Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 24. Культура, цивилизация, формация. Глобальные проблемы и будущее человечества ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Духовный прогресс предполагает, прежде всего, рост культуры. Понятие «культура» появляется в эпоху Просвещения. До этого оно употреблялось лишь функционально: cultura juris (выработка правил поведения), cultura scientias (употребление знаний), cultura litterarum (совершенствование письменности»). В классической латыни слово «культура» употреблялось в смысле «возделывание земли» (agri cultura). У Цицерона оно впервые используется для обозначения духовной культуры: «cultura animi autem philosophia est» («но культура духа есть философия»). Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Важнейшими составляющими культуры являются: язык, понятия (концепты) и знаковые системы; отношения; ценности и правила (нормы) поведения людей. Культура - явление внутреннее и органическое, она захватывает самую глубину человеческой души, предполагает определённую степень нравственности и не сводится просто к образцам поведения. Что означает термин «цивилизация»? Э.Бенвентист установил, что он происходит от лат. civis – гражданин, а civilis - это организованное, государственно-организованное общество. Впервые термин ввели в оборот Мирабо (1757) и Фергюсон (1767). В ХVII-ХVIII веках средневековому провиденциализму была противопоставлена догадка о естественном ходе событий в обществе. В водовороте исторических изменений пробивает себе дорогу восходящее, прогрессивное направление. Люди постепенно переходят от их «естественного» состояния к упорядоченному и организованному политической властью гражданскому бытию. Понятие «цивилизация» тесно связано с понятием «культура». Философы-просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. . Возрастающий массив этнографических сведений позволил в ХIХ веке закрепить три уровня развития различных народов: 1) исходный, низший – дикость; 2) более высокий – варварство; 3) высший – цивилизация (Л.Морган, Ф.Энгельс). Основные (чаще всего употребляющиеся в современной литературе) значения понятия «цивилизация»: 1) «Цивилизация» как заключительная стадия социокультурной эволюции, сменившая стадию дикости и варварства; 2) «Цивилизация» как духовные, гуманистические противовесы, блокирующие негативные, антигуманные проявления; 3) «Цивилизация» как определённый региональный тип культуры, который может характеризоваться чертами дикости, или чертами варварства и цивилизации; 4) «Цивилизация» как заключительный агонизирующий этап определённого типа культуры, когда искусственные, механические связи сменяют связи органические. В этом значении употребляет термин «цивилизация» О.Шпенглер, говоря о закате фаустовской культуры (культуры Запада). Цивилизация - это общность разумных существ, использующих обмен информации, энергии, массы для выработки действий и средств, поддерживающих свою жизнь и прогрессивное развитие (В.С.Троицкий). Говорят также о мировой цивилизации, её кризисе, и необходимости формирования новой парадигмы её развития. Разумеется, нет никаких оснований рассматривать мировую цивилизацию как «венец творения», как уже достигнутую цель истории, как уже завершившуюся эмансипацию человека, о чём писал Ф. Фукуяма. До проблематического конца истории ещё далеко. Цивилизация в широком смысле означает историческую ступень развития человечества, которая началась как результат «аграрной революции» по терминологии Г.Чайльда. В VШ-Ш тысячелетии до н.э. в различных регионах Земли, в зонах предцивилизации (протокультуры) люди переходят от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) – к хозяйству производящему (скотоводство, земледелие). С этого момента первая часть человечества встала на подлинно исторический путь развития. Идеи линеарного общественного прогресса были подкреплены в середине ХIХ века теорией прогрессивной смены общественно-исторических (экономичесих) формаций К.Маркса и Ф.Энгельса. Первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое общество - классическая марксистская формационная «лестница» человеческой истории в её прогрессирующем развитии. Для описания исторического процесса также употребляется понятие исторической эпохи. Она может охватывать весь период развития той или иной формации (эпоха первобытнообщинного строя, эпоха феодализма), либо отдельные этапы в её развитии (эпоха первоначального накопления капитала, эпоха мировых войн). А с точки зрения культурного феномена, например, эпоха Возрождения, эпоха Просвещения и т.п. Современное человечество все чаще задумывается о конце истории. Эксплуатирующая, а не восстанавливающая цивилизация не может иметь иного результата, кроме ускорения конца (Н.Фёдоров). Ныне человечество стоит перед десятком острейших, неотложных «глобальных» проблем. Их можно условно разделить на две группы: 1) Угроза экологической катастрофы на Земле, энергетический кризис, проблемы, связанные с выживанием человечества как вида. Это глобальные проблемы типа «общество – природа»: 2) Проблемы предотвращения мировой войны и ядерной катастрофы, прекращения гонки вооружений, проблема разрыва между экономически развитыми и развивающимися странами, рост отчуждения между людьми. Сегодня нужны принципиально иные ориентации – на сознательно регулируемое и планируемое ноосферное развитие, возвращающее человечество к коэволюции общества с биосферой (Вернадский, де Шарден, Моисеев). Противостоять катастрофам может только цивилизация, одухотворённая высокой культурой. Для этого ей нужны и знания, и высокая культура и высокоразвитые духовные потребности. В развитии культуры, духовной свободы и гуманистического сознания находят выражение важнейшие тенденции духовного прогресса человека и общества.
