производство порождает… своё собственное отрицание. Это – отрицание отрицания. Оно восстанавливает индивидуальную собственность на основе достижений капиталистической эры», - писал Маркс. Там, где освобожденный творческий труд вновь соединяется с индивидуальной собственностью, он (труд) становится своим собственным вознаграждением. Он перестаёт быть только средством для жизни, а становится сам первой потребностью жизни. Мыслитель отвергал и высмеивал грубый, казарменный коммунизм. Его идеал - это «свободная ассоциация свободных производителей», включающая в себя как высшую цель производство индивидуальности самого работника. Это прямо противоположно платоновскому коммунизму, христианскому социализму, утопии Томаса Мора и государственному социализму Сталина-Брежнева. «Производство самих форм общения» - вот в чём проявится творчество свободного человека. Теория Маркса совершает демистификацию всемирного социокультурного процесса. Она находит своё продолжение в современных концепциях постиндустриального, информационного общества, лидеры которых не стесняются называть себя «неомарксистами» (Белл, Ростоу, Горовиц, Дарендорф, Сакайя и др.).
Литература
Гегель. Наука логики. Т.1. – М., 1970. Гулыга А.В. Гегель. – М.: Молодая гвардия, 2008. ЖЗЛ. Кантор К.М. Немецкая идеология Маркса-Энгельса и русский марксизм//Вопросы философии, 1998, № 2. Киссель М.А. Гегель и современный мир. – Л., ЛГУ, 1982. Куно Фишер. Гегель, его жизнь, сочинения и учение. – М.: Либроком, 2008. Кэрд Э. Гегель. – М.: Либроком, 2011. Маркс К. Тезисы о Фейербахе //Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. и другие ранние философские работы /Сост. И.Гобозов. – М.: Академический Проект, 2010. Маркс К., Энгельс Ф. Альянс социалистической демократии и международное товарищество рабочих//Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 18. С. 413-415. Маркс К. К критике политической экономике. Предисловие //Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.13. С. 5-9. Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма. – М.: Мысль, 1974. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии //Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21.
Вопросы для самоконтроля: 1. Является ли философия Гегеля монистической? 2. Вспомните названия основных разделов философской системы Гегеля. 3. Каковы основные исторические формы экономической эксплуатации, по Марксу? 4. Как, кроме «коммунизма», называл Маркс будущее человеческое общество?
Часть II Тема 13.Современная философия Запада Современная западная философия - сложное, запутанное и противоречивое духовное образование. Составляющие её течения разнородны и вместе с тем внутренне едины по стилю анализа, способу постановки проблем, общей культуре мышления. Чтобы выявить тайну этого «сродства» необходим генетический подход, сравнение классической и современной философии. Идеалом классической философии была целостность, завершенность, монистичность, покоившиеся на чувстве естественной упорядоченности мироустройства, наличия в нём гармоний и порядков, доступных рациональному постижению. Главными претензиями современной западной философии являются преодоление мыслительной культуры трёх последних столетий и создание «новой философии». Всё многообразие философских течений современности можно подразделить на экзистенциально-феноменологическое (иррационально-антисциентистское) и позитивистско-рационалистическое. Иррационализм (от лат – неразумный, бессознательный) обозначает идеалистические течения в философии, которые в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и абсурдный характер самого бытия. В определённых пределах это была реакция на гегелевский имперсонализм и панлогизм, с одной стороны, и механистический материализм, с другой стороны. Его первой формой стал реакционный романтизм французского писателя Шатобриана (1768-1848), знаменуя собой разочарование в ценностях Просвещения, уход в мир грёз или в древнюю идеализированную историю (Шлегель, Брентано и др.). А «поздний» Ф.В.Шеллинг, противопоставляет свободу необходимости как иррациональную стихию, не подлежащую анализу. Одной из форм иррационализма является волюнтаризм (от лат. voluntas – воля; термин введён Ф.Тённисом в 1883). Первоначально воля в качестве высшего принципа бытия представлялась разумным и нравственным началом. В противоположность этому А.Шопенгауэр (1788-1860) даёт трактовку воли как слепого, неразумного бесцельно-действующего первоначала мира, связывая волюнтаризм с мировым пессимизмом. Философия трактуется Эдмундом Гуссерлем (1859 - 1938) как феноменология — строгая наука, относящаяся к «всеобъемлющему единству сущего», которая должна стать обоснованием всякого научного знания. Феноменология — дескриптивная наука, которая (на основе принципа очевидности и феноменологических редукций) исследует и приводит в систему априорное в сознании, задавая тем самым основные понятия наукам. Основой познания для Гуссерля является очевидность (непосредственное созерцание). Этот критерий очевидности в познании философ называет «принципом всех принципов». Гносеологическое исследование должно быть беспредпосылочным, то есть должно основываться только на очевидно усматриваемом, отказываясь от всяких предварительных теорий. Привилегированное место в составе сознания отводится чувственным созерцаниям (восприятиям, представлениям и т. д.) как основополагающему элементу, лежащему в основе всех остальных переживаний сознания (ценностных, волевых и пр.). Очевидностью является не только созерцание реально существующих вещей в чувственном опыте, но и созерцание сущностей (идеация). Таким образом, постулируется бытие и возможность непосредственного созерцания идеальных объектов — сущностей, значений. Под влиянием немецкого романтизма Сёрен Кьеркегор (1813-1855) полностью отрицает гражданские свободы, называя их «человеческой глупостью». Есть лишь одна внутренняя свобода, свобода воли, свобода быть самим собой. Это крайний субъективизм, отказ от объективного познания и рационального объяснения. За пределами «Я» исчезает не только природный, но и социальный мир, цели и интересы других людей. Человек свободно полагает себя сам, создаёт свой «проект», где все окружающие – лишь объекты ему препятствующие. Эти идеи легли в основу нового направления - экзистенциализма. Экзистенциализм (от позднелат. ex(s)istentia–существование), или философия существования, иррационалистическое направление современной философии. Различают религиозный (Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов, Бубер) и атеистический экзистенциализм (Сартр, Камю, Мерло-Понти, Хайдеггер). Экзистенциализм стремится постигнуть бытие как некую непосредственную нерасчленённую целостность субъекта и объекта. Выделив в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, экзистенциализм понимает его как переживание субъектом своего «бытия-в-мире». Социальная установка экзистенциализма негативно-критическая. Это позиция критики современного общества, как «атомарного» общества, уничтожающего индивидуальности. А умонастроение есть умонастроение протеста, абсурдности, «заброшенности» и страдания. Экзистенция – это попытка напомнить о том, что есть в человеке что-то уникальное, неповторимое, не сводимое к общей закономерности. Экзистенциалисты ставят в центр философии проблему личности, сводя её к проблеме свободы и необходимости. Разум создаёт царство всеобщего, необходимости, где не может быть выбора, а, следовательно, и свободы. Извлечь личность из царства необходимости может только вера. Но в вере проявляется уже не знание, а воля как подлинная основа личности. Вера – это всегда вера в возможности, которые уничтожаются разумом. Отсюда два способа бытия, подлинного (основанного на свободе) и неподлинного (основанного на разуме). Новый способ существования это направленность экзистенции на самоё себя, на свои возможности. В сфере же «Ман» (обыденности, где каждый человек – «как все») индивид выступает не как личность, а как вещь, не человек действует, а им действуют. Мыслить предмет в форме субъектно-объектного отношения - причина овеществления всего окружающего мира, того, что сам человек мыслится как некая вещь, как некая сущность (М.Хайдеггер). Фундаментальная онтология Хайдеггера — проект, появившийся в результате пришедшего к Хайдеггеру решения проинтерпретировать феноменологию, которую он развивал до этого совместно со своим учителем Гуссерлем, в чисто онтологических категориях. Хайдеггеру использовал новую терминологию для адекватного описания предмета его нового философствования. Такие фундаментальные категории, как «субъект», «объект», «дух», «тело», «сознание», «реальность» и другие, он истолковывает в терминах бытия. Раньше все философы утверждали, что в явлении может открываться сущность предмета. При этом явление противопоставлялось сущности, и это было моментом противопоставления субъекта и объекта. Однако, по Гуссерлю, феномен несет в себе всё содержание о предмете: и явление, и сущность. Именно это положение дало возможность Хайдеггеру развить свой онтологизированный проект феноменологии. Первейшей задачей Хайдеггера был отказ от имманентности сознания с сохранением всех достижений феноменологии. Если обратиться непосредственно «к самим вещам» («zur Sache selbst»), то откроется бытие в различных его формах. В самом деле, я существую, окружающие меня вещи существуют, окружающие меня люди существуют. Изначальным является бытие; все перечисленное — это формы бытия. Оно открывается в своей множествености, в виде отдельных сущих (Seiendes). Если, согласно Кьеркегору, Марселю и Ясперсу, свободу можно обрести лишь в Боге, то для Ж.-П.Сартра человек «заброшен» в этот мир, он существует, но обретёт ли он свою сущность – это зависит только от самого человека. Он может отказаться от своей свободы, стать «как все», но только ценой отказа от себя как личности. Трагизм, пессимизм и индивидуализм экзистенциализма находят завершение у Альбера Камю, подчёркивающего абсурдность всякого человеческого существования. Подлинное бытие – единение индивидов в бунте против «абсурдного» мира, против смертности, несовершенства, бессмысленности человеческого бытия. Это экстаз разрушения, мятежа, рождённого отчаянием «абсурдного» человека. Разновидностью иррационализма и волюнтаризма является философия жизни (Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, Х. Ортега-и-Гассет). Наиболее известным философом жизни становится Фридрих Ницше (1844-1900). Переходя от классической филологии к философии, Ницше испытывает на себе влияние Шопенгауэра и Вагнера. В своей типологии культуры (намеченной немецким романтизмом), мыслитель сопоставляет два начала бытия и культуры – «дионисийское» («жизненное», буйное и трагическое) и «аполлоновское» (созерцательное, логически-членящее, интеллектуальное). Здесь - зачатки всех тем, или рубрик, наиболее узнаваемых и значимых в работах философа. Это – нигилизм, имморализм, переоценка ценностей, воля к власти, вечное возвращение и сверхчеловек. Сюда же относится антихристианство Ницше и его критика демократии и социализма. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-16; Просмотров: 1500; Нарушение авторского права страницы