Литература
Аурелио Печчеи. Человеческие качества. – М., 1980. Бердяев Н. Царство Духа и царство Кесаря // Судьба России. – М.: Сов. писатель, 1990. Капица С. Рост населения Земли //Наука и жизнь, 1998, № 3. Клягин Н.В. Происхождение цивилизации. – М., 1996. Лоренц Конрад. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества //Знание-сила, 1991, №1. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М., 1990. Сорокин Питирим. Кризис нашего времени /Человек цивилизация, общество. – М.: Политиздат, 1992. Формация и цивилизация //Вопросы философии, 1989, №10. Эра роботов или эра человека? //Наука и религия, 1997 № 10.
Вопросы для самоконтроля: 1. Первоначальный смысл и сущность понятия культуры. 2. Основные смыслы понятия «цивилизация». Соотношение культуры и цивилизации. 3. Понятие «культура» и её составляющие элементы. 4. Перечислите основные неотложные «глобальные» проблемы человечества.
Вопросы к экзамену
1. Предмет философии и структура философского знания. 2. Философия в структуре мировоззрения. Типы мировоззрения. 3. Основные направления в философии. 4. Функции философии и особенности философского знания. 5. Основные понятия и проблемы древнеиндийской философии. 6. Философия Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм. 7. Основные исторические этапы европейской философии. 8. Античная философия: периодизация и основные философские школы. 9. Ранняя греческая натурфилософия (досократики). 10. Античная атомистика. 11. Элейская школа. Апории Зенона. 12. Софисты и Сократ. 13. Учение Платона о бытии, познании, нравственности и государстве. 14. Метафизика Аристотеля. 15. Теологическая философия Средних веков периода апологетики и патристики (Августин Блаженный). 16. Теологическая философия Средних веков периода схоластики (номинализм и реализм, учение Фомы Аквинского). 17. Основные направления эпохи Возрождения: гуманистическое, неоплатоническое, натурфилософское, реформационное, политическое, утопическо-социалистическое. 18. Материализм и эмпиризм Ф.Бэкона. 19. Рационализм, дуализм и механицизм Р.Декарта. 20. Сущность «коперниканского переворота» И.Канта. 21. Кант о сущности нравственности. Понятие «категорического императива». 22. Диалектический метод и система Г.Гегеля. 23. К.Маркс об «отчуждении» человека и его преодолении. 24. К.Маркс: критика «казарменного коммунизма». 25. «Позитивизм» О.Конта. 26. Ф.Ницше о «воле к власти». 27. Ж.-П.Сартр о существовании и сущности человека. 28. Основные направления в истории русской философии. 29. Полемика западников и славянофилов. 30. Н.Бердяев о творчестве и свободе. 31. Метафизика и онтология: основные понятия и проблемы. 32. Принципы философского материализма: материальность мира, единство материи и движения, детерминизм и развитие. 33. Философские проблемы пространства и времени. 34. Экзистенциализм об отчуждении и свободе человека. 35. Проблема «понимания» в герменевтике. 36. Основные понятия и проблемы теории познания. 37. Индивидуальное и общественное сознание, самосознание, мышление и язык, сознательное и бессознательное. 38. Критерии научности. 39. Понятие «наука». Основные методы и формы научного познания. 40. Проблема истины в философии и науке. Научные критерии истины. 41. Социальные функции науки. Этика науки. Сциентизм и антисциентизм. 42. Экологическая проблема. Естественное и искусственное, техника и природа. 43. Общество, культура, цивилизация, формация. 44. Философское понятие «личности». Личность и общество. 45. Смысл жизни и судьба человека. Нравственная сущность свободы. 46. Ценности и их роль в жизни человека. Классификация ценностей. 47. Техника и её роль в обществе. Исторические этапы её развития. 48. Современная техногенная цивилизация и её ценности. 49. Концепции «постиндустриального» («информационного») общества. 50. Научное и вненаучное познание. Познание и творчество. Роль практики в познании. 51. Философия истории. Формационный, цивилизационный и культурологический подходы. 52. Глобальные проблемы и кризисы современной цивилизации.
Темы контрольных работ 1. Предмет философии и его специфика. 2. Мировоззрение, его строение и виды. Философия и мировоззрение. 3. Периодизация истории мировой философии. 4. Основные философские проблемы и принципы. Функции философии. 5. Предпосылки возникновения античной философии. 6. Исторические формы главных философских направлений. 7. Неортодоксальные школы индийской философии. Философия буддизма. 8. Основные идеи конфуцианства. 9. Даосизм. Диалектика в «Дао дэ цзин». 10. Понятие «архэ». Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). 11. Элейская школа. Апории Зенона Элейского. 12. Стихийная диалектика Гераклита. 13. Субъективизм и релятивизм софистов. 14. Сократ о добродетели. Понятие этического рационализма. 15. Диалектический метод Сократа (ирония и майевтика). 16. Смысл идеализма Платона. Идеи и вещи. 17. Платон о Едином и Благе. 18. Идеальное государство Платона. 19. Понятие метафизики: учение Аристотеля о «первой философии». 20. Логика Аристотеля. Учение о категориях и доказательстве. 21. Аристотель о человеке и добродетели. Принцип «золотой середины». 22. Августин о Боге, человеке и времени. 23. Христианская история человечества Августина Аврелия. 24. «Пять путей к Богу» Фомы Аквинского. 25. Смысл понятий «гуманизм» и «возрождение». Хронологические границы эпохи Возрождения. 26. Роль человека в эпоху Возрождения. Становление антропоцентрического мировоззрения. 27. Социально-политические учения Ренессанса. 28. Программа «Великого восстановления наук» Ф. Бэкона. 29. Р.Декарт о принципе универсального сомнения: проблема достоверности знания. 30. Р.Декарт: правила научного метода. 31. Сущность «коперниканского» переворота И.Канта. 32. И.Кант о «вещи в себе» и способностях человеческого познания. 33. И. Кант о сущности нравственности. Категорический императив. 34. Принцип развития в философии Г. Гегеля. Диалектический метод. 35. Система абсолютного идеализма Г. Гегеля. 36. К. Маркс: критика «казарменного» коммунизма. 37. Классический позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж.- Ст. Милль). 38. Ф.Ницше: критика христианства, демократии и социализма. 39. Ж.-П. Сартр о существовании, сущности человека и его «проекте». 40. Полемика западников и славянофилов. 41. Проблема смысла жизни у Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. 42. Н. Бердяев: персонализм и внутренняя свобода. 43. Концепции бытия: преодоление вещественной теории материи. 44. Бытие Парменида и бытие Демокрита. 45. Системность бытия. 46. Атрибутивная концепция материи. 47. Проблема единства материи, движения, пространства и времени. 48. Неисчерпаемость материи: ее формы и уровни организации. 49. Сознание и его сущность. 50. Сознание и бессознательное (З. Фрейд и К.Г. Юнг). 51. Сущность и природа познания. 52. Структура познавательной деятельности. 53. Концепции истины, ее виды и критерии. 54. Научное и паранаучное познание. 55. Состав научного знания. Объект и предмет научного знания. 56. Проблемы и объекты научного знания. 57. Методы и формы научного знания. 58. Т. Кун: «нормальная наук» и научные революции. 59. Соотношение науки и техники. Философские проблемы. 60. Понятие научной картины мира. Виды научных картин мира. 61. Философия и антропология. 62. Биологические и социальные предпосылки антропогенеза. 63. Личность, индивид, индивидуальность. 64. Парадоксальность человеческого «Я». 65. В. Франкл: человек в поисках смысла. 66. Ценности и ценностные ориентации человека. 67. Общество как органическая система. 68. Состав социальной реальности. 69. Соотношение гражданского общества и государства. 70. Глобальные проблемы и будущее человечества. 71. Возможна ли коэволюция природы и общества? 72. Соотношение понятий «культура», «цивилизация» и «формация».
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-16; Просмотров: 1361; Нарушение авторского права страницы